Евреи в Китае

 
 
Первая синагога была построена в Китае в 1163 году, после того, как император издал указ о том, что евреи должны "соблюдать и следовать обычаям праотцев и обосноваться в Кайфэне". Но некоторые историки утверждают, что первые евреи в Китае появились еще во времена Первого Храма, когда Израиль был разделен на два царства
Приблизительно в 721 году до н.э. ассирийцы вторглись в северное царство, собрали десять племен, живших там, и отправили их в Ассирию как рабов. Согласно легендам и историческим свидетельствам, одно или два потерянных племени могли оказаться в Китае и поселиться там.
Бней-Менаше, еврейская община Индии, состоящая из 5000 человек, из поколения в поколение передает устные рассказы о бегстве своих предков из ассирийского рабства через Персию, Афганистан и Тибет. Они достигли Китая около 240 года до н.э.
Бней-Менаше верит в то, что их предки из Китая расселились по всему миру - во Вьетнаме, Таиланде, Малайзии и на Филиппинах, а также в Бирме и Индии.
В 1970-х община занялась исследованием своих корней и пришла к выводу, что они являются потомками древних иудеев. Среди доказательств их еврейских корней – верность древним обычаям, таким как обрезание на 8-ой день после рождения, женитьба на вдове брата, принесение жертв на алтаре, ношение платков, напоминающих талит.
За прошедшие годы они начали изучать и практиковать иудаизм. Сегодня около 5 тысяч человек на северо-востоке Индии и в Мьянме считают себя евреями. С 1997 года более 300 представителей Бней-Менаше эмигрировали в Израиль, где приняли иудаизм.
В гористом регионе северо-западного Китая около китайско-тибетской границы живет древний народ, который называется Чанг или Чанг-мин. Их около 250 тысяч. Они живут в поселках в высокогорных районах, и, возможно, являются потомками потерянных колен Израилевых. Шотландский миссионер Торренс, который посетил Чен-ду в начале 1900-х, настаивал на том, что этот народ очень похож на детей Израилевых. Он отмечал, что их обычаи напоминают древние еврейские традиции, включая древний плуг, запрягаемый двумя быками, в который никогда нельзя впрягать быка и осла одновременно. Этот народ верит в единого Бога, и, как и древние еврейские священники, священники Чанг-мин носят пояс, чтобы подвязывать свои одежды, и жезл, подобный тому, что был у Моисея в пустыне.
Язык этого племени был забыт, они потеряли свою древнюю письменность. Сегодня они говорят на китайском и двух других языках. Один – тибетского происхождения, другой – сленг. Исторические карты династии Хань (III век до н.э. – Ш век н.э.) показывают, что это племя расселилось на северо-западе Китая. Они считают себя иммигрантами с Запада, достигшими Китая после путешествия, которое длилось три года и три месяца.
Они жили обособленно и были монотеистами до середины XVIII века, времени начала ассимиляции. Они верят в то, что племя Чанг - это потомки Авраама, у которого было 12 сыновей. Они верят в единого Бога, которого называют Абачи, что означает отец небес, или Мабичи, дух небес, или Тянь, небо. Этот Бог всемогущ, следит за целым миром, судит мир справедливо, вознаграждает благочестивых и наказывает порочных. В прошлом они писали на свитках пергамента, создавали книги, однако сегодня у них остались только устные традиции. Они не понимают молитв, которые читают каждую неделю, однако продолжают практиковать обычай принесения животных в жертву.
У них нет статуй и изображений, однако есть два символа святости: чистый белый лист бумаги и кусочек натурального белого камня, что символизирует абсолютную чистоту. Алтарь построен из земли, которая спрессована в камни, которые затем выкладываются один на другой и обрабатываются металлическим инструментом. Этот обычай может объясняться требованием Торы не строить алтарь из выточенных камней.
Среди церемоний, которые до сих пор практикует племя Чанг, - сбрызгивание кровью порога для защиты дома, освящение каждой церемонии белым свитком пергамента, и обычай закрывать все леса на 50 лет, после чего они проводят особую церемонию открытия, аналогичную обычаю древнего Израиля. Они очень заботятся о свитке и стараются, чтобы он оставался чистым. Конечно, на них повлияли и китайские обычаи. Так, например, они проводят церемонию изгнания демонов. Кроме того, они называют Создателя Богом гор, так как горы – это центральное место поклонения в Китае.
Торговцы, пилигримы, солдаты, любители приключений, эмигранты и беженцы начали путешествовать по Шелковому пути за тысячи лет до нашей эры. Традиционная дата открытия Шелкового пути – 105 или 115 год до н.э. Однако, на самом деле Шелковый путь гораздо старше, и, возможно, ему 2 тысячи лет или больше. По крайней мере, 4 тысячи лет назад это была главная дорога между Средиземноморьем и Китаем. Известно, что евреи прибыли в Индию и другие страны этого региона в 70 году нашей эры, после разрушения Второго Храма в Иерусалиме. Скорее всего, в это же время они появились и в Китае, спасаясь от преследований.
Четкие свидетельства пребывания евреев в Китае датируются VII веком, когда они прибыли из Персии, обосновавшись в Сиане, тогда крупнейшем городе мира, столице Китая на протяжении 11 династий. Ко времени правления северной династии Сун (960-1127 н.э.), в Кайфэне, городе к югу от Пекина, который тогда был столицей Китая и местом окончания Шелкового пути, уже была процветающая еврейская община.
С VII века еврейская община мирно сосуществовала с китайскими соседями на протяжении 1200 лет, и в действительности могла иметь корни в более ранних общинах-потомках потерянных племен.
Арабские и европейские путешественники, включая Марко Поло (XIII в.), рассказывали, что встречали евреев или слышали о них во время путешествий в Китай. Поло отмечал, что Кублай Хан сам праздновал и мусульманские, и христианские, и еврейские праздники, что говорит о довольно большом количестве евреев в стране, раз ее правители удостаивали их своим вниманием. Исторические источники также описывают еврейские общины в различных портах Китая, однако выжила только община в Кайфэне.
В 1605 году один еврей из Кайфэня услышал о прибытии в Пекин человека, который верил в того же Бога. Этот еврей поехал в Пекин и встретил там человека по имени Маттео Риччи, иезуита, которому суждено было стать самым влиятельным европейцем, служившим императорскому двору. Сообщение Риччи об обнаружении еврейской общины в Китае вызвало значительный интерес у Ватикана. Евреи Кайфэня, тем временем, ничего не знали о христианстве и продолжали практиковать ритуальный убой скота так же, как и другие древние обычаи.
Иезуиты, посетившие Кайфэнь в XVIII-ом веке, хотели познакомиться с китайскими евреями и изучить их древние письмена. Желая найти Тору китайских евреев, в которой наверняка должны были быть отрывки о приходе Христа, которые, как они полагали, были вырезаны из Торы, распространенной в Европе раввинами талмудической эры, они надеялись привезти в Европу оригинальную Тору, доказывающую западным евреям, что их обманули. Это должно было вызвать массовое обращение в христианство.
Бесполезно говорить, что иезуиты не нашли такой Торы. Однако они писали письма в Рим, которые хранятся в архиве Ватикана. В письмах описывается ежедневная жизнь и религиозные отправления китайских евреев, отмечается, с какой гордостью и заботой они ухаживают за своей синагогой. Наброски интерьера и экстерьера синагоги показывают типичное китайское строение с многочисленными павильонами, посвященными предкам и ярким героям еврейской истории. Отдельный зал предназначен для ритуального убоя животных. На столе, стоящем там, горят ароматные палочки в честь патриархов Авраама, Исаака и Иакова.
Первая синагога была построена в Китае в 1163 году, после того, как император постановил, что евреи должны "соблюдать и следовать обычаям праотцев и обосноваться в Кайфэне".
Чествовать предков – это давняя китайская традиция. После разрушительного наводнения в 1461 году синагога была восстановлена, о чем рассказывает мемориальная доска.
За века ассимиляции, отсутствия раввина, ветхости синагоги значение Кайфэня для еврейской жизни и общины снизилось. Среди евреев, так же как и среди их китайских соседей, было много бедных и нищих, что заставляло их продавать части здания синагоги и даже некоторые манускрипты. В XIX веке Свитки Закона и другие еврейские манускрипты были проданы протестантским миссионерам.
Около 1866 года синагога Кайфэня была уничтожена окончательно. В 1900 г. Шанхайское общество спасения китайских евреев начало помогать своим братьям в Кайфэне. Были разговоры о финансировании восстановления синагоги, однако погромы в России и новый приток евреев в Китай привели к тому, что деньги пошли на другие нужды. Синагога в Кайфэне так никогда и не была восстановлена.
Продолжение следует…
Joyfulnoise.net,
Перевод Ирины Ревякиной 
08-01-2005


Рецензии