Абсолютное Добро

 
 
   Мне довольно часто приходилось слышать утверждения об относительности добра и зла. Обычно об этом говорят люди интеллигентные, просвещённые, пытаясь оправдать свой идеологический «плюрализм». Дескать, что из того, что нам не нравятся наши идеологические противники, они имеют такие же права на существование в этом мире, как и мы. – Поэтому я позволю себе сперва высказаться вообще о добре и зле, а потом перейти к правам.
   Думаю, вопрос об абсолютности или относительности этих категорий не решается рационально. Это вопрос веры. Если Бог есть, то Добро абсолютно. Если нет Бога, то все, вообще относительно, в том числе, и категории добра и зла.
   Разумеется, человеческое понимание Добра, исходящего от Бога, – это капелька в бесконечном океане Божьей Истины. Масштабы Истины и величие Милосердия Господа просто невозможно оценить. Но, если Добро абсолютно, то оно наполняет все Мироздание, оно, выражаясь по научному, системно. То есть, добро, найденное в каком-то маленьком фрагменте Мироздания, все равно является выражением абсолютного Добра. Поэтому нам достаточно понимания, что такое добро в нашей человеческой жизни, чтобы служить Добру абсолютному. Я убежден, что если мы веруем, т.е. строим нашу жизнь на Божественном основании, то знание наше истинно, хотя и неполно. А Божья Истина – это тот предел, тот идеал, к которому мы стремимся всю жизнь.
   Неполнота нашего знания обусловливает относительность наших представлений о добре и зле. Жизнь меняется, со временем возрастает наше знание о мире Божьем и человеке, о последствиях наших поступков, а потому изменяются наши критерии и оценки. В связи с этим расширяется трактовка священных текстов, изменяется человеческое представление о Боге, а значит, об Истине и Добре. Многое из того, что считалось раньше хорошим, ныне таковым не считается.
   Например, никому сейчас не придет в голову утверждать, что «разбивать младенцы о камень» – это справедливое и благое дело. Сейчас это место из псалма трактуется символически – как указание бороться с грехами и искушениями сразу после их осознания, пока они не разрослись и не завладели нами. Также, наверное, никому не придет в голову рассматривать истребление «народом избранным» коренного населения обетованной земли вне исторического контекста. Народ Израиля боролся тогда с жестокими соперниками за свое выживание, а вместе с тем и за утверждение истинной веры, монотеизма. Но такая миссия была исторически преходящей, для спасения душ человеческих требовалось наполнить новым содержанием понятие «избранности». Смысл новой миссии заключался в том, чтобы нести любовь всем людям, поэтому и понимание «избранного народа» переросло национальные рамки.
   Даже из этих примеров видно, что наши представления о добре и зле относительны. Почему же я все-таки утверждаю, что это относительное и временное представление о Добре истинно для своего времени и места, если оно основано на вере в Бога? Ведь и вера эта меняется? Одно дело – ветхозаветная вера, и другое – христианская. Получается, что у каждого времени своя правда?
   С уверенностью я могу сказать только одно: каждое относительное представление о Добре истинно для этого времени и места, если ты судишь не во имя свое, а во Имя Божье. Если ты сумел отрешиться от эгоизма, тщеславия  и гордыни, то следование Заповеди Божьей максимально приближает тебя к истине в данной ситуации. И неважно, при этом, какое у тебя положение, имеешь ли ты сан и ученость. Короче говоря, живи с Богом и пребудешь в истине, но не забывай, что правда твоя несовершенна, потому что все мы грешны. Учись всю жизнь и приблизишься к Добру!
   Что же касается права на существование тех или иных взглядов, то я опираюсь на реченное Господом: «По плодам их узнаете их…». Христианский подход исключает агрессию и нетерпимость, но он же велит и хранить чистоту своей веры, своих идеалов на протяжении всей нашей жизни. Кстати, такими же принципами руководствуются и истинно верующие люди, принадлежащие к другим мировым конфессиям. Я полагаю это миролюбие и терпение признаком призывающей благодати Божьей, которая присутствует в других религиях.
   Никакая подлинная вера сейчас не совместима с фанатизмом и агрессией. Если фанатики, называющие себя верующими, пытаются навязать господство своей веры посредством страха и террора, то я отказываю их "вере" в праве на существование. Вера изуверов и террористов – это порождение сатанинское. Это болезнь, раковая опухоль на здоровом теле религии. Она ничего общего не имеет с той конфессией, от лица которой якобы действуют террористы.
   Не нам судить о степени благодатности той или иной конфессии, это в ведении Господа. Но ложь, агрессия, насилие и терроризм – это вещи антирелигиозные, сатанинские, какой бы верой они не прикрывались. Это те «плоды», видя которые мы должны отвергнуть их носителей, как исчадия ада, потому что они посягают на сами основы жизни.
 
Октябрь 2008. Нюрнберг.


Рецензии