С дружиной Александра Невского 4

И тут снова закричал филин, и наступил рассвет.

Скобянников пришел в себя, он вроде бы помнил, что произошло с ним, но все было как во сне.

- Я чувствовал, что ты не простой человек, - сказал князь Александр, - я думал, что ты калика перехожая, монах великой силы, но моя сила больше твоей.

- Да, князь, - тихо сказал Скобянников.

Значит, Русь станет самой сильной на земле, а потом сразу рухнет? – спросил он печально.

- Да, князь, - тихо подтвердил Скобяннников, - мы были самыми сильными на земле и в три дня рухнули.

- Слабы ваши маги, - сказал сокрушенно Злат.

- Да уже не сильны, - вздохнул Скобянников, вспомнив Горбачева. – Не маги, а комбайнеры.

- А ведь и у нас так было, - сказал Невский. – Русь была самой сильной,  но пришел час и Бог отнял разум у наших князей.

- Но ведь монголы такая сила, что никто не смог им противостоять, - сказал Скобянников.

- Все маги знают, что, поднявшись на гребне волны, ты упадешь. Взлеты и спады неизбежны и у отдельного человека, и у народов, - сказал Невский. – Китайцы называют это циклами. Вслед за взлетом следует падение. Монголы не так уж и сильны. Но их подъем начался тогда, когда все другие народы мира провалились в яму слабости. И наступит момент, когда многие народы обретут силу, а монголы впадут в небывалое ничтожество.

- А ведь так и будет, - прошептал Скобянников. – Но ведь не бывает силы без ума, князь, точнее сила без ума это ничто. В чем ум военный ум монголов.

- Когда я понял это, - ответил Невский, мне стало смешно. – Ответ на твой вопрос до смешного прост. Монголы  тысячу лет уже охотятся в своих степях. Они давно поняли, что в степи  зверя найти трудно, ибо степь огромна, а охотников мало, и загнать его в степи очень сложно, зверь перемещается как хочет, нет никаких преград для него. И они придумали такой гон, когда весь род, повинуясь приказам главного охотника движется по степи, кучки всадников находятся в дали от других таких же  всадников, но вместе они постепенно окружают зверя. Монголы с детства имеют привычку слаженного действия в конном строю.

До Скобянникова что-то стало доходить.

- Чем больше монгольский род, тем больше конников принимают участие в такой охоте. Они умеют не просто хорошо управлять массами конницы, но мгновенно менять курс движения конников, они умеют обходить, охватывать, и это на полном скаку, они умеют окружать.  Когда Чингисхан  объединил всех монголов, то все его тумены, десятки тысяч монголов стали участвовать в такой охоте. И  они научились действовать, как одно целое. Это и есть ответ на вопрос, почему они стали непобедимыми. Ведь когда  князья рода Русского поняли, что монголы это страшная беда, они привели на Калку лучшие свои дружины. Тогда еще у нас оставалась сила, тогда еще мы были не на гребне волны, но и не упали в пучину.

У русских была огромная сила, монголы Субедея стали отступать, русские преследовали. Они легко разгромили передовые отряды Субедея. Если  десять русских дружинников примут бой с десятью монголами, то семь поединков закончится победой русских.

И вот началась битва на Калке, русские атаковали, монголы едва держались, и тут Субедей понял, где слабое место у русских, это тюркская конница, и он начал обходное движение,  как на охоте, его тумены легко обошли тюрок, ударили им во фланг, те побежали, смяли русских, войска превратились в толпу. Вот так проиграли битву на Калке.

А когда Батый пришел на Русь, то тут не было вождей, не было духа, это был момент великой слабости. Но мы бы все равно устояли, отбились, но китайские мудрецы и разведчики монголов поняли, куда нужно бить. Самое слабое место - это души русских князей. Князья пусть на разоренных землях, но стали полными хозяевами. То была единая Русь, каждый князь мог лишиться своего престола, а здесь договорись с монголами и престол останется за тобой, за твоими детьми, каждое княжество стало само по себе.

- А в наших книгах пишут, что ты князь был мудрым потому, что выбрал не Запад, а монголов, потому что монголы не посягали на веру нашу и на нашу  культуру, а  Запад все окатоличил бы и прибрал к рукам.

- Выбор… - Засмеялся князь, обращаясь в Носачу и Злату, и те невесело рассмеялись.- Какой у меня выбор? Вот у меня двести воинов, все мое войско. Какой у меня выбор? А у брата моего Великого князя Владимирского пять тысяч, и с ними он решил победить монголов…. Кто победит? Ответить мне, пришелец.

- Монголы победят.

- Выбора нет. Запад слаб, как никогда.  Рыцари уже сотни лет ведут войну на Востоке за Гроб Господень, и проигрывают войну. На Западе слаб дух. Папа Римский призвал их помочь нам, христианским братья, но у папы нет войска, а слово его ничего не значит для воинов, они воюют, с кем хотят.

Так что выбора у меня нет. А есть судьба, рок. Но род Русский все равно победит! Помнишь, - обратился он к Скобянникову, как ты пришел к нам, когда дружина была на реке Волхов? И  рядом озеро Ильмень? Там  собрались сто вождей русских варяжских дружин, сто магов, они сказали свое слово, половина этого мира будет наша! И  с кем бы мы не имели дело, верх все равно будет наш!

- Во главе стоял Рюрик? – спросил  Вячеслав.

- Рюрик был один из ста вождей.

- Князь, а почему ты сказала, что князья были магами. Разве у вас…

И тут Вячеслава осенило, он понял природу силы рода русского, но и князь уже ответил на его вопрос.

- У нас не было никогда жрецов, у нас военный вождь был военным вождем, но и магом и жрецом.

- Вот откуда твоя сила! – утвердился в своем мнении Скобянников. – А как же христианство?

- Священные христианские книги писали люди большой Силы. Князь Владимир первым понял, что  для всех русских нужен один Бог. Сила не должна распыляться, русские должны молиться одному Богу.

- Князь, - а ты, правда, говорил, что не в силе Бог, а в правде?

- А правда и есть сила, - засмеялся Невский, - только она у каждого народа своя. И правда, и сила своя. И мне очень жаль, что вы, как и мы потеряли свою силу и правду. Пусть на время.

- Вы же дети мои, - печально сказал Невский.

- Да уж не знаю, как мы выбираться будем, - сказал Скобянников, то у нас магами были бывшие селяне, вроде Миши-комбайнера, теперь магами стали жулики…

- Но мы все равно победим, - сказал Невский, не отделяя себя от Скобянникова и современных русских. -  Клятва рода Русского была произнесена, и пока род  русский будет жить, верх все равно будет наш!

Никакой патетики при этом в князе не было, он сказал это тихо, просто, с полной уверенностью в том, что все так и будет, род Русский снова наберет силу.

Глаза Скобяннкова увлажнились, против его воли потекли слезы.

Где же эти вожди, которые спасут его Россию? Неужели род Русский так  оскудел?

- Иногда надо просто перетерпеть и стать безразличным, - сказал князь. – И этому стоит учиться у монголов. У монгола под ногами степь, а над головой небо. Небо заполняет половину пространства, монгол всегда видит землю, но всегда видит и небо. Монголы молятся небу, они знают, что каким-то образом все решается там. И от нашего смеха или слез ничего не зависит.

… Было утро, всходило солнце. Догорал костер. Александр Невский поднялся, его богатырская сила проявлялась во всем, даже в таком простом движении. И все поднялись вместе с ним. Он обнял Злата, потом Носача, потом Скобяннякова.

- Тебе обязательно возвращаться в будущее? - спросил он, мягко глядя в глаза, - хочешь, оставайся в моей дружине.

Скобяннников молчал, это была драма. С князем он был не одинок на этой земле, с князем он понял, что такое настоящий вождь.

Невский двинулся  прочь, свежий, словно и не было бессонной ночи. Он еще станет Великим князем Владимирским, последним великим из рода Русского в Древней Руси, и первым  Великим в истории новой России, которая рождалась сейчас на глазах Скобяннякова, волей князя Александра она рождалась, волей таких, как Злат и Носач, которых ничем не запугаешь и никогда не сломишь.

Вячеслав поднял голову, взглянул на небо, темно синее, багровое там, где поднималось солнце. Он подумал, что всегда жил уткнувшись в землю, не видя небо, не чувствуя его. И что народ его живет так же, не чувствуя воздуха, не чувствуя перспективы.

И как бы все это было поменять?

- Если надумаешь вернуться к себе, - сказал Злат, - не снимай с руки  перстень, который тебе подарил князь, и всегда уцелеешь, хоть земля под тобой провалится.


Рецензии