Литературы мира. Сравнение и параллели

Античность
        1.Древнегреческая культура и литература


   На исходе «классического времени», при «кризисе полисной системы», люди начинали уставать от больших городов, войн, разрухи, политики, они мысленно переносились в вымышленные миры, в деревеньку, подальше от суеты больших городов, поближе к естественности и природе.  Появилась так называемая «буколическая поэзия» (воспевание мирного труда, пастухов и пастушек), популярность  приобрела «бытовая комедия», отодвинув в тень героические трагедии и политические комедии прежнего времени. Вообще искусство стало отдаляться от больших философских и мировоззренческих концепций в сторону тем маленького мирка индивидуума, веселья  и беззаботности. И, чем зрелищнее оно было, тем более оно становилось популярнее. Поэты перестали писать героические поэмы, ограничиваясь эпиграммами, выполненными на заказ, либо небольшими стихотворениями на любовную тему (т.н. «слезная поэзия»). Литература превращалась в некое подобие «чтива» и «развлекалова», которое быстро забывалось, а придание оригинальной формы становилось для авторов самоцелью. Пускай никого не вводит в заблуждение современная цивилизация и ее проблемы. Ничто не ново под луной. Проблема урбанизации, больших и людных городов, проникновение денег в искусство и коммерциализация – старые, как мир, явления.
Например, Аполлоний Родосский, желая возродить традиции древних («героический эпос»), написал «Аргонавтику», по признанию современных исследователей, скорее итог трудолюбия и усидчивости, нежели поэтического вдохновения. Идею больших произведений никто не подхватил. Зато чрезвычайно популярными стали жанры Комедии - мимы, мимиямбы, пантомимы.
Сегодня критики и литературоведы ведут дискуссии по поводу ухода в старину «большого романа», засилья «легкого чтива» и небольших пьесок неглубокого содержания. Не повторяется ли всё вновь?
После смерти Александра Македонского, одной из провинций державы македонского царя  – Египтом -   завладел его  полководец Птолемей I, он наладил производство папируса, что привело к дешевизне товара .Папирус стал доступен большому количеству людей. Так, один автор сокрушался, что раньше, из-за дороговизны писчего материала, старались сохранить важные тексты и события, теперь же каждый норовит писать сущие безделицы… Как сие не может не напомнить блогосферу и сетературу! Виртуальный объем пространства стоит значительно дешевле бумажного эквивалента, производства целого журнала или газеты. Покупка 1 терабайта виртуального пространства обойдется по цене нескольких книг. А в это пространство поместится около 1 миллиона электронных версий бумажных изданий.
               
 
                2.Древнеримская культура и литература


Римская литература шла в русле греческой литературы, черпая из ее родника вдохновение, заимствуя формы и перенимая сюжеты. Впрочем, все переносилось на римско-латинскую почву с учетом местных условий и традиций; за чужеземным фасадом скрывался «национальный» колорит; иначе зритель не смог бы понять и принять чуждое себе. Римская культура не знала театра (жанр небольших театральных постановок под названием «сатурналии» был позаимствован у италийских греков), но расцвет драмы пришелся на вторую половину III - II вв. до н.э., вследствие перенимания и переиначивая театральных постановок древних греков. Аналогичный процесс шел и в лирике: греческая поэзия  «обрабатывалась» Катуллом и его современниками, готовя почву для трех выдающихся поэтов-классиков Древнего Рима - Вергилия, Горация и Овидия. Эпоха правления  императора Октавиана (Август) считается «Золотым веком» римской литературы. Старший среди упомянутой троицы – Вергилий, озаботился созданием героического эпоса, продолжением истории троянцев и Энея, по легенде, он был одним  из прародителей римлян. Свой труд «Энеида» Вергилий не успел завершить, но сама попытка создать  монументальный труд в стиле героического эпоса  еще раз показывает наличие некоторых закономерностей в истории обществ, которым требуется как-то вписать себя  и ощущать во времени и пространстве.
Наверное, почти все литературы мира слагаются из мифов и легенд, фольклора в то, что потом будет записано кем-то и, может быть, как-то обработано. Таким образом, рождались, записывались и перелагались на материальную, писчую основу героические эпосы, сказания рапсодов, гомеров, бардов, гусляров. Героические эпосы   становятся неким ориентиром  в пространстве и времени для больших групп людей…Рамаяна и Махабхарата - у древних индусов; Иллиада и Одиссея - у древних греков; эпические саги - у скандинавов, Песнь о Ролане - у французов, песнь о Нибелунгах - у немцев. В Риме раньше эпоса появились героические сказания о предках - о борьбе с врагами Рима, положившие начало древнеримской исторической традиции. И только в конце I в. до н.э. Вергилий создал "Энеиду", следуя примеру грека-Гомера.
Вергилий, Гораций, Овидий завершили создание классической римской поэзии  (в прозе им стал Цицерон, его роль для латинского языка примерно сопоставима  с ролью  А.С. Пушкиным в русском), около 60 лет творчества великой троицы, как уже говорилось, считается "золотым веком" древнеримской поэзии. Следом за Золотым веком  следует Серебряный век римской литературы: от начала правления Тиберия до кончины Траяна – с 14 по 117гг. н.э. В данный период литература приобрела довольно утилитарное значение. В задачу мелких постановок входило – смешить и развлекать людей, а в задачу комедий  - еще и отвлечь зрителя-обывателя от повседневных забот. Легкость и развлекательность  захлестнули  литературу.
Любопытно, но аналогичные процессы происходили и в Древней Греции и в современном мире (и продолжают происходить).  Можем ли мы предположить, что уход от содержательности в формотворчество - признак заката цивилизации, именно как отражение процессов идущих в обществе? К примеру, в Древней Греции, в эллинистическую эпоху, люди не хотели вычитывать большие тексты и размышлять над прочитанным. Собирались отдельные кружки поэтов и по общему характеру их творчества, потом называли поэтические «школы», условно говоря: литературные течения. Кружков было много и следить за творчеством каждого поэта не представлялось возможным.
   Нечто подобное произошло и в Римской империи. Пишущих становилось больше, чем читающих. Так что тезис о превращении русской нации из самой читающей в самую пишущую – далеко не нов. «Серебряный век» римской литературы - время бессодержательности, бессмысленного героического пафоса, излишнего присутствия риторики, проникнувшей в поэзию при Овидии, но впоследствии захлестнувшей все области литературы.
 Как и в Греции, вместо серьезных и актуальных драм, ставятся легкие пьески. Римская поэзия сошла на нет раньше, чем стало клониться к упадку римское государство и античная цивилизация, которую Рим стал выражать и олицетворять. Возможно, до нас потомки не пожелали донести творчество римских поэтов  II – IVвв. н.э., не считая нужным это делать. Ведь приходили одни творцы, купались некоторое время в овациях, на смену им приходили другие, и публика забывала прежних кумиров со всеми произведениями. Возникает такое ощущение, что мы сейчас подошли вплотную к подобному рубежу.
 ...И закат литературы неизбежно повторится?
            2011

  2011


Рецензии
Хлеба и зрелищ!/всеравно каких/Правда с хлебом сейчас у всех не очень-то.

Ирина Давыдова 3   08.10.2012 20:33     Заявить о нарушении
Да, полная развлекуха. Хотя в последнее десятилетие с хлебом более-менее, по сравннеию с 90и гг.

Лев Агни   09.10.2012 16:37   Заявить о нарушении
ну не скажите.Может в столицах нормально,а на переферии-большая проблема.

Ирина Давыдова 3   11.10.2012 21:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.