Ответственность творца - продолжение

Вдохновение - это дар, награда для души. Оно приносит душе ни с чем не сравнимое удовлетворение, так как именно в моменты высшего озарения сущность человека получает то, о чем осознанно или неосознанно мечтала.
Конечно, создавать много труднее, чем разрушать. Поэтому вокруг нас так много критики и так мало созидания. Гораздо проще захватить внимание общества, используя низменные инстинкты. И получается: вот такой-то министр, подлец, много награбил, ату его! На порядок, на два порядка сложнее разбудить в человеке мысли высокие, показать, что приходит он в этот мир не для зла. Но ведь то, что данный негодяй-министр находится в элите общества, является результатом уровня развития, и в конечном счете – именно негативного воспитания этого самого общества! Получается, как говорят радиотехники, положительная обратная связь: система самовозбуждается.
Из физики известно, что любая система устойчива только при наличии отрицательной обратной связи, которая препятствует изменению состояния системы. В приложении к обществу это значит непременную необходимость некоторого консерватизма, критики - той самой отрицательной связи. Критика же в свою очередь должна быть конструктивна, то есть не сводиться лишь к указанию недостатков (этак-то критиковать мы и сейчас хорошо умеем!), но должна указывать методы их устранения. То есть, если не знаешь, как сделать лучше – помалкивай!

Сравним миры Александра Грина и братьев Стругацких (это лишь пример, можно было взять и кого-то иного).
Моральная атмосфера, дух произведений зависит от предсуществования души. И если пронизанные солнцем города Грина - Зурбаган, Лисс, Гель-Гью - явно носят на себе отпечаток Олирны и Энрофа, то атмосфера некоторых (многих) произведений Стругацких больше напоминает Скривнус, Ладреф и Мород. Степень художественности зависит от личного таланта автора, но духовный настрой определяется предшествующим опытом.
Теперь о собственно ответственности.
Перефразируя слова Сент-Экзюпери, можно сказать, что все мы в ответственности за тех, которых сотворили. Это значит, что карма наших созданий налагается на нашу. За их поступки (а каждый автор знает, что хорошо выписанный персонаж в конце концов начинает жить своей собственной жизнью) в какой-то мере придется расплачиваться создателю. Это эхо древнего утверждения, что самое малое наше слово отзывается в далеких мирах.
Тут важное значение приобретает красота сотворенного нами.


Рецензии