Судьбы. Священномученик Николай Удинцев

Часто ли приходилось нам задумываться над вопросом - кого и за что называют священномучениками и много ли их на Земле нашей? Что знаем мы об их жизненном пути и преданности вере?

Отрадно читать, что «по инициативе архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия и по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в 2011 году в календаре Русской Православной Церкви появился новый праздник — Собор Екатеринбургских святых».

Празднование нового памятного дня Святейшим Патриархом Кириллом благословлено в день образования Екатеринбургской епархии — 11 февраля.

В состав собора включены имена 63 святых XVII-XX веков, подвижническая и мученическая жизнь которых непосредственно связана с Екатеринбургской епархией.

Данное повествование коснется лишь одного из них – Николая Александровича Удинцева, бывшего племянником отца Аристарха Дмитриевича Удинцева, который имеет непосредственное отношение к моему родословию.


                СВЯЩЕННОМУЧЕНИК НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ УДИНЦЕВ

                Память 7 августа


Николай Александрович Удинцев родился ранней весной - 4 апреля 1862 года в семье священника Александра Дмитриевича Удинцева, служившего при церкви во имя Нерукотворного образа Христа Спасителя  села Скородумского Ирбитского уезда. Прошел он путь, свойственный большинству сыновей духовенства. По всей видимости, окончил Николай в 1878 году Екатеринбургское духовное училище. Затем достойные  знания получил он в стенах Пермской Духовной Семинарии (ПДС), но полный курс обучения не завершил. В Послужном списке Клировых ведомостей указано, что в 1882 году в июле месяце по собственному прошению был «уволен Николай Александрович при переводе в пятый класс». И это с учетом того, что везде шел он по первому разряду в числе лучших учеников. Однако ранняя смерть отца привела к необходимости самому заботиться о куске хлеба насущного. Открываю известное издание священника Иакова Шестакова - Справочная книга всех окончивших курс Пермской Духовной семинарии. Написана она в память 100-летнего существования ПДС. И… не нахожу искомой персоны за указанный год. В том далеком, 1882 году покинули стены семинарии 34 ученика. Дополнительно указаны сведения о 7 семинаристах, вышедших из 4-го класса. Есть среди них Николай Удинцев. Однако рядом запись – судебный следователь в городе Оса. Явно, что речь идет не о Николае Александровиче. Где закралась ошибка? Ответить на этот вопрос пока не могу.

Вскоре сдал Николай экзамен на звание сельского учителя, а далее стал проходить службу учителем народных школ в селах Ирбитского уезда: Ирбитском заводе,  Крутихинском, Голубковском, Верх-Ницинском.
 
В конце 1880-х  годов вступил он в брак с дочерью диакона села Ницинского Ирбитского уезда Антониной Михайловной Ласиной. Была она на три года младше супруга, но к этому времени успела окончить курс в Пермской Мариинской гимназии со званием «домашней учительницы». В 1890 году появился в семье первенец, нареченный в честь деда Александром. Через два года родился сын Димитрий, а затем Григорий и дочь Анна. И нужно отметить, что все имена, данные детям, часто встречаются среди представителей рода Удинцевых.
 
В общей сложности десять лет длилась педагогическая деятельность Николая Александровича. Но всему свое время. Наступило оно и для тридцатилетнего учителя.
На основании указа Преосвященнейшего Афанасия, епископа Екатеринбургского и Ирбитского, 15 ноября 1892 года Николай Александрович был рукоположен в сан диакона и определен для служения в церковь в честь Трех Святителей Нижне-Туринского завода Верхотурского уезда.
Об этом событии в Екатеринбургских Епархиальных Ведомостях появилось следующее сообщение: «Его Преосвященство Божественную литургию совершал в Крестовой церкви архиерейского дома, в сослужении: протоиерея В. Луканина, священника К. Космина и двух иеромонахов. За литургиею рукоположены: в сан священника диакон Разумник Шастин к церкви села Кайгородского, Екатеринбургского уезда, а во диакона учитель Николай Удинцев к церкви Нижне-Туринского завода, Верхотурского уезда». Одновременно состоял он учителем Нижнее-Туринской церковной школы. Сложно оказалось расставаться с полюбившейся работой.

Спустя два года отец Николай удостаивается рукоположения в сан священника и назначается на служение в Петропавловскую церковь одноименного села Верхотурского уезда. Кроме пастырских началось исполнение и иных обязанностей. Согласно указу Екатеринбургской Духовной Консистории в октябре месяце 1895 года утверждается он членом благочиннического совета. В 1907 году назначается отец Николай на должность духовника по 2-му округу Ирбитского уезда.

Вскоре согласно прошению своему перемещается отец Николай к Воскресенской церкви Верх-Ницинского (Яланского) села Ирбитского уезда. Так, в Памятной книге для духовенства за 1899 год записано, что при церкви состояли два священника – Николай Александровия Удинцев и Иоанн Григорьевич Удинцев, а псаломщиком записан Иоанн Павлович Максимов. Не ведаю – родственниками или однофамильцами оказались батюшки Удинцевы. Во время служения в этом селе состоял он заведующим церковно-приходской школой и преподавал Закон Божий еще  в церковной школе деревни Игнатьевой Верх-Ницинского прихода. Успешно сочетал батюшка пастырскую и преподавательскую службу. Преподавание шло столь успешно, что «за ревностные законоучительские труды», «усердную и полезную деятельность по народному образованию» батюшка получил церковные  награды:
1905 год – скуфью;
1908 год – набедренник;
1914 год -  камилавку.
Его имя нередко отмечалось в отчетах епархиальных наблюдателей о состоянии церковных школ епархии среди тех, кто «особенно ревностно относились к церковно-школьному делу и аккуратным исполнением обязанностей заявили себя».

Приблизительно в это же время отец Николай стал членом братства святого праведного Симеона, Верхотурского чудотворца, и Православного миссионерского общества по Екатеринбургскому комитету. Образованное в 1886 году братство святого Симеона действовало в двух основных направлениях: просветительском и миссионерском, прежде всего — противораскольническом. В 1897 году в ведение братства были переданы также все противораскольнические миссионерские комитеты, организованные в местностях, особенно связанных с расколом. Дело в том, что еще в конце XVII века на Урал хлынул поток старообрядцев, спасавшихся от преследований церковных и светских властей. Среди дремучих лесов основали они село Шарташское, вокруг которого вскоре возникло несколько скитов и часовен. В особенности возрос приток раскольников во времена Петра I, когда на Урале открылось несколько частных чугунолитейных и железоделательных заводов. На работу хозяева принимали беглых крепостных крестьян, беглых каторжников  и раскольников. С течением времени многие старообрядцы оказались на ведущих должностях, и в результате стали на Урале очень влиятельной группой населения, особенно это коснулось  Екатеринбурга.

Кроме того, что отец Николай являлся членом братства Святого Симеона, состоял он членом-сотрудником Императорского Православного Палестинского Общества по Екатеринбургскому отделу.

После тринадцати лет служения в селе Верх-Ницинском, отец Николай согласно постановлению епархиального начальства перемещается в июне месяце 1907 года вновь в село Петропавловское Верхотурского уезда, а через месяц по Резолюции Преосвященнейшего Владимира -  в Нижне-Синячихинский завод к Спасо-Преображенской церкви. Почти сразу вслед за этим по прошению своему назначается он сверхштатным священником в село Костинское Ирбитского уезда для служения в приписной Михаило-Архангельской церкви деревни Клевакиной. Через несколько месяцев деревня Клевакина отделилась в самостоятельный приход и стала с этого времени именоваться селом Клевакинским. В январе 1908 года назначается батюшка в Михаило-Архангельскую церковь штатным священником и становится законоучителем Клевакинской земской школы. Здесь семья прожила семь лет.

Село Клевакинское находилось в северо-западной части Ирбитского уезда, близ реки Реж. Каменный однопрестольный храм во имя святого Архистратига Божия Михаила был возведен в 1897 году. В начале ХХ века приход его составлял около 1800 человек. На расстоянии версты от села находилась небольшая деревенька Верхняя Бутакова с действовавшей в ней школой грамоты для мальчиков и девочек. Отец Николай стал преподавать в ней Закон Божий, как и в клевакинской земской школе.

За свои труды получал он содержание от казны в размере 228 рублей 56 копеек. Жалование от прихожан составляло 301 рубль. Кроме того от обработки земли имел отец Николай чистых доходов 180 рублей в год.

Всего трижды за все годы службы оставлял отец Николай свой приход. Так, в августе месяце 1905 года ездил он в Пермь для «сдачи сына в семинарию». В феврале месяце 1907 года выступал в роли уполномоченного для выбора членов в Государственную Думу. В июле 1909 года испросил целый месяц для поездки в Саров, к святым местам, связанным с жизнью Серафима Саровского. Из всех отпусков возвращался своевременно.

Личные сведения мои о судьбе отца Николая ограничиваются 1914 годом. Дабы избежать невольных и неведомых ошибок решила вместо своего рассказа о последних годах жизни отца Николая Удинцева ограничиться фрагментом статьи, помещенным в Православной газете.

«В июле 1915 года батюшка был переведен для служения в Вознесенскую церковь села Коптеловского Верхотурского уезда. Расположенное в той же местности, на реке Реж, село это получило свое название от фамилии первого поселенца. Каменный храм в честь Вознесения Господня с приделами во имя Великомученика Димитрия Солунского и Праведного Симеона Верхотурского был в конце XIX столетия благолепно украшен настенной живописью. Примечательно, что роспись на одной из стен изображала крушение Царского поезда 17 октября 1888 года. Это трагическое событие, видимо, глубоко тронуло жителей отдаленного селения, если они даже решили запечатлеть его на стене храма. В этом поступке проявилась преданность сельчан царю, искренняя любовь к Императорскому дому. Прихожане храма, а их было вместе с жителями окрестных деревень около 4500 человек, особенно почитали находившийся в нем искусно вырезанный из дерева образ Спасителя, на котором Господь был изображен в рост, с оковой на левой ноге.

В тревожное время начал отец Николай свое служение в Коптеловском: приближалась революция и гражданская война. Летом 1918 года на Урале происходили трагические события: бои белогвардейцев с красными, аресты и убийства мирных жителей…

Положение большевиков в стране в то время стало критическим. В этих условиях на V Всероссийском съезде Советов в июле 1918 года была принята первая Конституция РСФСР, провозглашавшая защиту новой власти обязанностью всех граждан. Специальным постановлением «О строительстве Красной армии» съезд закрепил создание вооруженных сил регулярного типа на принципах принудительной мобилизации, введя Закон о всеобщей воинской повинности.

Однако насильственная мобилизация в части Красной армии, а также грабеж крестьян, осуществлявшийся продотрядами, вызвали на всей территории Урала многочисленные крестьянские восстания. Только что вернувшиеся домой после Первой мировой войны мужчины в большинстве своем отказывались вступать в ряды красных. Все эти волнения характеризовались властью как «мятежи кулаков-контрреволюционеров» и подавлялись беспощадно, с особенной жестокостью.

Подобная ситуация сложилась и в Верхотурском уезде. В ответ на приказ о мобилизации здесь по инициативе жителей села Аромашевского, расположенного рядом с селом Коптеловским, были устроены митинги с участием представителей от 15 окрестных волостей. На них вынесли следующую резолюцию: «В Красную армию не вступать, большевиков не поддерживать». Аромашевцы отказывались идти воевать в Красную армию, а когда карательный отряд все же вынудил сельчан повиноваться и вступить в ряды красных, то вскоре по прибытии на фронт близ села Голубковского Ирбитского уезда мобилизованные целой ротой в 180 человек с ружьями и пулеметами перешли на сторону белых, вступив в Народную армию.

 Не менее решительно были настроены и крестьяне соседней деревни Деевой. Обезоружив отряд красноармейцев в 28 человек с пулеметами и винтовками, крестьяне, вооруженные лишь навозными вилами, железными лопатами и самодельными копьями, вырыв окопы, почти целую неделю с часа на час ожидали прихода красных. К счастью, красные больше не приходили в деревню.

Жители села Коптеловского также наотрез отказались от вступления в ряды Красной армии. Оставлять семьи и идти в самую страду воевать «за светлое будущее» никому не хотелось. Тем не менее в агитации против мобилизации был заподозрен священник села отец Николай Удинцев.

После того как рядом с Коптеловским появилась первая разведка войск Народной армии, положение красных стало особенно напряженным. Чувствуя, что вскоре им придется оставить село, они решили расправиться с отцом Николаем, к которому и раньше относились враждебно. Он принял мученическую смерть у престола Господня: озверевшие красноармейцы подняли его на штыки прямо в алтаре Вознесенского храма. Случилось это 25 июля/7 августа 1918 года».

Священномученик Николай Удинцев прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских от Екатеринбургской епархии в 2002 году.

Так ли на самом деле обстояли события или переданы они условно, теперь узнать уже невозможно. Поражают нелепость и злость совершенного преступления. Будто ничего человеческого не осталось в людях в те лихие годы. Как быстро менялись взгляды и отношение к вере. Совсем недавно те же самые красноармейцы ходили в храмы на исповедь и причащение, венчались, крестили своих детей и отпевали близких. Все рухнуло за несколько «окаянных дней».

Не испугался батюшка надвигающихся событий, о которых, несомненно, знал: не отрекся, не спрятался. Не духовный ли это подвиг, достойный нашей памяти и почитания?



По материалам «Православной газеты» Екатеринбургской епархии №30 за 2008 год и архивным источникам


Рецензии
«Так ли на самом деле обстояли события...» Эта фраза в Вашем рассказе побудила меня заглянуть в материалы расследования Окружного Суда в 1919 году «Объ убийстве красноамейцами Священнослужителя села Коптеловскаго о.Николая Удинцева». Материалы следствия я выложил на сайте УИРО, поэтому не буду повторяться, а здесь хочу поделиться информацией о Соловьёве Е.А., руководившем расправой над о.Николаем.

(Л.27.) СПРАВКА О СУДИМОСТИ (31.03.1919)
Соловьёвъ Ефимъ Андреевъ(*1874) 45летъ, происходящий из гражданъ Нейво-Алапаевского завода и волости, Верхотурскаго уезда, Пермской губернiи.

1). 1891г. Привлекался за изнасилование Зырянкиной — оправдан.
2). 1893г. Привлекался за кражу — приговорён 3 мес. тюрьмы.
3). 1895г. Привлекался за убийство Третьякова — приговорён 2 мес. тюрьмы и церковного покаяния.
4). 1896г. Привлекался за увечье Орлова — приговорён 6 мес. тюрьмы.
5). 1900г. Привлекался за нанесение раны Бутикову — приговорён 3 мес. тюрьмы.
6). 1905г. Выселен из Верхотурскаго уезда.
В настоящее время привлекается по признаку преступления предусмотренный 13п., 2п. 1453ст., 13п. 1540ст. (Свода Законов Уголовных Российской Империи).
(ГАСО. Ф.11. Оп.8. Д.392.)

Как видим, богатое уголовное прошлое у этого …, язык не поворачивается назвать его человеком. Думаю, учитывая этот «опыт», большевики назначили его комиссаром юстиции (!) г.Алапаевска. Соловьёву повезло, что он не был замучен контрразведкой белогвардейцев после того как войска Сибирской армии заняли Алапаевск в августе 1918 г., т.к. был доставлен по распоряжению Окружного прокурора в Екатеринбург для расследования другого уголовного дела «Объ убийстве Великихъ Князей Сергея Михайловича, Игоря и Иоанна Константиновичей и другихъ 18.07.1918». Ему и здесь повезло. 14.07.1919 части Красной армии вошли в Екатеринбург и он был освобождён. В убийстве Великих Князей Соловьёв принимал самое активное участие. На партактиве г.Алапевска в 1932 году он не стесняясь делился воспоминаниями об этой расправе. Эту информацию без труда можно найти на множестве других сайтах. Во всех источниках в графе «дата смерти» Ефимова Е.А. стоит знак «?». К моему удивлению его имя я обнаружил в Книге Памяти жертв политических репрессий Свердловской области Т.7. На странице 319:
«Соловьёв Ефим Андреевич 1874 года рождения, место рождения — РСФСР, Уральская обл., г.Алапаевск, русский, пенсионер. Арестован 10 августа 1934г., осужден 28 декабря 1934г. Мера наказания — 3 года ИТЛ.»
Полагаю, что там он и сгинул, но самое поразительное то, что имя этого палача до сих пор носит одна из улиц (!): 624000, Свердловская обл., г. Алапаевск, улица Ефима Соловьёва.

Владимир Гуров 2   11.12.2014 23:09     Заявить о нарушении
Владимир, благодарю Вас за ценное дополнение к данной публикации. Сколько крови пролилось… Вначале свершился расстрел великой княгини Елизаветы Федоровны с пятью князьями и двумя приближенными, а спустя неделю – трагическая гибель отца Николая.
Страшно, что во главе отряда красноармейцев стоял шестикратно судимый Е.А. Соловьев. Странны и опять же страшны события последующих лет. Но… такова история нашей страны

Галина Магницкая   12.12.2014 13:03   Заявить о нарушении