Экспедиция на Майкудук

     Один из наших рыбаков-любителей, побывав на озере Майкудук был от него в восхищении. По возвращении, он рассказал своим приятелям, какая там сказочная рыбалка. Удовольствие огромное и вообще, оно стало теперь его любимым озером. Своими рассказами он взбудоражил нашу компанию. Особенно тем, какая там крупная и разнообразная рыба, а главное, водятся карпы и пелядь. Его фантазии не остались пустым звуком, рыбацкая братия все как один загорелись побывать на озере и убедиться самим. В нашей компании все считают себя опытными рыбаками, а потому уговаривать никого не пришлось.

  Поддавшись на эти рассказы, наш рыбацкий коллектив решил ехать на озеро в субботу, рано утром. В пятницу вечером у гаражей кооператива царило оживление. У моего товарища, Юры, на стене гаража висел список необходимых для похода вещей. Чтобы чего не забыть, он нет-нет и пробегал его глазами. Каждый, кто заходил к нему в гараж, добавлял комментарии.

  Все, кто собирался ехать, проверил снасти. Запаслись блеснами, прикормом и всем, необходимым для рыбалки. Проверяют лодки и мотоциклы. Загружают в люльки дрова и емкости с водой – пить из озера мы давно разучились, а дров на месте чаще всего не бывает. Все в приподнятом настроении, готовы ехать и мысленно, давно уже на озере.


  Мы катим длинной вереницей друг за другом.  Встречные шоферы с любопытством смотрят на нашу компанию пытаясь понять, что это такое им встретилось? Проезжаем мимо нескольких поселков и вот уже поворот к озеру. Теперь дороги нет, только проводник знает куда ехать. К десяти часам утра мы подъезжаем к озеру.
Оно большое. Противоположный берег далеко. Кое-где заросли камыша, что сразу наводит на мысль об уютных плесах. На берегу озера встречаем незнакомых парней.  На воде, около берега, на обтянутой брезентом камере от колеса комбайна, сидит рыбак с удочками.

  Он не реагирует на наше появление, все его внимание сосредоточено на поплавках. Внезапно резко дергается удилище, удочка сгибается дугой и его тащит в бирюзовую даль озера. С берега ему сразу же начали давать советы: "За зебры яво хватай..." и бурно реагировать. Это подстегнуло нас, как можно спокойно смотреть  на то, как "обезрыбливают водоем". Друг за другом выплываем на озеро и направляемся к облюбованным местам.

  В это время рыбак на камере, после длительных и героических усилий, сачком подхватил рыбу и плывет к берегу. Им оказался артист драматического театра нашего города. Он поймал зеркального карпа весом четырнадцать килограммов! Надо ли говорить, как он заважничал! Никому из нас, в дальнейшем, такой экземпляр не попался, хотя подкормки и наживки имели разнообразные. Были небольшие карпы , а чаще ловились мелкие. .Попадались желтые увесистые караси, полосатые красавцы - окуни, лини, причем последних было очень много, видимо они тут держали в страхе все озеро.

  Незаметно пролетело время -  три часа дня, очень жарко. Клев стал так себе или как у нас говорят «мнимый», цепляется на крючок одна мелочь. Один из рыбаков прекращает ужение и уплывает. Выйдя на берег, он разжигает костер и ставит чай. Сидящие на воде рыбаки сразу вспомнили, что они тоже хотят съесть бутерброд, выпить чай и двинулись к стоянке. В скором времени все устроили перекус. Никогда бы не поверил, что кабачковая икра, намазанная толстым слоем на хлеб, может быть такой вкусной. Уха будет вечером -  это традиция, а пока едим все то, что привезли с собой.
Проходит часа два и рыболовы все чаще посматривают на озеро. Не сговариваясь, возвращаются к удочкам. Солнечные блики, отражаясь от воды, слепят глаза. Некоторые,  раздевшись до пояса,  загорают, хотя уже напоминают аборигенов Африки.

  За рыбалкой не заметили, как наступил вечер. Многие продолжают и в сумерках рыбачить. Одни ставят жерлицы на карпа, другие сидят далеко на озере, все пытаются поймать пелядь.  Она водится на глубинах, где особенно холодная вода. День движется к ночи. Далеко уплывший рыбак, ориентируясь на свет костра, неясным пятном направляется к берегу.
Никому не хочется заканчивать рыбалку, но поплавки на воде уже плохо видны и все друг за другом выплывают на берег. Стихийно выбираем повара, что будет готовить уху в большом ведерном котелке. Этим поваром оказался я. Приготовить уху - это целое искусство, не каждому можно доверить. От того как она будет приготовлена, зависит оценка повару.

  Нет нужды говорить, что уха, приготовленная дома, конечно же, таковой не является. Это рыбный суп, что далеко не одно и то же. Готовить настоящую уху необходимо на речке (озере, пруду). Рыба должна быть только что поймана и состоять из окуней, плотвы, пескарей, ершей и двух килограммовых язей. Разумеется, уха может состоять и из других рыбных компонентов, но я ведь не фантазер какой-то, говорю только о том, что знаю сам.

  Уха готовится при вечерней заре на костре из хороших дров и чтобы во время готовки угольки непременно попали в уху. Зачем они там нужны, я ума не приложу, но давно замечено, уха без угольков многое теряет. Она бывает разная, но наиболее правильная уха – двухэтажная, классическая, вот о ней и пойдет речь.

  Берем мелкую подготовленную рыбу и засыпаем ее в котелок с кипящей водой, где она варится минут пять. Вынимаем ее из котелка, посыпаем солью, а в бульон добавляем немного мелко нарезанной картошки и одну морковку. Следом закидываем куски язей или карпов, соль, перец красный, лавровый лист, ветки укропа, помидор и одну-две луковицы, разрезанные не до конца на четыре части. Наша уха кипит, угольки уже в котелке, остается ждать.
Минут через пятнадцать, попробовав ее на вкус, добавляем последний штрих – одну ложку водки и снимаем котелок с таганка. Осталось только выложить на отдельное блюдо куски рыбы, присолить, вынуть лук, помидоры, укроп и угольки. Надо ли говорить, что аромат ухи восхитителен и заставляет всех участников рыбалки дружно подтягиваться к столу.

  Наваристый бульон, т.е. уху, лучше наливать в кружки, так удобнее. Вкусная она или нет, подскажет ваш разыгравшийся аппетит. Следует еще добавить для полной картины: если на вашем столе помимо всего прочего будет много зелени, то можно считать, что уха удалась.

  Пока готовилась уха, на берегу в это время очень оживленно. Расстелен огромный брезент, на него выкладываются все наши припасы и даже три банки килек в томате. За консервы хотели побить того, кто их привез, да никто не сознался, а это ведь и унизительно и плохая примета - удачи не будет! Наконец, на середину «дастархана» водружается котелок с ухой.

  Удивительно вкусная уха на свежем воздухе! К тому же и проголодались основательно. Все дружно хвалят повара и требуют добавки. Я скромно принимаю благодарности. Отсутствием аппетита никто не страдает, съели все, в том числе и кильки, забыв о предрассудках и «унижении». После ухи пьют чай и делятся впечатлениями, наслаждаясь покоем и хорошей компанией. 

  Теплая лунная ночь. Воздух пахнет степью, дымом костра и сыростью озера. Над головой, с характерным шумом, невидимые, проносятся утки.  Сердце охотника замирает. Слышно как на озере взлетает лебедь. В ночной тиши это производит неизгладимое впечатление. Это надо услышать.

  В начале, раздаются громкие хлопки, пока лебедь бежит по воде и набирает скорость взлета. Частота хлопков нарастает и, наконец, раздается зычный крик птицы. Мощь голоса и взлета поражает. Мерцают огоньки поселений. Вокруг видны россыпи огней. В степи тявкают корсаки, где-то кричит выпь, а из темноты раздаются четкие голоса перепелов: «Спать пора». Некоторые оказались первый раз на рыбалке и очарованы ею настолько, что сразу и бесповоротно превратились в страстных сторонников этого вида отдыха.

  Среди местных оказался чей-то гость, таежный житель. Наши степи ему совершенно не нравятся. Он чувствует себя дискомфортно в этой, на его взгляд, голой, безбрежной и неприютной степи. Он с тоской вспоминает лес и речку, чего у нас нет, но постепенно втягивается в общий разговор и в доброжелательной компании, перестает себя чувствовать чужим.

  Понемногу в лагере все угомонились, лишь двое сидят у костра и спорят о разнице, между окклюзией и инверсией. Зашли в такие дебри, что запутались окончательно и отправились спать. Над лагерем стоит тишина, лишь комары не теряют надежды полакомиться сонным рыбаком. Костер, подернутый пеплом, все еще дымит да иногда вспыхивает несгоревшая веточка.

  Проходит несколько часов, восток начинает светлеть. Комаров уже нет, но стал донимать утренний холод. Один рыбак проснулся и идет разжигать костер. За ним поднимаются другие и, дрожа от утренней прохлады, жмутся к костру. После горячего чая все окончательно проснулись. Пошли проверять жерлицы, накачивать лодки и тащит к воде, а один, самый нетерпеливый, успел уже далеко уплыть и остается только гадать, когда успел?

  Снова плывем на прикормленные с вечера места. Все занимаются ужением и по удочкам, что часто вскидываются, видно, никто не скучает. Взошло солнце, рыбалка в самом разгаре. Иногда слышны возгласы рыбаков, восторженные или разочарованные. Солнце поднимается выше, начинает припекать и клев уже не такой интенсивный. Мой друг, Юра, устав от неподвижности, принялся кидать спиннинг. Похоже, щук тут не водится, но он это занятие не бросает, понемногу смещаясь к берегу.

  После очередного заброса, у него схватила большая щука. Все недоуменно смотрят, как он борется с этим хищником и молчат. У всех есть спиннинги, а про щук не вспомнили – другая рыба клевала, думать времени не было. Юра одним рывком вытаскивает щучину из воды,  она падает в лодку пастью ему между ног. Перепуганный Юра пытается выбросить щуку обратно, но не может ее оторвать от своих штанов. Под хохот и советы он с большим трудом справляется с ней. По этому случаю народ на берегу еще долго будет веселиться и немного завидовать. Ближе к обеду, рыболовы по одному начинают плыть к берегу, имея внушительный улов. Рыбалка получилась знатная, не зря ехали в такую даль. К двум часам дня мы собираемся «отчаливать» домой.

  Подошло время, мы уезжаем. Вереница мотоциклов бежит по степной дороге. Не доезжая до шоссе, обратили внимание на "кукурузник", что на малой высоте пролетает недалеко от нас и приземляется на поле. Мы заворачиваем к нему. Нас встречают два летчика и механик. Они пришли в самое праздничное настроение,  когда увидели кто приехал.. Еще бы, мы, в том числе и встреченные нами пилоты АН-2, работаем в одном аэропорту.

  Летчики уже месяц как живут в степи, занимаются обработкой ядохимикатами полей от сорняков и совки. Шофера обеспечивают их горючим и ядохимикатами, а поварихи совхозной столовой готовят им блюда на заказ. Отрыв от родного коллектива все же ими ощущается. Они успели, по их словам, слегка одичать, так что мы для них как привет родного дома, по которому они давно соскучились. Пилоты угощают нас очень вкусным холодным квасом.

  Долго обсуждаем с ними новости и наделяем рыбой для ухи. Они, в свою очередь, предлагают на самолете забросить нас на озеро, где щуки устрашающих размеров, но времени уже нет и мы отказываемся. После обсуждения новостей, собираемся в дорогу. Затрещали моторы. Желаем друг другу успехов и трогаемся в путь. Пилоты отсутствием юмора не страдают. Они изображают грустную группу провожающих. Машут нам вслед платочками и делают безутешный вид, что веселит и их и нас.

19.03.2013 г.


Рецензии
Франц, с удовольствием проделала с Вами путь на озеро и обратно!
Живой звук, плеск вёсел, звук взлетающего лебедя - всё живое.
А главное, как приготовить настоящую уху - даже записала.
Хотя давным давно были на рыбалке в гостях у настоящих рыбаков.
И тоже пили из кружки уху и заедали рыбой. И тоже с угольками.
А что за рыба пелядь?
В общем, с удовольствием прочитала, чувствуется Ваша собственная речь.
А это многого стоит, я знаю как корреспондент. Устали уже от литобработки, всё на один манер, как-будто машиной писано.
С теплом и улыбкой)))

Раиса Патрикеевна   10.11.2014 22:20     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв, Раечка!
Рыбалка, правильно организованная, всегда вызывает массу положительных эмоций. Мы много раз ездили на рыбалку таким коллективом, или с женами и детьми. Каждый раз это происходило по другому, но одинаково хорошо.
Пелядь - рыба похожа на язя,водится в холодных озерах. Через 2-3 часа после засолки готова к употреблению, очень вкусная.

Франц Грохольский   12.11.2014 06:20   Заявить о нарушении