такой вот секрет

С Алёной мы знакомы лет с восьми, жили по соседству, в одном доме, но в разных подъездах, ходили в разные школы. Первые летние каникулы для меня самые памятные, остальные слились в одно ласковое лето, за исключением нескольких случаев – развод родителей и новый брак отца, и появление в нашем доме маленькой собачки.
Но первое лето каникул было особенным! Мне не нужно было никуда ходить! Брат был то ли в саду, то-ли в яслях, родители на работе, а я…….. 
Я была предоставлена сама себе! На время рабочей недели меня отправляли к родителям отца, и там я общалась с дворовыми детьми столько, сколько хотела – от зари и до зари! Приходили мои старшие двоюродные братья, и девчонки мне завидовали, что я могу так запросто общаться с большими мальчиками! Я была на седьмом небе от счастья! В выходные я была дома с родителями и младшим братом – всей семьей мы гуляли в парке, по Набережной, ходили на пляж. Мне казалось, что мы самая счастливая семья на свете!
Мы жили в пятиэтажном блочном доме. Рядом с нашим домом было ещё два, оба эти дома считались общежитиями – одно для студентов и одиноких строителей, другое было для семейных пар из строительных организаций. Когда приходили соседки к маме посудачить за чашкой чая, я слышала недовольные нотки в их разговорах в отношении соседей из общежития для одиночек, что там «живут такие девахи».
Там жила и моя подружка Аня, но мама не разрешала мне с ней общаться, видимо именно из-за того, что она жила в этом общежитии. У Ани был брат, ровесник моего брата и с Аней мы были ровесницы. Нам было интересно вместе, да и за братьями было легче следить. Через короткое время, мама Ани получила комнату в общежитии для семейных, в комнате был балкон, и мы там часто играли.
Мои родители этого не знали, мы с братом договорились не рассказывать им о том, что ходим в гости – это был наш с ним первый секрет!
В моей жизни это так же был первый секрет! Потом Аня научила меня «строить секреты» - ох и интересное же было это занятие! Мы находили под елками или кустами укромные местечки, раскапывали ямку и выстилали их фольгой или фантиками от конфет, клали туда засохшие цветочки и закрывали это «сокровище» стёклышком от бутылки, края тщательно закрепляя теми же фантиками или фольгой, чтобы во внутрь секрета не попала земля, когда его закапывали. В поисках и заготовках необходимого для нового секрета, в его творении ознакомлении проходили очередные выходные, и на время рабочей недели мы расставались.
Однажды, меня, из-за моей какой-то болезни,  не отправили к родителям отца, и я просидела одна в квартире, у телевизора два дня.  Во двор, и даже на балкон, меня не выпускали. Вечера были тоскливые и напряженные. Родители не разговаривали друг с другом, ужинали отдельно друг от друга, равно и меня кормили одну. Я сидела на кухне за столом и возила ложкой по тарелке от скуки.
Вдруг, я услышала как мама плачет. Я подскочила и стремглав побежала к ней в ванну, но не успела я открыть рот, как она показала мне кулак и беззвучно произнесла: «Молчи!»
Я не поняла ничего, кроме одного – я умею читать по губам!
Весь остаток вечера я была исполнена восторга!
Мне хотелось поделиться хоть с кем-то этой радостью!
Наутро, дождавшись ухода родителей на работу, я быстро оделась и вышла на балкон, и стала ждать, вдруг Аня, или кто-то из девочек нашего двора пройдет мимо и я смогу поделиться своим открытием! Это лучше всякого секрета!

Сколько я так просидела, я не знаю. В какой-то момент мне стало скучно, и я решила включить телевизор и посмотреть какую-нибудь передачу. Уходя с балкона, я окинула взглядом другие соседские балконы и на четвертом этаже соседнего пролета увидела девочку. Она смотрела на меня и размахивала руками. Я решила провести опыт! Я беззвучно спросила ее: «Как тебя зовут?», и она так же беззвучно ответила мне: «Алёна».
Мы разговорились, если наше общение можно было назвать разговором! Но главное было то, что мы понимали друг друга! Сколько мы рассказали друг другу тогда, при нашем первом  беззвучном разговоре!
С того времени я стала ждать выходных, чтобы выйти на балкон, дождаться Алёну и «поговорить» с ней. Первый раз мы нормально встретились первого сентября. Оказалось, что мы будем учиться в разных школах, но радовало то, что школы были по соседству, на разных сторонах одной улицы. Несмотря на одинаковое расписание начала уроков, с Аленой мы в школу вместе не ходили. Папа отвозил ее в школу на машине, со школы мы так же вместе не возвращались, потому, что за ней заходила мама, и они сначала гуляли в парке, и только потом, посидев в кафе, шли домой.
Большая часть нашего общения происходила на балконе, мы даже придумали условные знаки – я подвязывала ленточку на веревке для сушки белья, чтобы дать Алёне понять, что я дома не одна и выйти на балкон не смогу. А потом наступил дождливый ноябрь, двери на балкон закрыли, и мы не могли видеться. Во двор, «в эту слякоть и грязь» меня не выпускали, и мне оставалось сидеть у кухонного окна и смотреть, как другие дети носились по лужам!
Но, однажды!
Как-то вечером папа пришел с работы с бутылкой шампанского и весело приказал маме собирать на стол, так как с минуты на минуту придут гости – его непосредственный начальник с супругой и дочерью, мне отец велел надеть платье и причесаться.
Помню, я тогда ещё подумала, что домашний халат лучше и новее платья, что косички туго заплетены, чего их переплетать, но спорить не стала и пошла в свою комнату для выполнения задания, но войдя в нее, тут же забыла, потому что на письменном столе у меня лежал придуманный мной алфавит для переписки с Алёной!
Я устала от одиночества, от отсутствия возможности поделиться своими чувствами – ведь, сидя на балконе, не произнося ни звука, мы с Алёной рассказывали друг другу о себе и том, что происходило дома: всё-всё-всё! Так вот, зайдя в свою комнату, я стала думать, куда спрятать алфавит, ведь наверняка эту девочку папиных знакомых, после того, как мы с ней поедим за отдельным столом на кухне, отправят вместе со мной в мою комнату и мне нужно будет с ней играть! Я не хотела, чтобы она или кто-то ещё, увидели  мой тайный шрифт!
Пока я придумывала, куда спрятать свою секретную бумажку, прошло то самое «с минуты на минуту» время, и в дверь позвонили!
Переодеться я не успела и вышла из своей комнаты, на зов отца в домашнем халатике и совершенно непричесанная!
Мама открывала дверь, заранее улыбаясь, папа почти растопырил руки и почти не дышал!
Я – я наблюдала за родителями и хотела убежать! Помню, что тогда подумала, что брату везет, он в садике и ему не нужно стоять в коридоре …….
Дальше я не смогла думать, потому что впереди взрослых, которым мама открыла  дверь, стояла Алёна! Моё сердце заколотилось как шарики в погремушке, и я почти уже крикнула от радости! Но выражение лица Алёны меня остановило – оно было спокойным и даже холодным! Я осеклась на полувздохе…..
Взрослые, топчась в коридоре, рассыпались в любезностях, знакомились и познакомили нас.
Когда все вошли в зал, мама предложила сесть к столу, а меня и Алёну позвала есть на кухню.  Тут папа Алёны кашлянул, и, извинившись, сказал, что их дочь всегда ест с ними за одним столом, даже когда у них гости, и не хотел бы менять традицию. Мама посмотрела на папу, папа слегка пожал плечами, и мама кивнула головой. Папа внес два стула, мама приборы и я впервые сидела со взрослыми за столом и это не был семейный обед!
Сидеть со взрослыми за одним столом оказалось очень даже скучно! Они говорили о надоевшем дожде, о новой стройке, где папа был главным инженером и о том, что нельзя моего младшего брата отдавать с садик с ночевкой.
Вдруг Алёна, извинившись, спросила у своих родителей выйти из-за стола! Ей позволили, а так же и мне мои родители велели идти «с девочкой в свою комнату и поиграть».
Как только мы вошли в комнату, Алёна стала прежней! Она схватила меня за руку и быстро заговорила! Конечно без звука!
- Никто, слышишь? Никто не должен знать, что мы с тобой дружим! Мне не разрешают ни с кем дружить! Мы скоро уезжаем в Германию, и папа боится, что что-то может этому помешать, даже моя случайная дружба с кем-нибудь из школы или двора! Папе нужно с кем-то общаться и он выбрал твоего папу, и теперь мы будем иногда к вам приходить! Пожалуйста, давай будем вслух читать какую-нибудь книгу!
Я достала первую книгу с полки, открыла ее и начала читать: «У Лукоморья…..»
Мы обе прыснули от смеха!
На наш смех вошла мама Алёны, я так и не запомнила ни её имени, ни имени отца Алёны, поинтересовавшись над чем или кем смеемся, предложила Алёне пойти вместе с ней домой, Алёна, молча, согласилась, просто поднявшись с пола и послушно выйдя из комнаты.
Я быстро достала с полки учебник русского языка, взяла листик с алфавитом для моего шрифта, предназначенный для Алёны и, скомкав его в шарик, сунула его в волосы кукле. Я вышла из своей комнаты и протянула уже одевшейся Алёне куклу:
- Я заметила, что кукла тебе понравилась, вот возьми, поиграй немножко!
- Спасибо! – радостно ответила Алёна и прижала куклу к себе.
Никто из взрослых ничего не понял, но утром, в почтовом ящике я нашла записку от Алёны, написанную нашим тайным шрифтом.

Странно то, что брата не стали водить в круглосуточную группу, странно то, что когда приходила к нам в гости семья Алёны, нас сажали, вместе с младшим братом за один стол со взрослыми, странно то, что брат научился говорить на нашем языке без звука и понимал нас! Было много странного в тот год!
Самым странным оказалось то, что однажды папа пришел домой и что-то тихо говорил маме на кухне про родителей Алёны, на что мама ответила, что за эти полгода  она устала от театра и наконец-то «мы заживем как все нормальные люди»!
Я не понимала смысла их разговора, но внутри меня защемило, и знала, Алёну я больше не увижу. Напрасно я ждала ее записки - их больше не было!

А однажды, при большой уборке перед летом, мама наводила порядок в моей комнате и нашла мой тайник с записками! Она потребовала моих объяснений, перевода «этой абракадабры», но я, несмотря на лупку, не проронила ни слова! Записки были порваны и выброшены в мусорное ведро, я долго стояла в углу  на коленях, и даже приход папы с работы не освободил меня, что раньше было точным окончанием моего заключения!
С того времени мне стали сниться сны о том, как я открываю почтовый ящик, а оттуда вываливаются письма от Алёны!
Мы не виделись шесть лет!

Первого сентября я вышла из дома за десять минут до школьного звонка. До школы идти, теперь я училась в новой школе, точнее в новом здании школы, которое располагалось в «двух шагах» от дома, было пять минут!
Я шла по противоположной от нашего дома  стороне улицы, разглядывая дворы домов, и почти наткнулась на девочку, выбегавшую из калитки. Она извинилась и побежала в школу. То что она побежала в школу я не сомневалась.
Во-первых, …
В общем мне было неинтересно! А девочка остановилась, обернулась и как заголосит:
- Ла-ара!
- Ну, Лара, чего орать-то?
- Да, это же – я, - девочка открыла рот и беззвучно произнесла – А – лё – на !
-???? …!!! Алёна! – бросилась я ей на шею и слёзы потекли по моим щекам.
В тот день в школу мы  пошли – Первое Сентября было не для нас – не учиться, не за учебниками, а для того, чтобы общаться на переменах.

...

После школы я уехала учиться на Волгу, потом перебралась в Прибалтику. В какой-то момент наша переписка с Алёной прервалась, и мы потеряли друг друга. В доме её бабушки жили другие люди, и они не знали, куда переехали прежние хозяева.
Так прошло ещё лет двадцать. Жизнь шла своим чередом, и ставший доступный всем интернет соединил людей живущих не только в разных странах, но и на разных материках.
Я зарегистрировалась в одноклассниках и стала переписываться с некоторыми из них. Иногда просматривала список одношкольников, надеясь увидеть ещё одно знакомое лицо.
Поначалу, общение с живыми и далекими из детства и юности, вызывало у меня эмоциональный подъем, как в моменты влюбленности, но потом эмоции поутихли, истории были прочитаны и написаны, точек соприкосновения не осталось и переписка с теми, кто ещё недавно казались близкими и родными, сошла на нет.
У каждого была своя жизнь!
И быть на подъеме «в нашем возрасте» опасно для здоровья.
В какой-то момент я испугалась за себя, мне казалось, что я «подсела» на общение в интернете, но потом поняла – это как Вечер Встречи Выпускников: все рады, обнимаются, смеются; выпив, обещают друг другу чуть ли невыполнимое, а на утро, болит голова и стыдно за слова и поступки…..
Только этот «вечер встречи» - в интернете и затянулся на недели или месяцы, хорошо, что не на годы. 
Я уже не бежала к компьютеру не успев проснуться, порой не заглядывала на сайт одноклассников несколько недель. И «никто не заметил потери бойца».
И как это бывает, однажды, вспомнив, что давно не заглядывала на одноклассники, решила посмотреть, что там без меня делается.
И удивилась не мало! Предложений дружбы было два! От неизвестно кого, без фото и без базы данных и от параллельщика. И два сообщения. Сообщения оказались от неизвестного субъекта. Но каково было мое удивление! Это была Алёна! Она писала, что живет в Германии, что вышла замуж за немца, но прежде уехала туда к маме, на воссоединение семьи. Сменила имя, много потратила сил на обучение на не родном языке, на устройство жизни, но теперь у нее все хорошо, и что она рада, что нашла меня!
Я сидела у компьютера и не знала – радоваться мне или нет.
Именно тогда, я вспомнила то, что написала выше.
До момента прочтения сообщения от Алёны, я жила без неё и без некоторых воспоминаний из детства и юности. Ее сообщение было как звонок из прошлого – есть, что вспомнить и над чем поработать: готовься!
Я ответила, написав, что не сижу в одноклассниках и что лучше общаться через скайп, если у нее есть возможность.
Через несколько дней мы смогли общаться, благодаря прогрессу, слыша, и видя друг друга! Удивительно, но ажиотажа от общения не было, ни у нее, ни у меня. Мы говорили пару часов, но, ни она, ни я не фонтанировали эмоциями! Наш разговор был, как мне потом подумалось, слишком фильтрованным. Возможно, подумала я, мы с ней действительно похожи, что и привлекало нас в детстве, и причины «спокойствия» во время нашей первой беседы одинаковые. Моя – нежелание обжечься и вновь пережить боль расставания с другом.
Наше общение не стало каждодневным, и не стало еженедельным. Второй раз Алёна вышла на связь только через два месяца, а я не стала ей писать и задавать вопросы о причинах ее молчания. И мы вновь проговорили больше часа, наше общение было эмоционально ровным.
Я не сказала мужу о том, что нашла друга детства ни после ее первого звонка, ни после второго, ну и не сказала, что списалась с ней в одноклассниках. И это при том, что я практически обо всем говорила с ним!

Этим летом, благодаря кризису, я стала  безработной, у меня появилось много времени, и я вновь погрузилась в просторы интернетной сети. Научилась скачивать фильмы и могла целыми днями смотреть сериалы, забывая о еде. На скачивание всего сериала «Хауса» ушло несколько дней и компьютер все это время был включен, и скайп соответственно.
Я не сразу заметила флажок оповещения, что в скайпе для меня сообщение. Увидев, открыла и поняла, что не отвечала на сообщение Алёны почти двое суток. Она писала, что появилась возможность прилететь в Таллинн по очень дешевым билетам. Что у них какая-то акция и в  придачу к билетам номер в отеле и посещение СПА.
Я сухо ответила, что буду рада  её увидеть и написала номер мобильного.
В какой день должна была прилететь Алёна и прилетит ли, я не знала!
Скачав историю доктора-мизантропа, я увлеклась вереницей событий нереальной жизни, и забыла про возможную встречу.
И вот, вновь – однажды ......
- Алё?
- Лара, это Алёна. Я в Таллинне, приходи в …..

...

Мы сидели в кафе и молча разглядывали друг друга. Смущение или неловкость – вот что испытывала я. В этой строгой женщине, я не могла узнать свою Алёну. Да и не была она Алёной! Это была фрау, точнее «ди фрау» Алина, то есть благородная.
- Это древнегерманское имя. 

- У моей мамы, по женской линии, кажется, в пятом колене была бабушка немка. Когда мы приехали в Германию ещё в Советское время, маме не удалось попасть в архив, ведь мы поехали по дружественному обмену. Тогда родители решили, что лучший вариант для того, чтобы хоть как-то зацепиться, это вариант развода. Мама нашла немца, который согласился на брак и мы с папой вернулись вдвоем. Я жила у бабушки, в частном доме, недалеко от вашего, ну помнишь, наверное, а папа пытался делать вид, что он брошенный муж. Я даже тебе не могла рассказать о нашей тайне. План был и прост и сложен. Я оканчиваю школу, поступаю учиться в любой институт, и изображаю из себя патриотку. Папа убит горем и из-за неверия женщинам не желает, не только жениться, но и встречаться, ни с одной из представительниц прекрасного пола! Помнишь, как ……, - тут она осеклась, - прости, я знаю, что твоя мама…

- Да, она уже в вечности, - сухо ответила я, - я помню, как она хотела пристроить твоего отца. Продолжай, мне интересно.
- По виду не скажешь, - так же сухо продолжила Алина.
Я улыбнулась, пожала плечами и сказала:
- Алина, мы не виделись почти двадцать лет! столько воды утекло! В моей жизни столько всего произошло, я рассказала тебе самую малость, как и ты – про работу, мужа и детей. Но есть нечто, что меня сделало такой, какая я сейчас и я не знаю, будет ли тебе интересно то, что произошло со мной.
- Я знаю. Я не виню тебя. Я сама не знаю до сих пор, стоило ли прилетать. Но мне хотелось увидеть тебя живую, попробовать вернуться в детство хоть на какое-то малое время!
- В этом я с тобой похожа! У меня такое же желание. Рассказывай дальше, Бог даст, мы выйдем на тропу  нужных нам воспоминаний! – я приподняла бокал с вином и пригубила.
- Бог даст? Ты серьезно или к слову?
- Не поняла?
- Знаешь, со мной в Германии произошло важное событие – я покаялась…
- ???
Я подскочила и бросила к Алёне или к Алине, мне уже было все равно, чтобы обнять ее!
- Алёна, как я рада! Ты рождена свыше?
- Да. Ты знаешь, что это такое?
- Да, Конечно! Я сама рождена свыше!
 И тут мы в унисон задали друг другу вопрос:
- А почему ты не сказала об этом по скайпу?

Ответ был прост – не хотела сразу оттолкнуть, ни она, ни я.
Мы обе уверовали, как оказалось в одно время, в начале девяностых волна поиска Бога коснулась и территорию бывшего Союза, и территорию бывших стран советского режима.
Напряжение спало и нам было о чем говорить. Точнее нам было о Ком говорить! Мы пошли в номер и каждая рассказала свою историю покаяния.
Я позвонила мужу и предупредила, что домой ночевать не приеду, что в Таллинн приехала подруга детства и что я останусь в гостинице, ну и что потом все толком объясню.


Рецензии