После встречи с генералом Рафаэлем Глава XXII

   XXII

    Когда ехали с Борисом Константиновичем на обед, он предупредил:
    – Виктор  Михайлович!  После обеда, сразу из дома поедем и посмотрим галерею в плотине. Бразильцы выполняют там цементацию для уменьшения протечек в саму галерею, надо посмотреть, что получается. Они используют не цемент, а какой-то химический состав…
    – Хорошо!..
    После обеда, когда я сел в машину рядом с Ивановым, он сообщил:
    – Сначала заедем на работу.  Я обещал захватить Серую Наташу. У неё приёмка работ.
    И вот мы уже втроём спускаемся на машине вниз к реке, к зданию ГЭС. Доехать до места не удалось. Стоит запрещающий знак, впереди рядом с дорогой идут строительные работы, все машины останавливаются до знака, уже стоит с десяток. Иванов прижимает машину к обочине, глушит мотор, и мы натягиваем каски, вылезаем из машины и направляемся цепочкой к зданию ГЭС. Я замыкаю цепочку, передо мной Серая, впереди Иванов.  Проходим улыбающегося метиса в каске, который стоит у запрещающего знака и не пропускает машины, останавливает все машины до знака… Метис улыбается мне и, указывая на Серую, показывает  большой палец. Я смотрю на фигуру Серой сзади. Чёрт! А действительно что-то есть! И показываю  ему большой палец… Он ещё более радостно улыбается…
    У Бориса Константиновича был бзик. Каждый месяц он приглашал меня смотреть, уменьшились ли фильтрационные протечки в галереях. После таких походов мы вылезали из галерей на свет мокрые.  Директор УИКа Колобаев тоже был озабочен этой проблемой и часто  говорил мне о возможных отрицательных последствиях значительных фильтрационных протечек. А его настроил на это хороший, толковый инженер УИКа и, как я убедился впоследствии, порядочный, честный инженер Хренов. Он утверждал и приводил доводы, что принятая конструкция не соответствует строительным  нормам  и последствия проявятся рано или поздно. Они и меня заразили сомнениями о возможности нормальной последующей эксплуатации плотины. Колобаев вёл со мной разговоры на эту тему, надеясь, что он подвигнет меня на какие- то действия.  Сам он, я чувствовал это, не очень хотел заострять проблему, хотел оставаться в стороне. А я позвонил в Москву знакомой мне по работе в Сирии специалистке по бетонам из научно-исследовательского сектора Гидропроекта Затворницкой Татьяне Абрамовне. Она только добавила дополнительные доводы к моим сомнениям.  Подобные проблемы, но в гораздо меньших масштабах бывали и на объектах бывшего СССР, но они решались… Как она рассказала, последствия в плотине могут проявляться разно. В одних зонах может быть вынос минералов, продуктов гидратации цемента, увеличиваться фильтрация,  а в других зонах карбонат кальция может уплотнять бетон, повышать прочность и уменьшать фильтрацию… Вопрос надо изучать… Но через несколько дней мне позвонил из Москвы Федосов Валерий Евгеньевич и ничего не объясняя сразу огорошил:
    – Виктор Михайлович! Я Вам запрещаю заниматься вопросами усиленной фильтрации плотины!!!
    – Валерий Евгеньевич, я…
    – Запрещаю!!! Ясно?
    Я даже не смог начать возражать, он положил трубку…
    Иванову об этом случае я не рассказывал. И вот мы в галерее. Стоят бурильные станки. Во многих местах набурены в стенах скважины, местами вытекла и застыла желтоватая масса вкачиваемого в укатанный бетон под давлением раствора. Протечки уменьшились, но их осталось много. Да и такая цементация уменьшает фильтрацю лишь в галерею, а протечки через тело плотины не уменьшает. В  большой нише для приборов КИА вода течёт по стенам, капает с потолка. Как тут будут вести себя приборы?.. Вылезли мы из галереи мокрые…
    Фильтрация заметно увеличилась после взрывов при разработке ямы гашения и повышения уровня воды в водохранилище. На совещаниях обсуждали проблему усиленной фильтрации в плотине, а я сидел, помалкивал, не высказывал своих мнений и предложений. После запрещения Федосова не было никакого желания в это влазить. Все мои прежние главные инженеры проектов не запрещали мою самостоятельность… Даже наоборот, их устраивала моя самостоятельность… Было обидно… Было понятно, что, если ничего не предпринимать сегодня, то через несколько лет плотина проявит себя всеми своими недостатками…
    Недели через три позвонил директор УИКа Колобаев Александр Николаевич:
    – Виктор Михайлович! Заказчик утвердил почти все комплекты чертежей, Технопромэкспорт перевёл деньги Гидропроекту за чертежи.
    – Ну и что!
    – Как, ну и что? Чертежи делает и ваш отдел, а деньги придут в Гидропроект руководству. Черячукину Александру Петровичу надо позвонить, чтобы знал…
    Ну, что ж… Колобаев – бывший работник Гидропроекта. Знает Гидропроект и проблемы дележа заработанных денег…
Позвонил Черячукину… Сообщил…
После этого подумал:
    – Об утверждении чертежей более всего беспокоился и просил меня постараться главный инженер проекта Федосов, отправляя на Капанду. Получилось у меня! Его задание выполнено…


Рецензии