Монашество и средневековые ордена

Монашество и средневековые ордена
как оплот католической церкви
(интересное о малоизвестном)

       Остановившись на монашестве как оплоте веры, следует отметить, что толчком для его возникновения послужило создание государственной церкви в 40-х годах IV века. Именно тогда император Константин признает её государственность, и масса легализованных, фанатично верующих людей неудовлетворённых жизнью, ищут форму уединения, видя его в служении Богу. Возникают монастыри, появляются монахи. Хотя само понятие "монашество", весьма своеобразно. Аскеты веры для самоистязания брали пример из языческого культа, что не может быть неприемлемым, по крайней мере, в начальный период христианства. Так Пахомий в Фивиаде использовал культ жрецов Сераписа, который практиковал в некоторых случаях схимничество и уединение. В пещеры, куда исходили отшельники, подавали скудную пищу для поддержания минимума физических сил. В этих пещерах они были  замурованы до конца своей жизни. Пахомий применил этот элемент культа в христианской вере, причем, он был не один в учении уединения и самоистязания. Симеон-столпник из Сирии истязал себя сидением на груде камней, не сходя с неё долгие годы. Такому виду самоистязания имеются аналоги у жрецов Астарты. Прочувствовать страдания Спасителя, страдать за грехи человечества, были готовы фанатично верующие христиане, и уединение, как форма самоистязания, распространяется в легализованном христианском мире. Уход из мира сего с его горестями и грехами, забытье от бренной суеты – уставшие от жизни люди, обрекают в некую систему служения Богу. Конец IV – начало V веков, это период крушения империй и государств под мощными и жестокими ударами германских племен. Великое переселение народов дымом пожарищ ознаменовало конец старого античного мира, навсегда уничтожая привычный уклад жизни и зарождая новое социально-бытовое обустройство общества. Ужас сотен тысяч разбитых человеческих судеб, падение старых идеалов, когда привычное жизненное пространство уходило в небытие, а новое, даже приблизительно, невозможно было представить, поставили мир на грань исчезновения. Именно в этот период всеобщего душевного смятения, произошел мощный всплеск религиозного фанатизма. Христианская вера всетерпимости и духовного озарения породила массовое движение поборников веры. Общаться с единомышленниками, молиться вместе, жить и работать в одном замкнутом пространстве, всё это стимулирует ряд христиан на создание коллективного монашеского затворничества. Решающую роль в этом сыграла Церковь, поддерживая создание и дальнейшее развитие монашества. Она видела в нем не только оплот духовной кладовой христианского учения, но и основной источник обогащения.
       Сама же Церковь этого периода, получив статус государственной, превращается из мученической, в церковь иерархов. Именно в это время она вынуждена вступить в определенные отношения с государством, создавая возможность проникновения в свою среду священнослужителей, в числе которых, была масса случайных, морально падших и дурных людей из светского общества. Приверженцы старины – «свободной церкви», призывая соблюдать её прежние принципы, осуждали «испорченность» нравов новых священнослужителей назначаемых из среды светского духовенства, осуждали их отступления от «божьих заветов» и «истинных начал» христианства. В этой связи, монашество, как незыблемый оплот христианской веры, даёт возможность сосредоточить в себе определенное количество истинных, фанатично преданных христианской вере подвижников. Монахи-аскеты своим фанатизмом, для Церкви были не всегда удобны, но она мирилась с этим. Принимая их в свои общины, монашество служило как бы накопителем и хранителем,  фанатично преданных догматам христианской Церкви, служителей Бога. Иерархи Святого Престола понимали, что монашеская среда была удобной закрытой структурой, которая могла удерживать под контролем постоянно бунтующих подвижников. В необходимый момент из этой среды Церковь пополняла свои ряды мистиками-святыми, проповедующими те или иные христианские догмы. Они же играли и основную роль, когда готовилось очередное чудо. Не вдаваясь в подробности  христианской морали отметим, что монашество было основным институтом и оплотом Церкви в её сложной политической борьбе за будущий расцвет христианского вероучения в Западной Европе. Уже с  конца X-го – начала – XI-го веков, Церковь поведет активную борьбу за главенство духовной власти над светской в христианском мире. Эта непримиримая борьба  не на жизнь, а насмерть – будет жестокой, с применением любых методов и средств, порой самых варварских. Борьба со светским миром в лице королей, князей, герцогов и, в первую очередь, с императором Священной Римской империи, будет проходить с переменным успехом  и в конечном итоге Церковь её проиграет. В конце ХVIII – начало XIX веков – вначале революционная Франция, а затем, и император Наполеон, навсегда упразднят влияние Святого Престола на внутренние дела в государстве. Этому же примеру последует и Император Священной Римской Империя Иосиф.  Борьбу за  власть над христианским миром Церковь проиграет и ей останется только власть духовная, что тоже немало. Но, вернувшись в далекое Средневековье, мы, глядя на церковные институты, понимаем, почему так долго смогла продержаться власть Святого Престола. Эта власть постоянно получала подпитку из народной среды, пользуясь её невежеством.
       Сыграв ведущую роль в духовном возрождении европейского сообщества в Раннем Средневековье, Церковь, на определенном этапе стала  неприодалимым тормозом в дальнейшем его развитии. Прогресс и духовность – понятия мало совместимые, что доказали сокрушительные войны ХХ века, когда утратившие духовность народы, принялись за истребление друг друга. В этом парадокс развития человечества. Борясь с тормозящими научно-технический прогресс, догмами христианской веры, мы уничтожаем тем самым духовность общества, его человеческие критерии,  но, победив в этой борьбе, выпускаем на волю всепожирающего дракона-разрушителя способного уничтожить весь мир. Вывод: не так плохи догмы и не так плох прогресс – никчемны те иерархи Церкви и правители государств, которые в угоду верховенства над властью не могут найти рациональное зерно способное служить совершенствованию и торжеству христианской морали в высокоразвитом цивилизованном обществе. Так длилось веками.
       Монашеская среда, была одним из основных поставщиков сторонников иерархов Церкви. Она воспитывала, растила, словом, подготавливала сторонников-догматов, писателей-мистиков, основоположников многих учений христианской католической веры. Один из них – Бернард Клервосский, ещё при жизни был канонизирован в святые. Великолепный оратор, он был вдохновителем Второго крестового похода на Святую Землю. К его мнению прислушивались папы, а светская власть боялась. Он явился одним из основоположников военно-монашеских Орденов.
       Есть предположение, что Устав для Ордена Тамплиеров, основанного в 1119 году и благословленного папой римским в 1128 г, – написал Св. Бернар. Множество примеров можно приводить из истории становления власти Церкви и, всегда на всех этапах, главным её оплотом было монашество.
       Объединенные в целые конгрегации монастыри – стали называться монашескими орденами. Они сосредотачивали в своих руках огромные территории, занимаясь сельским хозяйством, ткачеством, торговлей и производством прекрасных сортов вин. Одним из ведущих – был Орден Бенедиктинцев. Его по праву можно назвать первым и старейшим монашеским орденом в Западной Европе. Основал орден монах Бенедикт Нурсийский (ок. 480-490 гг. и ок  547-560 гг.). В истории его называют «отцом западного монашества».
       Второе место по праву занимает Цистерцианский орден, одна из ветвей Бенедиктинского ордена. Основан в 1098 г.  Робертом де Тьерри прозванным Молесмским (аббатом монастыря в Молесме в Бургундии). Название орден получил: от первой цистерцианской обители – монастыря в пустынном месте Сито (на лат. «Cistertius» ).
       Об ордене Валломброза известно немного. Основан Иоанном Гуальбертом в 1038 году в аббатстве, расположенном в Фиезольской епархии. Устав взят, как это было принято в том времени, св. Бенедикта. Основное направление богослужения направлено, набожному созерцанию. Реорганизовывался несколько раз. В 1662 году слился с орденом сильвестрианцев, но в 1681-м, опять выделился в отдельный орден и продолжал существовать самостоятельно. Члены ордена называли себя валломброзанцами и количество их было очень ограниченное.
       Монашеский орден Камальдулов был признан папой Александром II в 1072 году, хотя дата его возникновения относится к началу XI века. Основан бенедиктинским монахом Ромуальдом в пустынной местности Апеннинских гор, недалеко от Арецо «Campus Malddoli». Первоначально, камальдулы пользовались уставом Св. Бенедикта, но  примерно с 1102 года приняли свой устав, более суровый, по аскетизму значительно превосходивший требования других монашеских орденов. Камальдулы были обществом отшельников, отличавшегося от сложившихся стереотипов монашеского общежития того времени. Строгий и уединенный образ жизни, объединявший членов братства лишь во время монотонного пения псалмов, жестокое самобичевание и истязание, хождение босым в любое время года, суровое соблюдение поста (даже в случае болезни вино и мясо принимать в пищу запрещалось) – всё это на первоначальном этапе снискало высокую популярность ордену.
       Монашеский орден Картэзианцев основан св. Бруно Реймсским в 1064 году, близь Гренобля во французской провинции Дофинэ. Название произошло от монастыря Шартрез (лат. Carthusia). Кроме борьбы за чистоту христианских нравов, орден славился производством всемирно известного ликера «Шартрез» Новый Орден сразу получил покровительство папы Урбана II (1088—1099 гг.), архиепископов Лиона и Гренобля, знатных сеньоров. Многие представители крупных аристократических родов по младшей линии, не имеющей право наследования титула – стали членами этого Ордена.
       Духовный орден Фонтевро (Fontevrault Ordo fontis Ebraldi) – основан Робертом из Арбрисселя. В конце XI века он построил несколько монастырей, один из которых, близ Фонтевро (департамент Мэна и Луары), Этот монастырь и дал Ордену своё имя.
       Орден Премонстрантов (лат. Praemonstaranti) или, как их называли белые каноники, основан под эгидой Римско-католической Церкви в XII в. Св. Норбертом Ксантенским (ок. 1080—1134 гг.). Монахов этого ордена часто называли норбертинцами. Центром Ордена являлся монастырь в Премонтре, расположенном близ Куси, между Реймсом и Ланом, где в лесу Св. Норберт собирал своих учеников. Это место, по словам самого святого, было указано ему в чудесном сне (лат. Pratum  monstratum). Норберт по желанию папы Калликста должен был возродить бенедиктинский монастырь в Лане. Монахи собрались в 1122 году в общине Св. Норберта для того, чтобы создать не только новую церковь, но и новый орден монахов-священников (так называемых регулярных каноников). Позже в Премонтре возникло множество филиалов. К 1230 году, орден насчитывал более 1000 монастырей во Франции, Италии, Германии, Англии, Польше, Венгрии и на Пиренейском полуострове.
       В истории становления и дальнейшего развития христианской католической веры монашеские Ордены играют исключительное предназначение. Многие из них возникали и, просуществовав несколько столетий, уходили в небытие. Часть сливалась с более известными Орденами. Перечислять все – не суть данного очерка, так как цель: указать значение монашества, как института христианской веры.
       Вот некоторые названия, которые до сих пор на слуху, но многие, из которых, уже прекратили своё существование. 
       Целестинцы сохранили до нашего времени несколько монастырей во Франции и успешно существуют, способствуя возрождению духовности общества. Таким же образом функционируют и несколько женских монастырей и Ордена Бегинок, Гергардинистов. Иезуиты Блаженного Иеронима – прекратили своё существование.
        Интересны по своему предназначению нищенствующие Ордены, созданные в XII-XIII веках. Часть из них: Ордены Францисканцев, Капуцинов, Терцианов, достигнув расцвета в XIV-XVII веках, в XIX веке утрачивают значение, хотя некоторые монастыри в Испании, Франции, Австрии и др. странах функционируют до сих пор. Ничего не известно за Ордена Мимнимов и  Реколекты.
       Нищенствующие Ордены сыграли важную роль в реабилитации авторитета Церкви, когда падение нравов церковнослужителей в западноевропейском обществе, стало нарицательным синонимом.
       В ХІІ веке влияние христианской Церкви распространилось на все области жизни в Западной Европе. Но в борьбе за власть над паствой Церковь делает ряд непростительных ошибок, которые подорвали её авторитет и, тем самым, подготовили падение в ХІХ веке. Отметим: огромный приток иерархов Церкви из светской среды, когда епископ или аббат, были попросту феодалами, постоянно воюющими за свои и чужие земли, Слову Господню пришлось переместиться на второе место. Сами папы римские, настолько погрязли в распутстве, стяжательстве и симонии, что о чистоте нравов говорить не приходилось. Нет надобности, приводить примеры этих имен: Церковь, сама осудила их в последующие времена.
       Отметить, что к власти на Святой Престол приходили и понтифики с чистыми побуждениями и желанием очистить лоно Церкови и весь христианский мир от пороков средневекового ханжества и жестокости. Одним из таких положительных служений обществу, стали Крестовые походы, в которые, так удачно удалось отправить Папе Урбану ІІ большинство любителей легкой наживы из среды баронов. Папа в 1095 году призвал на защиту Гроба Господнего бесконтрольное, своевольное рыцарство, терзавшее, погибающую от его жестокости Европу. На Святую землю с крестом и мечом ринулись полчища поборников веры, и это спасло христианский мир от саморазрушения своими же, не в меру воинственными, христианами.
       Именно в этот период монашество сыграло решающую роль, проповедуя идею освобождения Гроба Господнего и освобождение Святой Земли от неверных. Весь ужас средневековой Европы – переместился на Ближний Восток, истребляя и сокрушая с удивительной нехристианской жестокостью народы этого региона, причём, христиан в том числе. Фактически, за три века передышки (период Крестовых походов), Европа обновила социальное обустройство общества, и именно в этот период окрепли  государства, способные контролировать рыцарство. Зародилась абсолютная власть, подготовившая конец феодального произвола и переход к новым формам социально-экономического развития общества.
       Во всех этих процессах Церковь играла приоритетную роль, а в дипломатических решениях правителей – присутствовала воля папы римского. Иезуитский Орден, выполняя волю понтификов, взял под контроль и деятельность монархов Европы. Долгое время существовала версия, о том, что этот Орден убирал неугодных правителей посредством кинжала или яда. Было ли так? Никто и никогда этого так и не сумел доказать, а архивы Ватикана: святая святых – хранят молчание.
       Используя возможности монашества, как средства тотального контроля над обществом и в первую очередь, над светской властью, наместники Святого Петра в ХII-ХVI веках достигли небывалого могущества. Вседозволенность и безнаказанность соблазняет и развращает, поэтому, ослабление требований к вере, имело негативное последствие и в монашеской среде. Некоторые аббатства стали рассадником разврата и порока. Монастырская братия, занимаясь обжорством и пьянством, погрязла в распутстве, забыв о христианском благочестии. Служба золотому тельцу нанесла ощутимый урон наследию подвижнической деятельности первых аскетов, основателей  монастырей.
       И всё же, как ячейка и оплот христианской веры, именно монастыри, сыграли основополагающую роль в укреплении и достижении того могущества, которого достигла Западная Церковь. Таким образом, с усилением церковного влияния на светскую власть, проведением ряда церковных реформ направленных на борьбу с негативными явлениями, монастыри на протяжении многих веков, пусть и с переменным успехом, но справлялись с задачами, которые на них возлагались. Мероприятия и реформы папы римского (от создания первых монашеских орденов, Крестовых походов в Святую Землю, и образования военно-духовных орденов) сумели на весьма продолжительное время побороть, хоть и не полностью, вульгарные проникновения светского мира в духовную среду и сохранить относительную чистоту веры до нашего времени, включительно.
       Соединение духовных и светских интересов и устремлений, дали толчок возникновению ряда духовно-рыцарских или, как их ещё принято называть – монашеско-рыцарских Орденов. Воинствующие монахи, или рыцари давшие обет безбрачия, стали боевыми воинскими подразделениями пап, выполняющие функцию физического воздействия на врагов христианской веры и, в первую очередь врагов самих понтификов. Господь Бог, через наместника Святого Петра вложил монахам-рыцарям в руки меч для наказания неверных, то есть людей иной веры, при этом, полностью освободив первых от христианских угрызений совести за уничтожение себе подобных двуногих существ, которых, если верить Библии, он сам и сотворил.
       О монашеско-рыцарских Орденах, есть множество исследований и только ленивый не найдёт в любом книжном магазине, хоть что-нибудь о них. В данном очерке речь об этих Орденах не идёт – эта тема более подробно будет освещена в последующих повествованиях. Я же хочу остановиться на самом понятии Ордены и их предназначении.
       Орден (нем. Orden от лат. «ordo» – «ряд», «порядок», «разряд»; в некоторых трактовках, как «организация», «отряд») – централизованное и закрытое (то есть недоступное для непосвященных) общество со своим уставом и опредёленными привилегиями. Само слово «Орден» возникло не сразу. В начале, первые объединения защитников веры Христовой назывались «братствами» («fratemitas»), «лигами»  («ligas») и даже «религиями» («religio»), позднее термин «Орден» занял главенствующее положение.
       Чтобы понять сущность Орденов, необходимо понимать: данная организация может быть только закрытого типа. Сделаю небольшое пояснение. Берётся за основу классическая модель Ордена, сложившаяся на протяжении всего Средневековья. Некоторым современным скептикам, имеющим смутное представление о прошлой жизни Орденов и связи их с современными – возрожденными, не следует искать в моих словах тайного умысла и пропаганду программных доктрин и рекомендаций по развитию современного рыцарства, особенно в нашем постсоветском пространстве. Некоторые же положения и требования я всё же приведу, так как считаю, что в демократическом обществе свобода собраний и общественных организаций – защищены Конституциями стран и Всемирной Декларацией прав человека.
       Всё, что происходит в Ордене, является тайной для посторонних глаз. В этой связи орденская структура не позволяет бурного роста численности членов организации и, если такое происходит, то это не Орден, а очередное братство, или даже партия – что тоже многих устраивает. Орден основан на строгом соблюдении единоначалия при неукоснительном соблюдении и выполнении положений Устава и Кодекса Чести. Кодекс Чести – обязателен для всех его членов. Абсолютизм власти Великого Магистра в духовно-рыцарских орденах, есть не что иное, как власть монарха (с лат. mono – один, единый и arhont -- властитель), в модели мини государства. Орден имеет свои тайны, разглашение которых, в прошлые времена, часто каралось смертным приговором. Анализ гибели Ордена Тамплиеров, наглядно показывает, что мягкосердечие с предателями Ордена, однажды помилованных, способно разрушить даже такую мощную структуру. Ряд бывших рыцарей Ордена Тамплиеров, своим лжесвидетельством на трибунале инквизиции, способствовали его уничтожению. Тема закрытых братств, всегда интриговала загадочностью обывателей и обрастала невероятными легендами и небылицами. Орден всегда опасен государству, так как по своей структуре является государством в миниатюре. Если в партии обязательно присутствуют соглядатаи со спецслужб, то в Ордене – подобное невозможно, или крайне затруднительно. Орден объединяет единомышленников определенной идеи. Государство всегда боится здравомыслящих людей, способных критиковать или даже призывать народные массы к акту неповиновения. Почему? Прежде всего, потому, что государство – это аппарат насилия, который, не считаясь с мнением индивидумов, всегда узурпирует власть и эксплуатирует народные массы. С функциями защиты социально-бытового назначения и охраны мирного труда народа, государственный аппарат не всегда справляется и форма власти, независимо какая (монархическая или демократическая), превращается в абсолютную, с элементами деспотии, тирании и в конечном итоге ведет к диктатуре. Неспособность управлять государственными процессами, основанными на демократических свободах, порождает необходимость держать народ в страхе и повиновении. Власть всегда развращает, поэтому самые демократичные требования, предусматривающие, избрание в государственный аппарат граждан на строго определенный срок, игнорируются и дискредитируются фальшивыми и популистскими лозунгами, типа „Отечество в опасности!”, или как говорил на Украине Кучма: „Перший термін Президентом, я вчився, а тепер вже можу керувати”. Извините за пример: таких «кучм», кругом – огромное количество. Вкус к власти, открытость доступа к материальным благам, провоцируют избранников к переизбранию на очередной срок. Особенно это наблюдается при смене общественно-политических и экономических формаций. В развивающихся странах, узурпация власти на разных уровнях (местных, городских, республиканских, федеральных советах), клановость единомышленников, по сути создание тех же Орденов, но с другим названием, например, Верховный Совет, Государственная Дума, или Кабинет Министров и, даже бывшая администрация президента, их борьба за материальные блага и сферы влияния между собой, продажность и коррумпированность, вседозволенность, вплоть до физического уничтожения противников, причём в любых масштабах, вплоть до целых народов – вот суть такого государственного управления. Такое антинародное государство, в любом Ордене, тем более в таком, где объединяются люди порядочные по сути, и энергичные по действию, люди способные бросить вызов антинародному режиму и сбросить его – видит врага. И такие Ордены либо уничтожаются, либо подчиняются кланам. Многие Ордены полностью отстранились от политики, и занимаясь благотворительностью и вопросами духовного и культурного содержания, соблюдают Конституцию той страны в которой они размещены. Почти все Ордены используют статус международных организаций, дающих им возможность подпадать под защиту, как уже упоминалось Всеобщей декларации прав человека ООН и ряда других положений. Такие организации, подписав Договора о сотрудничестве с другими европейскими Орденами – практически недосягаемы для руководителей стран с тоталитарной идеологией. В дальнейшем, на истории становления орденского движения в Европе, мы с этим будем постоянно сталкиваться.
       Зачастую, сам термин Орден трактовался по-разному. В этой связи следует понимать и разделять толкование «Ордены», как организацию и «Ордена» как награды за заслуги и отличие, хотя эта терминология, напрямую, и связана между собой. Закрытость Орденов, величие и элитарность многих из них, порождали зависть обывателей, а зависть, в свою очередь, фантазии, извращающие подлинную суть самоотверженного служения христианской вере. Многие Ордены сумели внести неоценимый вклад в духовное развитие мирового сообщества (бенедиктинцы, цистерцианцы, картезианцев и др.) и способствовали развитию и накоплению колоссального научного потенциала, а также ряду Географических открытий (Орден Тамплиеров, Орден Иоаннитов, Тевтонский Орден и др.), но об этом разговор в следующем произведении.

Эдуард Лощицкий.


Рецензии