Метаморфозы

               

Какими наивными мы порой бываем. Ладно, когда это касается отношений с девушкой, которая говорит тебе, что любит безумно, а сама гуляет с каждым встречным. Это, как говорится, мелочи.
А вот когда наивным бывает целый федеральный судья, это намного страшнее. И наивный он не в силу пуританского воспитания, или черт характера. Такой недотепа он в силу должности. Так удобнее работать. Не вникать ни во что. Как однажды выдал мне мой бывший друг – ныне действующий «Ваша Честь» по поводу проявленной принципиальности его сестрой – тоже федеральной судьей только другого района нашего областного центра: «Я еще дома ей выпишу. Больше всех надо видите ли ей! Умная нашлась!». Выживают в нашей системе самые тихие  и никуда не сующиеся.
У меня самого после ухода из федеральных судей в адвокаты в сознании произошло несколько превращений. Натуральных миниреволюций. Я стал на одни и те же вещи смотреть абсолютно по разному. Постараюсь показать на конкретных примерах.
Первая судейская аксиома – подозреваемые (они же обвиняемые) всегда дают показания добровольно.
Я до сих пор помню, как сам иронично улыбался, когда подсудимый со слезами на глазах рассказывал мне - представителю третьей власти про издевательства, которым он якобы подвергался перед и во время допроса. Я фактически смеялся ему в лицо, но при этом назидательно объяснял, что сие утверждение голословно, что надо было жаловаться тюремному начальству, требовать от адвоката, чтобы он добивался возбуждения уголовного дела в отношении граждан оперативников, которые позволяют себе такие "жуткие" противоправные действия. А так я ничем помочь не могу, признательные показания являются допустимым доказательством и не могут быт отвергнуты судом. Их изменение в настоящий момент свидетельствует о желании уйти от справедливого наказания ввиду несознательности! А посему – назначить наказание в виде лишения свободы сроком на…!. Прости меня Господи! Ибо не ведаем, что творим!
И представьте мое состояние, когда я, будучи уже адвокатом, в следственном изоляторе увидел своего нового подзащитного, который до меня написал явку с повинной. Я стал его отчитывать за легкомыслие, в ответ на это бедный мальчишка молча  при мне снял рубашку и под ней я обнаружил ровные, глубиной не более пяти миллиметров разрезы длиной от начала шеи до поясницы. И расстояние между ними не более сантиметра. Вся спина была изрезана как тетрадка по русскому. Раны сочились и покрывались корочкой. А виновник и непосредственный исполнитель – зам начальника уголовного розыска одного из районов, целый майор, герой чеченской компании, многократный медалист и орденоносец. И кому поверят в этой ситуации? Этого «филантропа»,  правда, потом все равно из органов выгнали и чуть не посадили. Но это прошло через много лет. Представляете, сколько таких «добровольных признаний» было им выбито?
Вторая судейская аксиома – потерпевшие всегда говорят правду. Счас! Держи карман шире! Одно из первых дел. «Потерпевшие» сами избили ребят до полусмерти без всяких причин, те побежали за ними мстить. «Терпилы» вызвали милицию. В результате – по три года условно обоим горемыкам. И никакие аргументы, даже явные в расчет не идут. Зачем? Проще осудить и идти обедать. А адвокат потом годами доказывай, что человек не виновен, или виновен, но не так сурово. Или потерпевший, который работал таксистом по ночам, запросто держал в кошелке пятьсот долларов США. На мой закономерный вопрос о том, есть ли у него совесть, этот урод ответил, что ему надо кормить семью. А от размера причиненного этому потерпевшему ущерба зависела квалификация преступления. К совести я так и не добрался.
Третья судейская аксиома – невиновных в суд не приводят. Сколько за мой адвокатский пятнадцатилетний стаж было незаконно осужденных? Много, очень много, слишком много для правового государства. Я до сих пор помню мальчишку – наркомана, который завязал и стал просто алкоголиком. Он никому ничего плохого не делал. Его «непруха» была в одном – он проживал недалеко от места преступления. Один потерпевший его не опознал, вторая – Бог ей судья, уверенно сказала, что это именно мой подзащитный. Хотя находилась в двадцати метрах от места разбоя. И больше никаких доказательств! Никаких!!! Судья оказалась человеком честным. «Сережа!» - сказала она мне, «признается – получит три года. Не признается – пять».  И слово свое сдержала. Парень «под тяжестью улик» признался и получил три года строгого режима. Больше всего меня умилила в этой ситуации прокурорша. «А не хочет ли подсудимый извиниться перед потерпевшими?» - спросила она у моего подзащитного, чем чуть не вызвала у него гомерический хохот. «Ну если есть за что – извините!» тут же отреагировал несчастный. И поехал на три года в тюрьму. За просто так.
Четвертая судейская аксиома – адвокат только мешает отправлению правосудия. Пятое колесо в телеге. Чисто ленинский подход. Цитировать не буду. Сам когда-то грешил необдуманными вольностями. «Каждая лишняя минута в прениях со стороны адвокат – лишний год лишения свободы его подзащитному».
И в конце этого спонтанного душеизливания хочу сообщить следующее: в России судебной реформы не было, нет и не будет. По одной простой причине – не делают реформы с теми, кто давно уже профессионально деформирован.
Исторический факт – после объединения Восточной и Западной Германии всех судей советской стороны уволили без учета заслуг. Не может человек, работавший в одной системе, продолжать добросовестно трудиться на благо другого государства. Не может! Менталитет не тот!
06.08.2012 года.


Рецензии