Love story без начала и конца

1 апреля 1958 года  Сергей П. приехал в город Б. Пошёл искать квартиру. Никто не хотел сдавать, и только рябой цыган дядя Ваня на одной из улиц Левобережья , пожалел парня, и даже – прописал, сказав начальнику милиции, что приехал племянник. А Сергей и впрямь был похож на цыгана – смуглый, огромные карие глаза, полные губы, пышные чёрные волосы… В тот же вечер пошёл прогуляться. Увидел девушек, сидящих на брёвнах. Они пели песни. Он подошёл и тоже стал петь. А с одной из них встретились глазами и – всё!  Её звали Светлана. Она была застенчивая, тоненькая, как стебелёк, бархатная кожа, белые локоны, голубые глаза…
Проводил её до дома, постояли у калитки и разошлись. Через время встретились, договорились 1 мая пойти в кино.
  Вспоминает Светлана Александровна:
Он назначил мне свидание на главной улице города – улице Ленина. Гуляли. В ту пору мне было девятнадцать лет, а Сергею двадцать три. Он взял меня под локоть, разговаривал со мной по-взрослому – я была на седьмом небе от счастья. Такой высокий, красивый, смуглый, сильный рубаха-парень, стихи и частушки на ходу сочиняет. И глаз с меня не сводит.
Но однажды на очередное свидание я не пришла – отец запретил. Забудь своего цыгана – сказал категорически. Он был очень строгий, работал юристом и дружил с начальником милиции. И мама его поддержала. Сейчас я понимаю, что отчасти это делалось, чтоб меня не обидеть. Не могли они сказать: мол, нечего морочить человеку голову, ведь ты не жилец. Да, я была смертельно больна туберкулёзом лёгких, имела первую группу инвалидности, но не осознавала тяжесть своей болезни. Точнее, я не верила в то, что медленно умираю. Но я была во власти родителей. А Сергей подумал, что я посмеялась над ним. Подруги мои ему сказали: не ищи, она избегает тебя. Причины никто не знал, так как я никогда не выносила сор из избы. Так меня воспитала бабушка: вышла за ворота –   забудь обо всём.  Баба Маня (Мария Георгиевна) была дворянского  происхождения, окончила институт благородных девиц, воспитала шестерых детей, была очень верующая, дожила до 87 лет и до конца своих дней ходила в храм. Вот она меня учила жизни. Мудрая была, умная. Сядет, бывало, и рассказывает, а я всё это впитываю…
Таким образом, романтические вечера быстро закончились. Однажды только влюблённые встретились случайно. Она спешила в медучилище. Некогда, сказала, экзамены. И больше Сергей её не встречал. Слышал только, что вышла замуж.  Сам он тоже  встретил добрую скромную девушку и недолго думая женился. Жили неподалёку. Но видеться не приходилось.
А Светлана действительно – не умерла, а выздоровела и вышла замуж, родила дочку. Издалека Сергей следил за её жизнью, посвящал ей и публиковал в местной прессе стихи и другие свои сочинения, хранил её любительскую фотографию. Было несколько случайных встреч через четыре года, когда Света была уже мамой, потом ещё через тридцать лет – обменялись телефонами, и вот – через 52 года. Позвонил и сообщил, что овдовел. К тому времени уже давно была бабушкой (внучке Оксане было 22 года) и тоже вдовой.
Рассказывает Светлана Александровна:
 Сергей  звонил каждое утро, в девять часов, и будил меня: «Мяу!»  И я, смеясь, просыпалась, и у меня было хорошее настроение. Потом он стал приходить: приносил капусту и картошку из своего погреба, точил ножи, чинил мебель, читал стихи, рассказывал анекдоты, мы с внучкой смеялись от души. Говорил о совместной жизни. Уговаривал, даже соседей подключал. Я не соглашалась. А однажды позвонил и сказал, что находится в реанимации. Остановка сердца. Я испугалась. Прибежала в больницу в тот момент, когда его везли на УЗИ. Он увидел меня и больше глаз не отвёл, своих огромных, карих, горящих…  Я поняла, что он меня до сих пор любит и я ему теперь нужна. Стала ходить в больницу каждый день. А потом заболела я. Сергей не отходил от меня двое суток, отпаивал кефиром. И тогда я почувствовала: вдвоём легче.  Как-то позвонил. Я говорю: «Серёж, а у тебя голос как у молодого…» А он: «Ну я же встретил тебя…»
К дню рождения он подарил мне новые стихи, а через время говорит: «Я тут для тебя маленький рассказик написал – о том, как мы с тобой знакомились». Как прочитала я тот рассказик, так и загорелась вся, будто мне не семьдесят один год, а как тогда – девятнадцать. И открылось тогда всё, что я полвека и от самой себя таила. С первого взгляда Сергей стал для меня эталоном мужчины и из головы никогда не выходил. Чистая девичья мечта властвовала над всей моей жизнью, хоть и была я два раза замужем.  Вспомнились и слова второго мужа перед кончиной: «Светочка, а ты ведь ещё раз замуж выйдешь». Никогда, сказала я. Совершенно искренне сказала, но впоследствии как-то в один из грустных моментов мелькнула мысль: «Вышла бы я замуж, но только за Сергея… И больше ни за кого».  Вспыхнула мысль и погасла. Сватались ко мне. И военный полковник, и другие выгодные партии были, но всё это было мне неинтересно. Когда с Сергеем, наконец, поженились, он говорил: «Ну, Свет, ну что ты на меня смотришь, я такой старый, больной…» А я видела его не таким, как сейчас, но как тогда. И  также, как тогда, была на седьмом небе оттого, что мы рядом, что дышим одним воздухом. Как же мы были счастливы! Любви все возрасты покорны – это сущая правда. Ни мне ни ему ничего не нужно было – только бы смотреть друг другу в глаза, засыпать и просыпаться вместе и радоваться, заботиться друг о друге, не отходя ни на шаг, день в день.
Но отпущено нам было всего девять месяцев. Вскоре у Сергея обнаружился рак в четвёртой стадии. Я не хотела верить и по каким только больницам его не таскала. Но вот уже стала подниматься температура, слабели ноги… стали приходить врачи домой, делали уколы. Потом пришла боль. По ночам я сидела у его постели, днём ходила по аптекам, магазинам, готовила, следила за диетой. Плакала в кухне от жалости к себе, к нему, о горькой нашей судьбе.  Но видя, как  страдает от своего бессилия он, каменела: ничего, пусть так, пусть больной, но ведь живой и рядом. Любовь даёт мне силы. Я останусь с тобой рядом до конца…
31 января 2011 года Сергей умер. После похорон было так  тяжко, что думала, не выживу. Но нужно было доделать то, что обещала ему. А именно: передать в храм икону.
***
Старинный образ Божьей Матери «Знамение» (по предположению один из списков чудотворной Серафимо-Понетаевской иконы)  достался Сергею в наследство от матери. Мама его была верующей, и сам Сергей в детстве (это было на Нижегородчине) пел вместе с бабушкой на клиросе. В 1920, когда пошло разорение церквей, дед Сергея Павел вместе с сыном Никитой (отцом Сергея) забрали эту икону из своего храма и спрятали в погребе, обернув тряпками.  Оклад хранился у других людей, след его затерялся, Сергей искал потом, но не нашёл. После смерти матери он забрал завещанную ему святыню к себе в город Б. Долгое время она висела в квартире его семьи в спальне, никому её не показывали,  от гостей прятали в кладовой. Видимо, была на то причина: Сергей рассказывал, что находились до неё охотники, приходили домой какие-то люди, предлагали продать…  Когда Сергей Никитович и Светлана Александровна поженились, он перевёз икону к ней и наказывал: после его смерти передать её храму Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, который находится буквально через дорогу. 
Он очень не хотел, чтоб её продавали. Я, говорил, родился под этой иконой, крестился и умираю под нею и завещаю её подарить храму.  А ещё незадолго перед кончиной поведал Светлане тайну своего появления в городе Б. Из родных мест он убежал от наказания за нечаянное убийство. Поехал куда глаза глядят. На станции Б. вышел на платформу проветриться, а поезд ушёл без него. Догонять не стал,  документы были при нём. Так и прижился.
– Это Бог меня настиг, – говорил Сергей на смертном одре. – Тогда ж я избежал наказания, теперь вот гнию, от боли корчусь… А ведь  я мог уехать из этого города. Но я жил. И опять, видишь, Господь нас соединил, чтобы ты отдала в храм мою икону. Это моё наследство. Теперь оно твоё.  Светочка, я не могу на тебя насмотреться… И всё-всё тебе доверяю. Мне ничего не жалко – ни добра, ни прошедшей жизни, все мечты сбылись, всё совершилось, я жалею только её – самое дорогое – икону…
Полгода, тем не менее, Светлана Александровна ничего не предпринимала – ждала, не появятся ли другие наследники. Жила в большом напряжении, очень болела, даже с трудом ходила. А в комнате, где стоял образ, находиться не могла – как будто давила её его сила. Но заняться его передачей в храм не было сил, хоть и восемь месяцев уже прошло, просила дочь Елену, но той тоже всё было недосуг. Пока вдруг не приснился Елене сон, в котором Сама Богородица строго-настрого наказала отдать Её икону в храм: мол, она не должна принадлежать одной нашей семье, но что она будет охранять наш город от всяких напастей, служить людям. И ещё вразумила: дескать, нужно делать больше добрых дел…
И тогда всё стало происходить стремительно. Пошла Елена к настоятелю храма... Передача иконы состоялась в день её праздника – 10 декабря.
– Батюшка её как увидел, – вспоминает Светлана Александровна, – так обрадовался! Она ж тяжеленная, но он её как пёрышко поднял и сказал: «Эта икона будет охранять наш город».  Меня и всех присутствующих ею благословил, молитвы прочитал… После чего я только и смогла заходить в эту комнату.  И вся жизнь моя с того дня изменилась. Исчезли депрессия и боли в суставах, появилась лёгкость. Как на свет народилась. Батюшка за нас молится. Я в храм стала ходить – нашу икону проведать. Стою перед ней, смотрю и вспоминаю: «Матерь Божья, а ты ведь всегда мне помогала. Ещё когда училась, просила Тебя о хорошей оценке и – получала. А как, помню, аттестат выдали – иду и плачу: у меня гнилые лёгкие, я не могу нигде ни учиться ни работать, первая группа… Я ж видела, как оплакивали меня родственники. И никакого выхода. Но ведь же ж дал Бог мне силу – при хилом здоровье такую удивительную судьбу».
Вспомнилось, как внучка Оксана, в девятом классе перенёсшая тяжёлое заболевание, стала вдруг серьёзно молиться, паломничать, как повела своих родителей венчаться.
А с того дня, как передали икону в храм… «Мы не можем объяснить, что происходит и как, – говорит Елена Долженко. – Но происходят чудеса. Не только в нашей семье, но и с друзьями, знакомыми, сослуживцами».  Саму Елену буквально через два месяца пригласили на работу в Центр реабилитации инвалидов – руководителем вокальной студии. И даже ей, мастеру, одарённому и опытному педагогу (она работает в Институте культуры на отделении музыкального творчества), удивительно: какие таланты вдруг открылись в людях, много лет считавшихся как бы неполноценными, ограниченными в общении, в возможностях. И как быстро удаётся эти ростки взрастить и даже получить плоды. И плоды богатые – участие и победы в престижных конкурсах. Но об этом - потом.


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.