Летающий подводник

***Однажды командующий БФ адмирал Владимир Валуев (подводник по профессии и складу души) прибыл в транспортную авиационную эскадрилью. Тут посмотрел, там, пообщался с командиром, с офицерами. Ему говорит кто-то из сопровождающих лиц:
-А здесь есть один подводник, который летает!
-Как это - летает? – удивился.
-Обыкновенно…- Скромно представили командующему Валерия Кичигина…

Невысокого роста , коренастый.…С широкой улыбкой. Так и есть – настоящий подводник. Но…служит в авиации.

Сегодня он командир авиационного отряда поиска, спасения и управления морской авиации Балтийского флота. Подполковник Валерий Валентинович  Кичигин
родился 9 июня 1962 года в Воронежской области. Недавно отметил полувековой юбилей.
До сих пор почти ежедневно поднимается в небо, выполняя задачи, стоящие перед его отрядом.

Его отец был военным летчиком. Уволился из рядов ВС СССР во время хрущевской оттепели. Дед летал на истребителях в годы войны. Прошел ее от начала до конца. Дядя Валерия Кичигина в 80-ые командовал батальоном в Даугавпилском военном авиационном училище,  готовящем инженеров в наземный состав. Одним словом, Кичигины - династия военных летчиков. Подводником Валерий Валентинович стал по воле случая. Потому что не послушался родителей, которые очень хотели, чтобы он учился в Даугавпилсе, под присмотром близкого родственника. Валерий приехал в Латвию, посмотрел что и как, и понял, что инженерный состав авиации – это не его. Вернулся домой, поступил в техникум. Получил среднее техническое образование. И его призвали в Вооруженные Силы. Попал на Черноморский флот. В Севастополе окончил «учебку», получив специальность рулевого сигнальщика. Прибыл на  подводную лодку 641-го проекта в Балаклавский дивизион подводных лодок.

Пришел на лодку обычным матросом. Ушел с нее - старшиной 2 статьи. За этот промежуток времени были и первое погружение, и стакан соленой морской воды…И, конечно, боевая учеба, походы, боевые службы. Месяцы жизни под водой, в «железе». И уже потом, позже, в годы своей офицерской службы в авиационных частях, книга рассказов писателя-подводника Александра Покровского «Расстрелять» стала  настольной. Он и сейчас в душе – немного моряк. По воле случая. Или точнее, потому что характер такой: всего привык добиваться сам.  …Подводник - по воле случая. Родина сказала «Надо!», он с честью ответил  «Есть!». Душа вот просилась в небо. Своему отцу Валентину Васильевичу, бывшему летчику, об этом сто раз говорил. Тот не вытерпел, предложил, мол, давай поступай в Борисоглебское летное.

Против была только мама Антонина Петровна. И вот почему. Еще в годы службы Кичигина старшего в авиационном полку, с его экипажем случилась нештатная ситуация. При посадке самолет, начиненный снарядами, загорелся. Была реальная угрозы жизни членов экипажа. Антонина Петровна в то время работала фельдшером на аэродроме, и, естественно вместе с пожарными примчалась на взлетно-посадочную полосу, и своими глазами увидела, как из горящей машины вытаскивают летчиков, в том числе, и ее мужа Валентина  Кичигина. Какое счастье, что все они были живы! Но… Одним словом, она была против поступления сына в Борисоглебское высшее военное авиационное училище им. Чкалова. Только Кичигина младшего не легко было отговорить. Характер! И он поступил. Гены взяли свое. В 1982 году он  самостоятельно поднялся в небо на учебном самолете Л-27. Потом были Миг-21. С направлением определился быстро. На втором курсе решил, что будет служить в морской авиации. Летал в училище часто, а когда по выпуску в 1986 году прибыл в отдельный морской штурмовой авиационный полк им. Борзова,  был хорошо подготовлен к полетам. Доучивать и переучивать его не требовалось. Тогда в составе этой воинской части было три эскадрильи Су-17. А это - 32 самолета! Соответственно, и летчиков. По штату - 45 человек.  Мощь была! Во время учений в небо одновременно поднималось три эскадрильи. Но с распадом СССР, штурмовики загнали в ангары. 
Валерий Васильевич вспоминает, как 19 августа 1991 года во время ГКЧП, его полк был поднят по тревоге. К морским границам Калининградской области тогда подошло несколько десятков кораблей и катеров ВМС иностранных государств…Российские летчики были «на товсь!». Так как иностранные военные корабли вели себя спокойно,  летчиков в небо  не подняли. Хотя, ситуация была очень напряженной. В Москве демонстранты заблокировали Белый Дом, в котором располагался тогда Верховный Совет СССР. Бывший в то время командующий флотом Иванов отдал приказ об отправке в столицу для разгона демонстрантов морских пехотинцев. Естественно, их планировали доставить на самолетах ВВС флота. Многие летчики отказались выполнять этот приказ. За что потом получили «строгачи». А кого-то и вовсе турнули из партии. Но все как-то быстро затихло. К власти в России пришел Борис Ельцин. Сменился и командующий Балтийским флотом. Про непокорных балтийских летчиков забыли.
В 1991 году штурмовая авиация должна была пересесть на новые машины. В войска вместо Су-17 должны были прийти Су-24. Но… в революционных передрягах было как-то не до авиации. Летчики, которые в советское время имели большой налет, вдруг остались без своих «боевых коней». Без полетов, без неба.  Кичигин пошел к командующему ВВС БФ Владимиру Проскурнину. Опытному, авторитетному. Знающему по фамилии каждого летчика.  К нему тогда много людей записывалось на прием для решения жилищных проблем. Пришел и молодой офицер.
-Ты что хотел? – спрашивает Проскурнин.
- Так это…, летать хочу дальше! – отвечает.
- Ну, хорошо. Садись. Давай смотреть, - мол, не так все просто, как ты думаешь.
-Товарищ командующий, пока до нас дойдет очередь по переходу на Су-24, время уйдет!...Пока инструкторов подготовят…Годы уйдут. Летать не буду. А не летать я вообще не могу!
Так перевелся в Храброво. С тех пор – в транспортной авиации. 20 лет уже.
По началу был помощником командира экипажа. Посадили на правую чашку, посмотрели, как летает. Тогда транспортная авиация была представлена полком. А это - 12 Ан-26, еще 4 Ан-12. В небо поднимались каждый день. Бывало так, что разлетались все кто куда. В Питер, Москву, Таллинн, Лиепаю. Шел вывод войск из Прибалтики. Транспортная авиация занималась вывозом оружия, имущества. Перевозила толстые папки и ящики архивов, экспонаты музеев. Каждый день - новые задачи.    А штурмовая авиация, как и предположил Кичигин, стала «на прикол». Перевооружение шло долго. Его коллеги в штурмовом авиационном полку просиживали штаны в учебных классах, теряя квалификацию. А он летал.

Перевозка вооружение и имущества из стран Балтии чередовалась с учениями. Транспортную авиацию задействовали в разного рода высадках воздушного десанта. Однажды во время российско-американского учения экипажу Кичигина пришлось высаживать десант спецподразделения для проведения учебного минирования корабля. Доставили в точку «Х», и вдруг рампу заклинило. От тряски самолета  она не открылась
до конца. Но в десанте были опытные военнослужащие, и те справились с нештатной ситуацией, на отлично отработав задачу. К слову, сейчас для летчиков поискового спасательного отряда вылеты для десантирования морских пехотинцев являются одной из основных задач. И опыт летчика Кичигина очень востребован. Как только хорошая погода, Ан-26 поднимаются в небо для этих целей... Но и задачи по перевозке людей и грузов никто не отменял. Недавно Ан-26 под управлением  Валерия  вернулся из Анапы. Туда был доставлен груз для СКР «Неустрашимого», выполняющего задачи в Средиземном море.
…Мы едим с Валерием Васильевичем в его стареньком «Мерсе». Дождь - стеной. Говорит, как же сильно отличаются российские регионы. Здесь – льет, как из ведра, а там в Анапе - засуха, все выгорело. Интересуюсь, удалось ли в Черном море покупаться? Да, - отвечает, но вот сетует на то, что море там грязное. Балтика чище. А еще - ближе, роднее. Прижился здесь уже.
- У нас сейчас проблем больших нет. Экипажи подготовлены, - делится Валерий. - Недавно перегонял на ремонт в Большую Россию самолет, который не поднимался в воздух 9 лет. Непривычно было. Страшновато. 9 лет машина все-таки была «на приколе». – Отмечает авиатор. К слову, налет ежегодно у него составляет примерно 350 часов. Опыт! По нынешним меркам, это весьма внушительная цифра. Если все суммировать, то получится больше 5 тысяч. Являясь летчиком 1 класса, он как инструктор, обучает молодежь. Каждую неделю – по четыре смены. Нагрузка не малая. Полеты почти каждый день. -  Когда садишься за штурвал, становишься другим. Собираешься. Нужно быстро реагировать на многие моменты. Если человек много летает, он  вживается в свою профессию, становится практически единым целым с самолетом. А вот , если нет полетов, в отпуске, например,  два-три дня… и  уже начинает.. сниться, что куда-то летишь, что-то делаешь.. Мне снятся полеты часто… А за 26 лет службы, самым ярким останется в памяти все-таки первый полет. Когда в 1986 году я впервые сел за штурвал самолета, поднял самостоятельно машину в небо, словно покорив его.


Рецензии