Об исторической правде и не только
Задание Пятого конкурса – написать рассказ, в котором действия героев были бы крепко привязаны к определенному (и реальному!) историческому событию.
Значит ли это, что конкурсанты должны написать рассказ в жанре исторической прозы?
Не совсем.
Строго говоря, историческая проза есть разновидность научной прозы. Это труды историков, которые ставят перед собой задачи:
1. Передать исторические факты
2. Передать исторические факты более или менее увлекательно для читателя
История как наука не дает (или не должна давать) оценок событиям. Она просто рассказывает о фактах – что было.
А вот художественная литература может позволить себе вымысел, восхваление или порицание, для более эмоциональной передачи содержания произведения.
Более того, допускается вольность в интерпретации исторических фактов для поддержания интереса к повествованию.
Кто постарше наверняка помнят бешеный – Донцовой такое и во сне не увидеть – успех романов Валентина Пикуля, который не церемонился с исторической фактурой совсем.
Пикуль первым сломал стереотипы т.н. советского исторического романа, который полностью находился в идеологическом русле, то есть отображал принятую на тот момент в официальной истории картину событий. Тогда каждый роман перед выходом в свет внимательнейшим образом прочитывался несколькими рецензентами с учеными степенями. И это вам не хухры-мухры, в то время за нарушение одной только хронологии можно было сильно пострадать. Не говоря уже об искаженных фактах.
Понятно, дело прошлое. Мы отряхнули прах советского с ног своих, в результате чего нынешние авторы получили возможность обращаться с историческими фактами весьма вольно. Примеров – масса. Один Акунин чего стоит. С легкостью жертвует научной истиной ради сюжета.
Но не об Акунине речь. А о тенденции.
На сегодняшний момент мы имеем не историческую, а квази-историческую прозу.
Исторический материал сознательно трансформируется, соотношение фактов и вымысла определяется исключительно авторской идеей. Жанр стремительно теряет научную информативность, но приобретает читабельность.
К2 не противится общей тенденции. Прекрасно понимаем, что конкурсные работы будут выполнены именно в жанре квази-истории.
И это неплохо.
Мы не собираемся оценивать научную подкованность авторов.
Дайте нам хороший рассказ, который мог бы нас тронуть – заставить расчувствоваться или рассмеяться (история – это не всегда трагедия).
Оцениваться ваши работы будут по двум параметрам – за историю и за литературу.
ОЦЕНКА «ЗА ИСТОРИЮ» УЧИТЫВАЕТ:
1. Достоверность исторического факта.
Факт должен быть ИСТОРИЧЕСКИМ.
Киевскую Русь крестил князь Владимир Святославович. Это исторический факт.
Санкт- Петербург был основан Петром Первым. Это исторический факт.
Крепостное право было отменено манифестом, подписанным Александром Вторым. Это исторический факт.
Юрий Гагарин не погиб, а был похищен инопланетянами. Это НЕ исторический факт.
Бонд, Джеймс Бонд, взорвал мавзолей. С этим рассказом – в Голливуд.
Исторические факты могут быть общеизвестными, а могут и менее (известными), но от этого они не перестают быть ФАКТАМИ.
В 1931 году в Москве взорвали Храм Христа Спасителя. Это знают многие. Всего же в Москве за время советской власти была уничтожена 191 церковь, про которые не так известно. Однако каждое разрушение – исторический факт и вполне может послужить основой для конкурсного рассказа.
Понятно, что это – пример. Не агитируем писать про церкви. Авторы могут выбрать любое другое событие - военное, политическое, духовное, религиозное, общественное, либо событие из области искусства, просвещения, науки. Главное – чтобы оно реально происходило и подтверждалось документально.
Если автор выбрал событие, известное небольшому кругу лиц, то он должен сообщить читателю некоторые сведения для оценки важности происходящего (где, когда и с кем оно происходило).
Неважно, что событие мелкое – важно, КАК вы его описали.
2. Достоверность в изложении исторического факта
Еще раз – мы не оцениваем научную подкованность авторов. Мы оцениваем здравый смысл.
Если в вашем рассказе Иван Грозный, осерчав на сына, выхватит маузер – ваша работа не будет представлена даже в виде аннотации.
Если в вашем рассказе стрельцы носят сабли на портупее через плечо – все будет отлично. Маловероятно, что среди читателей найдется знаток, который вспомнит, что портупея-то была поясная! Хотя если вспомнит, навешает вам обязательно.
В большинстве случаев героем истории будет вымышленное лицо. Ок.
Но не следует вводить выдуманного героя в близкий круг исторических личностей, если документально известно, что его там не было.
Не было у Ленина красотки-секретарши, не было! Были Крупская и Арманд. Ну и Бонч-Бруевич еще.
Допустим вариант, когда вы, автор, перевоплотитесь в историческую личность. Выбирайте любую – Пушкин, Петр Первый, Сталин, Каганович, граф Клейнмихель. Чем больше замах, тем интересней зрителям.
Но только не приписывайте «себе» действий, которые противоречат документально известным. Помните про здравый смысл!
3. Роль исторического факта в вашем рассказе.
Вот это главное. Ради этого и затевался конкурс.
Вы должны убедить читателя, что история вашего героя могла произойти только в этих исторических условиях и никаких более.
Мы будем оценивать привязку сюжета к историческим декорациям.
Пример. Даже три (примера).
Первый. Русский богатырь проникает в шатер хана Золотой Орды и убивает его накануне битвы.
Второй. Народоволец устраивает покушение на сатрапа-губернатора.
Третий. Партизаны расстреливают фашистского гауляйтера.
Все три сюжета имеют одинаковую схему. Но это должны быть РАЗНЫЕ рассказы.
Мотивы героев похожи – месть, любовь к Родине. Но герои – ой, какие они разные!
Будет оцениваться мастерство автора в описании героев – соответствует ли он (герой) своей эпохе? Соответствуют ли его действия масштабу исторического события? Является ли данное историческое событие НЕОТЪЕМЛЕМЫМ атрибутом рассказа? Или оно здесь постольку, поскольку и прописано небрежно, типа задника на сцене театра?
ОЦЕНКА «ЗА ЛИТЕРАТУРУ» УЧИТЫВАЕТ ЛИТЕРАТУРУ )))
Ваша задача, авторы, изобразить цепь реальных событий со всем возможным драматизмом, вычленив в последовательности событий завязку, кульминацию и развязку.
Помните про обязательное условие – повествование ведется от первого лица!
Ну, и про аннотацию не забываем. Опыт уже есть, будем оттачивать.
Вот такие требования будут предъявляться к конкурсным работам.
Это, так сказать, крупными мазками. Не сомневаемся, что у каждого члена жюри будет свой конек. Например, кто-то будет пристрастно оценивать выбор исторического факта, кто-то – дотошно разбирать, соответствует ли лексика рассказа заявленной эпохе и т.д.
И это хорошо.
Разнообразие мнений позволит вам увидеть свою работу с разных сторон.
Желаем, чтобы все стороны оказались достойными!
Удачи в конкурсе!
Конкурсное задание здесь http://www.proza.ru/2012/05/29/1769
© Copyright: Конкурс Копирайта -К2, 2012
Свидетельство о публикации №21206021599
Рецензии
http://www.proza.ru/comments.html?2012/06/02/1599
Свидетельство о публикации №212080900609