Светлые и темные

Когда я впервые стал задумываться над проблемами, которым посвящена эта статья, я с удивлением обнаружил, что не одинок на дороге своего духовного образования. Как бы случайно брошенное в тесноте троллейбуса слово по дороге на работу; упавшая книга, открывшаяся на нужной странице; в нужную секунду прорвавшаяся сквозь хрип эфира фраза радиопередачи - и наступало мгновенное понимание мучавшего меня вопроса. Складывалось впечатление, что меня «ведут» по пути знания ; ведут некие таинственные и неосознанные мной силы. Впоследствии я понял, что так оно и есть, и всплеск мысли непременно будит отклик, и из неведомых пространств спешат на помощь терпеливые и ненавязчивые учители.
К сожалению, в мире наличествуют не только светлые, но и темные силы. До этого момента не было случая остановиться на этом подробнее, теперь же необходимо дать им пояснение для осознания их сущности и задач.
Фундаментальнейший вопрос: для чего в мире существует зло? Какова необходимость этого? И кто в ответе за его существование - неужели тот самый любящий и благодатный Бог, который является творцом всего - а в том числе и зла?
Из атрибутивно присущего Богу всеведения логически следует его предварительная осведомленность в том, что в новосотворяемом Им мире появится зло. Но, несмотря на это, мир все же был сотворен. Как это можно объяснить?
Безусловно, Бог-творец мог создать мир без зла. Однако это противоречило бы определяющему принципу цели такого творения. Поскольку мир и существа в нем (я говорю о человеке) создавались с целью иметь товарища, то эти существа Бог обязан был наделить - и наделил - свободой выбора, личной волей.
Вот в чем корень понимания! Если бы у меня, как личности, не было свободы воли - безусловно, я бы и не мог грешить. Но тогда бы моя личность была в буквальном смысле «рабом божьим» - именно рабом, а не нужным по определению товарищем (кстати, наделение человека свободной волей и подтверждает нужду именно в товарище, а не в рабе).
А раз у существа появляется свобода выбора, то в силу того, что сущность ее в корне отлична от сущности создавшего Бога (в смысле совершенства ; видимо, в намерения Бога входило создание абсолютно иной структуры, иначе это было бы бессмысленным клонированием себя), то и решения она может принимать не оптимальные с точки зрения божественной мудрости. Так появилось расхождение в векторах направленности создателя и создания. Не будем, читатель, углубляться в роль дьявола, тут же подсунувшего Еве яблоко - это следствие, ведь суть проблемы возникла раньше, при первом мгновении акта творения.
Таким образом, появление зла в мире было объективно неизбежно, и Создателю пришлось пойти на эту возможность вполне сознательно. А фактически зло в мир приносит тот, кто пользуется предоставленной свободой неоптимальным способом.


Рецензии