Учитель, перед именем твоим я низко голову склоняю

                Учителям Кавалеровской средней школы № 1 посвящается

       Конец мая. Прозвенели последние звонки. Счастливые мальчишки и девчонки рады, что с окончанием школы наступила пора взросления. Им поскорее хочется вырваться из этих стен, чтобы встретить новую жизнь – самостоятельную. Наивные. Не знают, что пройдет какое-то время и не раз, и не два они захотят вернуться к истокам своего взросления. Будут вспоминать школу, вспоминать то место за партой, где проходила их звенящая юность.

       Время летит неимоверно быстро. Годы нанизываются на череду жизненных событий. И теперь уже взрослые, они часто возвращают в памяти свою школу, ищут на сайте одноклассников, чтобы с грустью или радостью вспомнить, что было с ними там, в безоблачном далёко.

       Вот и для нас когда-то наступала весна перед выпускными. Ночи были еще морозные, по утрам иней на траве. И утро звенело от легкого морозца, когда спешили в школу мимо березовой рощицы, что раскинулась слева. Клейкие листочки на деревьях уже разворачивались яркой зеленью. В лужах голубых – стекляшки льда, проталины серыми пятнышками на асфальте и слепящее глаза солнце, от которого все жмурились и улыбались утру.

       В школу идти не хотелось вовсе. Поэтому в любую паузу между уроками спешили на улицу. Девичий щебет где-то уже перекрывался ломким баском. Шутили, спорили, мечтали, выбирали профессию. Кто-то определился, кто-то был на распутье. Готовились к последним экзаменам, волновались, конечно.

       И вот они настали. Но все смешалось. И вспоминаются лишь эпизоды. Удивляешься только – неужели это было с нами, да и так ли было вообще?

       Экзамен по химии оказался непростым.

       Сюда приехала, когда учебный год уже начался. Костяк класса –ученики, просидевшие за партой вместе семь лет. Смущалась от пристальных взглядов одноклассников. Говорили про меня, что с Запада приехала. Не знала еще: бытует на Дальнем Востоке называть Западом все, что за Уралом. Для меня же Запад был заграницей.
 
       Химия. Предмет совершенно незнакомый. В старой школе постоянной химички не было, ее вечно кто-то заменял. А тут серьезный учитель химии – Ирина Артемьевна. И строга была очень. Никому спуску не давала.

       Пробелы в знании, страх перед учителем – все покатилось дальше в геометрической прогрессии. На химии немела от страха, все больше запуская предмет.
      
       Немного выручали общие темы, где не надо было решать уравнения с валентностью и коэффициентами. Помогал одноклассник Саша Тимошенко, получивший прозвище «Химик», потому что он все щелкал как семечки.
      
       Отдыхала, когда уроки проводил второй учитель химии – Юлий Иванович. Он по-иному подходил к преподаванию. Точнее к девичьей аудитории. Были там у него свои симпатии.

       На выпускном экзамене Ирина Артемьевна громогласно произнесла: «Иди к своим любимицам и сам принимай у них экзамен!». И он принимал.
 
       Запомнила этот билет на всю жизнь. «Процессы в доменной печи. Углеводороды, бензольные кольца и их производные». А задачку с реакциями помогла решить лаборант Оксана – чудная женщина.

       Ответы были изложены мною на листочках. Только Юлий Иванович не дал их прочитать, ответив за меня на вопросы сам. Растерялась, и думала только о том, каким же будет итог экзамена. Итог оказался отличным.

       Спасибо вам, Юлий Иванович. Вы преподали урок доброты с чисто мужским оттенком.
 
       Экзамен по истории заменили на экзамен по обществознанию. Предмет в ту пору новый, совсем непонятный. Во всяком случае не для девичьих умов. Его вел Лев Николаевич Сыркин – директор школы, по-нашему Лёва.

       Мальчишкам из параллельного класса как-то захотелось порезвиться. Вымазали мелом край учительского стола. А на нашем уроке Лев Николаевич прислонился к столу всем телом. Костюм был испачкан.

       И тут Лёва превратился в настоящего Льва. Рассвирепел и выразился очень нелестно. А класс развеселился. Кто-то даже пошутил.

       Но в шутника полетела указка. Все притихли. Только одному Мишке было по-прежнему весело. Тогда разъяренный Лев схватил его за рукав пиджака, чтобы выпроводить из класса, рукав не выдержал такого напряга и, затрещав по шву, остался в руках учителя.

       Наступила полная тишина.
 
       Но на выпускных экзаменах наш суровый «Лев» был другим Львом. На правах директора заходил на экзамен и интересовался у каждого – знает билет или нет? Шпаргалку принести? Не очень вязались такие предложения с его директорским статусом. Бесконечно добрым, человечным он был львом. И очень любил свою школу вместе с ее учениками.

       Уроки физкультуры вела Евгения Ивановна Лукашевич. Красивая статная блондинка с хорошо поставленным голосом. Ребята в классе очень любили спортивные игры. Особенно баскетбол. Правда, не всем нравился этот слишком активный вид спорта.

       Ростика я была маленького и в баскетболистки никак не годилась. Не знала правил игры, поэтому и не хотела ни в какую участвовать в ней. Несколько раз была наказана мячом по голове за пассивное стояние посередине зала.

       Упорно получала замечания, записи в дневник, неуды, но не сдавалась. Это противоборство длилось долго. Пока на смену спортивным играм не пришла легкая атлетика и спортивная гимнастика. Выручали бревно и брусья. Там все получалось.

       Евгения Ивановна неистово любила не только свой предмет, но и 10-А класс, где она была классным руководителем. И как это водится во всех школах, между ашниками и бэшниками всегда было соперничество. НО классный руководитель Евгения Ивановна Лукашевич до сих пор дружит со своими питомцами. Удивительно, что по прошествии стольких лет она помнит учеников и из других классов. Профессиональная память и золотое сердце у этого славного учителя.

       На уроках по военному делу отрывались по полной. Учитель – совсем тогда молодой, симпатичный и интеллигентный Петр Иванович Коноплев. А девочки в классе яркие, бойкие. Одна Зоя Литвинова чего стоила. Заводила, комсорг класса. Под стать ей были Морозова Оля, Цветкова Таня, Мельник Лариса, Драган Валя, Гаврикова Оля – исключительно веселые и находчивые девушки. Ох и доставалось же ему от девичьих колких шуток!

       А учили военному делу всерьез – и мальчишек, и девочек одинаково. Ходили в тир стрелять из автомата Калашникова. И мины разбирать и собирать, и автомат тоже. Вот только до сих пор не пойму, зачем девчонкам надо было овладевать этим так подробно – ведь в армию девочек не брали.

       На фоне зрелого коллектива учителей «наша Светлана» или «ровесница» (так шутливо называли мы ее между собой) была намного моложе. У нее был веселый характер. Она пыталась и нас как-то расшевелить. Только мы почему-то не приняли ее дружбы сразу. «Петербургские углы» Достоевского однажды сыграли злую шутку. Она долго «мусолила» с нами эту тему. И поскольку тема была не очень интересной, мрачной, да еще долгоиграющей, мы решили проучить нашего учителя.

       На очередной урок литературы пришли незнакомые нам дамы, дабы «поприсутствовать». Невелико было наше изумление, когда мы опять вернулись к Достоевскому. И тут один за другим мы стали отказываться отвечать. Даже отличники. Заговор!

       Урок был сорван начисто. Светлана Лукьяновна мужественно довела его почти до конца. Раньше времени в слезах выбежала из класса, за ней чинно прошествовали присутствующие дамы. Мы ликовали: отомстили за долгоиграющую скучную тему.

       Потом разведка доложила, что урок у Светланы был зачетным. Что присутствующие – преподаватели педагогического института, где она училась.

       А директор Лев Николаевич пояснил, что практику ей теперь не зачтут. А еще «объяснил» популярно, кто мы такие.

       Мы взбунтовались, просили замены учителя. Она тоже отказалась вести уроки литературы в нашем классе, даже ушла на больничный. Все это было накануне выпускных экзаменов.

       Но добро побеждает зло. И наша Светлана вернулась к нам. И были написаны билеты по русскому и литературе. И на экзамене она очень переживала за нас, всячески помогая. Радовалась за каждый правильный ответ. Свои пятерки мы получили…

       Спасибо вам, Светлана Лукьяновна, за ваше чуткое отношение. И простите нас за те «Петербургские углы».

       Экзамен по физике оказался самым главным. Выбор специальности был сделан давно. Большая часть класса не задумываясь устремилась на физмат, потому что была влюблена в физику, а может в физика – теперь трудно сказать. Николай Алексеевич Линник. Он врывался в класс стремительно, словно поток свежего ветра. Принося с собой не только обширные знания по любимому предмету, но и другие полезные для жизни сведения. А предмет его мы знали назубок. Он заставил нас полюбить эту непростую, но увлекательную физику.

       Много комичного было в этих уроках. В классе – четыре Ольги. И когда Николай Алексеевич произносил имя Ольга, все разом вздрагивали – кто окажется жертвой у доски? Небольшая пауза, внимательный взгляд и одна из нас шла словно на эшафот. Остальные облегченно вздыхали.

       Дневники должны были лежать на левом углу парты. И выходить к доске надо было с дневником. Мы иногда как–будто забывали их выложить на парту. И сразу же реакция учителя выливалась в отрицательную оценку.

       Николай Алексеевич не оставлял нам времени на раздумье, он все делал очень быстро. Мы хитрили, опускали глаза, исподлобья следили за движением руки по списку журнала. На кого падет выбор? А он также исподлобья наблюдал за нашей реакцией. Если глаза опущены, значит не знаешь урока. Попадание – всегда в десятку.

       Частокол единиц красовался напротив каждой фамилии. Родители были в ужасе от таких оценок. Нередко слышали от них, что, ну, ладно двойка, а единица? Это совсем ничего не учите?

       Когда после выпускных экзаменов он собрал всех в классе для последнего напутствия, мы задали вопрос, почему единицы, а не двойки? Он хитро улыбнулся в ответ: «Потому что единицы легче на четверки исправлять».

       Это высший пилотаж в педагогике. Его ноу-хау.

       Жаль, что не успела сказать ему спасибо за прекрасные уроки физики. А еще за удивительные уроки жизни, которые он нам преподал.

       Последний звонок прозвенел и для нашего 10-Б. И был выпускной. Вручение аттестатов проходило в спортивном зале. И вспоминается море белых и нежно-розовых пионов, охапки которых привезли наши мальчишки под руководством Саши Тимошенко. После выпускного бала – долгий путь к морю, который длился до самого рассвета. До моря так и не дошли, изрядно устали. Счастливые и довольные вернулись с рассветом домой.

       На этом рассвете мы открыли новую страничку жизни, не менее волнующую и прекрасную – юность.

       Спустя не один десяток лет мы продолжаем общаться на сайте. И  неподвластны времени. Друг для друга все те же мальчики и девочки, все те же одноклассники: Оленьки, Саши, Сережки, Андрюши, Леночки, Светочки, Танюхи.

       Спасибо вам, мои дорогие друзья, за память.

       С сожалением узнала, что некоторых одноклассников, как и некоторых учителей, уже нет в этом мире.

       Склоняем низко голову, скорбя.

       Но остались те, которые помнят своих учеников. Несмотря на долгие годы, разделяющие нас во времени и пространстве.

       Они помнят нас, а мы, в свою очередь, с благодарностью вспоминаем о них. И говорим им сердечное спасибо за то, что мы состоялись.

       Кого помню – люблю:

 Антропов Саша, Астафьева Ира, Бахарева Оля, Божок Надя, Булах Володя,  Гаврикова Оля,  Домбровская Лена, Драган Валя, Клочкова Таня, Ковалевская Таня, Лебедева Света, Липский Сергей, Литвинова Зоя, Мельник Лариса,  Морозова Оля, Редькина Рая, Савенко Андрей, Севостьянова Катя, Тимошенко Саша,Хамитов Боря,Цветкова Татьяна, Цыпаев Миша, Шередекин Сергей, Яковенко Таня.
       Ученица 10-Б класса Кокорина Оля.
      


Рецензии
Настоящее посвящение - это замечательный сценарий для фильма о школе. И ещё:
словосочетание "10"Б" для многих из нас стало талисманом на всю оставшуюся жизнь.

Петр Панасейко   01.04.2024 07:53     Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.