Прядильная машина Уайта

Кардный цилиндр для расчесывания пряжи.

Еще в 16 в. из процесса прядения были механизированы две операции: скручивание нити и наматывание ее на катушку (см. статью "Самопрялка Юргенса").  Но вытяжка волокон из пряслицы и частичное закручивание их происходили вручную. Это сильно замедляло всю работу. Между тем, в первой трети 18 века был создан усовершенствованный ткацкий станок Кея, позволявший заметно повысить скорость тканья. На новом станке проворный ткач был в состоянии выткать столько пряжи, сколько поставляли шесть опытных прядильщиков.  В результате возникла диспропорция между прядением и ткачеством. Ткачи стали ощущать нехватку пряжи, так как прядильщицы не успевали приготовлять ее в нужном количестве. Пряжа не только сильно вздорожала, но часто ее вообще нельзя было достать ни за какую цену. А рынки требовали все большего количества тканей.

  Несколько поколений механиков тщетно ломали голову над как усовершенствовать прялку. На протяжении 17 и первой половины 18 веков было сделано  несколько попыток снабдить самопрялку двумя веретенами, чтобы повысить ее эффективность. Но работать на такой прялке было слишком тяжело, поэтому идея эта не получила распространения. Было ясно, что прясть сразу на нескольких веретенах можно будет лишь тогда, когда будет механизирована сама операция вытягивания волокон.

   Эта сложная задача была отчасти разрешена английским механиком Джоном Уайтом, который придумал в 1735 г. специальный вытяжной прибор. По словам Маркса, именно эта часть машины определила начало промышленной революции. Не имея средств Уайт продал права  на свое замечательное изобретение предпринимателю Льюису Паулю, который в 1738 г. взял на него патент. В машине Пауля и Уайта человеческие пальцы впервые были заменены парой «вытяжных» валиков, вращающихся с разной скоростью. Один валик имел гладкую поверхность, а другой был шероховатый с рифленой поверхностью или обит паклей. Однако прежде, чем поступить на валики машины, волокна хлопка должны были пройти предварительную обработку – их необходимо было уложить параллельно друг другу и вытянуть. (Это называлось «расчесыванием» хлопка или кардованием.)

    Пауль и Уайт постарались механизировать этот процесс и создали специальную чесальную машину. Принцип ее действия заключался в следующем. Цилиндр, снабженный по всей поверхности крючками, вращался в желобе, который на своей внутренней стороне был снабжен зубьями. Волокна хлопка пропускались между цилиндром и желобом и таким образом расчесывались. После этого пряжа в виде тонкой ленты подавалась в прядильную машину и здесь сначала вытягивалась в вытяжных валиках, а потом поступала на веретено, вращавшееся быстрее валиков, и закручивалась в нить. Первая такая прялка была построена Паулем в 1741 г. Это была первая в истории прядильная машина.

Прядильная машина Уайта - 2 http://proza.ru/2012/08/09/252

Великие изобретения  http://proza.ru/2011/03/26/354


Рецензии