Никто не знает правды

По пустому тронному залу шагал Прометей. Шагал и дивился непривычной и пронзительной тишине. Отбывая наказание он часто представлял себе это мгновение. Он был уверен, что Зевс рано или поздно решится на прямой и откровенный разговор, что это будет самым сложным испытанием. Он был твердо убежден, что часть богов призывают Зевса к ответу и ждал бурных дебатов. Но эта тишина... Эта пронзительная тишина... Олимп изменился, словно устал быть Олимпом. Никогда этот тронный зал не пустовал раньше. У Прометея путались мысли. Он был смущен и слегка растерян. Все как то происходило по иному. И не было у него ни злобы, ни обиды, ни ненависти. Да же как то ... наоборот. Душу бередило какое то странное, непонятное чувство стыда и неловкости. Словно все это время не ему, а Зевсу было что высказать, а он вроде как и не жертва вовсе, а погорячившийся подросток, вдруг начавший взрослеть. Прометею было не по себе и как то тяжко. Тяжелее чем там - на скале. Подобно орлу, ум клевали навязчивые вопросы. Как так все вышло? Зачем Зевс позволил Гераклу освободить его? Почему он в тронном зале? И почему эта пустота и тишина?!... На чьей стороне правда? Что Зевс задумал на этот раз. Пустота... Тишина... А может это сон? Дурацкий и неправдоподобный...
- Ну здравствуй, брат,- простонал входящий в тронный зал Зевс.
Прометей пристально вглядывался в изменившуюся походку Громовержца. Перед ним был какой то другой, незнакомый Зевс. Он словно олицетворял всю пронзительность тишины нынешнего Олимпа. Уставший, осунувшийся и какой то... как будто беспомощный. От былого величия остались лишь строгость и скупость движений, полных внутреннего достоинства.
- Здраствуй Брат ,- повторил Зевс, усаживаясь на трон,- Ты ищешь правду? Никто не знает правды. Как твои раны?
- Почему я больше не наказан? - быстро пробормотал Прометей,- Как я оказался тут?
- Здравствуй Брат,- вновь повторил Зевс,- Ты ведь не об этом хочешь спросить, зачем терять время? Время может разозлиться, а оно сильнее и меня и тебя. Не будем его обижать.
- Здравствуй ,- прошептал Прометей,- когда то я очень хотел поговорить с тобой, мне было важно чтобы ты меня выслушал, но ты ведь... а сейчас я многого не понимаю.
- Ты всегда многого не понимал ,- горько усмехнулся Зевс,- да, когда то я не выслушал тебя. А ты да же не попытался понять мои мотивы. Брат. Сегодня мы будем говорить на равных. Через пять минут Гефест принесет еще один трон, точь в точь такой же, как и мой. Ты сядешь на него... Трон тебе и развяжет язык.
- Откуда эта пустота?- дрожащим голосом спросил Прометей,- Что это за новый, мрачный Олимп.
- А вот Гефест,- оживился вдруг Зевс,- покажи ка трон... поставь его прямо передо мной.
Гефест молча, не оглядываясь по сторонам поднес трон, куда велел Зевс. Прометей хотел было обнять друга детства, но что то в холодном и равнодушном поведении Гефеста его оттолкнуло.
- Гефест, это же твой друг,- воскликнул Зевс,- обними его. Он отныне свободен!
Но Гефест поспешил удалиться. Странное чувство обиды и гнева овладело Прометеем.
- Что с ним такое,- спросил он злобно глядя Зевсу в глаза,- почему он так... так... враждебен?
- А ты для начала присядь,- ответил Зевс зевнув,- а что с тобой такое? Почему ты первым не обнял его? Почему не попытался остановить? Почему не простил ему минутного замешательства? Ведь больше всего на Олимпе ты хотел встретить именно его. Он ведь единственный твой друг! Или ты не можешь простить ему свои цепи? Почему ты молчал? Чего ты ждал от него? И разве он виноват, что не оправдал каких то твоих ожиданий? Ты то же когда то не оправдал моих! Помнишь?
- Я... я просто... я словно...  не узнал его,- молвил Прометей.
- Не узнал его? Не узнал Гефеста? Будь честен хотя бы с самим собой, брат,- прервал его Зевс,- может ты не увидел того Гефеста, какого хотел увидеть? Оказывается очень легко быть благородным героем, когда противостоишь суровому и жестокому громовержцу, однако же, если друг детства не оправдывает ожиданий, герой отказывается тащить бремя благородства! Он же твой друг, может именно сейчас он нуждался в тебе как никогда!
- Не лукавь Зевс! ,- воскликнул Прометей,- или Ты решил убедить сам себя, что ты ничем не хуже других? Тебе ли призывать меня к ответу! Тебе ли, почти уничтожившему людей, слепо поклоняющихся твоему имени! Благославляющих тебя. В чем была моя вина Зевс? В том, что я дал шанс жизни победить смерть!
- А что Ты знаешь о жизни и о смерти? Не все так просто, Прометей,- медленно, словно размышляя вслух, пробормотал Зевс,- Жизни нет. И смерти то же нет. Ни чего нет. Ни добра, ни зла... Ни счастья, ни радости, ни чьей либо победы...
- Нет Зевс, я победил тебя, хоть ты и был сильнее,- возразил Прометей,- я остановил смерть, которой ты дал полную волю! Я дал продолжение тому, что ты когда то создал и возлюбил! Но потом почему то...
- Почему то,- перебил Зевс,- Почему то и ты сегодня не узнал самого любимого друга... Гнев делает слабым любого, и бога, и титана, и человека... В этом и вся разгадка твоей, как ты это называешь, победы. Мною двигал гнев, тобою – любовь. Ты был сильнее Прометей. Не обольщайся. Мой гнев, сделавший меня слабым, подвел тебя к победе.
- Одного не могу понять,- рассмеялся Прометей,- я вижу ты долго и обстоятельно готовился к этой нашей беседе, мне аж неловко в чем то возражать твоим речам, столь мудры и красивы они... Почему же беседа наша без свидетелей? Ты бы предстал перед всеми богами в своей бесспорной правоте, опозорил бы меня во веки веков, и да же те кто мне сочувствует, воспели бы хвалу твоему имени... Зачем эта тишина? Зачем эти два трона... ?
- Тебе давно уже никто не сочувствует, да же люди,- вздохнул Зевс,- это несправедливо, согласен, но справедливости то же, увы, нет...
- Не сочувствуют? - возмутился Прометей,- меня освободил Геракл!
- Нуу-у-у ,- улыбнулся Зевс,- Геракл мой сын, не упускай из виду этот немаловажный факт.
- Допустим, но в таком случае, тем более, почему мы без свидетелей? - спросил Прометей, пристально вглядываясь в Зевса, словно пытаясь понять, Зевс ли это, или кто то играет злую шутку.
- Титан он и есть титан, да же если о нем слагают легенды,- вздохнул Зевс,- Иногда ты туповат, Прометей, и в этом то же один из секретов твоего героизма. У меня нет цели позорить тебя. Зачем мне рушить красивую легенду, если я сам ее создал...
- А зачем тебе было уничтожать людей,- резко прервал Зевса Прометей,- или они не твои создания?
- А зачем тебе было их защищать? ,- спокойно возразил Зевс,- вот ответь пожалуйста, зачем тебе это было надо. Ты можешь озвучить внятный и однозначный ответ. Зачем?
- Любая жизнь бесценна!- гордо ответил Прометей.
- Да? - хмыкнул Зевс,- пошлем тогда Гадеса с Хароном в отпуск, до скончания веков, освободим все царство мертвых, или сами переселимся туда жить... обрати внимание, я сказал ЖИТЬ! Смерти нет, и жизни то же нет... ничего нет... и это ничего продолжается и будет продолжаться и в царстве мертвых, и среди людей, и здесь на Олимпе... а рядом с этим ничего лишь страдание, уныние, да пустота... они вечны, и они всюду. Вот уже несколько дней орел не клюёт твою печень, но страдание не покинуло тебя...  ведь так?
- Что ты знаешь о страдании?,- горько произнес Прометей,- ты ведь неприкасаем и необсуждаем.
- А что ты знаешь обо мне? – хмыкнул Зевс,- то же что и все остальные? И по твоему этого достаточно? Прометей, ты ведь не будешь отрицать, что нам так и не довелось узнать друг друга как следует...
- А не поздновато ли сейчас наверстывать это? – рассмеялся Прометей,- ты ведь сам сказал – время сильнее нас, нам его не повернуть вспять и ничего не исправить. Скажу честно.. я не в обиде на тебя. Если смысл нашей встречи в потеплении отношений, то не стоит.. я не таю на тебя злобы.
- А с чего вдруг тебе ее таить,- улыбнулся Зевс,- Ты ведь убежден, что победил! Нет брат, смысл нашей встречи не в потеплении отношений, Просто, нам надо разобраться, что все таки произошло... Надо, понимаешь?!
- Не понимаю ,- отрезал Прометей,- если у тебя вновь появилось желание уничтожить людей, не сомневайся ни на секунду, я вновь помешаю тебе. Помешаю любой ценой! Тебе не удасться мудростью и лукавством привлечь меня!
- Уничтожить говоришь,- задумчиво протянул Зевс,- Давай ка посмотрим из вон того окна, как они живут. Вон видишь, идет жрец, соблазняющий маленьких детей, прикрывающийся якобы благословением олимпийских богов. Порочащий и нас, и род человеческий. А вон дети... Подумать только, ведь сколько в них должно было бы быть доброты. Но что же мы видим? Посмотри Прометей! Они тащат к болоту сверстника! Они хотят утопить его! Просто так! Детям весело! Детская жестокость в своей бессмысленности и беспощадности омерзительна! Их сверстник виновен лишь в том что слабее и беднее их. А вон шагает женщина... Посмотри как она прекрасна Прометей. Прекрасней Афродиты! А знаешь, куда она спешит?...
- Довольно,- воскликнул Прометей отходя от окна,- зачем мне все это? Думаешь, я буду их оправдывать и защищать?
- Просто хочу чтоб ты понял, что люди сами себя уничтожают, - холодно произнес Зевс,- и ты, мой дорогой заступник человечества, то же отчасти к этому причастен. Ты вселил в них слепые надежды... СЛЕПЫЕ !!! Они были слабыми, но вдруг возомнили себя могущественными, хотя остались такими же беспомощными слепцами... Неся им огонь ты совершил ЗЛОЙ ОБМАН, который слепо считал геройством!!! И они посчитали... и сердца их раскрылись для злобы и безумия... И геройство Твое в их глазах не в ВЕЛИКОМ САМОПОЖЕРТВОВАНИИ, в изощренном похищении огня. Вор и злодей – вот кто истинные герои, почитаемые родом человеческим. Сила и злоба – вот их божества! Остервенелое самоуничтожение – вот цель их жизни... Доброта – удел слабых. Если вдруг добрый ощутит в себе силу, он станет более жестоким и беспощадным, чем те, кто в свое время был жесток с ним.
- Ты бредишь, Зевс,- шепнул Прометей,- Ты не можешь так думать. У тебя множество детей от земных женщин. Ты сам покровительствуешь героям! Да хоть Геракл, твой сын! Разве он не герой? Разве ты не гордишься им?! И разве не будет он прославлен в памяти людской вовеки веков!?
- Геракл ,- громко усмехнулся Зевс,- совсем недавно некий человек заставил его чистить навоз... Сын Зевса чистил навоз, для мелкого царька и мерзавца. Вот он каков – твой герой и мой сын... Жалок, унижен, и если быть до конца откровенным... несчастен. Разве такими должны быть герои?
- В смирении порой героизма не меньше,- произнес Прометей успокаивающе,- и потом, согласись, олимпийцы то же несовершенны
- Конечно ты прав,- грустно кивнул Зевс,- именно поэтому Олимп завтра умрет... вместе со мной...
- Ты шутишь, Зевс,- изумился Прометей,- разве такое возможно? Разве боги смертны? Разве ты – великий Зевс, не вечен в славе своей?
- Боги не лучше людей,- строго произнес Зевс,- но они были обязаны быть таковыми, потому что им поклоняются! Ты дал людям шанс – будь по твоему, наверно они заслужили это, ели ты не пощадил себя. Пусть живут. Рано или поздно они придут к тому же, к чему пришел я. Они уничтожат сами себя... сами себя.
- Разве Зевс смертен,- вновь повторил Прометей, словно заучивая заклинание,- разве есть кто то или что то могущественнее тебя?
- На все моя воля,- отрезал Зевс,- и на жизнь, и на смерть. Через минуту выйду из тронного зала, и умру. Потому что я так решил. Не будет ни меня, ни того Олимпа, который ты помнишь. Ничего не будет из прежней жизни. Если Ты заметил – Олимп уже почти умер. Конечная точка за мной. Скоро мы все умрем. А ты останешься с людьми, ради которых столько выстрадал. Береги их. Помоги им не совершать наших ошибок. Может действительно, благодаря тебе они когда нибудь станут такими, какими представляют нас. Какими должны быть настоящие ЛЮДИ!!! Будь с ними, помоги понять  человеку, что надо ЖИТЬ ЧЕЛОВЕКОМ!!! А иначе... я окажусь прав, и твои мучения окажутся напрасными...
- Я не желал никогда твоей смерти, - воскликнул Прометей,- я не за это боролся с тобой
- Я знаю,- шепнул Зевс,- мы сами подвели себя к этому. Мы должны были сделать мир лучше и добрее, когда сменили титанов, но мы оказались хуже их. И мир чем дальше тем злобней и омерзительней. Мы не имеем право оставаться Олимпийцами. Я так решил, и это не обсуждается. Ты не можешь спасать нас от нас. Но ты можешь помочь людям возвыситься и стать лучше нас. Они ведь, отчасти, и твои творения. Однако наш разговор затянулся. Я хотел видеть тебя чтоб успеть сказать самое главное... Я всегда любил тебя, Прометей. Не смотря ни на что. И мне было очень больно осуждать тебя, гораздо больнее чем тебе переносить наказание. И... Людей я то же любил. Не подведите меня. Мир ваш. Смирением, добротой и самопожертвованием, спасите его от неминуемой смерти!!! Это не конец, это только начало.
Сказав это Зевс крепко прижал Прометея к сердцу, поцеловал в лоб и спешно удалился. В тронном зале вновь воцарились пронзительная тишина и пустота. Прометей стоял в оцепенении еле сдерживая слезы. Он вдруг понял, что действительно, все только начинается, и ему впервые в жизни стало страшно. В голове его навязчиво звучал голос Зевса:
-   Ты ищешь правду? Никто не знает правды.

НИКТО НЕ ЗНАЕТ ПРАВДЫ !!!


Рецензии