Панорамное мышление как технология
"НЕ может существовать одного для всех пути к обретению системности мышления. Ваш путь панорамности – это возможность для немногих, похожих в своих интеллектуальных способностях на Вас. Но им для достижения этих высот придется пройти такой же путь. А эти интеллектуальные способности необходимо воспитывать с детства. Интеллектуальные технологии должны быть просты в использовании. Или я что-то не уловил?" (Николай Мигашкин)
Я увидел в Вашем отклике не одно, а несколько утверждений, явно высказанных и подразумеваемых. И на каждое из них хочется возразить. Для меня это важно, поскольку, если уж вводишь обиход какой-то научный термин, то надо уметь его и отстоять.
Итак, Вы пишете: «НЕ может существовать одного для всех пути к обретению системности мышления». Сама по себе эта мысль не вызывает возражений – просто потому, что она верна. Но из следующего предложения – «Ваш путь панорамности – это возможность для немногих» – следует, что Вы неявно считаете мой замысел развития панорамности мышления педагогическими средствами лишь одним из путей на вершину, которую можно назвать «системное мышление».
Вот с этим я согласиться уже не могу. Цитирую по своей статье "Панорамное мышление как термин":
ПАНОРАМНОЕ МЫШЛЕНИЕ -- способ мышления, в процессе которого происходит преодоление эволюционной отягощенности человеческого менталитета -- узости поля сознания и связанных с этим инстинктивных, бессознательных и подсознательных проявлений ментальности, т.е. того, что способно негативно отразиться на качестве мышления и на его результатах.
Если речь идет о преодолении неумения подавляющего большинства людей МЫСЛИТЬ СИСТЕМНО, то это имеет прямое отношение к преодолению эволюционной отягощенности человеческого менталитета – узости поля сознания. Системно мыслящий – это, конечно, и панорамно мыслящий. Но обратное не всегда верно, и в цитируемой статье, а также в статье "Криминальный диагноз -- узкоумие", приведено несколько примеров профессий, где панорамность мышления нужна и важна, а системность – вовсе не обязательна.
Идем дальше: «А эти интеллектуальные способности необходимо воспитывать с детства». Способности вообще-то не воспитываются, а развиваются, поскольку они даны от рождения, но мысль Ваша понятна. Понятно также и то, что Вы приводите контрдовод мне, якобы отстаивающему какое-то позднее развитие интеллектуальных способностей к панорамному мышлению (ПМ). Это не так.
Еще 10 лет назад я наметил тему исследований, которые с удовольствием стал бы продвигать как исследовательский проект совместно с педагогами, социальными и педагогическими психологами. (Некоторое представление дает его конспективное изложение). Там предполагается, что начальный этап развития ПМ – это не 1-й класс школы и даже не детский сад. Да, для детей и для матерей эти инструкции, тут Вы правы, должны быть, конечно же, просты. Известно, что у детей постнатального и раннего детского возраста умственное развитие идет «через движение». С этим согласуется и рекомендация «не пеленайте ребенка слишком туго». А в контакте с психологами, акушерами и физиологами можно было бы дополнить этот совет еще и некоей продвинутой методикой обращения матери с ее собственным плодом, направленной на то, чтобы давать ему разнообразные и совместимые «двигательные» впечатления. Это наверняка способствовало бы не только развитию умственных способностей будущего взрослого, но и развитию его панорамного мышления.
Так что развитие панорамного мышления как педагогическая технология вполне может быть простым и даже увлекательным делом. Представьте себе урок в средней школе, и девиз этого урока – «Открой закон Ома самостоятельно!» Имеется в виду какое-то другое научное открытие, закон Ома здесь лишь для того, чтобы показать уровень притязаний. Учитель предоставляет в распоряжение учеников всю информацию, которая была у реального автора открытия, и призывает им сделать то, что когда-то удалось сделать ученому, первым в мире оказавшемуся способным расширить свою панораму мышления благодаря творческому озарению.
Так что "путь панорамности" – это все-таки возможность для многих, если не для всех, получить в результате не только образованный, но и более широко и эффективно мыслящий мозг и получать от жизни высшее удовольствие, выше которого у людей нет, -- интеллектуальные эмоции, т.е. возможность общения со взаимопониманием с самыми умными людьми и -- последнее по очереди, но первое по важности -- приобщение к творчеству на уровне 3-го тысячелетия.
Чтобы заключительная мысль показалась вам более наполненной, предлагаю ознакомиться также с текстом "Две креативности, интеллектуальная и сексуальная, а такие разные" и соотнести прочитанное с "Новым измерением прав человека".
Свидетельство о публикации №212080701494