Не обманешь - не проживёшь...

  Не обманешь – не проживеёшь…
Старая  поговорка, а сверкает как  анодированный чайник  китайского производства – не ржавеет зараза!  Обман стал образом жизни цыган и некоторых категорий людей совсем даже не цыган.  Имен называть не будем – обидятся невзначай…
  Цыганка обманывает талантливо – смотрит большими  тёмными  таинственными глазами прямо тебе в зрачки и вещим доверительным бархатистым голосом говорит – «Дай ручку, судьбу  тебе  расскажу…».  Как тут откажешься – судьбу хочется знать каждому. Особенно незамужней  женщине - кто и когда ее замуж возьмет или  бизнесмену – когда  крышеватели   наконец  отвадятся и чем их унять…

   Кто кого нынче обманывет?  Думаете -  умные  не  умных?  Совсем  даже - наоборот и часто притом!  Комиссии по надзору за торговлей говорят, что в любом супермаркете можно найти просроченные продукты с перебитой датой изготовления. Для этого держится специальный штат  "спецов" по перебивке даты. А если не перебивать, супермаркет разорится от такой массы вовремя не проданного. Выбрасывать  добра жалко – съедят  и ничего с ними  не случится!  И  правда  - отравлений  просроченными продуктами  почти нет,  отравляются  в основном некачественно  изготовленным.  Но всё же – не  хочется  пить просроченный кефир, молоко и другое.  Надо бы разрешить  открытую распродажу их с уценкой – как в Америке делается в конце недели.  Это для  пролетариев всех видов трудовой и  нетрудовой деятельности.  Например, осетрину второй свежести распродавать два раза дешевле, а третей свежести – в три раза и так далее…   Может Онищенко разрешит?   Пора ему понять – торговля  без обмана не  может в принципе.

 Даже вот реклама любая – она  разве правду скажет?  Даже наш знаменитый певец Лещенко пустился рекламировать – соблазнительное и прибыльное это дело - пуще  эстрады!
В  рекламе  правды столько, сколько неправды, но даже и это сомнительно.  С  торговлей все ясно – обман у нее  как  родимое пятно,  не отмывается!

   Взять СМИ – думаете,  правду они несут?  Как бы не так! Существуют целые фейковыые СМИ - как CNN  в штатах и наши в меру - иначе в следующий раз и правде не поверят.  Информация теперь тоже товар, отсюда и все законы рынка  в  них и еще свое – специфическое.  Главное – побольше бы покупали  да выше рейтинг создавали  эти  покупатели   инфо-товара. А качество при этом не главное – слегка не грех и приврать.  Чем  больше сенсации – тем лучше.  Побольше фантастики – все   схавают…

   Но есть   в нашей жизни   ещё  возвышенный обман  и даже  «святая ложь».  Возвышенный обман часто бывает из благородных пожеланий – например, патриотических  чувств.  Помните, у нас недавно было  все  «передовое» и  все научные открытия и технический прогресс появлялись  сначала у нас.  Была даже поговорка  такая:   «Россия – родина слонов», шли "впереди планеты всей" и пришли к краю ее.
Обман иногда имеет глобальные масштабы и способен творить новое. Советское государство возникло на основе ложных лозунгов - "Фабрики и заводы - рабочим",  "Земля крестьянам!"  Сработало и еще как! Поверили и рабочие стали винтиками, крестьяне крепостными сталинского толка. Главное орудие обмана - это угадать назревшее желаемое масс и сыпануть туда затравку. Далее дело само пойдет лавинообразно. Как в пирамиде Мавроди. Но уже в перл Хрущева о "зримых горизонтах коммунизма" никто не поверил. Всему есть предел - врать надо дозированно.

   Однажды  М. Веллер  на своей передаче заявил -  историческая правда,  как  и биография людей, подвержена  украшательству – изображаться  чуть лучше, чем было, чем есть.  Инстинктивно срабатывает  чувство  любви (может и жалости)  к  себе,  к  «своему».   Это,  видать, общая слабость человечества,  свойственная  всем народам и нациям.  Так что, любая  история  –  наука   «немножко»  необъективная.  Не потому  ли,  даже среди историков,  теперь нет мира и согласия?  Но истинную  правду  эти  споры тоже  не  возрождают – поезд Времени ушел, свидетелей не осталось.  А осталось  больше  догадок чем  фактов  - информационная  энтропия  поработала...
Такая она история – коварная и тайная  наука! На этой почве и произрастают новые хронологии  Фоменко и  Носовского.

  Существует весьма распространенная бытовая ложь - "лапша на уши". Один сайт подсчитал, что в среднем каждый человек ежедневно говорит неправду и искажает правду или утаивает ее - 14 раз. Не поверите - даже малые дети могут соврать весьма искусно - скрыть плохую оценку в школе, слукавить маме -"животик болит, не пойду в садик".
Однажды школьники объявили бойкот вранью и 2-го апреля решили устроить День правды. И говорили без утайки мыслей всем что знают и что думают. Что же вышло?
А вышло то, что через пару часов вся школа переругалась, включая учителей и родителей. Выходит - ложь и обман весьма необходимые в жизни вещи - они сглаживают углы, "снимают фаску".
 Есть и семейная ложь - между мужем и женой, детьми и родителями и весьма частая притом. Тут ложь - как смазка для устранения скрежета шестеренок семейного бытового механизма.
Человек устроен так что ему не всякая истина нужна, а лишь приятная. Об этом парадоксе тут http://proza.ru/2020/04/08/215
Да простит нас Господь - слабы мы перед Истиной твоей!

    Мнение специалистов по психологии:
"Почему люди верят ложной информации?
Так откуда же берётся ложная информация, почему люди так за неё хватаются и как с этим бороться?  (Из работы профессора Стефана Левандовски и его коллег).
   Откуда это берётся:
1. Слухи и фантазии
Люди обожают сенсационные истории. Они всегда рады пересказывать то, что может вызвать ответную реакцию — будь то радость, отвращение или страх. Подойдёт всё, что вызывает живой эмоциональный отклик.
Правдивые истории, как правило, оказываются довольно скучными, с ними в центре внимания оказаться сложно. Это не для кого не секрет.
Но вот что действительно очень странно: люди склонны верить в истинность того, о чём прочитали в художественной литературе. Это происходит, несмотря на то, что
автор книги не скрывает что история выдумана,
имеются прямые указания, что история содержит ложную информацию,
реальные факты хорошо известны.
Отчасти этот феномен может объясняться тем, что когда люди делают что-либо, доставляющее им удовольствие, их критическое мышление отключается.
2. Политик скажет что угодно, чтобы выиграть выборы. Мы все это прекрасно понимаем, но вот ведь парадокс… Исследования показывают, что большинству людей знание о лживости политика почему-то совершенно не мешает верить в его ложь.
3. Сейчас пожалуй в СМИ найти правду намного сложнее чем попасть на какую нибудь совершенно ложную или просто очень поверхностную и непрофессиональную статью. Только что то очень невероятное и необычное привлечет внимание читателя, а невероятное обычно просто придумано или "вборшено" целенаправленно. Это просто бизнес. Сколько не говори, что "в телевизоре все врут" - все все равно продолжают его смотреть и обсуждать.
4. Об интернете можно сказать много добрых слов, но при всём том это, бесспорно, неисчерпаемый источник ложной информации. Вот только один факт:
«Исследование 50 сайтов, посвящённых вопросом похудения и диетам, показало, что доверия достойны только 3 из них».
Кроме того, люди имеют тенденцию искать только ту информацию, которая подтверждает их собственную точку зрения. И найти такую информацию при помощи интернета стало гораздо проще, поскольку там можно найти вообще всё, что угодно. В какую бы несусветную чушь человек не верил, он всегда найдёт в сети единомышленника.
Источники   http://mixstuff.ru/archives/12930
 


Рецензии
Хорошо изложено...
Замечательная фраза:
"В какую бы несусветную чушь человек не верил, он всегда найдёт в сети единомышленника."

Ольга Андрис   22.03.2023 15:25     Заявить о нарушении
Благодарен за отзыв.

Алекс Савин   22.03.2023 23:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.