Визит вежливости

         


Помню точно – стояла жуткая жара. В моем скромном кабинете на первом этаже небольшого провинциального городского суда в те далекие самое начало девяностых, не то что о кондиционере, о вентиляторе можно было только мечтать. Машин возле суда фактически не было. Да и откуда им было появиться?  Вдруг тихо подъехал здоровенный белый «Мерседес» и припарковался в аккурат возле моих окон.Минуты через три в  дверь вежливо постучали.
- Разрешите?
- Пожалуйста.
Зашли и без разрешения присели на стулья двое. Лица их я не запомнил, да и надобности не было.  Для нестерпимого сорокаградусного зноя их белые хлопчатобумажные костюмы были явно не к месту, пока я не понял – для чего этот маскарад. Приседая, оба немного наклонились вперед ко мне и я успел заметить торчащие под мышками рукоятки пистолетов. Да и физически ребята были явно не из хилых.
- Извините, у нас к Вам  пара вопросов. У нас друг в Вашем городке попал в беду.
Я начал судорожно вспоминать всех потерпевших – иногородних, но каких-либо вариантов не всплывало. Дел было много, но практически все я знал наизусть. Память была еще свежей, работал всего второй год в этой должности. Старался быстро подняться по служебной лестнице и стать как минимум председателем Верховного Суда РФ. Карьерист одним словом.
- А можно поподробнее?
- Можно. Три месяца назад в поезде Москва-Ленинград при попытке кражи кошелька в купе вагона был задержан некто гражданин N. У нас два вопроса – сколько он получит и сколько стоит его отпустить из-под стражи на условку?
Вопрос был в лоб и отвечать надо было так же. Любое промедление или блеяние было бы расценено как слабость. А это – фиаско. Меня всегда умиляют сообщения в средствах массовой информации – чиновник проявил принципиальность и его за это жестоко покарали. Да не за это наказывают. Убивают за неясный двухсмысленный ответ, явный юлеж,лавирование. Хитрит – значит хочет больше денег, орет – мало предложили. Или взял, да не отпустил. И как результат – бах! И нету!
 Я всегда отвечал одинаково: «Кто-то храпит, кто-то писается, я просто не беру. Недостаток у меня такой. Изъян»
- Два года общего.
- Почему так много? Он же не судим ни разу?
- Ну, во-первых – Вы приехали. У нас таких машин отродясь не видовали. Во вторых – если дам условно, значит получил от Вас мзду. А мне это не надо. Мне тут жить и работать.
- А если мы Вам проблемы создадим?
- А за что? Вы со мной откровенно и я Вам честно. Вроде бы не за что. Или я ошибаюсь?
- Ну спасибо хоть на этом.
- Не за что. Сэкономите на адвокате и судье.
Они  ушли, а у меня еще долго вибрировали руки и ноги. Как в народе говорят – поджилки тряслись. Вот так бывает. Давно было. А помнится как будто вчера.
06.08.2012.


Рецензии