Олег Комраков о книге Город на Альтрусе

Хелью Ребане «Город на Альтрусе. Повесть и рассказы» 
Автор: Олег Комраков (Сетевой журнал "Контрабанда", 30.05.2012)

  Повесть «Город на Альтрусе», напечатанная в 1989 году в журнале «Искатель», сразу привлекла внимание читателей и критиков. И это вполне понятно – действительно, повесть выделялась на общем фоне поздней советской фантастики тем, что удачно сочетала приёмы популярной в те годы социально-критической притчи с психологическим подходом.
На первый взгляд, кажется, что повесть чётко вписывается в стандартные декорации характерной для литературы 80-х социальной притчи с элементами абсурда и фантасмагории. Главный герой повести приезжает в некий Город, где действуют странные правила жизни и живут необычные люди. Детали привычной советской жизни, доведенные до абсурда, совмещаясь с вовсе нереалистичными деталями, создают диковинную общую атмосферу на грани яви и сна. В повести действуют привычные для фантастики того времени персонажи: безумный изобретатель, шахматист со своей теорией жизни, мудрый врач, знающий о герое всё. И каждый из встреченных героем горожан рассказывают какую-нибудь историю.
В литературе подобный приём, хотя более в фельетонном стиле, использовал Кир Булычёв в «Гуслярских рассказах» (а вслед за ним и его многочисленные подражатели), в кино к нему прибег Карен Шахназаров, снявший фильм «Город Зеро», ставший одним из символов «перестроечного» кинематографа. Но финал повести Ребане переводит сюжет в совсем другую плоскость, переворачивают привычную структуру сюжета: социальный гротеск оборачивается историей о безуспешной попытке человека убежать от самого себя, а такой поворот действительно необычен для советской фантастики.
Дело в том, что советская фантастика практически всегда идёт от общества к человеку, для неё социальный конфликт первичен, а человеческая личность интересна не сама по себе, а лишь в той мере, в какой она оказывается втянута в этот конфликт. Человек в советской фантастике выступает своего рода полигоном для сражения внешних сил, тянущих его каждая в свою сторону, и его внутренний конфликт – лишь отражение конфликта внешнего.
В повести «Город на Альтрусе», напротив, фокус авторского зрения смещается на внутреннее состояние человека, и уже оно проецируется на общество. Внутренний разлад в душе главного героя первичен, через него формируется пространство повести: обстановка Города, рассказы других персонажей, сам сюжет – всё подчинено внутреннему состоянию героя, его постоянной мучительной попытке стать хозяином своей жизни, обрести свободу выбора и постоянный отказ от этой свободы. Отказ, запрограммированный не внешними условиями, а исключительно внутренним состоянием.
Такой взгляд – психологичный, субъективный, экзистанциальный    необычен не только для советской фантастики, но и для современной российской, унаследовавшей от своей предшественницы подход к человеку как части общества, объекту приложения социальных сил и воздействий.  И «Город на Альтрусе», ставящий человека в центр повествования, остаётся лишь экзотичным, чуждым для жанра цветком, символом несостоявшегося психологического направления в русскоязычной фантастике.
***
Помимо повести в недавно вышедший сборник включены малые произведения Хелью Ребане: миниатюры, короткие очерки-наброски, зарисовки из жизни. В них видна способность заглянуть в человеческую душу и умение неожиданно повернуть сюжет. Я бы особо отметил три наиболее понравившихся мне рассказа из этой подборки: «Кот в лабиринте», «Моя голова», «Профессор и седьмая кошка»; в них есть парадоксальные повороты сюжета, понимание человеческой натуры, хорошо прорисованные персонажи (а этого не так-то просто добиться в короткой и особенно сверхкороткой форме), сдержанный и спокойный юмор.
Вот, например, содержание рассказа «Моя голова»: некий человек после операции лишается туловища, от него остаётся лишь одна голова, и он сначала переживает и ужасается своего нового состояния, а затем начинает видеть в нём несомненные преимущества, особенно когда в его распоряжении оказывается компьютер, которым можно управлять движением зрачков. Так что вскоре герой не только обретает душевное равновесие, но и убеждает других, здоровых людей пройти ту же саму операцию по отделению туловища от головы. В этом небольшом рассказе содержится и явный отсыл к «Голове профессора Доуэля», подхватывание темы Беляева с разворачиванием её в другом направлении, и тема «расчеловечевания человека» в мире современных технологий, и мягкая ирония в отношении всех тех, кто перенёс изрядную часть своей жизни в виртуальное пространство. 
Ребане Хелью Яновна. Город на Альтрусе: фантастическая повесть и рассказы. – Воронеж. Издатель и. п. Терехов Ю. А., 2011. – 208 с.
Легендарную книгу Хелью Ребане можно приобрести в книжном магазине "Гиперион" по некоммерческой цене 100 рублей.




 


Рецензии
Очень интересно! Мне захотелось приобрести эту книгу. Попробую пройти по ссылке, хотя тоже ничегошеньки в этом не понимаю.
Из фантастики люблю только несколько повестей Стругацких и социальную фантастику(рассказы) Шекли. А "Город Зеро" - один из моих любимых фильмов. Показалось, что Ваша книга - это то, что мне придётся по вкусу.
С уважением и пожеланием всяческих успехов.
Дарина

Дарина Сибирцева   04.10.2012 08:46     Заявить о нарушении
Spasibo< Darina!

Хелью Ребане   20.10.2012 10:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.