Рождение свыше

Рождение свыше
(отклик на статью “ Что Дух говорит церквам?” МХГ, № 6, 2011)
Иисус Христос в ночном посещении Его одним из уверовавших в Него начальников иудейских, фарисеем Никодимом, сформулировал фундаментальную истину спасения человека от вечной гибели. 
“ Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия…Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие”. Иоанн.3:1-7.
Это условие необходимое и достаточное, так как оно предопределяет весь процесс спасения человека.
Поэтому чрезвычайно важно чётко понимать условия рождения свыше и ответственно, сознательно пройти через них.
Итак, следует признать, что рождение человека свыше – это определённый духовный процесс во времени, а не какой-то единичный одноразовый акт. Процесс рождения свыше включает обязательно две стороны: человеческую и божескую.
Мы исходим из того, что каждый человек, приходящий (рождающийся) в этот мир, духовно мёртв для Бога “по преступлениям и грехам ” (Еф. 2:1-5)  и, естественно, обречён на вечную гибель.
Но Бог “хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины” (1 Тим. 2:4). Первым моментом в этом процессе является осознанная мысль о Боге. Какие-то жизненные обстоятельства заставляют задуматься, где-то человек что-то услышал, прочёл, увидел, столкнулся с верующим человеком, узнал о Боге и заинтересовался Им. Если человек примет решение поискать Его, то он неизбежно столкнётся со Словом Божиим, в устной ли или письменной форме.
От слышания Слова Божия у человека рождается вера в Него (Рим. 10:17),  познание о Нём. И познание добра и зла, различие доброго и недоброго, нравственно правильного и неправильного.
Дух Святой начинает обличать человека о грехе (Иоанн. 16:8).
Человек послушает голос Божий, либо сознательно отвергнет его. Это очень важный момент в жизни человека. Принять это решение может и должен только сам человек. Здравомыслящий человек!
Но при этом имеется опасность принять Бога только умом, формально, только, как традицию, как все или многие. Особенно это опасно для детей из “верующих” семей.
Необходимо пережить личное прикосновение Духа Святого, умиление сердца, покаяние человека. Как правило, это памятное событие в жизни человека, знаменательное. Это решение исправить, переменить свой образ жизни.
Человек начинает стараться исполнять заповеди Христа, являть плоды покаяния (Матф. 3:8). Этот процесс у каждого человека разный. Он может сопровождаться самой серьёзной внутренней, духовной борьбой с самим собой, искушениями извне, соблазнами, сомнениями. И время этого процесса у каждого человека разное.
Таким образом, покаяние – это не просто умственное решение, это не эмоциональная вспышка, это очень серьёзное решение, подкреплённое старанием, упражнением в реальной жизни. У покаявшегося человека пробуждается желание, просто органическая потребность знания (чтения) Слова Божия. Оно очищает, освящает совесть человека, делает её доброй, очень чуткой к нечистоте, ко греху.
В результате такого духовного процесса человек приходит к осознанию необходимости вступить в завет с Господом, дать Ему обет доброй совести (1 Пет.3:21) через водное крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа (Матф. 28:19-20; Мар. 16:16).
В этих этапах, в этих событиях состоит человеческая сторона процесса рождения свыше.
Водное крещение является видимым актом присоединения христианина к локальной, поместной церкви. Поэтому оно должно совершаться человеком тоже сознательно, в зрелом, совершенном возрасте.
Здесь также нужно учесть предостережение, чтобы не подменить этот внутренний духовный процесс формальностью, шаблоном, традицией или законническим постановлением той или иной религиозной системы, какими-то меркантильными мотивами или даже простым расчётом.
Потому, что весь этот процесс в духе человеческом контролируется Богом. Он ставит Свою точку в деле рождения свыше. Он крестит человека Духом Святым. Это Его прерогатива (Матф. 3:11). Он помещает человека в тело Христово, подлинную Церковь Его (1 Кор. 12:13). Этот акт одноразовый, сакральный, таинственный, скрытый, совершающийся с духом человеческим.
Единственный Бог знает истинное состояние духа человеческого. Даже сам человек может ошибаться в самом себе. Может обманывать не только христианское общество, но даже и самого себя. Поэтому момент крещения Духом Святым зависит от подлинного состояния духа человеческого: как он воспринял истину о Боге, насколько правильно, насколько осознанно, насколько искренне, насколько чисто. Бог не упускает возможность крестить человека Духом Святым.
Это может совершиться в любой момент: в момент покаяния, после покаяния, в момент водного крещения, после водного крещения или НИКОГДА.
Поэтому христиане такие разные. Человек может стать религиозным, очень религиозным, но лишь номинальным христианином. Пусть даже активным, деятелем, но не рождённым свыше: Бог не крестил его. А без крещения Духом Святым не может состояться христианин.
Каждый истинный христианин крещён Духом Святым. В этом цель Бога, это предмет Его благодати, Его жертвы, предмет созидания Его подлинной Церкви, спасения человека для вечного Небесного Царства Своего.
Рождение человека свыше Апостол Павел квалифицирует как воскресение духа человеческого для Бога (Еф. 2:5-6),  как переход человека от власти сатаны к Богу (Деян. 26:18),  как обручение человека Христу в невесту (2 Кор. 11:2).
Рождение человека свыше, крещение его Духом Святым знаменуется получением силы от Бога (Деян. 1:8),  чтобы вести благочестивую жизнь в этом мире (2 Пет. 3:14),  уклоняться от зла и делать добро (1 Пет.3:11),  побеждать искушения и соблазны (Иак.1:12; Лук.17:1), вести борьбу с духами злобы (Еф. 6:12), противостоять самому диаволу (Иак. 4:7), т.е. не грешить (1 Иоан. 5:18). Итак, рождение свыше для каждого человека является центральным событием всей его жизни. Оно определяет, обуславливает всю его последующую духовную и физическую жизнь.
Свидетельство рождения свыше у каждого человека индивидуально и даётся лично ему. Дух Святой свидетельствует духу нашему, и совесть наша в Духе Святом свидетельствует мне (Рим. 8:16; 9:1).
Фактическая, практическая моя повседневная жизнь является вернейшим показателем моего рождения свыше. Моя чистая (Евр. 9:14),  добрая совесть, которую я обещал Богу и живу ею пред Богом (Деян. 23:1; Рим.9:1). И эту способность рождённому свыше даёт Бог (2 Кор. 3:5-6).
В этом мире ничего не подвластно человеку:  ни дата рождения и смерти, ни пол, ни здоровье, ни место и обстоятельства жизни. Ничто! Единственное, чем человек вправе и может, и должен распоряжаться – это его совесть. Её – то человек и обещает Богу в акте рождения свыше. В этом и состоит его обет верности Богу и обет Бога рождённому свыше:  будь верен до смерти и дам тебе венец жизни (Отк. 2:10), т.е. СПАСЕНИЕ.
Будь верен до смерти! Так как имеется опасность отвергнуть и добрую совесть. И это приведёт к кораблекрушению в вере, в убеждениях, в мировоззрении (1 Тим. 1:20).
“Ибо невозможно - однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого,и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему…. Впрочем о вас, возлюбленные, мы надеемся, что вы в лучшем состоянии и держитесь спасения, хотя и говорим так…Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца.” Евр.6:4-6, 9, 11.




Ярослав Диордиенко
07.07.2011


Рецензии