Генератор идей

Предисловие к публикации на "Проза.ру".

После некоторых колебаний я решил всё-таки опубликовать свой "Генератор идей", хотя, в моём понимании, этот текст нельзя считать литературным произведением. Тем не менее, он может представлять интерес для определённого круга читателей именно с литературной точки зрения, поэтому я решил рискнуть.

Само это обращение (или манифест, как назвал его один из моих заокеанских ныне однокурсников) я задумал довольно давно, но всё было как-то недосуг. В конце концов я просто заставил себя сесть и начать записывать имевшиеся мысли, чтобы потом их оформить в более-менее читабельной форме. Начало было положено в декабре 2007 года. Весь 2008 год я с большим трудом и с ещё большими перерывами записывал, записывал, записывал. Фу, записал! Наконец-то! Окончательный вариант отличался от задуманного, но это как раз к лучшему. Первоначальный текст был не слишком удобочитаем, но даже в предлагаемом варианте мне пришлось вымарать значительные фрагменты записей, иначе читатель просто заснул бы над сим опусом. В итоге получилось то, что получилось. Ну и ладно!

Сегодня нижеизложенное для меня уже не так актуально ввиду некоторой смены приоритетов, но в целом... В общем, если кому интересно, реагируйте. На интересные вопросы постараюсь найти интересные ответы, а пока...

* * *

Здравствуйте!

Я – генератор идей. Может быть, кому-то подобное заявление покажется нескромным, но я постараюсь доказать эту свою своеобразную оферту.


Пролог.

Задумываться о том, что изобретательство может быть работой и источником дохода, я начал классе в седьмом-восьмом. Отчасти это было вызвано врождённым внутренним стремлением усовершенствовать окружающую действительность, придумать что-нибудь полезное для себя и других, отчасти юношеским романтизмом, верой в то, что мои способности рано или поздно будут востребованы и оценены по достоинству. К сожалению, чем дольше я живу, тем больше понимаю, что это случиться скорее поздно, чем рано, если вообще когда-нибудь случится. :-(

Первые попытки продать свои мозги я предпринял ещё до института. Правда, попытки эти были настолько неудачными, что отбили охоту надолго, на несколько лет. Тогда мне ясно дали понять, что в Советском Союзе подобный вид деятельности не считается уважаемым и что мне следует подумать о своём будущем, а не заниматься прожектёрством и маниловщиной. На некоторое время я оставил попытки заявить о своих притязаниях, но, поскольку талант не пропьёшь, всё это время вынужденного подполья я работал, что называется, "в стол".

Вскоре подоспел Горбачёв со своей перестройкой и новым мышлением и у меня опять затеплилась надежда. Правда, ненадолго. В период межгосударственных разводов и первоначального накопления капитала фантазии несостоявшегося изобретателя опять оказались никому не нужны.

Время шло, у меня появился компьютер, за ним Интернет и я опять возобновил поиск, на этот раз уже по всему миру. Только тогда мне стало понятно, насколько непосильную задачу я пытался решить. Не то, чтобы мои идеи никому не были нужны, но никого не интересовали идеи, как таковые. Требовалось, как минимум, запатентованное техническое решение, а лучше – испытанный образец, ещё лучше – товар, имеющий спрос на рынке. Самым же высоким спросом пользовались готовые отработанные технологии по выпуску того или иного продукта. Ничего этого у меня не было, да, пожалуй, и не могло быть. Я мог бы попытаться оформить приоритет некоторых из своих идей официально и получить авторские свидетельства, а смысл? Что мне с ними делать потом? Герой Александра Абдулова (царствие ему небесное) в фильме "Гений" нашёл им вполне утилитарное применение. Мои идеи ждала бы, скорее всего, та же участь. К тому же мне просто неинтересно заниматься бумаготворчеством, в отличие от просто творчества, в частности, технического. За время, необходимое для регистрации одного-единственного изобретения, я с гораздо большим успехом и удовольствием могу придумать много новых. К сожалению, найти партнёров, у которых своих идей нет, но есть желание и опыт реализации чужих, мне до сих пор так и не удалось. Настоящее обращение – ещё одна попытка заявить о себе и предложить свои способности к реализации человечеству на благо и удовольствию себя. :-)

* * *

Часть 1. Начало

Когда у меня появились первые идеи-изобретения, точно сказать не могу. Давно. Очень давно. Увидев недавно по телевизору рекламу вращающейся расчёски, я испытал острый приступ дежавю. Я хорошо помнил, что уже видел эту картинку, причём видел давно. Но когда и где? После продолжительного "мозгового штурма" я вспомнил. Нынешнее поколение молодёжи, выросшее на рекламе шампуня "два", а то и "три в одном", вряд ли может представить себе, что когда-то ничего подобного не было в помине. Во времена моего детства шампунь был редкостью, стоил дорого и простой люд пользовался обыкновенным банным мылом. Стоит ли говорить, что волосы после подобной "головомойки" были не такими шелковистыми, как у нынешних теледив. Расчёсывание превращалось в настоящее испытание. И чем длиннее и гуще были волосы, тем больше времени и нервов уходило на эту процедуру. У моей матушки волосы были как раз густыми, длинными и для того, чтобы привести их в порядок, времени требовалось изрядно. Однажды, наблюдая, как она расчёсывается, прорываясь сквозь ряды колтунов, я подумал: "А вот здорово было бы, если бы были такие вращающиеся расчёски, которые сами расчёсывают. Быстро и красиво". Зрительно я хорошо помню эту картинку. Я вбегаю в комнату, вижу мать напротив окна. Она стоит, слегка склонив голову, и расчёсывает влажные волосы. Вот тут меня и осенило! Сколько мне тогда было? Трудно сказать. В марте 70-го мы переехали на новую квартиру, а воспоминание относиться ещё к старой. То есть, первые мои фантазии относятся ко второй половине 60-х, и было мне в ту пору где-то 8-10 лет.

Кстати, примерно в то же время я "придумал" телекинез. Пацаны любят выдумывать всякие небылицы про себя и про других. И однажды я придумал историю о том, как преступные негодяи гнались за одним мужиком, но не могли догнать. И тогда один из них метнул ему нож в спину. Но как раз в этот момент мужик обернулся и взглядом остановил нож в воздухе. Тот упал на землю. Грабители испугались и убежали, а мужик тоже убежал, только в другую сторону. Мои друзья, выслушав эту историю, подняли меня на смех, а я горячо отстаивал свою версию, доказывая, что: "Вы ничего не понимаете, а так оно и было!"

Какое отношение имеет эта история к теме моего повествования? Прямое. Склонность к придумыванию "того, чего до сих пор не было" может проявляться по-разному. В виде изобретений, сюжетов, картин и так далее. Во всяком случае, у меня она проявляется именно в такой форме (насчёт сюжетов – ниже).

Ещё один пример из времён моего отрочества и юности.

Также в конце 60-х, намучившись с утюгом и непослушными рубашками, которые никак не хотели отглаживаться, я придумал манекен-сушилку из плотной ткани, на который надевается мокрая рубашка, после чего включается насос с подогревом. Насос надувает манекен, растягивая рубашку. Тёплый воздух, проходя через ткань манекена и рубашки, высушивает рубашку, одновременно разглаживая её за счёт натяжения ткани. После такой сушки остаётся немного – прогладить воротник и манжеты. Много лет спустя в журнале "Изобретатель и рационализатор" я прочёл о патенте на аналогичное решение. Правда, материал манекена был другим – перфорированная фольга, но принцип тот же. И совсем уж недавно я увидел по телевизору репортаж о химчистке, где была продемонстрирована работа паро-влажностного манекена, на котором проводилась конечная обработка пиджака. Этот манекен был более совершенен, чем придуманный мной. У него было устройство для разглаживания лацканов и воротника, и пиджак после такой обработки был практически готов к "выходу в свет". Я рассказываю об этом так подробно для того, чтобы дать понять читателю, что мои идеи могут быть вполне реальными и востребованными.

* * *

Часть 2. Спасибо, не надо!

В этой части я изложу свои идеи, фантазии, придумки и замыслы, не имеющие коммерческой перспективы. Причины такой бесперспективности разные. Некоторые из них давно устарели, другие были реализованы позже более удачливыми авторами, а остальные относятся к области чистого фантазирования, не имея цели извлечение какого-либо дохода.

В каком классе проходят пьезокристаллы? Седьмом? Восьмом? Хотя это не так важно. Услышав на уроке физики о способности некоторых кристаллов преобразовывать механическую энергию в электрическую, я тут же включил воображение и начал придумывать способы применения такой полезной особенности. Поскольку на улице была зима, то первое, что мне пришло в голову – обогреваемые ботинки. Допустим, в каблук или подошву встраивается пьезокристалл, а между внешней и внутренней "обшивкой" ботинка – сетка из тонкой проволоки, которая и нагревает стопу от электричества, вырабатываемого пьезокристаллом. Никаких мыслей о регистрации и уж тем более, производстве таких ботинок у меня не было. Тогда мне было достаточно самого факта придумывания. Я прекрасно понимал, что сам сделать этого никогда не смогу, а кому я мог о них рассказать? Друзьям? Да, сказали друзья, классная штука, мы тоже такие хотим. Сравнительно недавно я услышал о патенте, полученном на аналогичное изобретение каким-то импортным изобретателем. То есть идея всё-таки витала в воздухе и дождалась своего часа. А ведь я придумал это ещё в начале 70-х.

В течение последующих лет я придумал ещё несколько приспособлений, использующих этот же принцип. Устройство я условно назвал "пьезопреобразователь". Около двух лет назад мне стало известно, что одним московским институтом запатентован пьезоконвертор, который, по сути, и является тем самым устройством, с описания которого я начал эту главу.

Итак, на вскидку, ещё несколько вариантов возможного применения пьезоконверторов.

Гидрокостюм с подогревом. Наверно, не надо особо объяснять, что это и зачем нужно.

Спасательный костюм. Это дальнейшее развитие идеи гидрокостюма, но есть нюанс. Человек, потерпевший бедствие в результате авиа- или морской катастрофы, может оказаться в воде в бессознательном состоянии. Но даже и в этом случае костюм с "пьезоподогревом" будет работать. На море почти всегда есть волны, а раз есть волны, значит, есть знакопеременные воздействия на конструкцию костюма, которые будут вырабатывать электричество и обогревать тело потерпевшего вне зависимости от его участия в этом процессе, спасая, тем самым, от гибельного переохлаждения.

Дверные петли (или доводчик). В тех случаях, когда на входе-выходе из помещения постоянного источника освещения не требуется, но в момент пересечения порога он всё же необходим, непродолжительная подсветка от лампочки (светодиода), запитанной от локального пьезоконвертора, встроенного в конструкцию самой двери, будет вполне достаточно.

"Трескучий песок". Идея скорее бредовая, но всё равно интересная. Если вокруг охраняемого объекта насыпать много-много пьезокристаллов, так, чтобы получилось сплошное "песчаное" покрытие, то кристаллы будут работать как своеобразная энергонезависимая сигнализация. Любой "пешеход", наступив на такой "песок", вызовет всплеск микроэлектроразрядов, неслышимых ухом, но хорошо улавливаемых приёмной аппаратурой, расположенной на охраняемом объекте или рядом с ним. Эфир будет заполнен широкополосным треском типа того, который слышен в приёмнике при разрядах далёких молний. Отключить такую сигнализацию невозможно. Её можно попытаться обмануть, уменьшив удельное давление на поверхность "песка", но при этом возникнут новые проблемы, которые создадут дополнительные трудности для потенциального нарушителя. Как вариант этой идеи можно рассмотреть коврик перед дверью, нашпигованный таким "песком", или сеточку из пьезоэлементов под покрытием из линолеума (или ковром).

Напольные весы. У многих, если не у всех, дома есть пружинные напольные весы. Если в точках крепления платформы к основанию установить пьезоэлементы, то давления, развиваемого при попытке взвеситься, окажется вполне достаточно для питания микропроцессора и ЖК-экрана. Учитывая то, что стоять на весах абсолютно неподвижно вряд ли возможно, даже микроскопического изменения давления будет достаточно для вырабатывания электричества, необходимого для питания электросхемы весов. Кстати, а почему весы обязательно должны быть напольными?

В принципе, пьезоконвертор можно встроить в любое устройство, приспособление или конструкцию, где есть знакопеременные нагрузки, и которыми мы привычно пользуемся, не задумываясь об этом. Например, офисное кресло или компьютерная мышка (а тем более клавиатура). Или точки крепления подвески и двигателя к кузову автомобиля. А что вы скажете насчёт пьезоконверторной прокладки между рельсом и шпалой? Учитывая вес вагонов? А если помножить всё это сначала на количество шпал, затем умножить на количество колес в вагоне, потом на количество самих вагонов в составе, а потом ещё и на количество поездов? А? И так далее, и так далее...

Аттракцион, известный сегодня под названием "аэропоток", я придумал, как наземный тренажёр для спортсменов-парашютистов. Прыгать с парашютом с самолёта дорого и рискованно, а на земле можно тренироваться, соблюдая все меры безопасности. Ставим аэродинамическую трубу вертикально и пожалуйста – пари "в небе", сколько хочешь. В моём варианте "камера парения" была не цилиндрической, а конической, обращенной острым концом вниз. Чем ближе к вершине конуса находится спортсмен, тем выше скорость воздушного потока. Таким образом, в стационарных условиях можно было отрабатывать различные приемы и режимы подготовки, не особо рискуя здоровьем и жизнью.

Небесный маятник. Никакого практического смысла данная идея не имеет. Единственная её цель – поражать воображение. Представьте себе шар (стрелу, конус и т.д.), подвешенный к тросу, который уходит в небо и... И всё! Точки крепления не видно. У зрителя – полное впечатление того, что маятник спускается прямо с небес. Разумеется, маятник подвешен на вполне материальной опоре, просто она остается невидимой из-за системы зеркал и ориентации по сторонам света относительно зрителя (одноопорный вариант). Возможен вариант частичной видимости опор (двух- и более опорный вариант), но при этом зритель психологически не воспринимает видимую часть опор маятника именно как опоры, поскольку они имеют собственную функциональную нагрузку. Идеальным мог бы быть вариант подвески маятника между башнями-близнецами в Нью-Йорке, но сейчас об этом говорить, конечно же, не приходится.

Крупноблочный строймонтаж. Наблюдая в течение продолжительного времени за строительством подземного перехода в центральной части города и за неудобствами, которые население и строители создавали друг другу, я подумал, а как можно решить эту проблему к обоюдному удовольствию? В результате чего родилась следующая мысль:
– на основании инструментальных измерений высокой точности создаётся трёхмерная модель перекрёстка с подземным переходом и всеми необходимыми конструкциями и коммуникациями;
– по этой модели в стационарных условиях строится перекрёсток с переходом в виде, максимально приближенном к окончательному;
– непосредственно в городе на самом перекрёстке достаточно оперативно демонтируются или временно переключаются действующие коммуникации, перекрывается движение, отрывается котлован, производиться устройство ростверка;
– о-о-о-очень большим дирижаблем изготовленные на строительном полигоне конструкции перекрёстка переносятся и в течение короткого срока монтируются на месте окончательной сборки;
– производится обратное подключение коммуникаций, благоустройство территории, далее – праздничный митинг, банкет, народные гуляния.

В периоды между строительством подземных переходов эту методу можно применять для возведения, к примеру, коттеджей или других не слишком крупных объектов с целью повышения качества и сокращения сроков строительства.

Разумеется, я слишком упрощённо изложил суть идеи и прекрасно понимаю всю её нереальность. Это не сегодня, не завтра и даже не послезавтра (если вообще когда-нибудь). Полное отсутствие необходимой инфраструктуры, техника безопасности, экономическая целесообразность и другие вопросы, возникающие при попытке осмыслить перспективы её воплощения, ввергают в уныние и тоску... Учитывая изложенное, и к этой своей идее я отношусь как к красивой фантазии и не более того.

Самосвал с виброгидравликой. Наверняка все видели, как рабочие лопатой на длинном черенке или кувалдой снизу сбивают остатки грунта (бетона), часто остающиеся в кузове самосвала после его разгрузки. А что, если, подумал я, в гидросистему самосвала встроить небольшой вибромеханизм, который будет в момент подъёма кузова создавать контролируемые пульсации и способствовать, таким образом, самоочищению? В принципе, это возможно, но вряд ли целесообразно. Во-первых, эффект может оказаться меньше ожидаемого, а, во-вторых, и без того не слишком надёжные гидросистемы самосвала будут в таком случае подвергаться дополнительной динамической нагрузке, которая, в конце концов, приведёт к выходу её из строя и необходимости полной замены. Стоит ли овчинка выделки? Вряд ли.

РБУ-небоскрёб. С интересом наблюдая по “Discovery” за строительством небоскрёбов, отметил для себя проблему подачи бетона насосами с уровня земли на большую высоту. А зачем, собственно, подавать уже готовый бетон? Не проще ли рядом с возводимым зданием организовать передвижной растворобетонный узел, который будет "расти" вместе с небоскрёбом, всегда оставаясь на уровне, требуемом проектом производства работ? Подавать цемент, инертные наполнители и воду на такой высотный РБУ будет гораздо проще, чем готовый бетон. Почему этого не делается? Не понимаю. Может, я чего-то не учёл?

Надувные провода. Насколько я помню курс электротехники, электрический ток передаётся не по массиву, а по поверхности провода. То есть, чем больше диаметр провода, тем большим может быть передаваемое напряжение. Это хорошо. Но, чем больше диаметр провода, тем больше его вес. Это плохо. А если провода сделать полыми? Вариант первый – провод-труба из металла. Вариант второй – надувной провод из металлизированного полимера (углепластика). Рассмотрим оба варианта.

Металлический провод-труба. Наверно, лучше всё-таки делать его не в виде провода, а в виде кабеля, с подземной (канальной) прокладкой. Внутреннюю полость кабеля можно заполнить охлаждающей жидкостью, химический состав которой может быть разным, в зависимости от требуемых характеристик. Ну, а если удастся создать кабель с наполнителем из жидкого гелия, получив, таким образом, сверхпроводник, то это будет "вообще"!

Надувные провода. Провода можно "надуть" воздухом, гелием, водородом. Каждый из вариантов имеет свои плюсы и минусы. Гелий и водород могут частично (а при достаточно большом диаметре и полностью) компенсировать вес подвесной части конструкции. Воздух более технологичен, но никакого "облегчения" не даёт. Гелий не горюч, но дорог и текуч, его трудно будет удержать внутри. Водород огнеопасен. Учитывая возможные утечки и соседство с высоким напряжением, которое может сопровождаться разными электрическими эффектами, в том числе и искрообразованием, такое соседство может иметь неприятные последствия. К тому же надувные провода имеют высокую парусность, низкую механическую прочность и вряд ли когда-нибудь будут рассматриваться всерьёз как возможная альтернатива существующим конструкциям.

Надувное зеркало. Представьте себе такую конструкцию. Круг из двойной полимерной плёнки, спаянной по краю. Один слой прозрачный, второй – металлизированный. Если этот круг накачать газом, образуется линза с внутренним зеркальным слоем, который будет работать, как вогнутое зеркало. Для придания более высокой прочности конструкции можно по периметру зеркала-линзы организовать надувной тор, он же бублик. Где можно применить такое зеркало? Да где фантазия подскажет. Например, в космосе. Воздуха там нет и никакой ветер геометрию зеркала не нарушит. А диаметр его можно сделать почти каким угодно.

Вместо надувного тора в космосе можно также использовать магниты, нанизанные на кольцевой шнур и направленные одноимёнными полюсами друг к другу. Отталкиваясь, они растянут шнур в геометрически правильный круг и натянут плёнку или любую другую конструкцию, расположенную внутри.

Борьба с цунами. Идее этой так много лет, что я даже не могу сказать, сколько. Она тоже откуда-то из далёкого детства. Как я сейчас понимаю, идея ошибочная, но тогда она мне показалась очень интересной. Суть в следующем. Один кубометр воды весит одну тонну. Если эту воду как следует газировать, то кубометр такой "газировки" будет весить уже меньше тонны и плотность такой воды, соответственно, также уменьшится. Насколько? Настолько, насколько сильно она будет газирована. Так вот, рассуждал я, если на шельфе, по пути следования цунами, расположить систему, которая в момент подхода подошвы цунами производит массовое вдувание газа в основание волны, то цунами, потеряв опору под ногами, просядет, разрушится и до берега "не доплывёт". Газ в моих фантазиях мог быть как сжатым воздухом, так и водородом от химической реакции.

Насколько я сейчас понимаю строение цунами и процессы, в ней происходящие, идея эта работать не будет, но в каких-то других сходных ситуациях может и пригодиться.

Проекционный светофор. Наблюдая за потугами рабочего, который под февральским дождём менял лампочку в светофоре, балансируя на приставной лестнице, я представил себя на его месте и понял, что не согласен. После чего с ходу придумал проекционный светофор. Сам светофор находился у меня на земле на уровне, доступном для обслуживания, а над головами водителей и пешеходов располагался кусок пластика, покрытого серебрянкой (или светоотражающей пленкой), на который, собственно и должно было проецироваться изображение основных и вспомогательных сигналов. Хорошая идея? Хорошая, поскольку гуманная. И плохая, потому, что работать не будет. Почему, думаю, даже объяснять не надо. Поняв это, я стал думать дальше и придумал...

Световодный светофор. Эта конструкция уже интереснее и, в принципе, может быть реализована в качестве эксперимента. Полагаю, из самого названия уже понятно, что она из себя представляет. Сам светофор, вся его электросиловая часть и оптика с электроникой, расположены в изолированном от погодных условий и защищённом от любопытных граждан помещении. Изображение "на места" подаётся световодами. Преимущества такой схемы очевидны. Световод не подвержен атмосферно-климатическому воздействию, у него нет контактов, которые нужно защищать от окисления. Обслуживание такого светофора намного удобнее и с точки зрения безопасности работ, и с точки зрения комфорта с гигиеной. Кому-нибудь это интересно?

А ещё я придумал секционный светофор, который намного информативнее существующих, но который здесь описывать не буду, потому что для этого придётся вносить изменения в Правила дорожного движения, к чему я морально не готов.

Поскольку я затронул транспортную тему, пунктирно пробегусь по идеям, так или иначе относящимся к транспорту.

Сначала, без комментариев, перечислю идеи, пришедшие в мою многострадальную голову самостоятельно, но реализованные позже другими изобретателями.

Оптический датчик дождя.
Надувные ремни безопасности.
Надувные сидения, подгоняющие свою форму под фигуру седоков.
Цветовой тахометр.
Повторители поворотов на наружных зеркалах.
Бункер-тренажёр для водителей и лётчиков.

Теперь чуть более развёрнуто.

Магнитные тормоза. Магнитные индукционные тормоза, в принципе, давно и хорошо известны. Я хочу всего лишь предложить новые области их применения. Например, почему бы этот эффект не использовать для плавного замедления мостовых и козловых кранов? Или улавливания самолётов при посадке на авианосец. Это сегодня они (самолёты) управляются пилотами. Завтра, того и гляди, начнётся эра беспилотников и о воздействии электромагнитного поля на лётчиков можно будет не беспокоиться. Что же касается конструкций самолёта, то их можно защитить вполне традиционными методами. А ещё есть лифты, потерявшие управление поезда и т.д.

СИУТ – Система Импульсного Управления Токосъемниками. Часто пользуясь троллейбусом, однажды задумался: так ли уж необходимо снижать скорость при проходе через троллейбусные развилки и перекрёстки? Поразмыслив, понял, что не обязательно. Правда, для этого придётся всерьёз поработать над конструкцией штанг токосъёмников, именуемых в народе "рогами".

Возьмём кнут. И щёлкнем. Насколько мне известно, щелчок есть результат ускорения волны, бегущей вдоль кнута из-за изменения его толщины и гибкости. При определённом сочетании параметров на кончике хлыста скорость может превысить звуковую, в результате чего мы и слышим громкий "щёлк". Так вот, давайте сделаем троллейбусную штангу переменной жёсткости и слегка щёлкнем её по основанию. "Эффект хлыста" приведёт к тому, что в момент прохода башмака токосъёмника через развилку или любое другое резкое изменение направление провода, он сам прыгнет в нужном направлении на требуемое расстояние. Идея понятна? Думаю, понятна. Работать будет? Скорее всего, да. Стоит этим заниматься? Скорее всего, нет.

Коротко объясню, почему.

Во-первых, штанги должны быть достаточно лёгкими. Металл не подойдёт. Видимо, это будет стекло- или углепластик, что сразу усложняет и удорожает конструкцию.

Во-вторых, требования к массогабаритным параметрам штанг будут очень жёсткими, выполнить их будет сложно, а это опять-таки приведёт к удорожанию проекта.

В-третьих, для того, чтобы система работала эффективно, башмак "должен знать" когда и куда ему нужно прыгать. То есть цепочка "датчики-процессор-исполнительный механизм" тоже будет непростой и, опять-таки, не дешёвой.

В-четвёртых, стеклопластик, так же как и углепластик, материал довольно хрупкий. При срыве штанги с направляющей, что случается довольно часто и встрече с любым более-менее прочным препятствием, штанга не погнётся (что было бы не так страшно), а переломится и о дальнейшем продолжении движения по маршруту уже не может быть речи.

В-пятых, на параметры настройки системы будут серьёзно влиять погодные условия, что приведёт к усложнению электроники и программного обеспечения системы управления и, следовательно, к удорожанию.

Есть ещё в-шестых, в-седьмых и так далее.

В результате чего мы имеем "Итого". Игра не стоит свеч.

Идём дальше. Ещё одна троллейбусная проблема была с блеском решена мною после того, как я стал свидетелем следующей сцены. Группа крепких пассажиров под ободряющие возгласы зевак толкала троллейбус, попавший в "мёртвую зону" и не имевший возможности двигаться самостоятельно. Мёртвая зона в данном случае – это отрезок троллейбусной линии на стыке двух участков, запитанных с разных подстанций и изолированных друг от друга. Отрезок этот совсем небольшой и обычно троллейбус проскакивает его с ходу и незаметно для пассажиров. Но в наш век всеобщих транспортных пробок любой, даже самый уважаемый троллейбус, может застрять где угодно, что в данном случае и случилось. Как обычно, узрев проблему, мой мозг автоматически включился и выдал пять механических и одно электротехническое решение, которое, на мой взгляд, оказалось самым удачным, после чего я угомонился и стал дальше наблюдать за окружающей действительностью.

Механические решения приводить не буду, а приведу последнее – самое простое и эффективное. Необходимо встроить в электросхему троллейбуса несколько аккумуляторов или силовых конденсаторов, мощности которых будет достаточно для того, чтобы протащить машину всего-то несколько метров (даже сантиметров), которых будет достаточно для преодоления мёртвой зоны.

Гидромеханическая АБС. В конце семидесятых – начале восьмидесятых годов началось широкое применение антиблокировочных систем тормозов. Как обычно, сразу проявились "детские болезни". Электроника, управлявшая антиблокировочными механизмами, была в ту пору ещё не очень надёжной и тогда я подумал: если электроника ненадёжна, нельзя ли обойтись без неё? И придумал, как можно. Правда, придуманная мною схема оказалась слишком сложной и в условиях реальной эксплуатации будет не столько помогать водителю, сколько создавать ему постоянные проблемы. К тому же, сейчас она потеряла свою актуальность. Существующие сегодня системы вполне надёжны и намного дешевле.

Единственным преимуществом моей конструкции является отсутствие электроники. Но можно ли считать это преимуществом? Представить ситуацию, где она выигрывала бы у обычных систем, я, при всём богатстве своего воображения, не могу. Высокая радиация, выводящая электронику из строя и, может быть ещё, высокое напряжение, вот и всё, что мне приходит в голову. В мире есть где-нибудь дороги с такими условиями движения?

В раздел бесполезных задумок можно отнести и бесступенчатую гидромеханическую трансмиссию, плавно изменяющую свои характеристики с увеличением оборотов двигателя. К тому же, я её так до конца и не продумал, интерес пропал.

Шлем автогонщика с проекционным забралом – естественное развитие упоминавшейся ранее идеи цветового тахометра. Нечего ему отвлекаться на всякие лампочки с индикаторами и вообще по сторонам глазеть. Пусть за дорогой следит.

Активный антирадар. По молодости я был горяч, нетерпелив и хотел ездить быстро, не взирая на правила, ГАИ и соседей по потоку. Теперь потух немножко, никуда не спешу и к сегодняшнему дню имею стаж в девятнадцать лет вождения без "проколов" и назиданий.

От тех времён у меня осталась идея антирадара, который, уловив сигнал радара, выстреливает в обратном направлении сигнал необходимой частоты, но большей мощности, каковой сигнал радар инспектора и принимает за свой, отражённый. Инспектор, глядя на цифры и не веря своим глазам, видит, что я еду с положенной скоростью, а не с той, с какой на самом деле еду. Хорошо ли это? Вряд ли. Но тогда мне это казалось хорошей идеей.

Самоочищающаяся камера заднего вида. Идея сырая и технически сложная, хотя, при желании, её можно довести до логического конца.

Газовый нанофильтр. Создание мембраны, имеющей отверстия, достаточно маленькие для того, чтобы отделить кислород от азота – проблема глобальная и я не придумал, как её решить. Но я придумал одну из областей применения для такого фильтра, если он когда-нибудь будет создан. В атмосфере соотношение кислород/азот составляет примерно 1/4. Повысив процентное содержание кислорода в смеси, подаваемой в цилиндры двигателя, мы не только увеличим его КПД, но и положительно повлияем на экологическую обстановку вокруг подобного агрегата. Разумеется, на легковой автомобиль такой фильтр не поставишь, но на тепловозах, кораблях, ТЭЦ и других крупных силовых установках место для него отыскать можно. Что касается двигателей "среднего калибра" (грузовики, автобусы, строительная техника), то тут, как говорится, возможны варианты. Всё зависит от параметров такого газового нанофильтра.

Цифровая фотокамера с передатчиком. Идея эта родилась в годы холодной войны где-то в середине 70-х на пике острого идеологического противостояния СССР и Запада. Посмотрев очередной телерепортаж об очередном честном западном репортёре, которого убили злые реакционеры, я подумал, а как же отснятый материал? Пропал? Обидно. Значит, смерть репортёра была напрасной. И что тут можно придумать? О цифровых фотокамерах я тогда не слышал, но предполагал, что они или уже существуют, или вот-вот появятся. Ведь теле- и видеокамеры существовали уже давно, а принцип образования изображения у них довольно близок. Поэтому, если встроить в цифровой фотоаппарат радиопередатчик, то снимки можно сразу передавать "на базу". Сегодня об этом можно было бы, конечно и не писать, но тогда подобное решение казалось мне остроактуальным.

В дополнение к сказанному можно добавить придуманный тогда же "жилет папарацци", в котором спрятаны конструкции видеокамеры, элементы питания и, опять же, передатчик. Вооружённому таким жилетом репортёру можно было снимать скрытой камерой почти всё, что угодно, не вызывая к себе повышенного внимания со стороны агрессивной военщины.

* * *

Часть 3. Коротко о разном

Сначала немного милитаризма. Военное направление в моём техническом фантазировании занимает совсем небольшое место и непродолжительно по времени. Я сознательно запретил себе какие-либо мысли в этом направлении, исходя исключительно из соображений гуманизма и веры в светлое начало человека.

Система наведения на цель. К сегодняшнему дню уже создана и даже более совершенна, чем в моём варианте.

Вакуумная бомба. Точнее не сама вакуумная бомба, а принцип её действия. Родилась эта идея между прочим. Я размышлял над конструкцией системы непосредственного впрыска топлива и понял, что если бензин впрыскивать не в цилиндры двигателя, а в окружающую атмосферу, то может получиться большой "Ба-ра-бум"!

Пуля-тюльпан. Складная пуля особой конструкции, раскрывающаяся при попадании в цель. В производстве нетехнологична, конструктивно сложна, характеристики требуют уточнения. Смысла не имеет.

Арбалетная стрела "с памятью". Изготавливается из сплава, имеющего эффект памяти. При попадании в тело жертвы нагревается, меняет форму, разрывая плоть изнутри. Крайне негуманная и отвратительная идея. Даже непонятно, как такое могло прийти мне в голову. Фу, гадость!

К этой же теме можно отнести сценарий диверсионного (террористического) акта, о сути которого я ничего не скажу, потому как мало ли что...

Оптоволоконный плащ-невидимка. Идея эта появилась у меня задолго до просмотра первого "Хищника". Правда, при вдумчивом осмыслении, я пришёл к выводу, что создать работающую конструкцию покрывала или плаща-невидимки с использованием оптических волокон не удастся. Соображений своих приводить не буду, они достаточно очевидны – чистая геометрия.

Газовая защита самолётов от террористов. Когда у нас начали появляться первые сообщения о захвате самолётов (тогда ещё западных) террористами, я решил, что, если в систему вентиляции самолёта подать дозированное количество усыпляющего газа, то можно усыпить пассажиров с негодяями и не спеша долететь до ближайшего аэропорта, где с ними могут в спокойной обстановке поработать спецслужбы. Разумеется, система вентиляции кабины лётчиков при этом должна быть автономна.

Пенопластовое зеркало. В принципе, это никакое не изобретение. Лист ППС с лицевой стороной из зеркальной пленки может быть использован для создания зеркал большой площади, так как стыки таких листов можно отформовать довольно точно и поверхность зеркала будет почти идеально плоской (или, при необходимости, сферической), а размеры зеркала практически неограниченными.

Плюсы – высокая технологичность изготовления, лёгкость монтажа, большие площади зеркальных поверхностей.

Минусы – большинство пенополимеров при пожаре выделяют довольно токсичные газы, у них низкая степень вандалоустойчивости и непродолжительный срок службы вследствие малой механической прочности и невысокой стойкости к климатическому воздействию.

Псевдообъёмный индикатор для аппаратуры. Если существующие плоские полоски индикатора аудиоаппаратуры заменить индикатором другого рисунка, это повысит внешнюю привлекательность аппаратуры в глазах покупателей.

Водяной светофильтр. Иногда лента в проекционных киноаппаратах застревает и сфокусированный луч мощной лампы почти сразу её прожигает. Известно, что вода плохо проводит инфракрасные лучи (как только на солнце набегают тучки, сразу становится прохладнее). Так вот, если перед лентой в аппарате разместить водяной светофильтр (лучше проточный), то это, по идее, должно уберечь ленту от порчи.

Вечный календарь. Всех возможных вариантов календарей существует всего 14. Каждый знает, что в неделе семь дней и что, если год начинается в понедельник, то и заканчивается он тоже в понедельник. Это обычный год в 365 дней. Високосный, соответственно, начавшись в понедельник, заканчивается на день позже, то есть во вторник. Итого, мы имеем семь вариантов календарей для года в 365 дней и семь вариантов календарей для года в 366 дней. Всего 14. К примеру, календарь нынешнего високосного 2008 года (*см. предисловие) в точности повторяет календари 1924, 1952, 1980, 2036, 2064, 2092 годов. Следующий, 2009, "уже был" в 1903, 1914, 1925, 1931, 1942, 1953, 1959, 1970, 1981, 1987, 1998, и "ещё будет" в 2015, 2026, 2037, 2043, 2054, 2065, 2071, 2082, 2093 и 2099 (я взял только 20-й и 21-й век). Таким образом, изготовив альбом с четырнадцатью вариантами календарей и путеводителем по годам, мы полностью удовлетворим определённую часть населения, каждый год выбрасывающую "старые" календари и покупающую "новые". Издание должно быть выполнено на хорошей бумаге (пергаменте, пластике, металле), поскольку рассчитано на продолжительный срок использования, то есть вечно.

Три мысли по поводу холодильников.

Холодильник с неотключаемым мотор-компрессором. Каждый раз вздрагивая вместе с холодильником, когда его реле включает или отключает мотор, я подумал, а зачем, собственно? Так ли необходимо отключать мотор лишь для того, чтобы какое-то время спустя опять его включить? А почему нельзя изготовить компрессор переменной производительности, который будет плавно, без рывков и содроганий увеличивать или уменьшать количество оборотов, обеспечивая необходимую температуру в агрегате? Во всяком случае, в домах должно стать немного тише. Я так думаю.

Круглый холодильник. У меня старый холодильник, без выдвижных полок. Иногда для того, чтобы добраться до продуктов, расположенных в глубине, приходится выгружать почти всё, что расположено вблизи. А если набор нужных продуктов находится на разных полках? В связи с этим родилась мысль о создании круглого (призматического) холодильника, имеющего несколько дверей. Повернёшь его на определённый угол и пожалуйста – собственный неглубокий сектор "прямой доступности". Мотор-компрессор в такой конструкции размещён внизу в центре, в середине шкафа – труба с радиатором, а вверху – вентилятор. Секций в таком холодильнике может быть от трёх до шести. Больше или меньше – нецелесообразно, если в данном случае вообще можно говорить о целесообразности.

Холодильник с водяной подушкой. Не так давно появились холодильники с камерами, имеющими расчётную температуру хранения продуктов в ноль градусов. Основная трудность при создании таких холодильников именно в этом нуле. Обеспечить его стабильность довольно трудно. Но ведь у нас есть вода обыкновенная, которая замерзает и тает как раз при нуле градусов. Используя эту особенность воды, то есть сохранение постоянной температуры при фазовом переходе и, учитывая её высокую теплоёмкость, можно окружить "камеру нулевого градуса" водяной подушкой, которая должна помочь решить существующую проблему.

Переходим к компьютерам.

Интеллектуальная тастатура. Компьютерная клавиатура давно известна и всем хороша, но после просмотра ряда шпионских фильмов, где агенты разных стран, пробравшись в секретный кабинет, с компьютера хозяина входят в закрытую сеть, я задался вопросом: как этого можно избежать? В результате моих размышлений родилась следующая идея. Сейчас клавиши имеют только два состояния: клавиша нажата – клавиша не нажата. Но, если каждую клавишу надеть на датчик или группу датчиков, которые регистрируют не только факт нажатия, но также учитывают скорость, силу, продолжительность, вектор (по всем степеням свободы) приложенного усилия, то можно "приучить" компьютер к одному конкретному пользователю, ибо мышечная моторика каждого человека так же индивидуальна, как отпечатки пальцев или ДНК и имитировать её невозможно. Вряд ли эта идея имеет перспективу, так как конфиденциальность сегодня можно обеспечить гораздо более простыми методами.

Клавиши-экранчики. Эта идея не так давно уже реализована. Надписи на клавишах заменяются изображением на маленьких ЖК-экранчиках на каждой клавише и могут меняться по мере необходимости. Это могут быть буквы разных алфавитов и регистров, знаки, иероглифы, пиктограммы и т.д. К сожалению, тут я тоже опоздал, хотя придумал всё это ещё в начале 90-х.

Авторучка – идентификатор почерка. Это электронная ручка с комплексом инерционных датчиков, которая так же, как и интеллектуальная тастатура, может "опознать" того, кто ею воспользовался. Не уверен, но, кажется, нечто подобное тоже уже существует.

Мобильник с двумя СИМ-картами. Эта идея посетила меня летом 2000 года. Причём связано это было не со мной, а с одним "крутым" бизнесменом, у которого в каждом ухе было по телефону, а третий звонил в кармане. Глядя на него, я подумал, – а почему нельзя сделать телефон с двумя-тремя СИМ-картами? Оказывается и в самом деле можно, но всерьёз я над этим ни тогда, ни позже не думал.

Азотная, углекислая, кислородная травля тараканов и моли. Много лет страдаю от "квартирантов" в виде тараканов, которых в многоэтажных домах вытравить практически невозможно, так как новые появляются самое позднее через два месяца после очередной "победы" над предыдущими. Разумеется, я решил подойти к этой проблеме концептуально и решить её раз и навсегда. Правда всё, что мне придумалось, – это газовая атака. Выселяем всех жильцов и домашних животных на пару суток (а лучше на неделю), герметизируем все входы-выходы, к вентиляции подключаем баллоны с углекислым газом, азотом или чистым кислородом, которые и должны решить проблему в принципе. Кислород, правда, весьма опасен, так как слишком активен. Осталось решить главный вопрос: куда выселить соседей и выселиться самому?

* * *

Часть 4. Перспективы

В первом варианте этого обращения, с которым можно ознакомиться по адресу: (http://www.rusactive.ru/history/interesting/2008-11) я коротко описывал некоторые из своих идей, которые тогда казались мне перспективными. Но время – вещь неумолимая и за минувшие годы кое-что успело произойти.

Какие-то идеи снова, как и много раз до того, были реализованы другими разработчиками, другие стремительно устаревают. Поэтому предлагать что-то конкретное здесь я не буду. Я могу предложить только свои способности. Поверьте, я ещё не иссяк! Доказательством могло бы быть моё участие в одной из веток форума "Русской изобретательской компании", посвящённой проблеме выгрузки мёрзлого угля, но... По неизвестным мне причинам достучаться туда я не могу уже несколько месяцев.

У меня, в принципе, большая часть моих записей с того форума на компьютере осталась и, если кому-то это будет интересно, я могу попытаться восстановить основную, содержательную часть ветки. Не в первоначальном, конечно, виде, но смысл будет понятен. Оно вам надо?

* * *

Часть 5. Другое

В части первой я вскользь упомянул о своей склонности к творчеству вообще. Чаще всего это выражается во всякого рода литературных поползновениях, о чём нетрудно догадаться по прочтении текста этого послания.

Я – опытный графоман. Со стажем. В школе я всегда предпочитал писать сочинения на свободную тему, чем постоянно ставил в тупик нашу "руссицу", являвшуюся, в то же время, нашим классным руководителем. Поверить в то, что подобное мог написать "этот оболтус", она никак не могла. Но ещё меньше она понимала, откуда я мог это списать?! В институте я написал несколько рассказов для разного рода конкурсов и мероприятий. В своё время были заложены пару повестей и ряд сценариев. Видимо, таким образом проявляется одна из сторон моей неуёмной тяги к творчеству. В данном случае – творчеству литературному. Помните дилогию "Москва-Кассиопея" – "Отроки во Вселенной"? Так вот, у меня это трилогия. Тогда, находясь под большим впечатлением от фильмов, я на одном дыхании почти написал сценарий третьего фильма. "Почти" потому, что концовку я так и не придумал, вдохновение закончилось. Но даже много лет спустя, случайно наткнувшись на свои юношеские записи, я с большим интересом и удовольствием перечитал их. Сюжет получался и в самом деле неплохой. Где-то они сейчас? Бог весть!..

Не так давно на меня опять накатило, и я достаточно быстро придумал сюжет мистического триллера, который вполне заслуживает внимания. Точнее, мог бы заслуживать, если бы я додумал его до конца. Завязка есть, сам сюжет тоже идёт по нарастающей, интересный, неожиданный поворот под конец и... И ничего. Опять у меня чуть-чуть не хватило запала. То есть один вариант концовки я придумал, но она мне самому не очень нравиться. А такой, чтобы понравилась, я ещё не придумал.

* * *

Эпилог

Откуда берутся идеи? Понятия не имею! Живёшь вот так, смотришь по сторонам и вдруг – бац! Мозг неожиданно сам собой включается и начинает выдавать варианты решения той или иной проблемы, причём ему, мозгу, совершенно не важно, имеет ли место проблема как таковая на самом деле.

Один из показательных случаев. Сижу, смотрю телевизор. Началась реклама про моторное масло, где на красивом конвейере в красивые ёмкости красиво разливают красивое масло. Как поступил бы на моём месте нормальный зритель? Переключился бы на другой канал, или занялся бы своими делами, пока идёт реклама. Но я-то не "нормальный зритель"! У меня тут же рождается вопрос: "А куда девается последняя капля?" По моим соображениям, она должна упасть на ёмкость с маслом (эту или следующую за ней), что приведёт к необходимости введения дополнительных технологических операций по удалению следов упавшей капли. Что я делаю? Правильно! В течение следующей недели я с блеском решаю эту проблему семь раз. Точнее, пять плюс два. Пять вариантов решений не очень сложны и вполне могут быть реализованы, два последних носят вероятностный характер, так как исходят из свойств материала, скорее предполагаемых, чем реально существующих.

Сюда же можно отнести упоминавшийся выше случай с троллейбусом в "мёртвой зоне". Я решаю проблему не потому, что она требует решения, а потому, что этого требует моё естество. Я так устроен, я по-другому не умею.

Ну вот, скажите на милость, оно мне надо? Видимо, да. Зачем-то ведь мне это дано. Я искусственно эту свою способность не культивировал. Я с нею родился. А раз Господь решил наградить меня этим талантом, то не будем уточнять у него, зачем он это сделал.

К чему это я всё? Ну, как минимум, к тому, что мне было необходимо свои мысли изложить в письменном виде, чтобы самому их как-то систематизировать и осмыслить (мысли осмыслить – это у меня такая фигура речи :-)).

А как максимум? А как максимум, всё же было бы здорово найти группу товарищей, которые проявят интерес к моим способностям и захотят со мной посотрудничать себе на пользу и мне на радость. Это относится не столько к изложенным идеям, сколько к моей способности решать технические задачи в принципе. Ибо неведомо мне, что ещё я придумаю завтра, послезавтра, запослезавтра... А также в следующий вторник. :-)

На чём я, собственно, пока и прервусь до прояснения дальнейших обстоятельств.

Благодарю за внимание!


Минск. 2008, ноябрь (корректировка части 4-й настоящего текста – 2010, декабрь).


Рецензии
Владимир! Я не технарь, но все Ваши мысли потрясающие. Вам обязательно нужно работать в каком-нибудь научно-исследовальском институте. Такие мыслительные способности не должны пропадать! Всего Вам доброго! Успехов в творчестве! С уважением,

Галина Шахмаева   18.07.2014 11:57     Заявить о нарушении
Благодарю Вас за высокую оценку моих мыслительных способностей. Но, как говорится, всякому овощу своё время. Поднятая тема была актуальна для меня двадцать, тридцать, а тем более сорок лет назад. Сейчас меня всё больше одолевают мысли о душе, о судьбе, о совести, о смысле жизни и смысле смерти. Да и специальность менять уже поздновато. До пенсии – четыре шага…

С улыбкой, :-)

Владиан   19.07.2014 09:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.