Нужно ли коммунистам бороться за демократию?
Назаренко здесь одновременно прав и не прав. Прав в абстрактном смысле, но на практике все гораздо сложнее. С одной стороны, любому марксисту (кроме различных каутскианцев, "демократических социалистов") ясно, что буржуазная "демократия" является на деле не демократией, а скорее олигархией, или аристотелевской "политией" (т.е. смесью олигархии с демократией). Энгельс еще в 1846 году писал, что "Демократия в наши дни — это коммунизм. Какая-либо иная демократия может существовать ещё только в головах теоретических ясновидцев, которым нет дела до действительных событий, для которых не люди и обстоятельства развивают принципы, а принципы развиваются сами собой. Демократия стала пролетарским принципом, принципом масс"[2] . Но с другой стороны, когда мы говорим о неполноценности буржуазной демократии, перед нами встает соблазн полностью стереть грань между буржуазной демократией и фашизмом, между буржуазным правом и буржуазным бесправием. В этот соблазн часто впадают так называемые "левые коммунисты", которые выдвигают лозунг "против фашизма и антифашизма", поскольку, по их мнению, для пролетариата никакой разницы между буржуазной демократией и фашизмом нет, следовательно, поддержка буржуазной демократии как "меньшего зла", т.н. "антифашизм" выгоден буржуазии, а не пролетариату. Нужно бороться не с "фашизмом", а с капитализмом. "Левые коммунисты" хотят внушить внушить пролетариям мысль, будто бы нет разницы между режимом, при котором коммунисты имеют возможность почти безнаказанно (если не считать "антиэкстремистских" статей, по которым сейчас репрессируют в основном фашиков) вести революционную пропаганду, и режимом, при котором коммунистов тысячами истребляют в концлагерях. Дескать, раз оба режима по своей классовой природе буржуазные, то значит хрен редьки не слаще. Но в том все и дело, что принцип "хрена и редьки" в данном случае не прокатывает, и пролетарии это прекрасно понимают, в отличие от разного рода "коммунистических" теоретиков, замазывающих тот факт, что демократическая форма классовой диктатуры буржуазии открывает большой простор для политической и экономической борьбы пролетариата.
Другая часть "ультралевых" также отвергает буржуазно-демократическую программу, но по несколько иным причинам. Если первая разновидность "ультралевых" вовсе нивелирует различие между буржуазной демократией и антидемократическими формами классовой диктатуры буржуазии, то вторая это различие признает, но в тоже время считает буржуазную демократию невозможной на нынешнем этапе развития капитализма. Следовательно, заключают они, буржуазно-демократическая борьба на сегодняшний день является бесполезной и вредной для пролетариата. Если первая разновидность "ультралевых" заявляет, что "демократия при капитализме - это утопия", то вторая считает демократию "утопией" ПРИ ИМПЕРИАЛИЗМЕ. Назаренко относится именно ко второй разновидности:
> Из текста моего письма совершенно логично следовало, что речь идет о НЫНЕШНЕМ капиталистическом обществе. Т.е. был период, когда буржуазия играла революционную роль. Поэтому я и указывал, что либералы опоздали с демократической революцией в России не меньше, чем на 100 лет, а для развивающихся - -на полвека.[3]
Взгляды Назаренко являются далеко не новыми - еще в начале XX века ряд русских большевиков, а также голландская секция Циммервальда отказалась от "программы минимум", и стала проповедовать "чисто социалистическую" революцию по причине неосуществимости буржуазно-демократической программы и права наций на самоопределения в условиях империализма. Эти взгляды подверглись резкой критике со стороны Ленина, который заклеймил их "империалистическим экономизмом", заявив что эти "«идеи» ничего общего ни с марксизмом, ни с революционной социал-демократией не имеют".
"Потоптавшись целый год на одном месте, автор пришел к своей старой ошибке. Здесь «гвоздь» его злоключений: он не может разобраться в вопросе, как связать наступивший империализм с борьбой за реформы и с борьбой за демократию — совершенно так же, как «экономизм» блаженной памяти не умел связать наступивший капитализм с борьбой за демократию.
Отсюда — полнейшая путаница в вопросе о «неосуществимости» демократических требований при империализме.
Отсюда — непозволительное для марксиста (и уместное лишь в устах «экономиста» рабочемысленца) игнорирование политической борьбы теперь, сейчас, тотчас же, как и всегда.
Отсюда — упорное свойство «сбиваться» с признания империализма на апологию империализма (как «экономисты» блаженной памяти сбивались с признания капитализма на апологию капитализма)"[4].
Тот факт, что "истинный ленинец" Назаренко либо не знаком с ленинской критикой "империалистического экономизма", либо считает необходимым занять в данном (и не только в этом) вопросе антиленинскую позицию свидетельствует о том, что Назаренко (вопреки утверждению Виктора Макарова) по своим взглядам ближе к Гортеру и Паннекуку, чем к Ленину. Известно, что "империалистические экономисты", именовавшие себя первоначально "большевиками", впоследствии стали основоположниками так называемого "германо-голландского левого коммунизма" и "коммунизма рабочих советов" перешли на радикально-антибольшевистские позиции. Из ошибочных представлений о буржуазной демократии при социализме вытекает ошибочная позиция наших "левых коммунистов" по Второй Мировой Войне, которые отказались поддержать в данной войне антигитлеровскую коалицию. Дескать, раз все участники войны являются империалистическими государствами, следовательно нет смысла поддерживать какую-либо из сторон, поскольку все империалистические государства одинаково реакционны и антидемократичны, и нет никакой разницы между фашистскими государствами Оси и "демократическими" государствами Антигитлеровской коалиции. Левые коммунисты (империалистические экономисты) стерли грань между фашизмом и демократией, записав всех империалистов скопом в "фашисты". И поскольку "при империализме демократия невозможна", следовательно антифашистская борьба является бесполезной.
"Демократия была государственной формой капиталистического господства, его борьбы против феодализма, монархизма и клерикализма, разворачивающейся всех отдельных сил для победы и роста капиталистической экономической системы, социальных условий и культурных вкладов буржуазных порядков. Этот восходящий период закончился давно. Демократия становится все более и более неадекватной и невыносимой для сегодняшнего капитализма, для капиталистических интересов, не может жить и развиваться под ним. Они требуют новых социальных и политических условий, новой идеологии и новой формы государства - нового аппарата правления. Демократический этап отброшен и уничтожен в условиях, когда фашизм может занять его место. Ибо только при фашизме государственный капитализм может развиваться и процветать... Старое уходит навсегда и никакой экзорцизм не работает против нового. Неважно, как сильно мы можем попытаться возродить демократию, чтобы помочь ей снова встать на ноги, чтобы вдохнуть в нее жизнь, все усилия будут тщетными. Все надежды на победу демократии над фашизмом являются грубейшими иллюзиями, все веры в возвращение демократии как формы капиталистического правительства имеет означают только хитрое предательство и трусливый самообман" - писал в 1940 году левокоммунистический теоретик Отто Рюле[5].
Послевоенная история мира продемонстрировала ошибочность взглядов Рюле. Вопреки прогнозам Рюле, результатом Второй Мировой Войны стало вовсе не торжество фашистских порядков во всем мире, а наоборот, усиление позиций демократии. Современные западные империалистические государства, несмотря на антидемократические тенденции, нельзя ставить на одну доску с фашистской Италией и Германией, поскольку в Америке и Европе нет массовых политических репрессий, не запрещены коммунистические партии и коммунистическая пропаганда, существует политический плюрализм, демократические выборы. Ни США, ни путинскую Россию нельзя рассматривать в качестве фашистских государств, как это делает тот же Гачикус, который, несмотря на свои "исламистские" закидоны, все же стоит намного ближе к революционному марксизму, чем Назаренко. В частности, Гачикус верно критикует империалистический экономизм "левых коммунистов", выступающих "против фашизма и антифашизма". Тем не менее, Гачикус сам порой сам повторяет ошибки "империалистических экономистов", поскольку отождествляет, подобно Отто Рюле, империализм с фашизмом (у Гачикуса везде "фашизм" - и в США, и в гитлеровской Германии, и в СССР, и в путинской России), отсюда его ошибочная, пораженческая позиция по ВОВ, совпадающая с позицией левых коммунистов и раскритикованная А. Трофимовым (в этом вопросе Трофимов прав против Гачикуса):
"НКВД употребляет слово «фашизм», хотя оно, как я уже не раз писал, ненаучное, допускает двойную (даже тройную) трактовку, и годится лишь для боевых памфлетов, а не для теоретических статей. Действительно: с точки зрения либералов, фашистскими были гитлеровский и сталинский режимы (у российских либералов, понятное дело, отношение к сталинскому режиму более мягкое, чем у западных), а режимы в Англии, Франции и США не были, хотя по отношению к пролетариату все эти империалистические державы были одинаково недемократичны. Т.е., в данном случае, под фашизмом понимается незрелый империализм, с феодально-крепостническими пережитками. В этом смысле возврат к фашизму в России невозможен, и опасения НКВД такие же наивные, как опасения Жана Жореса, опасавшегося отмены республиканской формы правления во Франции."[6]
Гачикус списывает причины возникновения откровенно антидемократических, "тоталитарных" буржуазных режимов (наподобие гитлеровского) на "пережитки феодализма", объявляет их "детскими болезнями" империализма, в то время как на самом деле это "старческие болезни", следствие не незрелости, а крайней степени загнивания буржуазных режимов. Таким образом, позиция Гачикуса, считающего невозможным установления полностью антидемократических (по типу монархического абсолютизма и фашистского "тоталитаризма") буржуазных режимов в условиях зрелого империализма, является столь же ошибочной и вредной для пролетариата, как и "третьепериодистская" тактика германских коммунистов, которые объявили режим Брюнинга "уже фашистским", а поэтому отказались поддерживать его как "меньшее зло" по сравнению с Гитлером (эта ошибочная тактика подвергалась справедливой критике со стороны Троцкого[7]). Гачикус называет Путина "русским Гитлером"[8] (хотя в действительности Путин на сегодняшний день все еще играет роль Брюнинга), осуждает Шапинова и НКВД за то, что они борятся с несуществующей "фашистской угрозой" (подобно тому, как Жан Жорес боролся с несуществующей угрозой "отмены республики") и тем самым повторяет ошибки немецких коммунистов, "проворонивших" Гитлера. Но несмотря на различные недочеты, Гачикус все же стоит по своим взглядам намного выше Гортера, Рюле и других "империалистических экономистов", взгляды которых, по словам Ленина, являются "карикатурой на марксизм", а также современных "левых коммунистов" - последователей Гортера и Рюле. Прав Гачикус и против "истинного лениниста" Алексея Трофимова, который хотя и отмежевывается от "левых коммунистов", "госкаповцев", но тем не менее повторяет их ошибки, отрицая прогрессивность горбачевской перестройки - смены фашистского режима КапПСС буржуазной демократией, благодаря которой революционные марксисты смогли выйти из подполья.
Многие сейчас сравнивают путинский режим с режимом поздней КПСС, в частности, один деятель КПРФ из Карелии назвал путинизм "совком без коммунистов"[9] Социал-консерваторы вроде Кургиняна твердят о необходимости создания "СССР 2.0.", хотя на самом же деле путинский режим и есть тот самый "СССР 2.0.", однако это не Союз Советских Социалистических Республик, а брежневский фашистский "совок" в перемешку с обломками ельцинской "демократии". Что в свою очередь придает актуальность той самой "перестройке 2.0.", которой нас пугают кургиняновцы и прочие социал-фашисты. Правда, у нас нет никакой гарантии, что эта пресловутая "перестройка 2.0." приведет именно к пролетарской революции, а не какому-нибудь гипотетическому "Ельцину 2.0.", растреливающему парламент из танков и превращаюшему цветущие города в руины. Однако, возможность неблагоприятного развития событий после "оранжевой" революции вовсе не отменяет необходимости буржуазно-демократической борьбы для коммунистов. Как говорил Ленин, "Капитализм вообще и империализм в особенности превращает демократию в иллюзию — и в то же время капитализм порождает демократические стремления в массах, создает демократические учреждения, обостряет антагонизм между отрицающим демо¬кратию империализмом и стремящимися к демократии массами. Свергнуть капитализм и империализм нельзя никакими, самыми «идеальными» демократическими преобразованиями, а только экономическим переворотом, но пролетариат, не воспитывающийся в борьбе за демократию, не способен совершить экономического переворота"[10].
[1] http://groups.yahoo.com/group/mlf_news/message/28323
[2] К. Маркс, Ф. Энгельс, ПСС, т.2, с.589
[3] http://groups.yahoo.com/group/mlf_news/message/28345
[4] В. Ленин. ПСС, т.30, с.62
[5] O. Ruhle. Which Side To Take? http://www.marxists.org/archive/ruhle/1940/ruhle01.htm
[6] А. Гачикус. Шапинов идёт на попятную http://proza.ru/2010/07/11/1063
[7] Л. Троцкий. В чем состоит ошибочность сегодняшней политики германской компартии http://magister.msk.ru/library/trotsky/trotm311.htm
[8] "Кагарлицкий остерегает нас от блока с «фашистами», пугая приходом «Гитлера». Но «Гитлер» уже пришёл в 1999г." - А. Гачикус. Порознь идти – вместе бить! http://proza.ru/2010/05/20/1142
[9] А. Степанов. Совок без коммунистов http://stepanov-karel.livejournal.com/33795.html
[10] В. Ленин. ПСС, т.30, с.71
Свидетельство о публикации №212080801552