Шведская многоходовка лукашенко

   Можно не любить президента, но надо любить свою страну. И если один из европейских демократов, который сам себя считает образцом демократа, и который может и должен (так он считает сам, и ему этого достаточно) поучать этой демократии других, называет  руководителя твоего государства бандитом, радоваться этому  все-таки как-то не-почеловечески. Все-таки национальная гордость должна брать верх над личными пристрастиями.
   В Израиле мы сколько угодно ругаем премьера Нетаниягу, но если кто-то где-то не очень лестно отзывается о нем,  нам это не нравится, нас это задевает. Но, судя по всему, у белорусской оппозиции другое представление о том, что такое "хорошо", и что такое - "плохо".
   "Ни для кого не является секретом, что белорусские власти на протяжении уже долгого времени раздражает наша программа по демократии. Сейчас этот гнев просто выплеснулся наружу. Нет сомнений, что за всем этим стоит сам Лукашенко. Лукашенко ведет себя как бандит",- это говорит министр иностранных дел Швеции Карл Бильд.
    А он сам, конечно, действует как чистенький демократ. Остается только пылинки с него сдувать и  зачарованно в рот ему смотреть:ну-ка, еще какая-нибудь хлесткая фраза оттуда вылетит?
    И оппозиционеры белорусские тут же радостно подхватили Бильда, по всех их сайтах пошло-поехало:"Лукашенко действует как бандит". Вот уел, так уел! И уже с нетерпением ждут совещаловки в Евросоюзе:там грозно обещают разобраться с Лукашенко за то, что выслал посла Швеции Эриксона из Беларуси.
   Посла  не выслали, а не продлили аккредитацию. Эриксон и так уже семь лет просидел в Беларуси, и где хваленая демократическая сменяемость посла? И в конце концов, дело суверенного государства - решать, подходит ли ему присланный посол или нет.
   Но как Беларусь посмела решиться на это? Западные  политики настолько привыкли думать, что в других странах обязаны действовать так, как они считают "правильным", что, встретив отпор, удивляются и не стесняются в выражениях. И когда в Беларуси было принято решение свое посольство в Швеции закрыть (Швеция выслала не только белорусского посла, но и еще двоих сотрудников), а шведам  свое - в Беларуси, тот же Бильд изумленно заявил:"Я не знаю, почему Лукашенко пошел на обострение конфликта".
   Очевидно, Бильд думал, что Лукашенко возьмет под козырек или встанет по стойке смирно, начнет извиняться, вернет Эриксона, и все вернется на круги своя. Прежние показательные отъезды дипломатов из Минска ничему их не научили. Лукашенко не просил их возвращаться,-они сами вернулись, поджав хвосты.
   А чего ж так раскудахталась оппозиция и продолжает лить слезы по Эриксону? Бывший кандидат в президенты, поэт Некляев даже написал письмо Эриксону (его, разумеется, опубликовали), в котором от себя лично и от всей демократической общественности республики принес ему извинения за то, что его выслали, но невозможно выслать "вас из наших сердец".
   Некляев даже уверен, что когда-нибудь Эриксону поставят памятник в Беларуси, про него сложат сказки и легенды. Каково? А один белорусский политолог написал, что Эриксон имел у белорусского народа популярность большую, чем Лукашенко.
   Что белорусскому народу до Эриксона? До скандала он вряд ли вообще знал о его существовании. Хорошо знала его лишь оппозиция и некоторая часть белорусской интеллигенции, в основном писатели и поэты.  Эриксон действительно крепко дружил с ними, даже выучил белорусский язык. И всячески способствовал их поездкам в Швецию, изданию там их книг, участию в различных конференциях и круглых столах, помогал ездить и в другие страны Европы. И все -за шведские деньги. Ну как не полюбить такого посла и не огорчиться, что такой холявы больше не будет?
   Огорчился и сам Эриксон. Приятно чувствовать себя лучшим другом оппозиции, помогать установлению демократии в Беларуси, быть "специалистом" по этой стране, выделяться таким образом среди других послов. Другие два-три года проработают и уезжают, а он целых семь лет здесь пробыл, и еще готов был на сколько угодно лет оставаться, так ему здесь нравилось.
    Поводом для столь бурных событий явился "медвежий десант", организованный каким-то малоизвестным рекламным агентством Швеции.  Якобы шведский легкомоторный самолет пролетел над городком Ивенец и даже над окраиной Минска и разбросал медвежат с прикрепленными к ним листовками в защиту свободы слова и демократии в Беларуси.
    Случилось это 4 июля, а 26 июля Лукашенко признал, что факт этот был и снял с должности командующих пограничными войсками и военно-воздушных сил Беларуси. Но, несмотря на это, в полет этот верится мало. Ведь, прежде, чем самолетик попал в воздушное пространство Беларуси, он должен был нарушить воздушное пространство, в частности, Литвы. Если так, то где протест Литвы и наказание литовских военных? На этот счет Литва даже не высказывалась.
    Далее, шведский рекламщик путается в своих высказываниях:то медвежат сбросили над Ивенцом, потому что в Минск полететь побоялись, то якобы полетели и в Минск и кружились над администрацией Лукашенко, что совсем уж неправдоподобно.
   И, наконец, рекламщик хвалится, что было сброшено аж 800 (!) медвежат. И где они? Где хотя бы фото этой "кучи"? Нет его!
   Так почему Лукашенко признал, что нарушение  воздушного пространства было? Вероятно, здесь "многоходовка". Лукашенко любит постоянно тасовать и наказывать своих военных и силовиков. Чтобы им в головы не лезли "дурные мысли", а оппозиция любит подкидывать дровишек в огонь, будто в среде этой зреет недовольство президентом. И то, что понадобилось двадцать дней для принятия решений, говорит в пользу этой версии.
   Но эта одна сторона медали. Вторая в том, что была ли эта провокация на самом деле, или больше сочинена и раздута оппозиционной печатью, без участия и помощи Эриксона здесь вряд ли  обошлось. Какой-то второсортный рекламщик  утверждает,что это он закупил самолетик, выучился на летчика сам и еще двоих человек выучил,- а откуда деньги у него на все это? Самая известная акция этого рекламщика, согласно одного оппозиционного сайта,- сожжение денег для привлечения внимания к проблеме равноправия мужчин и женщин. Это вообще какая-то шизофрения. И такой "специалист" осуществил полет?
   "Страх Лукашенко достиг новых высот",- разглагольствует Бильд.  А Эриксон благодарит своих белорусских друзей за поддержку и говорит, что рано еще его хоронить, что он еще вернется.
    Святая простота...

 


Рецензии