О достижении

Итак, мы не в силах понять цели и задачи Бога. Пути Господни неисповедимы, как утверждают церковники - и здесь нет места спорам. Но как в математике существует понятие асимптотического приближения, так и в жизни оно также имеет место. То есть мы можем достигнуть понимания Бога и слияния с Ним (это процесс развивающийся) при условии затрат бесконечно больших усилий - или, если угодно, по прошествии бесконечно большого периода времени. Звучит достаточно безрадостно, не так ли? Да еще принимая во внимание то, что сам Бог-то не стоит на месте, а точно так же развивается (уж не могу указать - как, но логика это диктует). Ситуация очень напоминает Ахиллеса и черепаху в известной апории Зенона.
Но как сама сущность апории была опровергнута открытием дифференциального исчисления, так и приведенное выше рассуждение кажется незыблемым только на первый взгляд. Действительно, в таком случае никто никогда не мог бы достичь уровня не то, что Бога - обычного праведника! В самом деле, никакой принципиальной разницы нет - и Бог, и праведник - всего лишь точки на математической оси, пусть и движущиеся по ней по определенным законам.
Тут мне возразят: а кто определяет эти законы? Не кажется ли уважаемому автору, что его рассуждения - чушь перед всемогуществом Творца этих самых законов?
Кстати, о всемогуществе.
Ни Иисус Христос, ни сам Бог никогда не утверждал, что Он всемогущ. Во всей Библии нет такого упоминания! Другие люди, книжники и фарисеи (в первоначальном значении) - да, утверждали; в Библии полным-полно ошибок такого рода, сделанных писавшими ее людьми. Прямого же утверждения этого свыше нет. Всеведение - да, вездесущность - да, но не всемогущество! Кстати, и в Коране та же картина: Аллах мощен, но опять-таки не всемогущ; всемогущ он только по отношению к потенции иной монады. И буддизм скептически относится ко всемогуществу Первопричины.
И о вездесущности.
Вездесущность следует понимать не как прямое местоположение Бога "во всем" (хотя и эта точка зрения имеет право на существование), а как возможность связи с ним из любого места Шаданакара. Или, говоря простым языком, молиться можно в любом месте. Бог услышит.
Но мы отвлеклись. Повторяем вопрос: не кажется ли автору, что его рассуждения ; чушь перед всемогуществом Творца законов?
Не кажется. Во-первых, со всемогуществом мы уже разобрались, а во-вторых, законы (даже если они и сотворены в свое время Богом) все-таки являются законами, и даже Бог подвержен их действию.
Здесь читателю уместно сделать паузу и немного подумать.


Рецензии