О творчестве и творцах. Записки любопыт. дилетанта

«Где дух не водит рукой художника, там нет искусства».

Леонардо да Винчи

«Любое человеческое творение, будь то литература, музыка или живопись, – это всегда автопортрет».

Батлер С.
 
Вот уже три года я «в плену» у моих «Арабесок». Ложусь спать или встаю всегда с одними беспокойными мыслями: как, в какой форме, какие слова, образы для выражения своих мыслей и чувств отыскать, как выстроить сюжет, как лучше донести  то, что волнует меня, как суметь не оставить читателя равнодушным…

 Эти мысли назойливы и мучительны, они постоянно преследуют и изводят меня, я одержима ими. Снова и снова возвращаюсь к своим текстам, анализирую их, исправляю, стараюсь добиться большей икренности и выразительности… 

Но, в то же время, как это сладко и захватывающе ощущать себя творцом! Все дела, заботы отходят на второй план, невольно забываешь о времени, о еде. И… видит Бог, я счастлива в эти минуты!

А, если еще чувствуешь: да, получилось! Я сама себе строгий ценитель и судья. И, хотя прекрасно осознаю, что ведь «варюсь то я  в собственном соку»… Но я не могу не верить себе, что–то внутри меня, словно, ведет, помогает, одобряет, прокладывает дорогу вперед. И я твердо верю, я убеждена: ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ.

На написание этих записок меня подвигла полемика, развернувшаяся в письмах. Вопросы искусства и творчества, таланта и творца, вопросы очень не простые и далеко не однозначные не могли оставить меня равнодушной.  И я попыталась обратиться к ним, ясно сознавая собственный дилетантизм, но в то же время прекрасно памятуя о том, что » дорогу осилит…»

ТВОРЧЕСТВО И ТВОРЦЫ. Несомненно, что две эти категории теснейшим образом связаны друг с другом и не могут существовать отдельно друг от друга. Что же известно об этом? Попробую рассмотреть, пусть даже очень поверхностно, эти сложнейшие вопросы.

Гуманистические аспекты творчества – к ним относят так необходимые для каждого творческого человека

САМОВЫРАЖЕНИЕ,

САМОУТВЕРЖДЕНИЕ,

САМОУСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ.

Какой же путь проходит активная творческая личность в формировании своих способностей? Вопрос небезынтересный и важный.

Само понятие СПОСОБНОСТИ характеризуется следующим образом – это возможность выполнять какую–либо деятельность с определенной мерой успешности. Способности существуют к весьма различным видам деятельности: к науке, к искусству, к ремеслу и т.д.

Итак, способность... Но есть ли она, не преувеличиваем ли мы собственные возможности?

Но, прежде, чем выявить определенные способности, говорят о ЗАДАТКАХ, и лишь при условии, если человеческая личность развивается далее, задатки могут перерасти в способности. Значит, вначале должны присутствовать эти самые задатки.

При дальнейшей активной творческой деятельности, упорстве, настойчивости, целеустремленности уже речь может идти о таланте. Выстраивается логическая цепочка: задатки - способности - талант. И, лишь только в исключительных случаях, как о феномене, мы говорим о гении.

Интересным и, без сомнения, важнейшим компонентом развития творческой личности является, так называемый, ДАР. Его можно рассматривать, как «подарок судьбы», можно говорить, что он «от Бога».

В обиходе мы пользуемся этими выражениями. И, думаю, осознаем важность и ценим всю неординарность дара Господнего. Вспомним историю Моцарта и Сальери, блестяще описанную Пушкиным. И, хотя он, этот самый Божий дар, – случайная составляющая способности, без него нет настоящего творчества,и, думается мне,  приобрести его не представляется возможным.

Тут же нельзя не упомянуть о ПРИЗВАНИИ, т.е. о расположенности к творчеству.

В основе творческого труда всегда лежит ВДОХНОВЕНИЕ или иначе настрой на творчество, на «творческое горение».

 А.С.Пушкин писал: «Вдохновение есть живое расположение к творчеству».

Никто не станет отрицать сложность творческого процесса. В нем иногда усматривают некоторое сходство с игрой. (Как уж тут не вспомнить знаменитое: "Что наша жизнь? - Игра!!!") Как игре, так и творчеству характерны азарт, всепоглощающая страсть в достижении цели. Творческий процесс, как и игра,  полностью поглощает внимание, все помыслы и силы.

Но справедливо заметить и другую сторону. Хотя творчество  является целенаправленным процессом, в то же время здесь возможна и некая расслабленность, кажущаяся бесцельность, иногда даже рассредоточенность.

И совсем не случайно люди, далекие от этого, оценивают зачастую жизнь творческих людей как сплошное удовольствие, лишенное всех бед и трудностей обычной жизни. Действительно, со стороны может сложиться мнение у невежд о легкой и "красивой" жизни творческих людей.

Сам процесс творчества неизменно связан с присутствием в нем моря эмоций. Чувственные начала: постоянные терзания, сомнения, искания. И тогда говорят о МУКАХ ТВОРЧЕСТВА. Но есть и обратная сторона:

НАСЛАЖДЕНИЕ ТВОРЧЕСТВОМ. Всем памятно знаменитое Пушкинское: «Ай да, Пушкин!!! Ай да молодец!!!»

Поразительное по своей тонкости и проникновенности описание самого процесса творчества дает Александр Сергеевич в своих стихах об излюбленным им времени года – осени:

“И забываю мир – и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем –
И тут ко мне идет незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.

И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут.”

Вот такое определение понятию талант я нашла в учебнике.

ТАЛАНТ – социально детерминированное, оригинальное, неповторимое ни в ком другом единство эмоциональных и рациональных структур художественного субъекта, неповторимое личностное отношение к миру, фиксируемое в произведении, создаваемом художником.

Ну, а что же высшая ступень творчества - гений? В чем видят различие таланта и гения?

Шопенгауэр очень выразительно охарактеризовал качественные различия между талантом и гением:
«Талант это стрелок, попадающий в цель, которую видят многие, но никто не может попасть, а гений стреляет по таким далеким мишеням, что их даже никто не видит.»

Поразительно тонко, не правда ли?

Говоря о талантах, как правило, отмечают выдающиеся способности, высокую степень одаренности. Их  миссия – развивать то, что уже создано гениями. Они творцы нового, но это новое есть детализация и конкретизация, созданного гениями.

Таланты тоже все не одинаковы. Это легко можно отметить в самых различных областях искусства. Да и не только... Они, т.е. таланты, бывают как в большей, так и в меньшей степени.

Эту особенность мы часто можем наблюдать в обыденной жизни. О ком-то отзываются, как о довольно талантливом человеке. Но возможно и другое. Есть случаи, когда восхищенно звучит: "Талантище!"

Если таланты обладают просто творческой способностью, то гении – высшей творческой способностью.

ГЕНИЙ – это творческий революционер и он создает небывалое.

Признается, что гениальность – непредсказуема и не поддается никаким схемам и измерениям. И это, наверно, самое поразительное...

Из отмеченных особенностей, самым существенным является ОРИГИНАЛЬНОСТЬ ГЕНИЯ. Его неоспоримо новаторский характер.

Иммануил Кант заметил: “…оригинальность должна быть первым свойством гения…”

 Но вот что писал Томас Эдисон: «Гений – это один процент вдохновения и девяносто процентов пота».

Любопытный момент: таланты зачастую бывают богатыми и успешными. Их творчеством восхищаются, оно понятно большинству.

Гении – наоборот. Ведь их оценить могут лишь таланты, да и то не всегда, понимание приходит со временем. Впрочем, как и из любого правила, здесь тоже бывают исключения.

Талант немыслим без индивидуального метода и стиля как устойчивых принципов художественного воплощения идеи и замысла.

Талант художника может быть реализован лишь в конкретных социальных условиях, он обязательно должен быть востребован.

Вот такие размышления по поводу творчества и творцов я привела здесь, пользуясь материалами учебника. И, частично, собственными наблюдениями и размышлениями. Тема, на мой взгляд, очень интересна. И сказанное выше не исчерпывает весь объем материала.



ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

5 АВГУСТА 2012 ГОДА           БЕЛАРУСЬ   ГРОДНО

PS СМЕЮ ПРЕДЛОЖИТЬ ЧИТАТЕЛЯМ НА МОЙ ВЗГЛЯД ЗАБАВНУЮ БЕСЕДУ С АЛЕКСАНДРОМ РАЗУМИХИНЫМ В РАЗДЕЛЕ РЕЦЕНЗИЙ И, ВОЗМОЖНО, ПРИСОЕДИНЕНИЕ К ОБСУЖДЕНИЮ
 


Рецензии
Хорошие рассуждения, Людмила!!! Пока достаточно известные. Надеюсь на продолжение, которое обещает быть захватывающим!!!

Игорь Тычинин   25.07.2021 07:39     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.