Надо ли любить себя?

 
   Однажды, в гостях у нашей прихожанки зашел разговор о том, надо ли себя любить? Тут я услышал интересное мнение: Раз Господь велел «возлюбить ближнего своего, как самого себя», так надо сперва полюбить себя. Логика в этом высказывании есть, но есть тут и некоторая двусмысленность, которая нуждается в разъяснении.
   Итак, что значит: «любить себя»? – Любить себя такого, каков я есть мне трудно. Уж я то себя знаю! Любить ли мне слабости свои? Любить ли пороки? Тщеславие, жадность, страсти свои – надо ли любить? – Большое сомнение имею: если полюблю себя такого, то смогу ли тогда полюбить других? Смогу ли пожалеть их, посочувствовать, придти на помощь им, если это будет связано с какими-то неудобствами и потерями для меня?
   Как же мне себя полюбить? И что мне в себе надо любить? Поразмыслив и поискав, думаю, что нечего мне в себе любить, кроме Образа Божия, который заложен был в меня при рождении. А самому мне нечем гордиться, потому что всю жизнь свою я только попирал и пачкал светлый этот Образ! Если и сделано что-то хорошее мною в жизни, то это не я был, а Образ Божий действовал во мне! Я же только сквернил этот образ своим тщеславием, приписывая себе Его доброту и любовь!
   Образ Божий погребен в моей душе под горой грехов, накопленных за всю жизнь. Это как драгоценный перл в куче навоза. Чтобы извлечь его на свет, нужно разгрести всю эту кучу, то есть покаяться. Вот в этом и проявится моя любовь к себе и забота о бессмертной душе. Любить себя по-христиански – значит каяться! Вот оно как!
   Тут надо, наверное, расширить вопрос и посмотреть – а что такое, вообще, христианская любовь? Как могу я любить всех, без исключения, ближних моих и даже врагов? Легко любить тех, кто нас любит, кто делает нам приятное, кто дорог нам. Но всех, и врагов даже – это воспринимается как преувеличение, как заведомо невыполнимая установка!
   Как же быть? Ведь не к лицемерию же нас призывал Спаситель! – Думаю, что по- настоящему, не на словах, а на деле я могу любить Образ Божий в других людях. Любить искренне я могу в них то, что прекрасно. Душу их бессмертную любить, такую, какой она должна бы быть. Не осуждать их, конечно, прощать их недостатки, терпеть их слабости, но и не лгать.
   Этим открывается путь к нормальным, нелицемерным, отношениям, когда я не потакаю чужому греху, но любовью своей стараюсь направить человека на лучшее. А если вижу зло, творимое кем-то другому человеку, то имею полное право противодействовать преступнику, в интересах спасения его же собственной души.
  Но вот откуда же возьмется уверенность, что я прав? Что позволит мне найти необходимую меру противодействия злу? – Да Господь поможет, тот самый Образ, что в моей душе. Только надо, чтобы Он сиял, нужно очистить Его, потому что без этого никакое доброе дело невозможно! Надо молиться и каяться – вот и весь секрет!
   Если бы я закончил свою заметочку на этом, то оказался бы лицемером. Потому что и тело свое бренное я люблю, люблю свое здоровье, люблю дышать полной грудью, чувствовать упругую силу мышц и полнокровное биение сердца. Всегда восхищаюсь красотой и благодатью этого мира и каждодневно благодарю Господа за то, что Он мне дал. Не монах я – не отвергаю благ мира сего. Дух мой слаб и зависит от моего телесного состояния. Посему, берегу себя. Оправдание же нахожу в том, что тело – это храм духа, данный мне от Господа. Пока не достоин пребывать в небесных чертогах, по крайней мере, буду содержать свой храм в порядке. Да и хочется еще пожить, может сподоблюсь послужить Господу!
 
Ноябрь 2008. Нюрнберг.


Рецензии
Аркадий, золотые слова: "на деле я могу любить Образ Божий в других людях. Любить искренне я могу в них то, что прекрасно. Душу их бессмертную любить, такую, какой она должна бы быть."

И "Этим открывается путь к нормальным, нелицемерным, отношениям, когда я не потакаю чужому греху, но любовью своей стараюсь направить человека на лучшее. "

Это и есть любовь и не только христианская, т.к. почти все мировые религии (мусульманство, брахманизм и мн.др.) имеют один моральный принцип: "Не делай другому того, чего не хотел бы себе; делай другому то, что хотел бы себе".
Это и есть любовь.
Любовь-созидание лучшего человека.
Ну а себя любить можно, когда держишь все свои низшие начала в узде.
С уважением,
Любовь.

Любовь Царькова   28.08.2012 18:39     Заявить о нарушении
Спасибо за добрые слова!
И всё-таки, в христианстве есть ещё много такого, чего нигде больше нет. Извините, но я остаюсь на своём: верующий человек может иметь только одну веру. И это не обедняет его, а обогащает!

Аркадий Костерин   28.08.2012 18:52   Заявить о нарушении
Вера может быть только одна, согласна, Аркадий!

Любовь Царькова   28.08.2012 19:00   Заявить о нарушении
Но Бог Един, он у всех один и тот же!))))

Любовь Царькова   28.08.2012 19:01   Заявить о нарушении