Комментарий к трем высказываниям д-ра Пан Ги-муна


Полагаю, что слова Генсека ООН “Давайте помнить в эти трудные времена: люди нас проверяют”  могут быть высказаны теми совестливыми людьми, для которых существенно не дать поводов живущим после нас упрекнуть: “Они могли бы сделать это, но они этого не сделали”.

 В своем обращении в День Объединенных Наций 24 октября 2010 г. глава ООН выразил благодарность тем, кто помогает ООН “исполнять ее глобальную миссию”. Мне бы хотелось, как Представителю «МАИТ» при ДОИ/ООН, быть одним из тех, кто способствует этому, причем больше, чем удавалось делать прежде. Вот почему я берусь позитивным и конструктивным образом ответить на обсуждавшийся вопрос “Могут ли действия граждан спасти мир?” .

 В названии Доклада Пан Ги-муна " Соединим наши усилия в трудные времена: Обеспечение лучшего будущего для всех ”, в ее заключительной части, выражена проблема, бывшая предметом моего интереса в последнее десятилетие. И мысли, высказанные Генеральным Секретарем ООН, были стимулом высказать тезисно свои суждения по названной теме.

 * Без устойчивого развития безопасность цивилизации не обеспечена, и она обречена.

 * Мы живем с глобальными проблемами. Не разрешаемые в течение долгих десятилетий, они становятся все более угрожающими и приближающим катастрофы. Это более чем ясно свидетельствует о том, что способности человека глобально мыслить недостаточны.

 * Хотя могучая цивилизация была создана благодаря человеческому Разуму, но современные люди отстают от нее с возрастанием ее сложности все больше и больше. Вот почему эволюционно обусловленное несовершенство человеческого разума  является основным препятствием на пути к безопасному существованию.

 * Вывод из этого состоит в том, что рычаг системных изменений в цивилизации как системе должен быть приложен именно к Разуму Человека.

 * Антропология дает понять, что с появления Homo sapiens до наших дней отбор по уму имел меньшее значение, чем по физической силе, агрессивности и сексуальной привлекательности. Именно поэтому наши мозги с “каменных веков” сохранили “программы джунглей”, заставляющие нас быть агрессивными и конфликтными.

 * Первобытные люди (Hominidaes) получили эволюционное преимущество над другими высшими животными, как только они начали жить племенами и освоили социальное наследование  знаний, навыков, умений и ноу-хау.

 * Несовершенство Разума имеет характер дефицита панорамного мышления  (ДПМ), унаследованного от узкого поля сознания  (УЗС), которое было и есть преимуществом в выживании животных в ДИКОЙ ПРИРОДЕ. 

 * Социальное наследование знаний, навыков, умений и ноу-хау, находясь в распоряжении людей с их несовершенным умом, открывает им широкие перспективы преодолевать эволюционно обусловленную отсталость менталитета  педагогическими средствами.

 * Есть основания быть оптимистом, поскольку границы, где кончаются способности человека учить и учиться, широки и постоянно расширяются.

 * Альберт Эйнштейн поддержал бы эту мысль о “смене мозгов”, так как он когда-то сказал: “Значительные проблемы, с которыми мы сталкиваемся сегодня, не могут быть решены на том же уровне мышления, на каком мы были, когда создавали их.” Нечего и говорить, что нет более значительных проблем, чем глобальные, особенно проблема продвижения к высшей ментальности.

 * Люди, благодаря реформированному образованию, оснащенные панорамным мышлением, имели бы больше возможностей различать добро и зло, разрабатывать свои моральные принципы. Другой великий человек, Фридрих Шиллер, помогает осознать это: “Просвещенный разум облагораживает моральные чувства; голова должна воспитывать сердце”. Можно предвидеть столь необходимое примирение между людьми в сообществах панорамно мыслящих.

 * Как ни парадоксально, именно из-за этого несовершенства наша цивилизация имеет огромные и мало осознаваемые ресурсы прогрессивного развития . Устойчивое развитие, объявленное как цель в 1992 г., не имеет серьезных перспектив, поскольку эти ресурсы не были задействованы и введены в действие.

 * ЮНЕСКО могла бы взять под свою опеку развитие панорамного мышления,  что дало бы миру шанс выжить. Пилотные проекты в нескольких странах могли бы запустить этот процесс реформирования образования.

* Интеллигенция, способная мыслить панорамно, имела бы больше шансов объединиться для решения глобальных проблем, имея в качестве цели создание глобального интеллектуального веб-ресурса.

 * Соответственно, приоритет школьного институтского/университетского образования должен быть замещен: не “учить знаниям”, а “учить и учиться развивать панорамное мышление ”. Это было бы обоснованно еще и потому, что мы живем в мире, перегруженном информацией, которую надо только научиться находить.

 * ООН/ЮНЕСКО, взяв патронаж над сменой приоритетов образования, в течение жизни нескольких десятилетий могли бы открыть широкую перспективу интеллектуального развития цивилизации. Я имею здесь в виду перспективу для науки и изобретательства подняться до идей недостижимой до сих пор общности и значимости.

 * Я убежден, что именно интеллигенция могла бы посчитать своей миссией на протяжении жизни нескольких поколений разработать стратегию существования и развития человечества , стратегию, которая могла бы минимизировать угрозы уничтожения и самоуничтожения цивилизации, будучи корректирована "по ходу жизни".

* К настоящему времени в мире нет до сих пор такой структуры, нацеленной на выполнение столь фундаментально важной глобальной функции .

 * Многие люди восприняли призыв “Думай глобально, действуй локально” как руководство к действию. С трибун ООН этот призыв озвучивался неоднократно. ООН могла бы восполнить названную выше брешь, создав Комитет по цивилизационной безопасности  как главное подразделение Совета Безопасности ООН.

* Адекватным девизом Комитета по цивилизационной безопасности могло бы быть: “Думать глобально, подготавливая все для обеспечения цивилизационной безопасности”.

 * Именно таким могло бы быть выражение планетарной ответственности человека, которая, получив распространение в мире, могла бы существенно расширить пространство прав человека, дать им более реальное обеспечение.

 * Таким образом, мой ответ на вопрос: “Могут ли действия граждан спасти мир?” таков: да, если ООН поможет взяв на себя организаторские функции управлять этим процессом, ведущим к лучшему будущему, где будет реализовано право быть обученным /научиться мыслить панорамно, -- т.е. более широко, творчески, системно, фантазийно, неожиданно, изобретательно, парадоксально.

 Что же касается меня, одного из граждан гражданского действия, то я в конце октября 2010 г. создал Общедоступную Школу Панорамного Мышления http://www.wiser.org/group/Sch_pan_th,  где на 7 августа 2012 г. размещено 16 лекций по панорамному мышлению и около 25 тренингов по его его развитию.

 * * *
 Изложенное выше представляет собой набросок плана по “построению более сильной ООН ради лучшего мира”, включающего, как, надеюсь, можно видеть, и “свежее мышление, свежие подходы”. См. об этом статью "Рекомендации Природы международным институциям", одной из которых, причем главной, как раз и является Организация Объединенных Наций.
 


Рецензии