Славный слобожанин

                Литератор выше всякого чиновника.
                Г.Данилевский

                Если Николай Васильевич Гоголь не знал какая у него душа: украинская или российская,то у Григория Петровича Данилевского такого раздвоения не было: он сознавал, что происходит из старинного казачьего рода, что он типичный  слобожанин, родился в своем родовом имении, в селе Даниловка Изюмского уезда Харьковской губернии (сейчас село Пришиб Балаклеевского. района). Конечно , Гр и г о р и й  Петрович был русифицированным слобожанином,как и большинство тогда украинской'интеллигенции (дворян, помещиков, военных). Название пошло от казака Данилы, который поселился на безлюдном месте недалеко от Балаклеи. От этого казака и пошел род Данилевских.
Светочем образования в то время был Петербург да Москва, где находились
университеты,правительсвенные учреждения и была возможность выбиться
«в люди». Так произошло и с Данилевским.
 Родился Григорий 14 апреля 1829 года (ст. стиль). Детские годы прошли вблизи Донца, в окружении  любящих родителей. Здесь он впервые прикоснулся к фантастическому миру украинских преданий и сказок, что позже найдет отражение в его «Украинских сказках», в сборнике рассказов «Слобожане» и Украинской старине».
Родители, желая дать сыну хорошее образование, отвезли его в Москву, где он воспитывался в дворянском институте. Затем окончил Петербургский университет. Но тут несчастье: Данилевский ошибочно был арестован по Петрашевскому делу. К счастью, скоро ошибка была замечена. С 1850 года он служил в Министерстве народного просвещения.
Еще в студенческие годы, особенно когда был на государственной службе, Данилевский много внимания уделял литературной деятельности. Григорий Петрович оставил службу,  сырой Петербург и возвратился в свое родовое имение, на свою солнечную Слобожанщину, чтобы полностью  отдаться литературной деятельности. Но получилось так, что здесь он задержался не на два года, как .. планировал, а на несколько лег.
           Жизнь в имении, ХОТЯ и была в литературном отношении плодотворной, но
деятельная натура писателя не могла довольствоваться только тишиной кабинета - он берет активное участие в общественной работе. Например, способствовал подготовке реформы по освобождению крестьян от крепостной зависимости, был членом училищного совета; членом  губернской земельной управы, почетным мировым судьей, печатался в газете «Харьковские губернские ведомости». Григорию Петровичу принадлежала инициатива открытия музея изобразительных искусств (1886 год), в Харькове помогал концессионеру С.С. Полякову в строительстве Курско-Харьковско-Азовской железной дороги. В 1869 году Данилевского вновь приглашают в Петербург, где он уже бессменно работает: сначала заместителем редактора, а с 1881 года - главным редактором «Правительственного вестника». Шестого декабря 1890 года Григория Петровича не стало.
Тело покойного привезли в Пришиб, где похоронили в склепе фамильной церкви.
Григорий Петрович Данилевский - образец государственного служащего умного, честного, неподкупного, гуманного. Был награжден престижными орденами: св.Анны 1-го ст. св. Владимира 2 ст., дослужился до высокого чина тайного советника (генерал-лейтенант). Однако и на духовной ниве оставил о себе вечную память и славу: литературовед, прозаик и поэт, переводчик и публицист, исследователь слобожанской старины, автор литературных портретов (Гоголь и Сковорода) редактор, цензор - мало ли для одной жизни?
В смутные годы 1917 года разрушительный вихрь пронёсся по дворянским гнездам, церквям и монастырям. Уничтожались бесценные памятники истории и культуры, картины, мебель, книги, драгоценная культовая утварь, а насаждались «красные ценности». Много дворянских усадеб в Харьковской губернии было разрушено, о чем свидетельствует альбом
А. Парамонова «Усадьбы плачут». Не повезло и старинной вотчине рода Данилевских. А сколько здесь еще оставалось предметов старины: дом, фамильная церковь, сад и знаменитый дуб, посаженный еще Петром I: направляясь на битву со шведами, он останавливался в доме Данилевского.
У Григория Петровича была богатая библиотека и большую часть книг перед смертью он завещал Харьковской общественной библиотеке. Осталась только их опись, но большинство из них погибло во время войны. Ценой больших усилий и поисков сотрудниками редкой книги и рукописей библиотеки им. В.Г. Короленко удалось собрать около 800 томов и поиски продолжаются, ведь подобная "мемориальная. библиотека писателя - большая культурная
ценность..
Своих книг, подаренных Данилевским с его автографом, пока не обнаружено, зато есть много его книг с экслибрисами владельческими надписями как, например, «Римские элегии» Гёте.
Имя Данилевского было одним из первых, услышанных мною еще в отроческие годы, когда его книгами зачитывалась моя мама. Повзрослев, я также захотел испытать на себе чары писателя и прочел его известные произведения, как «Сожженная Москва», «Княжна Тараканова», «Миронич». Это было очень интересное чтение, но настоящий восторг вызвала его «Семейная старина», поскольку описываемые события реальной жизни произошли тут, в Харьковской губернии,в его родовом имении, в Балаклеевском районе. В произведении все описано ярко, выпукло, и мне захотелось увидеть все самому, поклониться ступням ног его. Я мечтал  об этой встрече, искал возможность вырваться из пут повседневных обязанностей.
Ранней осенью 1982 года утром отправился в путь, а когда подъезжал к   Пришибу, у меня сильней забилось сердце. Переехав через речушку Балаклейка, увидел на косогоре село Пришиб. И сразу разочарование: ничего там примечательного не вижу, что так ярко рисовало мое воображение: скучные домики под шифером, а вдали -типовые строения совхоза Орджиникидзе.
Захожу в сельский  совет и знакомлюсь с его  председателем – Марией  Григорьевной Колесник. Она, как оказалось, тоже интересовалась своим известным земляком. Разговорились и она показала мне папку с собранными ею материалами о писателе, и кое-что, что было для меня интересным.
Например, подлинные фотографии открытия памятника Данилевскому, гранки статьи В.Е. Свиясова, писавшего диссертацию о Данилевском и приезжавшим в Пришиб. Видел я фотографии родственников писателя, приезжавших на торжество, и одну из фотографий Мария Григорьевна
подарила и мне. Она показала мне место расположения усадьбы Данилевского, его дома и дуб,который уже после войны стоял засохшим.
Сосновый лес, который был виден с крыльца дома Ивана Яковлевича (деда писателя), давно полностью снесен и перед ним пылил цементный завод, а дальше простиралась полоса нового леса, доходившего до берега Донца.
В 1962 году в Пришибе, на месте могилы писателя по инициативе московских писателей 17 июня был установлен памятник из черного мрамора с его портретом и надписью: «В селе Пришиб с 1844 по 1890 годы жил и работал известный писатель Григорий Петрович Данилевский».
Приехавшие на открытие памятника родственники писателя (фото на заставке) – его 82-летняя дочь Александра и внучка - Елена Иосифовна Родригес -Данилевская, которые подарили сельскому совету полное собрание сочинений Данилевского (в 24 томах), в издании А.Ф.Маркса за 1901 год со своей дарственной надписью и датой: 17 июня 1962 года. Конечно, если сейчас эти книги сохранились, то автограф делает их бесценными и место их в отделе редкой книги и рукописей библиотеки им. В.Г.Короленко.
Александра Григорьевна Данилевская-Родригес прочитала стих «Привет Родине».
       Я осмотрел памятник Данилевскому, благодаря чему Пришиб теперь
необезличенное место для меня. Преклонив колени перед  его могилой,  положил букет астр из своего сада и я заметип единственную подлинную вещь из усадьбы писателя: старинный кирпич со следами известковой кладки, который был прислонен к памятнику. Вспомнились слова К. Паустовского; «Я не знаю в чем очарование мест, связанных с памятью замечательных людей, но оно бесспорно». Прошло более 20 лет с дня первого посещения Пришиба и меня вновь манит родина Данилевского.
В Харькове есть улица названная в честь известного ученого-физиолога
Василия Яковлевича Данилевского, но нет улицы не менее знаменитого Григория Петровича Данилевского, зато есть улица Шариковая - ассоциация то какая!


Рецензии