Игры нашего детства

Во все времена дети играли у себя во дворах. Как сейчас установлено, в играх кроется
большой познавательный интерес. Дети играли и сами того не подозревая, они
развивались, готовились стать взрослыми. Так, в крайнем случае, говорит педагогическая
наука.

Когда я подрастал, а у нас в семье было шестеро детей. Двое братьев – по  очереди 
служили в армии. Старшая – сестра  работала. Другая – училась в школе, при чем в школе
для девочек. Брат-погодок и младший – я.

 Школа наша – площадка для экспериментов. Так пока я вырос, только на моем веку,
школьное образование 10 раз меняли: то 9-ти летка, то раздельного обучения, то
совместного, то политехнического, 10-ти летка, 12-ти летка, смешанные русско-узбекские
(дело было в Узбекистане) хотели школы создать, чтоб интернационал воспитывать. В
общем, играли дяди и тети от просвещения в свои игры, а мы – в свои.

При чем, учителя и наставники всегда знали, во что мы играем. И всегда  наши игры

шли в разрез с политикой «партии и правительства», ну в крайнем случае – с
концепцией коммунистического воспитания личности и молодого поколения в целом. 
Сами подумайте, разве может чему-нибудь хорошему научить игра в лянгу или ашички?
Да ни в жисть, не станет добропорядочный коммунист или просто взрослый член
общества пинать ногой какой-то клочок сыромятной кожи со свинцовым грузиком. Или
целый день гонять во дворе бараньи косточки да еще по особым правилам. А мы пинали и
гоняли целыми днями напролет, с перерывами на уроки. Гоняли дома, во дворе школ, на
улице…

В  обще, игры как то делились по сезонам, летом – одно, змий – другое. В межсезонье,
весной и осенью, играли в разные, более нейтральные и скоротечные игры, потому что
непогода всегда могла любую игру испортить. Вот, например, типичная игра межсезонья
– В ножички.


У каждого «порядочного» подростка  был свой заветный нож. И хранился он в
укромном месте, только обладателю известном. Обычно это был старый кухонный нож,
по каким-либо причинам пришедший в негодность. Сломался, там, истерся от чрезмерной
заточки или наоборот затупился без отцовской руки. Да мало ли, что могло случиться. У
меня, например, своего ножа не было, потому что старший брат-погодок все вышедшие и
строя ножи переделывал под себя. Мне доставались, в лучшем случае, уже «бывшие в
употреблении» ножи.

Но за то, что это были за ножи?  Просто прелесть, кинешь, сам летит и втыкается куда
надо, так брат меня уверял. Мне приходилось соглашаться и довольствоваться тем, что
дают и завидовать брату. Он, вообще то, по части игр всегда был самым первым, во всем
преуспевал, кроме учебы. А играл он классно, хотя бы в ножички.

Нужно было на сырой земле, вот почему объясняется сезонность этой игры, начертить
круг. Обычно это делалось на поляне возле нашего дома, потому что кругов этих нужно
не мерянное количество. Ну, в крайнем случае, можно потом утоптать землю ногами, мы
так делали, когда играли в нашем дворе, но это уже не то. Нужно, чтобы земля была
девственно твердой. Мы, конечно, не знали тогда этого слова. Так вот, круги чертить
доверяли всегда Ваське,  моему брату. Он всегда ровно разметит, как по циркулю и
размер, какой надо отложит.

А игра «В ножички» заключалась в том, что надо было из положения «стоя», с броска
воткнуть нож, в площадь круга. Что, естественно, не так-то просто. Чаще  всего, нож
падал плашмя, втыкался, где то в стороне от круга или если попадал в круг, то лезвие
располагалось так, что нужно было, по прямой, «отрезать» малую толику круга.  Правила
-мальчишеских игр, как впрочем и девчачьих, были очень строги и соблюдать их
следовало беспрекословно. Иначе, могла последовать словесная перепалка:
- Чё, ты хлюздишь?
- Да ты сам хлюдахмон…

Если виновность была доказана, то «виновного» отлучали от игры на несколько конов.
В крайнем случае – могли побить. За хлюздахмонство.

Так вот у Васи, был всегда хороший нож, за что, не раз он пол поруган матерью, но его
страсть к красивому оружию, была заложена в генах. Он всегда четко втыкал свой нож в
центр круга, становился на свою половину и беспощадно кромсал половину противника,
до тех пор, пока она не становилась, беспощадно мала. Вся отвоеванная территория,
зачислялась ему в частное владение, а оставшуюся часть нужно было делить противнику.
Так продолжалось до тех пор пока игроки трижды не промахивались в ничейную землю.
Выбиралась новая площадка или старый круг тщательно затаптывался ногами и
расчерчивался заново.

Были, конечно, и интерполые игры, когда играли мальчишки и девчонки. Я помню
только куликашки, догонялочки или пятнашки и казаки-разбойники. В чисто девчачьи
игры пацанам  играть воспрещалось, потом ни в одну пацанскую игру не примут если
заметят, что играл с девчонками в классики или там в прыгалки. Это считалось позорным
для мальчишки.

Для этого были чисто "мужские" игры. Например, лянга. Вот  чисто мальчиковая игра,
девчонки пытались играть, но им юбки мешают, только в бриджах можно было играть, но
тогда не принято было так девочкам ходить. Настоящий мастер лянги часами мог
солировать перед толпой зевак. Исполнялись бесчисленные комбинации – виси, пары
прямые и кривые, люры,  джанжи, кайчи и еще какие-то замысловатые названия, которые
я уже не помню. Да что и говорить, лянга по сложности и физической подготовки, почти
не уступала  в то время восточным единоборствам. Совершенству в этой игре нет предела,
но практического смысла, с точки зрения взрослых – ни какого. Поэтому у нас в школе,
даже на собрании завуч говорила, что игра в лянгу вредна. Может развиться паховая
грыжа, а потом – импотенция.

Ну что там, какая то импотенция, нам это ни о чем тогда не говорило и мы продолжали
на переменах и после занятий пинать свой клочок кожи с грузиком. Маялки, так
называлась игра, когда маяли того, кто меньше всех набьет фигур. Проигравшего,
заставляли «маяться» - ловить лянгу, перебрасываемую по кругу ловкими пасами
удачливых игроков.

Конечно, ценились сами лянги. От качества материала, из которого она была
изготовлена, зависело много. Мечта каждого пацана была – обзавестись лянгой из козьей
сыромятный шкуры. Если к такому изделию правильно подобран груз, свинцовая
плюмбочка с низу, то такая лянга, подлетев высоко, парит, как парашют . Мне от Васи
достался клочок бараньей кожи с длинным мехом. Сделал из нее лянгу. Так я ее расчесывал
и в пенале носил, как самую дорогую вещицу.  У большинства же, из нас были обычные
лянги, из кроличьих шкурок (шапок) и даже из синтетических воротников от пальто,
стянутых из маминого сундука. Такие лянги, летели куда им нравится, но не умаляло
настойчивости мальчишек. Играли мы самозабвенно,  иногда даже забывали про уроки.

В первые дни, после игры, многие, и я в том числе, ходил «в раскоряку». Тут и
задумаешься, а может права завуч, грыжа будет! Но со временем все приходило в норму, и
мы продолжали пинать лянгу до самых холодов. 

Зимой, обычно играли в орлянку или цок. Но поголовно в эти игры никто не играл,
денег у нас не было, или очень мало. Суть игры заключается в том, что по очереди,
запускают с указательного и большого пальцев  в верх, крутящуюся монетку. На какую
сторону она упадет, орел или орешка – тому она и достается. Орел – тебе противник
такого же достоинства монету должен, а орешка – отдаешь ты.

Цок групповая игра. Все складывают по монете на  кон и бросают с определенного
расстояния свои биты в сторону кона. Битой может быть крупная монета, обычно – пятак, а
кто побогаче, мог полтинник или доже железный рубль для этой цели использовать. Но
таких среди нас не было. Кидали, так что бы попасть в кон, попал вылетевшие  за круг
монеты – твои, о оставшиеся нужно перевернуть от удара по краю монеты на орла.
Складывались монеты строго на орешку. Затем все играющие кидают свои биты, чья бита
дальше, тот и начинает выбивать монеты, перевернул на орла – твоя, нет – другой  бьет. И
так до конца.

Наподобие этой игры, у нас были приняты ашички. Здесь уместно привести вот эти стихи:
Ашички
Я собираю по привычке
Бараньи косточки – «ашички»* -
Как часть богатого наследства
Поры безоблачного детства.
«Ашички» – милые мослы,
Из детства важные послы.
 

 Вот где простор для воображения.
Денег никаких не надо, нужны только специальные кости. Это косточки из коленного
сустава бараньей,  или свиной ноги. В Средней Азии  баранину едят много и русские, и
узбеки, так что проблем, где достать кости, не было. В любой семье хотя бы раз в неделю
ели баранину. Ну, а ног у барана четыре, поэтому обязательно домашним хозяйкам на
базаре доставалась одна нога, в ней, как правило, была ашичка.

У нас в семье, в свое время, в ашички играли все мои братья, поэтому  дома всегда был
запас костей. Каждый из нас умел извлечь заветную косточку из сустава, хоть в сыром,
хоть в вареном виде. Поэтому проблем с добыванием костей не было. Интересно, что в
ашички, народ играл давно и не только в наших краях. В Египте в альчики играли аж в IV
тысячелетии до нашей эры. В кости играли греки, римляне и кельты.  В Средней Азии и
Казахстане ашички и по сей день являются массовым развлечением.

Правда, первоначально кости использовались не для азартных игр, а для мистических
ритуалов – гаданий и предсказаний. Кости эти имеют различные поверхности: одна
гладкая, другая – с ямочкой, третья выпуклая, четвертая – с маленьким острым рожком.
Именно это и послужило тому, что из предмета культа сделали средство для азартных игр.
Даже в Евангелии говорится о том, что воины, охранявшей тело Христа при распятии,
разыграли его одежды в кости.

Игра эта во многом сродни с тем, как играют в орлянку и цок. Только здесь не две
позиции, как у монеты, а четыре. Положение костей называется так: ТАГАН –
вертикальное положение острым рожком вниз, АЛЫЧ или АЛЬЧИ – положение острым
рожком вверх, ПУКА – положение ямочкой вниз и ЧИКА – положение ямочкой вверх.

Прелесть игры состоит в том, что если сочка (бита) падала на таган или алыч, игрок
получал преимущество перед другими и первым мог бить по кону. В этой связи многие
игроки прибегали к различным уловкам. Подтачивали ашички со стороны алыча или
просверливали  кость с этой стороны и заливали в отверстие свинец. В результате,
нарушался центр тяжести, и ашичка все время подала таганом вверх – самое выгодное
положение.

Помнится, мы играли в мослы с утра до ночи, где только могли, на любом подходящем
покрытии. Самые крупные схватки разгорались зимой, на дне сухого бассейна возле
нашей школы. Дно бетонное, заглублено, из школы не видно играющих, можно даже
уроки пропустить…

*На фото: Наша семья, братья и сестра (стоят) сидят папа с братом Василием
и мама со мной. Снимок, видимо посылали Ии, она была на учебе в другом городе.

Александр Орешкин. 

    


Рецензии
Детство наше золотое... Вспомнилось свое. Спасибо. Всего доброго!

Галина Михалева   26.09.2016 10:06     Заявить о нарушении
Спасибо, Галина, за теплый отклик.

Александр Орешкин   27.09.2016 06:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 43 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.