Авиакатастрофа
Отсчёт годам русской авиации с 1912 года не совсем точен. Ещё за несколько лет до того в нашем небе уже летали аэропланы, а первые авиаторы успели установить первые рекорды. Но если мы согласимся с датой, то должны признать, что в числе отцов русской авиации одно из первых, если не первое место, принадлежит Михаилу Владимировичу Шидловскому.
Нынче его имя почти совсем забыто в России, и совсем забыто на малой родине, в Бирюче. А ведь ещё два-три года назад здесь оставалось незастроенным поле аэродрома, на которое в 1914 году приземлялись два сподвижника, два пионера авиации – Игорь Иванович Сикорский и Михаил Владимирович Шидловский. Выходившая в Харькове газета «Южный край», в заметке С.А. Столбенского под заголовком «Легче ветра», за 10 июня, так описывает это событие: «Ликованию обывателей сухопутного Бирюча не было предела, когда с северного наветрия в небе ниже облаков появился грациозный бесшумный аэроплан. Планируя над городом около получаса, сей икар под именем «Русский витязь» опустился с пробежкой на городском выгоне, у расставленных заранее белых палаток губернского и уездного начальства. Они почтительно встретили посетившего Воронежскую губернию великого князя Александра Михайловича и прибывшую с ним свиту. Среди пассажиров замечены создатель воздушного корабля г. Сикорский и уроженец города, генерал-майор Шидловский. После получасовой остановки аэроплан с высокими пассажирами проследовал далее, к городу Киев».
С тех пор освященная вименами великих авиаторов взлетная полоса почти сто лет принимала и отправляла самолеты. В советские годы сюда приземлялся Михаил Васильевич Водопьянов с заметным авиационным деятелем советской поры – председателем отраслевого профсоюза Тупикиным. Это долго было предметом гордости горожан – до самого крушения советской власти.
А вот о Шидловском забыли навсегда. Хотя казалось бы – с воскресением старых русских армейских традиций, с возвращением городу крестного имени, вспомнить знаменитого земляка обязаны. Хотя бы к столетию русской авиации.
Но старое поле аэродрома отдали под коттеджи. Если еще лет тридцать назад сюда совершались регулярные рейсы пассажирских АН-2, если ещё пять лет назад над Бирючем изредка зависали вертолеты медицинской службы – то сегодня приткнуться самолёту тут некуда.
Бирючу авиация не нужна.
А нужна ли она России?
Я гляжу на телевизионную картинку того, с чем страна пришла к вековому юбилею авиации. Но вместо гордости за детище Сикорского и Шидловского, мне хочется плакать. Ибо в последние тридцать лет не создается ничего нового, а лишь добиваются старые советские запасы. Нам показывают стратегические «Тушки», созданные ещё в восьмидесятые годы. Там давно выработан моторесурс, там усталость металла наверняка поразила центропланы, но нам говорят, что эти машины надежно защищают небо родины.
Бедные летчики ! Они хорошо знают, что сам Туполев, живи он нынче, лег бы на взлётную полосу, чтобы не пустить в небо отлетавших свое дюралевых птиц. Но летчики рискуют и летают, потому что новая Россия за двадцать лет не сощдала не то, что новый стратегический ракетоплан, но даже и чертежей его! Разгромлены заводы, разогнаны специалисты. Без всякого «любфтваффе» лучшая в мире боевая авиация полностью разгромлена. А латание дыр в форме «модернизации» только продолжает агонию русской авиации.
Люди постарше помнят, как буквально ежегодно в небе появлялись новые марки самолетов. Один за другим серия Ту – 104, 114. 124, 134, 144, 154. Ан – 2, 12, 22,24.МиГ – 15,17, 21, 25, 27. Самолету Су, вертолеты Ми и Ка, ракетопланы…
Да – все это было детищем гонки вооружений. Быть на острие научно-технического прогресса означало одно – выживание. Тогда точно так же стремительно развивалась и созданная нашим Сикорским американская авиация.
И вот холодная война кончилась. Сытой жизни ничто не угрожает ни у нас, ни у американцев. И как же мы по-разному себя повели! Если американцы стали в космос и в авиацию вкладывать освободившиеся от гонки вооружений деньги, то у нас их попросту разворовали.
И через сто лет после красивого и стремительного взлёта русской авиации мы становимся свидетелями её жёсткой посадки. Садятся или падают на землю последние «тушки» и «илы», обломками сыплются на землю «протоны» и «союзы».
И ничего взамен. Нет на подходе ни новых машин, ни новых чкаловых.
И не осталось в Бирюче после Сикорского и Шидловского ни взлетной полосы, ни памяти.
…Послушайте! А может – потому и авиации в России уже нет?
Свидетельство о публикации №212080700798