Афоризмы часть 4 201-300

* * *
№ 201
Все в этом мире преходяще и скоротечно, лишь глупость и мудрость неизменны, как звезды на небосклоне.
* * *
№ 202
Человек, только родившись, начинает с того, что подражает поведению взрослых. Перенимая их привычки и повадки, он набирается горького жизненного опыта. И только, набив себе синяков и шишек, некоторые, самые пытливые, начинают размышлять, чтобы разгадать секрет истинно благоразумного поведения.
* * *
№ 203
У болтуна язык всегда впереди его дел, а у людей слова дела часто вершатся и вовсе без его участья.
* * *
№ 204
Каждый заблуждается в меру своего невежества, и чем пристрастней убеждения, тем глубже заблуждения.
* * *
№ 205
Клевета – это временное торжество низкого большинства над достойным меньшинством.
* * *
№ 206
Для влюбленного его единственная – одна из миллиона, но охладев к ней, он пускается на поиски второй.
* * *
№ 207
Дружить и быть со всеми в отличных отношениях – не одно и то же.
* * *
№ 208
Не каждый человек бывает другом самому себе: как часто люди слабохарактерные предают самих себя!
* * *
№ 209
Часто у тех, кого любят за богатство, удачу и успех, нет друзей.
* * *
№ 210
Моменты великих потрясений показывают, только ли спит душа в человеке или уже умерла.
* * *
№ 211

Когда злодей берется за добрые дела, добра не жди!

* * *
№ 212
Невоздержанность языка – вот истинная причина революций, а вовсе не экономические противоречия.
* * *
№ 213
Людей, одинаково уверенно утверждающих взаимоисключающие истины, интересуют не столько сами истины, сколько то, как они выглядят в свете изрекаемых ими пророчеств.
* * *
№ 214
Когда человек уходит во что-то с головой, жизнь неизбежно проходит мимо.
* * *
№ 215
Многие томятся своей безвестностью, вместо того, чтобы озаботиться мыслью, действительно ли так уж нужно, чтобы о них узнали многие?
* * *
№ 216
Чрезмерное радушие в дружбе также подавляет чувства, как обжорство в еде, или пьянство при утолении жажды.
* * *
№ 217
Чтобы не ставить себя в глупое положение, не давай другим советов, которыми не можешь воспользоваться сам.
* * *
№ 218
Прощай чужие промахи, но не пропускай свои собственные, и тогда достигнешь большего, нежели, если бы поступал наоборот.
* * *
№ 219
Не может умереть героической смертью тот, кто всю жизнь провел, пресмыкаясь перед другими.
* * *
№ 220
Как нельзя дружить со всеми, так нельзя, сохраняя общительность, не оказаться однажды перед выбором: либо стать подонком, либо перестать быть чересчур общительным.
* * *
№ 221
Фамильярность легко перерастает в ненависть, коль скоро предмет ее внимания не отвечает взаимностью.
* * *
№ 222
С честолюбцами невозможно иметь дело, т.к. каждый из них говорит только о себе.
* * *
№ 223
Беспокойство о ближнем бывает 2-х видов: в виде сострадания, и - зависти. Отличие их в том, что в первом случае мы желаем ему добра, а во втором – зла.
* * *
№ 224
Самодостаточный человек живет спокойно, а не нашедший себя в жизни вечно ищет сообщников, чтобы очередной раз перевернуть весь мир.
* * *
№ 225
Хорошие манеры неуместны лишь в поединке с соперником или в стремлении делать добрые дела. В первом случае нельзя дать противнику возможность взять верх над собой, во втором – пропускать вперед других, вместо того, чтобы самому первому поспешить на помощь.
* * *
№ 226
В молодости чужие изъяны смешат куда более, чем в старости, когда к ним добавляются свои собственные.
* * *
№ 227
Не ищи общих дел с теми, с кем тебе не по пути!


* * *
  № 228
Если судить о себе, примеряя только достижения других, никогда не обретешь покоя, ибо критерием будет не беспристрастная оценка собственных достоинств и недостатков, а зависть.

* * *
№ 229
Непреходящее богатство – знание, ибо это - то немногое, что не может быть отнято у нас другими.
* * *
№ 230
Истину нужно постоянно доказывать. Преодолевая себя, мы открываем ее всякий раз заново. Вот почему склонность к домашнему уюту, расслабляющая мысли и чувства, никогда не приведет к ней.
* * *
№ 231
Чрезмерно усердный в мелочах становится не способен к великому.
* * *
№ 232
Тот, кто думает после 40 лет круто изменить свою жизнь, заблуждается.
* * *
№ 233
Не имея веры другим, поверишь ли себе?..
* * *
№ 234
Слова всегда должны воплощаться в дела, но у творящего зло слово и дело никогда не соприкасаются друг с другом.
* * *
№ 235
Бес страха нередко прогоняет беса вспыльчивости – и это, несомненно, - почва для размышлений.
* * *
                № 236
Главное в добрых делах – не отождествлять себя с ними, иначе, даже ступив на путь добродетели, непременно начнешь кичиться собой, рано или поздно оказавшись в дураках.
* * *
№ 237
Душа, в отсутствие духовных запросов, спит, но, получив учителя, за которым она готова следовать, и который, в свою очередь, не учит ее дурному, она может возродиться, дав возможность таящимся в ней силам принести добрый плод, в извечном стремлении человека к Истине.
* * *
№ 238
О степени глупости человека суди по тому, насколько его самого раздражает чужая глупость.
* * *
№ 239
Человеку, хорошо знающему нас, гораздо проще сделать больно, нежели постороннему. Наверное, поэтому мы часто получаем наиболее чувствительные  удары именно от тех, с кем более других были близки в прошлом.
* * *
     № 240
Пьяницы больше всего любят вино, потому что оно освобождает их от житейского груза проблем, т.е. дает как бы «даром» то, к чему философ приходит путем долгих усилий. Но это не уравнивает первого и второго, так же, как нельзя сравнивать солнце и его отражение в грязной луже.
* * *
   № 241
Наслаждения бывают 2-х видов: связанные с удовлетворением естественных потребностей (например, стакан холодной воды в жаркий день) и связанные с излишествами. Если первое доступно человеку всегда, т.к. не противоречит естеству, то второе через пресыщение становится источником беспокойства, обрекающих его на вечную погоню за удовольствиями, еще б’ольшими. 
* * *
№ 242
Умение выжидать не может заменить нерешительным натурам способность действовать.
* * *
№ 243
Бесчисленны земные сокровища, но сочтены дни человеческой жизни.
* * *
№ 244
В молодости человека из-за обилия возможностей сбивают с пути множество соблазнов; в зрелости – досада, что, погнавшись за многим, упустил главное; к старости же – мысль, что, не создав в жизни ничего значительного, расходует оставшееся достояние чересчур расточительно.
* * *
№ 245
Зыбкое чувство вожделения, смешанное с робостью, именуемое влюбленностью, после женитьбы быстро проходит, ибо вожделение, получив удовлетворение,  исчезает само собой, а вместе с ним – и порождаемая им робость. Никто не трепещет перед тем, что доступно, и как следствие, - привычно. Поэтому наименее прочными браками являются именно те, что основаны на влюбленности.
* * *
№ 246
Не болтая без умолку, не вступишь и в сомнительные обязательства, не вступая в них, не нарушишь долга; не преступая долга, сохранишь совесть чистой.
* * *
№ 247
Нельзя заставить полюбить из-под палки, это касается как людей, так и их занятий.
* * *
№ 248
Ненависть иссушает душу, т.е. в первую очередь, вредит самому мстящему, и лишь во вторую – предмету его преследования.
* * *
№ 249
У нас нет, и не может быть повода для гордости за себя самих, ибо гордость сводит на нет даже самые значительные наши достижения.
* * *
  № 250
Желание решать споры дракой, как ничто другое свидетельствует об отсутствии других аргументов в свою пользу.
* * *
№ 251
Сколь бы долго мы ни путешествовали к глубинам собственного Я, мы не должны погружаться в себя настолько, чтобы не оставлять  времени на помощь ближнему.
* * *
№ 252
Есть дружба, в основе которой лежит не одна только многолетняя привычка, но и духовное сродство интересов.
* * *
№ 253
Не ценящий своего счастья легко разбивает сосуд  благополучия, дарованный судьбой без его участия, получая взамен ящик Пандоры, низвергающий на его голову поток бед и несчастий, становящихся с некоторой поры его неизменными спутниками.
* * *
№ 254
Увлечения должны соответствовать возрасту: преклонные годы также не отвечают устремлениям юности, рождаемым избытком душевных и телесных сил, как и юношеству – язык мудрых Истин, познание которых дается лишь через крушение иллюзий, столь свойственных пылкой юности.
* * *
№ 255

Лень не только оставляет человека невежественным, она также и провоцирует безудержный рост пороков, беспрепятственно расцветающих в душе, лишенной власти разума над сердцем.
* * *
№ 256
Клевета не лучше злодейства, ибо, как злодей может напасть на любую невинную жертву, так и злословие не щадит ни своих, ни чужих.
* * *
№ 257
Пустые речи не ведут напрямую к истине, минуя ее, они движутся окольными путями хитрости, коварства и измены.

* * *
№ 258
Двигая науку вперед, современное человечество добирает мораль, так сказать, по остаточному принципу, кому, сколько достанется, и этот регресс даже худший, нежели дикое состояние наших первобытных пращуров.
* * *
№ 259
Гордость – неизбежный плод переоценки собственных достоинств.
* * *
№ 260
Любовь в разлуке непрерывно переходит от уверенности к сомнению, и обратно, и это, так сказать, дыхание любви, дарующей влюбленным надежду быть вместе.
* * *
№ 261
Действия всегда предпочтительней слов, особенно, когда речь идет о выполнении конкретных обязательств.

* * *
№ 262
Невежество огрубляет страсти человеческие, но и так называемое просвещение и гуманизм не избавляют от них, а делают лишь более утонченными и извращенными. Единственно надежное средство от них – в умягчении собственного сердца.
* * *
№ 263
Жестокость есть сон души, неизбежно оборачивающийся ответной жестокостью для тела, в котором спит эта душа.
* * *
№ 264
Истина в многообразии, поэтому невозможно создать ничего значительного, не уделяя внимания деталям.
* * *
№ 265
Глупость не является прерогативой одного лишь юного возраста, она встречается и в преклонных летах, отягченная ворчливостью, нетерпимой к чужому мнению, а также - ни на чем основанной уверенностью в своей всегдашней правоте.
* * *
№ 266
Религия без поддержки светской власти может получить распространение и влиять на умы, чему есть немало примеров в истории; власть же без религии неизбежно обращается в тиранию, заставляя народы постепенно скатываться в пучину гражданских войн.

* * *
№ 267
В обилии речей вряд ли найдешь рациональное зерно, топящий окружающих в потоке слов попусту тратит время – чужое и свое собственное.
* * *
№ 268
Поступки, продиктованные любовью, нередко кажутся безумными с точки зрения здравого смысла, но именно в них и таится высший смысл, завещанный Спасителем, если только мы не обожествляем саму любовь, толкающую иных на преступления во имя ее.
* * *
№ 269
Ссоры влюбленных неизбежно перерастают в бурные ласки, бурные ласки – непременно обратно, в бурные ссоры, и так до бесконечности, если только они признают главенство чувств над разумом.
* * *
№ 270
Прославленный автор может позволить себе быть таким, какой он есть на самом деле, в том числе, скучным и малоинтересным, - недосягаемая роскошь для начинающих дарований, обреченных на вечную оригинальность.
* * *
№ 271

Остроумие украшает речь и в то же время уродует, если становится самоцелью.
* * *
№ 272
Гнев горит вспышками, и нет такой ярости, которая не остыла бы со временем. Сотворенные в ее приступе дела подчас заставляют безумца раскаиваться в случившемся всю оставшуюся жизнь.
* * *
№ 273
Угрозы чаще являют собой свидетельство не грозной силы, но бессилия человека, не могущего привести их в исполнение.
* * *
№ 274
Когда нравы приобретают характер повседневной оргии, их начинают называть свободными.
* * *
№ 275
Что толку хвалиться былыми заслугами, докажи, что достоин похвалы сегодня!
* * *
№ 276
То, что хранится в тайниках  души, не должно выставляться на показ первому встречному, но то, что мы храним в своих закромах, да будет открыто каждому нуждающемуся!
* * *
№ 277
Мы рождаемся как для радостей, так и для печалей, желающий жить одними радостями, должен обречь себя на одиночество, чье бремя подчас тяжелее любых невзгод и несчастий.
* * *
№ 278

Казалось бы, легко быть добродетельным в старости, когда немощь уже разбила члены, но, не очистив душу в юности воздержанием, и в физическом бессилии останешься старым козлом, которого просто в силу возраста не пускают в огород.
* * *
№ 279
Не столь ничтожны слова, оскорбляющие нас, сколь чувства человека, их породившие.
* * *
№ 280
Поступки, продиктованные корыстью, постепенно приводят нас в круг общения, где вообще нет места живому движению души. Вынужденные вращаться в нем, нам остается довольствоваться только суррогатом чувств:  лестью, сплетнями, интригами.

* * *
№ 281
Прочно то знание, к которому лежит душа, и легкокрыло то, которое вбивается зубрежкой, т.к. при первом же удобном случае оставляет голову пустой, подобно птице в незапертой клетке.
* * *
№ 282
Внутренний лик человека сквозит сквозь внешний, и с возрастом тем явственней, чем больше мы совершаем хорошего или дурного.

* * *
№ 283
Сон, как известно, есть некое подобие смерти, и тот, кто спит сверх меры, неоправданно быстро приближает ее приход.
* * *
№ 284
Злодей никогда не считает, что поступает плохо, т.к. давно для себя решил, что выше добра и зла, т.е. получил от дьявола индульгенцию творить зло во всякое время дня и ночи.
* * *
№ 285
Будучи зол на других, чем ты отличаешься от них? А раз ничем, то выходит, что, негодуя на окружающих, злишься лишь на самого себя!
* * *
№ 286
Не злись на тех, кто тебя раздражает, дабы самому, в свою очередь, не сделаться поводом для раздражения.
* * *
№ 287
Годы революций, глобальных потрясений не оставляют после себя, как бы этого не хотелось их устроителям, следов, которые могли бы быть употреблены в назидание потомкам. Что может оставить после себя эпоха великих разрушений? Величественные руины? Но они ведь потому и величественные, что являются обломками великих сооружений, поражавших своими масштабами воображение современников. След в Истории оставляют лишь мирные, созидательные времена, чьи реальные плоды можно предъявить потомкам.
То же воры и грабители – у них много общего с революционерами: и те, и другие не признают власть существующих законов. Что они могут предъявить на Божий суд кроме своих преступлений? Не отнятое же у других, ибо это не их, но чужое. И эта пустота душевная, когда человек не может созерцать себя в плодах рук своих (вор ведь живет плодами чужих трудов), оборачивается для него духовной бездной, пустотой в глазах и мраком небытия за гробом.
* * *
№ 288
        Прекрасное может длиться лишь миг, если бы люди могли ощущать его все время, они, наверное, навсегда бросили бы совершать низкие дела.
* * *
                № 289
Если делаешь дело с любовью, пот и слезы забудутся, а любовь останется, а если грешишь ради наслаждения, наслаждение пройдет, а грех останется.
* * *
№ 290
В любом триумфе важнее побед внешних победа над собой – своей трусостью, слабостью, ленью. Именно эти внутренние приобретения и оказываются важнее внешних завоеваний.

* * *
№ 291
Опыт без осмысления - одно лишь пустое нагромождение отдельных фактов, никак не связанных между собой.
* * *
№ 292
Легко ставить вопросы, труднее на них отвечать, но человек, вовсе переставший задавать их себе, погрязает в самомнении.
* * *
№ 293
Чем мутнее у человека мысли, тем темней и непонятней его речи и более непредсказуемы поступки.
* * *
№ 294
Замечать чужие промахи может всякий, даже тот, кто сам ни в чем не смыслит, но единственный способ оставить свой след в жизни – двигаться стезей реальных дел.

* * *
№ 295
          Наверное, всякий юноша счастлив изначально, ибо перед ним непаханое поле деятельности, которое ему еще только предстоит возделать, вписав свое имя в список славных дел человеческих. И даже, будучи несчастлив в любви, плача, он все равно остается достоин любви, и это сладкие слезы. Но эта полнота жизни, даруемая ему судьбой вначале, оборачивается и великой душевной скудостью в конце пути, коль скоро тот отверг ее дары, последовав за  своей гордыней, не содержащей в себе ничего, кроме могильной ямы и забвения.
* * *
№ 296
Есть те, кто видит лишь то, что видят все; есть те, кто видит вещи, открытые лишь немногим, и это редкий дар сердца; и, наконец, есть те, кто умеет, делая сокровенное зримым, приносить его в дар окружающим людям.
* * *
№ 297
Век гениев часто краток, быть может, потому, что многие из них в поисках вдохновенья предпочитают смерть усталости от жизни.
* * *
№ 298
Даже очень умный человек, проводя время в праздности, ставит себя на одну доску с дураками, бесславно повторяя их судьбу.
* * *
    № 299
Людям был дан язык для общения друг с другом, и в этом как величайшее благо, так и источник неисчислимых бедствий для человечества.
* * *
№ 300
Насколько затормозилась История человечества от запретов и порицания тех, кто ничего не смыслил в том, что порицал!


Рецензии