1990 г 22 июня. Свобода приходит нагая

                Металлурги, выплавляющие нам барабаны, не вышли во вторую смену, так как  нач. цеха пообещал за выход 50 рублей плюс отгул, но бухгалтерия не согласилась с таким раскладом. Рабочие обиделись и не вышли. Поэтому в понедельник обе смены работали по чайной ложке. Урон нанесен значительный. Дешевле было выплатить требуемое, чем допустить простой двух смен.

Жара неимоверная +35. Давно такого не было. Сплю на лоджии под простыней. Нику просквозило, сопливит, кашляет, Игорек тоже болеет.    

25 июня. Почти каждый день дожди,  надо морить жука,  но по грязи не хочется ходить. Участились захваты самолетов, третий случай за месяц, бегут, словно крысы с корабля. 700 тысяч евреев подали заявление на выезд, и я их понимаю — ничего хорошего нас не ожидает после избрания Полозкова и прошедшего съезда компартии РСФСР в духе лучших застойных традиций. Это дало понять, что и от предстоящего съезда ничего хорошего ждать не приходится — партия будет продолжать руководить государством, то есть  вести к нищенскому тупику.

Уже сегодня заметно сокращена трансляция телевидения, даже не показали    "Время". Непонятно,  с чем это связано, никогда такого не было, и нет объяснений,  остается догадываться. Обстановка напряженная, можно ждать различных потрясений, пишут, что евреи всегда остро   чувствовали ожидающие их неприятности и стремились их избежать. Если это так, то нам не позавидуешь — демократию, только нарождающуюся, уничтожат в зародыше и снова начнется тоталитарная система, ничем не лучше фашистской. Бедная Россия!

Меня больше всего поражает, что люди не видят, в чем корень наших бед, хотя бы тот же Бондарев, Распутин и примыкающие к ним.  Не видят или не хотят видеть? Или же они убеждены в своей правоте, то есть, конечно, убеждены, что они правы, что только так и надо действовать во имя своего блага, а не народа, который сам не знает, чего хочет, и им так легко управлять, хотя бы с помощью слова. 

Да, демократия не жизнеспособна,  именно потому, что она демократия, то есть  допускает существование различных мнений, даже фашистских, которые более организованы именно по складу своего характера, более способны взять власть в свои руки и подчинить народ, который по складу своей демократичности не в силах оказать достойное сопротивление, даже подвергаясь уничтожению.

Именно поэтому я не могу представить и допустить, что какая-то высшая цивилизация ставит над нами опыты и наблюдает над нами,  как мы, уничтожаем друг друга и впадаем в страшную мерзость вплоть до голодного каннибализма в ленинградскую блокаду, которая так же, как и война была сделана искусственно.

Прав  Бисмарк, сказав, что для строительства социализма нужно выбрать страну, которую не жалко,  и самое обидное, что этой страной оказалась Россия.

Кто же сделал такой выбор? Какое ужасное стечение обстоятельств позволило не арестовать Ленина, убить Вышинского, Сталина? Или же их смерть ничего не решала, на их место пришли бы другие,  но сделавшие точно то же самое. Неужели судьба страны и человека предопределена? Я не могу поверить в это. Всё равно, что сказать: человек венец творения Вселенной, или, мы самые разумные во Вселенной. Это георасизм,  думаю, что человеческая цивилизация — это, скорее всего,  плесень на теле планеты, и эта плесень разрослась до такой степени, что может существенно изменить ее облик.

Я не верю в НЛО,  в пришельцев, в душу, которая якобы может отделиться от тела и рассматривать происходящее со стороны — это ничто иное, как сон, в котором человеку снится, что он умер и рассматривает себя со стороны.  Это бывает и в простых снах, когда видишь себя со стороны. Причем, не лицо видишь, а просто знаешь, что это ты стоишь там, в стороне, и с тобой происходить нечто действенное, и в то же время ты всё это видишь со стороны, и более мнительный может сказать, что его душа отдалялась от тела.

Меня поражает, что люди так доверчивы и не способны критически осмыслить любую веру, и так много умных людей, которые начинают увлекаться различными вероисповеданиями, даже кришнаитством. Человек не может существовать без подпорок, без них он сходит с ума, кончает жизнь самоубийством.

Приснилось: из освещенной комнаты выхожу, с другом, в совершенную темень.  Ни одного уличного фонаря, так темно, что ничего вокруг не разобрать, ищу друга,  чтобы не потеряться, его не вижу,  но ощущаю со всех сторон.

Снова, как и две недели назад, ужасное состояние в воскресенье, видимо, сказывается атмосферное давление,  ничего не хочется делать, весь день хочется спать, вялость, темные грозовые тучи, изредка срывается дождь.

Иногда на заводе перед собой замечаю молодых женщин в застиранных джинсах, а между ног аккуратная синяя заплатка, и не поймешь, то ли хиппи, то ли денег нет на новые двухсотрублевые джинсы. Во время моей молодости стеснялись надевать одежду в заплатах, это уже край бедности, а сейчас не поймешь, то ли бедность, то ли выпендреж.

В этом году на выпускной вечер некоторые сшили платья из очень броской ткани разных цветов, блестящей, как фольга. На очень полной девушке такое платье смотрится карикатурно, как на корове седло.  Но самой ей не понять, а подсказать некому.

Впрочем, всё дело вкуса. Мне не нравятся намакияженные лица женщин, так неумеренно, что лицо больше походит на клоунскую маску, чем на лицо женщины, но они уверены в своей привлекательности, особенно потрясают такие лица на девчонках 14 лет, так и думается: вот идет проститутка. 

Многие накладывают румянец, некоторое время я, не понимая, что это искусственный, смотрел на такие лица с удовольствием, вот, мол, какие здоровые приятные лица, а приглядевшись повнимательнее, увидел, что румянец слишком неестественно, не на месте расположен. Некоторые накладывали, размазывали вкруговую,  и получалось круглое розовое пятно, как у клоуна.  Неужели самой не понять, каким должен быть румянец?

Нынешним собирателям книг я пророчествую, что через 20 лет молодое поколение не будет читать книги столь массово, как сейчас,  а теперешний интерес и дефицит книг, в основном, поддерживается благодаря людям старшего поколения, которое воспитано на уважении к книге.  И если перестройка завершится удачно, то прогресс неминуем и у нас,    появятся компьютеры нового поколения,  и книги будут читать очень редкие любители.

90 26 июля впервые после нескольких лет услышал рондо-каприччиозо Сен-Санса, и не узнал. Может быть, у него есть ещё какое-нибудь рондо? Это тоже нравится, но не производит ошеломляющего впечатления при слушании. Раньше я застывал в наслаждении, старался надолго запомнить чарующую мелодию, возможно,  произошло привыкание, или я сам изменился. Да это рондо мне более знакомо, нет-нет, да и услышишь хотя бы часть, а вот свое рондо я слышал всего лишь два раза, и вполне возможно, больше не услышу до конца своих дней,  потому что это оно и есть, а я просто ждал чего-то необыкновенного.

Странно,  как находит та или иная мелодия своего слушателя? Удивительно.  Можно поражаться, что человек раскрыл радиоволны, которые невидны, без прибора не слышны.   Наверняка,  должно быть ещё что-то необыкновенное,  о чем мы пока ещё не подозреваем и даже не догадываемся, что это может быть. Кто и когда откроет? А может,  ничего и нет? Всё открыто?

В интервью по телевидению Горбачев заявил, что не собирается кланяться на каждый чих. Весьма примечательное заявление, говорящее, что он не собирается быть демократичным и прислушиваться к мнению меньшинства.  Действительно, он делает только то, к чему его вынуждают.

Он небольшого ума человек — умный не станет сравнивать стоимость хлеба у нас и в США, не учитывая зарплату. Значит, он не знал, во что выльется гласность, а если бы знал, то ничего бы не предпринимал и продолжал политику Черненко, которая очень удобна для всех правителей.

28 июля с утра дождь, не переставая, моросит, и так,  говорят,  будет до августа, а потом начнется засуха. С одной стороны неплохо,  я люблю здешние дожди,  и для урожая хорошо.

На вставке вывешена листовка об очередном злоупотреблении администрации, которая на Приморском нарезает себе дополнительную землю,  и спрашивают, до каких пор мы будем это терпеть, продавшись за банку тушенки?
           Внизу ручкой приписано: А что делать?

Все молча читают и отходят.  Мы уже ко всему привыкли и отупели:  пьем отравленную воду, едим нитратную пищу, и рады лишнему дню, что прожили.

"Комсомолка" почти каждый день поражает великолепными статьями, единственная газета, которую стоит выписать, когда поднимут цены, всех остальных буду бойкотировать, буду брать в библиотеке, всё равно, не успеваю читать, а писать, тем более.

В курилке бригады я сказал:

— Семьсот тысяч евреев подали заявление на выезд. 

Мужчина моих лет откликнулся:

— Пусть едут. Сколько квартир освободится.

Другой:

— Но не тебе же оставят.

Среди рабочих очень много с такими взглядами, им кажется, что если лишние уедут, то им больше достанется от общего пирога. Так думают недалекие, малокультурные люди. Но о чем думают наши руководители, которые ничего не делают, для того чтобы изменить такую ситуацию? За короткое время за границу угнали пять самолетов, и всё потому, что нет закона о выезде за границу.  Пусть уезжают все,  кто хочет. Но наши власти боятся, что в таком случае могут уехать очень многие, Союз обезлюдеет, поэтому и не спешат  соблюдать декларацию прав человека.

Ионова сказала, что атмосферное давление падает и падает. Я удивился, потому что у меня самочувствие было отличное. Значит, не всегда сказывается? От чего оно зависит,  не понять. Неужели от циклов?

30 июня в первый раз морили жуков, которые сильно расплодились, успели съесть несколько кустов,  пока нас две недели не было, шли дожди. Разросся сорняк. Вика успела вырвать сорняк на фасоли, и мы пошли на поливной огород вдоль большой трубы в полтора метров в диаметре, преграждавшей путь, приходилось пролезать под ней.

Дошли до низины затопленной водой, справа труба, слева глубокая яма с, небольшим глиняным валом. Вика шла впереди, и я подбодрил, чтобы шла смелей по самому верху,  который должен быть суше, но коварная глина вся пропиталась водой и Вика застряла так сильно, что была не в состоянии сделать ещё два шага, чтобы выбраться на сушу, даже кроссовка осталась в грязи, с большим трудом вытащила рукой.

Хорошо, с собой была питьевая вода, и можно было смыть грязь с рук. Вика попробовала идти босиком, но сухие комки земли остро впивались в ступню, пришлось кое-как очистить кроссовки и дойти до огорода, где была вода, и носки высохли, пока поливали огород.

Вырвали и выбросили редиску, которая уже задеревенела. Восемь часов провели на своих плантациях и страшно устали, а на следующий день снова на дачу вырывать сорняк, особенно много вьюна, который оплетает ботву   картофеля. Две недели назад сбил на даче туалет — примитивную клетку из реек и фанеры, которые накопились на лоджии.
       И эта клетка простояла 22 года, пока Вика не купила готовый туалет.

Ни я, ни Вика не умеем и не знаем огородничество и плохо используем землю, пожалуй, если бы денег было больше, то не стали бы возиться, отнимать у себя время, а так хоть какое-то облегчение. "Литературка" привела цифры:

"У нас в стране 91% пашни принадлежит колхозам и совхозам, то есть правительству. И только 3% — народу, в личном пользовании, которые дают 60% — картошки,  30% — овощей, 21% — молока, 30% — мяса.

И что же тогда производится на 97% пашни, принадлежащей правительству? Убытки производятся? И никак иначе. Что если народу дать не три процента пашни,  а 30%. Вся наша страна будет завалена хлебом, мясом и молоком?

Харьковенко в отпуске и Скрипкин уговорил меня остаться за старшего, так как  больше никто не хочет, мол, только приносить пропуска, но умолчал, что с первого уходит в отпуск, и я остался без поддержки. Все ко мне относятся, словно я и впрямь старший, приходится соответствовать. Всё бы ничего, если бы не Лёвкина, которая капризничает и не хочет идти, куда посылают, мол, ее принимали только на кулак, так как у нее со здоровьем плохо.

Указом президента возвращено гражданство Зиновьеву, Максимову и Жоресу Медведеву, а Олега Калугина лишить всех наград и звания за то, что он осмелился сказать правду о КГБ.  Горбачев сам себя лишает народной поддержки.

Алексея призвали в армию. Нина устроила прощальный ужин для его друзей.  Мои  девчонки пошли помогать. Было восемь парней, из них никто не идет в армию,  отделались разными путями. Нина плачет:

— Это он назло мне много пьет, что не помогла избежать армии.

Многие хотят, чтобы Горбачев ушел с поста генсека, но альтернативы нет, никому не хочется, чтобы на такой пост пришел типа Лигачева. 4 июля съезд не транслируют, не хотят позориться своими застойными речами, знают, что народ такие речи не одобрит. Лишь Александр Яковлев и Шеварднадзе хорошо сказали, последний:

— Нищему народу не нужна сильная армия, мы затратили семьсот миллиардов на противостояние с США и 60 миллиардов вбухали в Афганистан.

Очень многие недовольны, как проходит съезд — по написанному сценарию, в застойном духе, всё у нас хорошо и не надо никаких перестроек.

7 июля проливной дождь, как из ведра, над городом и заводом, но не над дачами, там сухо. Вылупилась молодь жуков, потравили, собрали мешочек молодой фасоли. Стоит необычайная жара.

В Ошской области столкновения на национальной почве между узбеками и киргизами.

9 июля идет усиленная агитация правительства против шахтеров, чтобы не бастовали 11 июля, как они обещали, требуя отставки правительства. Выходит, Рыжков и не думает уходить, на что-то надеется, хотя заранее можно сказать, что у него ничего не получится.

Вернее, не только у него,  но и у всего нашего правительства, которое неспособно на радикальные изменения, что может нас спасти. Они хотят отсидеть свой срок без особых потрясений. Западные правители собрались, чтобы обсудить стратегию торговли с нами. Они не способны понять, до какого маразма дошла наша система, которая пожирает сама себя и не способна на плодотворную отдачу.   

От нашей системы нужно отказываться, но нашим правителя это не под силу, и не надо быть пророком, чтобы предсказать крах перестройки, такими методами бегемота не вытащить из болота, лебедь, рак и щука торжествуют — они нужны, и при деле. Через пять лет раздраженный народ выберет других лидеров, которые начнут наводить свои порядки,  положение немного улучшится, но страна всё больше и больше будет отставать от других стран. Вполне возможно и другое, — непредсказуемое течение, но наиболее вероятным, мне видится путь без особых потрясений для наших правителей, потому что они крепко держат власть в своих руках и не собираются ее выпускать.

Лёня так и не приходит. Недавно случайно встретился в автобусе с Ямпольцем. Он равнодушно смотрел на меня, словно на незнакомца,  и возникла мысль, что я им не нужен, выходит, я набиваюсь, и они меня просто терпят, как неизбежное зло? Может быть, это и не так, но мысль возникла и уязвила — ведь ко мне никто не набивается, а я постоянно лезу ко всем, то есть мне начинает казаться, что я кому-то нужен. Вернее,  мне нужно общение, чтобы кто-то понимал меня,  но таких людей нет, у каждого свои болячки, горести.

Мы разучились жертвовать,  оказывать милосердие, нам нужен лишь тот, от кого можно что-то урвать.  Алла Владыко встретила Владу и принялась ей выговаривать:

— Почему ничего нам не достаёшь?!

Она же работает продавцом, и могла бы предлагать им дефицитные вещи. И невдомек им сообразить, что девочка только начала работать в торговле, и не может претендовать на исключительное к себе отношение. Влада в слезах отошла от нее.

Вика психанула, и решила с ними порвать, что я советовал давно сделать, но она не решалась, так как и ей нужно общение, а Алла умеет польстить, пролить елей, что людям особенно нравится.

Партийный съезд продолжается,  но разочарование не только у меня, ничего хорошего ждать не приходиться.

"Не надо тушить пожар, пока он не начался" — поговорка в духе Карнеги,  последнее время часто мысленно повторяю ее, и успокаиваю себя. Действительно, мы часто начинаем тушить пожар, которого нет, а время на тушение уже использовано, мы в этом убеждаемся потом,  но уже ничего не вернешь. Зачем ломать головы, как будешь действовать в том или ином случае,  если в действительности этот случай никогда не наступит? Пусть случится, вот тогда и будешь ломать голову, обстоятельства заставят.

Конечно, это не значит, что не надо быть предусмотрительным, предвидеть какие-то последствия,  но не казнить себя преждевременно.

Прочитал про "Красную капеллу". Какой был смысл в шпионаже, если последующие события всё свели на нет? Зачем напрасные жертвы? Самозванцы и проходимцы делают хорошую мину при плохой игре, лишь ради того, чтобы сытно есть и сладко спать, попирая интересы не только своего народа, потому что им на всё наплевать, лишь бы самим удержаться у власти любыми конъюнктурными соображениями.

Словами можно загипнотизировать большинство населения планеты,  которые жаждут во что-то верить, и не мыслят жизнь без веры, иначе теряется смысл жизни. Уговоры, посулы, лицедейство,  и цель достигнута, дана отсрочка ещё на несколько лет, а там будет видно, какие слова говорить народу, чтобы избежать наказания или ответственности за неумение, непрофессиональность.

продолжение: http://www.proza.ru/2014/05/16/928


Рецензии
Хорошо написано.

Игорь Леванов   22.01.2019 09:48     Заявить о нарушении
Игорь, благодарю за понимание и поддержку.

Вячеслав Вячеславов   22.01.2019 11:05   Заявить о нарушении