Человек прошлого века. вторая версия

                Человек прошлого века.             
             ( интересно узнать какая по вашему лучшая)
Виктор Киров вышел из своего подъезда и закутался в подранное пальтишко. На улице была осень, лил сильный дождь, людей почти не было. Киров шел по грязному тратуару, вжимая голову в плечи. Его седые волосы слиплись и стали совсем серые.  Не смотря на свои восемьдесят с хвостиком и ужасную худобу, он шел довольно уверенно, хотя старая военная рана в ноге давала о себе знать.  Виктор вместе  со своими двумя братьями еще совсем мальчишкой попал на фронт. Да у них и выбора особого не было. Он родился в Севастополе и ,когда фашисты напали , вместе с отцом и братьями отправился на защиту города. 
-Мужчины мы или кто?!- говорил тогда его отец – Валентин Киров ,- Что, нам сидеть и ждать пока нас тут всех перебьют?
- Но ведь они еще совсем мальчишки!- плакала мать.
- Тихо, мать! Они не мальчишки! Они русские мужчины! А значит, не позволят топтать землю русскую!
Его отец был храбрым и доблестным человеком, и умер как герой закрыл собой Алешку- младшего брата Виктора, когда очередной немецкий снаряд разорвался в опасной близости от них, насколько осколков попали в голову Валентина и он умер на месте..  Лена Кирова-  жена его- медсестрой была, раненых на поле боя перевязывала. Один раз она перевязывала раненого и истекающего кровью солдата и ,к несчастью, их заметил немец и выстрелив ей в спину попал в сердце.
Виктору с братьями повезло больше, они продержались 250 дней обороны и дождались подкрепления, они даже награды за храбрость получили. И как им отец наставлял, так они на фронте все годы войны и провели под началом генерал-майора Петрова Ивана Ефимовича, звания офицерские высокие получили.
Старик поежился от холода и пошел быстрей, нога заныла пуще прежнего,  осколки от разорвавшегося снаряда вытащили, а вот шрам и боль остались.
Забежав в магазин  Киров, перевел дух и ,взяв тележку с красной ручкой, пошел по залу с продуктами.
- Смотри куда идешь, старикашка!- рявкнул на него подросток, одетый в кофту с капюшонам и широких брюках.
Старик прикусил язык, он не хотел уподобляться этому мальчишке. Взяв хлеб, молоко и немного овощей, Виктор пошел к  холодильнику с мясом и долго стоял, выбирая куриную грудку. Полная женщина с мелированными волосами жевала жвачку и , заметив, Кирова криво усмехнулась полными губами, которые были изрядно намазаны розовой помадой.
- Чего думаешь дедуль? Все свежее, только привезли.- прочавкала она.
- Цвет не очень.- пробормотал он.
- Не нравится? Так иди в другой магазин. Нечего другим мешать.- хмыкнула женщина.
- Дурите вы народ.- вздохнул  Виктор и пошел дальше.
Она что-то бросила ему в след, но Киров ее не слушал, он был погружен в свои мысли.  Подойдя к кассе, он достал кошелек, в котором лежала только тысяча рублей и его фотография с  братьями.
- Надо сегодня съездить на могилку к ним.- подумал Виктор расплачиваясь с кассиршей.
Выйдя на улицу, он увидел, что дождь уже кончился.  Вернувшись в свою однокомнатную квартирку с подранными обоями, из мебели в которой были только кухонный стол, старая плита , диван да старый шкаф. Убрав продукты в маленький холодильник, он снова посмотрел на фотографию : черно- белую, потертую, уносящую далеко в светлые деньки, когда они были молоды  и при погонах стояли перед  фотографом. Лешка должен был уезжать в Питер к невесте, а Федька к жене в Ялту, у самого же Виктора жена в Москве была на последнем месяце, вот они и решили сфотографироваться, перед  тем как расстаться. Все красавцы, высокие, статные, темноволосые, только Федька чуть рыжеватый- больше в мамку пошел, хотя на фотографии этого особо не видно.
Вздохнув, старик убрал ее и ,одев старое серое пальтишко, вышел из квартиры и ,едва успев запереть ее на ключ, услышал пьяный голос соседа.
- О! Виктор Валентинович! – пробулькал мужчина лет тридцати в грязной майке.- Как жизнь?
- Опять пил весь день.- хмуро произнес Киров.
- А что? Нельзя?- загоготал пьяница.
- Лучше работу нашел бы.- бросил старик, идя к лестнице.  Лифт уже второй месяц на ремонте,  да и для него полезней пройтись, к тому же боль в ноге утихла.
Сосед преградил ему дорогу.
- А я работаю!- важно заявил он. – На заводе грузчиком!
- И все на выпивку тратишь?- вздохнул Виктор.- Лучше бы за ум взялся.
- А чем ты лучше меня?- ухмыльнулся пьяница.- Сам в комнатушке живешь, да на еду едва деньги с пенсии нагребаешь.
Киров промолчал, на самом деле он работал на одного начинающего писателя : хороший юноша, каких сейчас мало.  Виктор ему по мелочи помогал-то по дому поможет, где-то по делу подскажет да и с бумагами разберется. Раньше Виктор отсылал все деньги внуку на учебу, но теперь тот женился на богатенькой девушке и забыл про старика, но Киров все равно посылает ему деньги- молодым они нужней.  Сын Виктора пять лет назад попал в аварию и погиб вместе с женой, вот он и отдавал все, что мог своему внуку.
Отодвинув в сторону соседа и ,поморщившись от отвратительного запаха перегара, он спустился с шестого этажа на первый и, толкнув тяжелую железную дверь, вышел на улицу. 
Дойдя до остановки, старик сел в пятьдесят седьмой автобус и ,взявшись за ремешок, весящий на балке, посмотрел в окно. Перед ним сидели двое здоровых лысых мужчин, которые курили и матерились, как два матроса. Виктор покосился на них, позади этих двух сидела девушка с маленьким ребенком, тот начал плакать из-за дыма.
- Пожалуйста, не курите,- вежливо попросила девушка.
Мужчины обернулись и рявкнули на нее, обозвав неприличными словами. Киров сжал пальцы.
- Извинитесь перед девушкой,- тихо произнес Виктор.
- Что ты там вякнул?- огрызнулся один из мерзавцев.
- Извинитесь,- уже громче повторил Киров. 
- Да ты у нас храбрый, старичок!- расхохотался второй и, поднявшись, взял Виктора за воротник. – Может спустить тебя с лестницы, а?
- Извинитесь!- в последний раз повторил  Киров.
- Тебя заело?!- громила тряхнул старика.
Женщина вжалась в кресло и прижала к себе личико ребёнка. Виктор сжал пальцы так, что побелели костяшки.  Он ,хотя и был слабей эти двух, но зато опытней и умней.  Уловив момент, когда автобус остановился на очередной остановке, Киров ударил того, что держал его за ворот в нос, но этим только разозлил его еще сильней. Второй приятель  вскочил на ноги, и хотел было сам схватить старика, но тот  собрав все свои силы отскочил в сторону оставив в руках первого омбала кусок своего ворота. Затем, когда они уже вдвоем начали надвигаться на него, Виктор отступил сначала к открытой двери, после ,стоя на ступеньке лестницы, пригнулся и быстро проскочив между широко расставленных ног одного, пнул обоих громил которые весьма кстати стояли на самом краю ступеньки, так что не осень сильного толчка хватило что бы они кубарем скатились на асфальт. Дверцы закрылись, и автобус уехал, оставив за собой матерящихся и перепачканных  дорожной пылью мерзавцев.
- Вы в порядке?- произнесла девушка, протягивая ему руку.
- Да ей только восемнадцать не больше!- мелькнула в голове Виктора.   
- Не рановато-то вам иметь ребенка?- произнес старик отряхиваясь. Девушка покраснела и отвела глаза.
  - Я работаю няней и решила прогуляться с ребенком в парке, а сейчас едем домой- ему пора кушать.- пролепетала она.
Киров улыбнулся .
- Простите меня. Вы должно быть не местная?- произнес он, садясь рядом с ней.
- Нет, я из Казани.- ответила девушка. – Приехала в Москву учиться.
Малыш с любопытством смотрел на Виктора. Киров откинулся на спинку.
- Это дело правильное. А кем хочешь быть?
- Журналисткой. Хочу писать статьи, которые будут разоблачать лжецов и помогать нуждающимся.
- Вы слишком наивны и добры для этого времени, прямо как Николай.- вздохнул Виктор.- А зовут вас как?
- Варя. 
- Красивое имя.
Девушка снова смутилась. И старик хрипло засмеялся.
- Вам надо познакомится с Колькой, вы с ним были бы хорошей парой. Правда, он мрачноват…
-А кто он?- поинтересовалась Варя.
- Писатель,  делает первые шаги , но мне кажется он далеко пойдет.
Мальчик зевнул , и устроившись на коленях девушки, задремал. Киров осторожно поправил его курточку, стараясь не разбудить.
- А у вас есть дети?- улыбнулась Варя.
- Внук, но я его уже давно не видел,- тихо отозвался Киров. Девушка поняла, что расстроила его и виновато опустила глаза.
- Как вас зовут?- робко спросила она.-
- Виктор Валентинович Киров,- ответил Виктор.
- Виктор Валентинович, хотите, я  буду к вам буду домой ходить?
- Зачем?- удивился Киров.
- Ну по дому помогать, я готовлю неплохо.  Не подумайте плохого, я просто хочу вас отблагодарить.
Виктор снова засмеялся, они еще долго говорили. Оказалось, что Варя сирота из детдома. Приехала в Москву на деньги, что ей дали в приюте, живет в общежитие при институте. Зарабатывает на оплату учебы и комнаты, ест обычно то, что оставят родители Вани, платят они ей не очень много, но пока хватает. Киров дал ей свой телефон и ,попрощавшись,вышел из автобуса на своей остановке.
- Эй, отец- крикнул ему водитель автобуса.- Ты это…служил что ли?
- Служил,- немного сухо ответил Виктор.
- И кем был? Генералом что ли?- усмехнулся мужчин, явно уроженец Украины, судя по акценту.
- Да,- коротко ответил старик и пошел в сторону кладбища.
На Кирова вдруг снова  нахлынули воспоминания, как он отказался от своего поста и занялся семьей, как отдал внуку свою квартиру, а сам купил себе однокомнатную. И вдруг почувствовал как его плечи отяжелели, а ноги ослабли, но-  мотнул головой и ,выпрямившись, ускорил шаг. Перед входом на кладбище, он купил цветы и пошел по тропинкам между могилами.  Народу почти не было, только такие же старики , как и он. Остановившись перед нужной оградой, он перелез через нее и посмотрел на четыре могилки: двух братьев, сына и невестки. Он поменял цветы и воду. Потом долго стоял над могилами, вспоминая былое время.
Лешка умер от желтухи еще молодым, оставив жену и сына одних.  Они уехали за границу, и
насколько слышал Виктор, его сын занялся бизнесом и неплохо устроился. Старший брат Федька погиб от рук грабителя, его дочери вроде музицируют в каком-то оркестре.
Киров почувствовал себя совсем одиноким, по его щеке скатилась скупая слеза.
Простояв так  еще час он  направился к остановке.

***
Через пару дней Виктор слег, сердце внезапно начало болеть, было ощущение, будто его сжимали в тисках.  К нему ходила Варя, покупала продукты и кормила его. Николай тоже ходил к нему- покупал лекарства, вызывал врача, когда Кирову становилось совсем плохо и пытался уговорить его лечь в госпиталь, но Виктор наотрез отказывался. Каждый вечер Коля читал свои новые произведения, а Варя и Виктор с упоением слушали.
- У вас и правда, талант!- аплодировала ему Варя.
- Благодарю,- поклонился Николай.- Я завтра отнесу этот рассказ в редакцию,  а затем снова к вам, Виктор Валентинович.
- Я уверен, они его примут,- слабо улыбнулся Виктор. – Коль, ты не мог бы достать коробку из глубины шкафа?
Молодой человек кивнул и ,порывшись в тряпках, выудил большую коробку, похоже из-под холодильника который доходил ему до пояса, из шкафа. Он поставил ее рядом с диваном, на котором лежал старик.
- Знаете…- прошептал Виктор.- За эти несколько дней вы стали мне  семьей. Вы хорошие люди,  я это вижу. Если меня не станет, заберите эту коробку. Это самое ценное, что у меня есть.
- Ну что вы такое говорите,- улыбнулась девушка.- Нам нечего от вас не надо.
Николай согласно кивнул.
- Я просто хочу, что бы вы это сохранили. Исполните волю старика?
- Вам еще жить и жить!- покачал головой юноша.
Вскоре они расстались. Виктор долго лежал и смотрел в потолок, у него появилась маленькая семья, после стольких лет одиночества он получил это счастье. Пусть она маленькая, но все же семья. Он счастливо улыбнулся. Киров приподнялся,  взял бумагу и ручку со стола ,  написал несколько слов и положил листок  на коробку, затем закрыл глаза и погрузился в вечный сон с улыбкой на устах.


***   
Николай подходил к своему дому и с удивлением посмотрел на плачущую Варю, которая стояла возле подъезда со знакомой коробкой.
-Что случилось?- взволнованно спросил юноша.
- Виктор Валентинович…он…он…умер!- всхлипывая, выкрикнула она и уткнулась ему в грудь.
- Как умер?!- он схватил ее за плечи.- Почему?!
- Сердце…остановилось…- выдавила она.- Почему?...Почему мы…не остались с ним?!
Николай крепко обнял ее и отвел к себе в квартиру. Немного успокоившись, она протянула ему записку из коробки.
- «Прошу передать эти вещи Николаю Семеновичу Строгинскому и Варваре Прокопьевне Мироновой.»- прочел он и , прикусив, губу открыл. В коробке лежали генеральский мундир, ордена, кортик, фуражка и множество фотографий .
Варя взяла одну, где были все три брата, и вытерла слезы.
- Он и правда отдал нам самое дорогое…память о своих близких и верности своей стране,- тихо произнесла она.

Николай оплатил похороны, на них пришли все родственники, но вели они себя отстраненно и официально, и только он с Варей пролил настоящие слезы над гробом старика. Подул сильный ветер,  унося за собой разноцветные осенние листы, кружа их в танце, будто отдавая почести генералу Виктору Валентиновичу Кирову.
Варя достала пачку фотографий  из кармана своего пальто- ту самую , которую они нашли в коробке, вдруг ветер выдернул ее из дрожащих рук девушки. Николай начал быстро их собирать.  И подобрав последнюю ,увидел на них трех, совсем молодых братьев Кировых. Младший был с перевязанной рукой, Федор был весь в шрамах, а сам Виктор на костылях  -они все были в форме , стояли посреди кладбища, перед  могилками отца и матери. В уголке было написано « В память о павших героях».
Родственники уже разошлись,  а эти двое все стояли, склонившись над фотографией ушедших героев.   


Рецензии