Из Франции в Валенсию записки журналиста

 Из Франции в Валенсию – записки журналиста.
(часть I)

       Одно из путешествий в Париж, точнее в старинный город-резиденцию королей Санлис, мы: я, мой друг Михаил, сын Валерий и бессменный водитель, поляк по происхождению, Яцек, решили продолжить в Испании. Так случилось, что после посещения мест, связанных с жизнью принцессы Киевской Руси и французской королевы Анны Ярославны, захотелось побывать у испанских друзей. Наша цель: Валенсия – город удивительной красоты, с не менее удивительными и радушными жителями.
       Как-то я купил книжонку «Эти странные испанцы» из серии «Внимание: иностранцы!». Дрю Лоней, автор книги, не скрывая пренебрежения, прошелся по испанцам, как людям, нелюбящим иностранцев, эгоистам по натуре, самовлюбленным особам и очень шумным, кстати. Есть и еще разное, мало позитивное. Не хочу обсуждать книгу и ее автора, отмечу лишь, исходя из собственных наблюдений: – это неправда. Но на этом пока и остановлюсь – продолжу в следующем очерке.
       Пока же, наметив маршрут, мы направились в Валенсию.
       Начиная путешествие, любой из нас намечает путь следования. Первое, что нужно знать относительно Франции: не ищите великолепных автобанов – они в этой стране безупречны (автомагистрали здесь даже лучше, чем в Германии), но бесплатные дороги: на карте обозначенные как «основные и второстепенные», тоже очень даже ничего. Экономия средств, а это может вылиться примерно в 100-120 Евро, может быть истрачена на кофе, чай и сувениры. Это не главная причина, по которой стоит последовать моему совету. Истинную Францию: долины, поля, виноградники, реки, озера, лесные массивы, горные образования, и, потрясающие провинциальные городки, точнее селения – вы увидите, лишь передвигаясь проселочными дорогами. Поверьте: то, что встретите: навсегда завоюет ваше сердце – подобного нет в столичных городах. Дух страны – селения, многим из которых, от 400 до 700 лет. Они дышат стариной, смотрят на вас средневековыми строениями, а люди, словно из сказки улыбаются и приветливо машут рукой. В кофе тоже недостатка не будет: всего этого вдосталь – цивилизация все же на высоте.
       Итак, путь следования Париж – Валенсия, но в этом повествовании, я подробно остановлюсь на первой половине, то есть на путешествии по Франции. Этот отрезок приведет нас прямо к Пиренеям.
       Оставив Санлис, через столицу Франции, оставляя справа Триумфальную арку, под щипающие душу песни радио «Ностальжи», мы отправляемся на Юг к горным образованиям, многие тысячелетия разделяющие два благодатных края.
       Минуя автобан, Яцек наметил на карте путь следования. Решили: в крупные города не заезжать, иначе в Испанию попадем, в лучшем случае: дней через пять-шесть. Понятно, это не из-за равнодушия к Франции – наша задача попасть в Валенсию.
       Мелин – Фонтенбло – Немур – Монтарже – Кон-Сюр-Луар – Невер, Мулен – Клермон-Ферран – Бриве-ла-Гайард – Каор – Монтобан – Тулуза – Каркассон – Нарбона – Перпиньян – эти города лежат на пути следования к Средиземноморью, и по побережью через Барселону, можно попасть в столицу Валенсийского союза – Валенсию. В этом же направлении можно ехать и по другим дорогам: тогда вы проедите еще через несколько городов.
       Предпочтение этой дороге мы отдали по многим причинам – о них разговор пойдет тоже в следующем очерке. Но, если вы следуете в Испанию с целью посетить Мадрид, то необходимо направляться из Парижа на Орлеан, далее на Верзон, Шатору, Лимож, Брив-ла-Гайярд, Каор, Монтобан, Тулузу и через Южные Пиренеи и Пиренеи на Андорру. Есть еще один путь, ведущий к океанскому побережью: укажу и его. Он, пожалуй, самый экзотичный и, наверное, менее знакомый массовому туристу. Из Парижа отправляйтесь на Орлеан, через Блуа в Тур, Пуатье, Ангулем, Бордо (Гасконь), Байону, Биарриц и, затем, по океанскому побережью на Юг Испании и в Португалию.
       Повторюсь: мы не заезжаем в крупные города, оставляя их на обратный путь. Многие из них нам не внове: мы не впервые следуем этим путем. Знаем и то, как бы не хотелось, и какие бы не строились планы, мы и в этот раз, многие – скорее всего не посетим. Как любого путешественника из Восточной Европы, нас не могли оставить равнодушными удивительные ландшафты. Дорога увлекала, манила романтикой и живописными пейзажами, и города проигрывали с этим волшебством. Если все же вам захочется отдать предпочтение старинным городам, то вы конечно же, найдете чем восторгаться и не оставите равнодушным от своего рассказа, ни одного из своих близких и друзей.
       Итак: «Пути, которые мы выбираем», а, если перефразировать: «Дороги – милые нашему сердцу». Мы выбрали маршрут к Средиземноморью.
       Пересекая Францию, сталкиваешься с немаловажной проблемой: как бы чего не пропустить и, по возможности запечатлеть на фото. Наши «Кодаки» производят массу щелчков.
       Быстро проскочили Иль-де-Франс: впереди замелькали ухоженные поля Центральной Франции, с золотом спеющего зерна. Это великолепие, достаточно быстро сменяется виноградниками, которые, аккуратно подвязанные заботливыми руками фермеров, словно солдаты на плацу, разбиты на шеренги. Центр Франции, это долина Луары и Бургундия. Последняя, навевает массу воспоминаний из детства, навсегда оставленных в нашей памяти гением Александра Дюма-отца. Королевские мушкетеры: честь, отвага, преданность и любовь – романтика минувших времен. Материализовавшаяся в чудесных природных творениях – она мелькает за окнами машины. Точнее бы сказать: – смотрит на нас из каждого уголка благословенного края, словно говорит: я значима, я мать окружающего мира, я свидетельница славного прошлого, во имя благоденствия настоящего.
       Селения, возвышенности, реки с переброшенными через них старинными мостами – все это мы видели неоднократно, но каждый раз поражает гармония сочетания природы и творения рук человеческих. Проскочили направление на Невер, и, верные решению не заезжать в города, катим дальше. Отмечу: при управлении городом Невер в XVI веке семьей Гонзаго, здесь усовершенствовали мануфактуру по выпуску фаянса и литью стекла. Фаянсовый завод Монтаго XVII века – работает до сих пор.
       Природа, чем южнее, тем обильнее и экзотичнее. Виноградников становиться больше. Остановившись у заправки на развилке дорог, одна из которых ведет в Мулен, мы выпили очередную порцию кофе и чая. Кстати, кофе, на мой взгляд, не очень хорош. Со мной соглашаются и друзья. Масса путеводителей, в том числе и брошюра о самом Мулене. Мы бывали в нем раньше. С X века столица герцогов династии Бурбонов, ведет начало из глубокой древности. Главная достопримечательность Мулена: пышный готический собор Богоматери с интересными витражами. От некогда мощного замка Бурбонов, осталась лишь одна башня Вье, в которой хранится богатая коллекция скульптур и произведений изобразительного и прикладного искусства.
       Несколько сувениров в виде очередной Эйфелевой башни, порадовали меня с Михаилом и мы направляемся дальше.
       Мулен – последнее, что остается в Центральной Франции, за ней начинается Центральный массив с удивительными природными ландшафтами. Едем больше часа – солнце начинает припекать. Время к обеду. У дороги, в живописных, поросших лесом прогалинах, мелькают небольшие стоянки оборудованные столиками и скамьями. Проехав около ста километров в сторону Клермон-Ферран, мы на полчаса сделали остановку. Еда, к счастью, не является для нас культом, и вскоре мы опять едем в Сторону Тулузы. Вот и небольшой, утопающий в зелени городок – таких много на пути следования. Этот открыл перед нами не уничтоженные временем крепостные стены. Характерная черта таких населенных пунктов – почти полное отсутствие праздно гуляющих людей. Лишь изредка заметишь пожилого господина, неспешно прогуливающегося по брусчатому тротуару. В городке, обнаружили даже антикварный магазин, правда, попасть внутрь не смогли. В окно виднелась старинная мебель, времен III-й Империи и медные кувшины с тазами, нужно понимать – рукомойники. Такое отсутствие людей объяснялось просто – все заняты работой. Кто-то в поле, кто-то на ферме, кто-то на винограднике: у каждого есть свой объем работы – отдыхать некогда. К вечеру улочки оживятся, и народ потянется в несколько кафе и баров, уютно расположившихся на центральной площади.
       Продолжая путь, мы замечаем на, уже немногочисленных полях, аккуратно сложенные, прошитые проволокой цилиндрические массивные тюки соломы. Трактора, культивирующие отдыхающие под «паром» поля, снуют вдалеке, а несколько мулов в ожидании мешков со свежескошенной травой, мирно щиплют у дороги изрядно выгоревшую траву. Эта идиллия на фоне зеленеющих, вклинившихся в поля, лесных массивов – умиляет. Благословенный край в труде и природной красоте.
       Машина катит со скоростью 100-120 км. Сегодня нужно проехать Центральный массив и минуя Южные Пиренеи, оставив справа Тулузу и весь Лангедок, не заезжая в Каркасон и Перпиньян, пересечь границу с Испанией.
       Путь в Испанию – подарок для души и сердца. Мы так и воспринимаем это, открывая новые и новые красоты Франции.
       Поражали, внезапно появляющиеся утесы, словно огромные корабли, застывшие в бесконечном беге по безбрежному океану истории благословенного края. Среди долин изрезанных руслами речушек и полноводных рек, они представлялись в нашем понимании фантастичным творением божественной природы. Небо стало заволакиваться тучами, заполняя огромные пространства. Разнообразие красок, от ядовито-желтого, светло-зеленого и голубого, с синим переливом – превращали, вначале веселые, облака, в налившиеся темно-синим свинцом, тучи. На фоне зеленого океана, с накатывающимися темными валами гор увенчанных лохматыми белыми шапками облаков – это волшебство походило на океанскую стихию.
       Выступающие темной громадой в туманной дымке горные массивы Южных Пиренеев, еще слабо различимы. Верхушки вначале лишь угадываются, но с каждой минутой они все больше заполняют небосвод и с причудливыми облаками, создают неповторимую картину, очерчивая великолепие необъятных просторов окружающих ландшафтов. Зеленые пятна издалека, при нашем приближении превращаются в острова лесных массивов роскошных елей и сосен. Кедровники, вперемешку с лиственными деревьями, уютно расположились вблизи вьющейся среди холмов дорожной ленты.
       По пути следования попадается множество замков и крепостей, разбросанных на горных вершинах. Словно кукольные, они как из детских сказок нашего прошлого, столетиями провожают представителей беспокойного человечества, каждого, по своим делам. Немые свидетели бурной истории Средневековой Франции, они глядят пустыми глазницами окон полуразвалившихся башен и темными проемами бойниц крепостных стен. Севернее, невдалеке от Пуатье в 733 году, майордомом Франкии (Франции) Карлом Мартеллом, были остановлены арабские полчища завоевателей вали Аль-Андалуса, Абд ар-Рахмана ибн Абдаллаха. Замки… крепости…. сколько их тут?!
       Мы глазеем по сторонам, почти не разговаривая. До разговора ли. Лишь изредка возгласы неподдельного восхищения и, пожалуй, удивления, говорят о наших чувствах.
        Клермон-Ферран мы оставили чуть в стороне и остановились на небольшой заправке. Пока Яцек заливает в бак соляру, дам короткую ремарку по, незаслуженно оставленному в стороне городу. Клермон-Ферран – некогда два города, объединившиеся в 1630 году. Клермон – кельтское поселение, в последующем покоренное римлянами. В 1095 году здесь было завершено строительство собора, в котором папа римский Урбан II объявил о Первом Крестовом походе в Святую землю к Гробу Господню. В нем несколько памятников романской эпохи. Второй город, Монферран – развился в XIII-XVII века и до сих пор поражает уютными строениями купеческого сословия,
       Время торопит, и Яцек предложил несколько изменить маршрут. Вместо направления на Тулузу – свернуть в сторону Монпелье, затем, не доезжая до города, вернуться на основную дорогу в сторону Каркассона. Сокращалось около 150 километров. Решили согласиться и вскоре, меняя направление, свернули на нужную магистраль.
       Час быстрой езды, и мы въезжаем в тоннель. За ним следуют еще несколько. Они разные – от не очень длинных, до нескольких километров. Из одного попали сразу на мост. Грандиозное сооружение! Переброшенная через пропасть магистраль, дала возможность полюбоваться чудесными природными ландшафтами. Дикие козы пасутся на крутых горных уступах, и, казалось, вот-вот сорвутся в пропасть. На одной из массивных скал стоял Донжон (башня). Сколько ему лет? – трудно понять. На территории франков, с северной стороны Пиренеев, они возводились вплоть до XIII века. Владельцев такого укрепления, так и называли «Владелец башни». Встречаемые ранее замки, знакомые из истории и легенд – появились во Франции лишь в конце XIII века. Стремительно удаляясь от машины, Донжон остается справа, горделиво олицетворяя былое величие, наверное, уже неизвестного феодального рода Раннего Средневековья.
       Не нужен гид, не нужны комментарии – нужна лишь тишина и песня, которую друг Яцек мурлычет себе под нос. Созерцание – любит тишину. Согласен с высказыванием, кого-то из древних. Мы въезжаем в огромную горную долину. Она настолько велика, что даже горы отступают, открывая восхищенному взору украинцев, то есть нам, чарующую природную панораму. Дорога свернула влево вдоль полноводной горной реки.
     – Од! – коротко сообщает Яцек, и мы с пониманием дела закивали головой. С пониманием, потому что уже не раз восхищались ею в предыдущих поездках. Вдали стали появляться коттеджи, плавно переросшие в небольшое селение.
       Делаем короткую остановку возле заправки. До Каркасона двадцать километров – соблазн велик, но времени в обрез. В прошлом году мы были в легендарном городе-сказке, точнее: крепости-сказке! Ее полностью восстановили. Расположенная на крутом берегу реки Од крепость поражает количеством башен. Сам замок построили виконты Тренкавели около 1130 года. Город часто становился центром религиозных конфликтов, один из которых катарское движение, известное в истории, как Альбигойские войны. В 1209 году катары были осаждены войсками крестоносцев-альбигойцев Симона де Монфора. После 15-дневной осады замок пал. Сам Каркасон, по поверьям обладает магической силой, связанной с душами погибших катар. Легенды полны таинственности и загадочности. Кто не был в этом уголке мистической Франции – от души советую посетить. 
       Яцек заправился и мы готовы к дальнейшему путешествию, хотя соблазн остаться здесь на ночлег велик. Подобные стоянки предназначены для туристов и, в первую очередь, водителей дальних маршрутов следования. Здесь целый комплекс услуг: от ночлега в мотеле с рестораном и магазином, до нескольких автономных кафешек или баров.
       Проехав указатель на Монпелье, свернули в сторону Нарбоны и Перпиньяна. Перпиньян, последний город перед границей. Добрались уже к вечеру и сразу направили машину на границу.
       На самой границе с Францией и Испанией расположился очень интересный пограничный городок. В нем есть пропускной пункт, который, с образованием Евросоюза, своему прямому назначению служит лишь изредка. Как и в каждой приграничной зоне, здесь, расположилось ряд отелей и минимаркетов. В последних – национальные диковинки, поделки и все необходимое из продуктов питпния и вещей.
       Машин было немного. Никто не торопился в Испанию – все заняты покупками. Кое-что прикупить решили и мы, хотя Михаила с сыном Валерием больше интересовал дегустационный зал магазина. Он существует много лет, и нам не раз доводилось в нем бывать. Бочки с великолепными бордоскими, бургундскими и шампанскими винами – главная достопримечательность минимаркета. Бочки большие. Их здесь около 20-ти уже  с вделанными кранами. Вина белые и красные – разные по крепости и выдержке и на любой вкус. Рядом стаканчики – можно пробовать любое. Тут же, в деревянных клетях размещены головки сыра около двадцати сортов. Чуть дальше, так же обстояло дело и с колбасами и ветчинами. Все нарезано для пробы на двух больших столах. То есть, мой читатель понимает – это рай для, того кто не очень стремится платить, но, не против хорошо выпить и поесть. Дегустировать можно что угодно и в любом количестве. После, неизвестно какой по счету дегустации вина из очередной бочки, глаза моих путешественников заблестели, и пришлось весьма убедительно «попросить» продолжать путь – мы должны были устроиться на ночлег, на той, испанской стороне!
       Спустя десять минут пересекли неохраняемую границу, а за ней через метров пятьдесят…. Впрочем – об этом в следующем очерке.
Эдуард Лощицкий
12.03.2012 г.
Франция – Украина.


Рецензии