Безволие

Безволие пугает человека и не оставляет у него унизительного чувства, что некто сломал его волю и повел на веревочке.
Безволие - это слабохарактерность, отсутствие силы воли.

Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.

Синонимы:

абулия, безвольность, бесхарактерность, бесхребетность, мягкотелость, обломовщина, отсутствие стойкости духа, отсутствие твердости духа, слабоволие, слабодушие, слабость, слабость воли, слабохарактерность, слюнтяйство, тряпичность, хлипкость.
 Волевой человек, считает А.Добрович (1981), внушает человеку то, что им было задумано и перед ним остается лишь лечь лицом в пыль и с благоговейной покорностью ждать своей участи. Роль волевого человека можно разложить на спектр белого света.

Роль Покровителя (красный цвет). Покровитель - значит, могучий и властный, но добрый к тебе человек. Опора в бедах, утешение в страданиях, предмет благоговения.

Роль Кумира (оранжевый цвет). Кумир знаменит, обаятелен, пользуется всеобщим восторженным восхищением

Роль Хозяина или Господина (желтый цвет). Любое его слово - закон. Попробуйте не подчиниться, если есть нечто похуже смерти: пытки, когда смерти ждут, как счастливого часа.
Но если вы будете лояльны к Господину и выскажете полное послушание, вам будет хорошо. Вас может быть приблизят, обласкают, облекут относительной властью. Угодите ему - и станете жить в довольстве. Не умеете угодить - пеняйте на себя.

Роль Авторитета (зеленый цвет). Этот обладает ограниченной властью и не обязан творить благие дела. Благо уже в том, что он не больше других разбирается в каком-нибудь общеполезном или важном деле. К нему нельзя не прислушаться. Не воспользуешься его советом  - гляди, сядешь в лужу.

Роль Виртуоза, или ловкача (голубой цвет). Вступая в этой роли, вы даете понять, что умеете совершать невозможное. Хорошее или плохое - неважно. Виртуозный делец, "из-под земли" добывающий то, чего иным не снилось; виртуозный вор-карманник, виртуозный игрок, фокусник, стихоплёт, спорщик - что угодно. В любом случае вы завораживаете публику, и даже ограбленный вами субъект не может не восхищаться вашей ловкостью и не позавидовать ей в душе.
 
Роль Удава (синий цвет). Это не Властитель, не Господин, хоть он при желании может сделаться для вас и Хозяином. Это тип который видит все ваши слабые места и в любой момент готов поразить их, что доставляет ему истинное удовольствие. Ломать вас, топтать вас ему так же легко, как вам получить удовольствие чего-либо. И так же приятно. Вы боитесь его и предпочитаете подчиниться, так как ни на миг не поверите, что способны справиться с ним, дать сдачи.

Роль Дьявола (фиолетовый цвет). В этой роли вы - олицетворенное зло. Зло "метафизическое", зло ради зла, а не во имя какой-либо цели. Вы неумолимая пасть акулы; скелет с острой косой; земля, разверзающаяся при землетрясении[c.50-51].


Безволие (подросток)
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/bezvolie_podrostok
Примеры из жизни
Пессимист
Ему 9 лет. Он до сих пор ревет по любому поводу (не дали посмотреть мультик, не разрешили куда-то пойти, сказали что время на компе закончилось и надо выходить... и т.д.). Слезы были всегда, никогда мы не шли на поводу, т.е. если он рыдает выпрашивая что-то, то 100% не получит желаемого. Я думала этот способ сработает, но увы. Вообще мальчик "тяжелый", когда я пытаюсь с ним поговорить о том, что надо больше позитива в жизни - он мне заявляет, что он пессимист и с этим ничего не поделаешь. Не увлекается ничем кроме компа и телека (ограничиваем). Раньше читал много - сейчас нет. Занимается спортом (волейбол, плаванье) но скорее потому, что это надо НАМ.
Пока не скажешь – не сделает
Сыну почти 13,5 лет. Несобранный и невнимательный. В чем это проявляется? Началась школа, после уроков: «Расписание узнал, записал в дневник?» - «Забыл». «Учебники получил? Какие нужно купить?» - «Не знаю, забыл». Ходит на плавание, перешел в спортивную группу, тренировки каждый день. Тренер сказал пройти медкомиссию. У нас вопросы: «Где пройти? Как? Какие врачи?» И т. д. Ответ: «Точно не знаю». На вопрос, что же не уточнил и не разузнал, отвечает, что ничего страшного, лишний раз съезжу (прогуляюсь) в спорткомплекс, спрошу у тренера. И это на каждом шагу. Удивляет нерациональность. Страшит то, что парень растет и мужает, а ответственности за свои действия не прибавляется. Шалтай-болтай. Пока не скажешь, не сделает. Пока не напомнишь, не сообразит. Такое ощущение, что без подсказки даже не напрягается думать, планировать.
Ждет давления
В прошлом году, когда Темка пошел в школу, были проблемы с адаптацией и с первой учительницей. Или скорее, наоборот, с первой учительницей и поэтому с адаптацией к школе. Мы обратились тогда к психологу. Она посоветовала нам следующее. Не делает ребенок уроки, садись рядом с ним и пока не сделает, не выпускай из-за стола ни под каким предлогом. Так и делали. Уроки делать научили. А теперь создается такое впечатление, что Темка ждет, когда его будут давить, «душить», наказывать. Для меня и для мужа такой стиль воспитания и поведения неестественен. Невозможно жить в постоянном напряге. А вопрос собственно в том, как выбраться из этой ситуации и жить спокойно, весело и дружно.
Причины
Сверхопека
Основная причина в том, что родители, даже сами того не подозревая, стремятся во что бы то ни стало сохранить эмоциональную близость с ребенком, нежную ниточку, которая тянется от души сына к матери. Платой за такую близость является их взаимозависимость, которая, казалось бы, удобна обоим: мать чувствует себя нужной, а ребёнок просто утопает в душевном комфорте и психологической безопасности. Но (!), ребенок почти все время отсиживается в домашнем «гнезде», без побуждения матери не вымоет посуду, не уберёт в комнате, не сядет за уроки. Не понимая свою вину, родитель злится на свое дитя, а то, в свою очередь, нервничает оттого, что сделал что-то неправильно. Налицо социальный конфликт, который не принесет ничего хорошего ни той, ни другой стороне.
Замечание: по сути – да, имеет место сверхопека. Это повод для родителя взглянуть на себя со стороны и понять, где он преступил границы, где взял на себя ответственность за жизнь ребенка там, где ребенок сам должен за себя отвечать. И затем создать для ребенка такие условия, в которых ребенку будет выгодно отвечать за себя самому.
Как испортить удовольствие от занятия
Как часто родители, сами того не замечая, портят детям удовольствие, убивают интерес к какому-нибудь занятию. А потом жалуются, когда дети начинают страдать от апатии.
Случай из жизни. Мальчик мечтал о велосипеде. Однажды родители покупают велосипед. Ребенок просто счастлив. На выходных он идет с отцом учиться кататься. Что-то у него не получается и тогда отец говорит, что пока он не научится кататься, домой они не пойдут. Через слезы, сопли, «не хочу» отец добился своего. Сын научился ездить на велосипеде. Но почему-то не испытывает желания делать этого. Велосипед стоит на балконе, сын ездил на нем считанные разы.
Почему так сложно начать?
А у вас бывает такое, когда есть дело, но трудно его начать? Конечно. Такое бывает практически у всех людей. Возможные причины:
1. Мне не нравится это дело. Я не хочу его делать. Я делаю его только по обязанности – и поэтому делаю его плохо. (Замечу, что такой мотив не может объяснить поведение сына, например, когда ему трудно сделать первый шаг – сходить поиграть в волейбол)
2. Мне не нравится, что меня заставляют! Я не хочу, чтобы меня заставляли. Я хочу, чтобы меня слушали. (Это уже ближе к истине. И все-таки не то. Дети, которые борются со взрослыми за свободу, ведут себя гораздо агрессивнее. Они предпочтут устроить войну, даже себе во вред, но не подчинится требованию взрослого. Как то так можно объяснить ситуацию с пропущенной продленкой, но не ситуацию с волейболом)
3. Я хочу, чтобы меня поуговаривали. Грубо говоря, ситуация с делом используется для получения внимания от взрослого.
4. Страх. Да-да, самый настоящий страх. Что такое лень? Это страх начинать дело. Страх потратить силы впустую. Страх начать и потерпеть неудачу. Страх наказания за неудачу. Этот страх по-разному проявляется в каждом из нас. Например, практически любому человеку сложно решиться и начать какое-то очень сложное дело. Мы бессознательно будем тянуть, откладывать на потом, находить какие-то другие дела и поводы оттянуть начало. Чтобы справиться с этой проблемой, люди составляют планы, разбивают сложную задачу на несколько простых и т.д. Очень многие люди склонны начинать и не доводить дело до конца. Ведь если дело не сделано, то и за ошибки ругать не будут. А неудачу можно оправдать недостатком времени.
А еще, возможно вы встречали в жизни людей, которые ужасно боятся ошибок. Они очень уязвимы к критике и очень бурно реагируют, когда вы обращаете их внимание даже на малейшую ошибку.
Страх неудачи... Одних он дисциплинирует, заставляет выкладываться, чтобы всегда быть на высоте. Но побочным эффект – больное самолюбие и страх совершить ошибку. Другие дети, наоборот, становятся пассивными и безынициативными. Они стараются не выделяться, быть как все, чтобы их не замечали. Их главное желание – чтобы их оставили в покое. Третьи дети начинают дело и никогда не доводят его до конца, бросают на полдороги. По принципу – лучше слыть способным, но неорганизованным, чем быть неудачником. Причина же такого поведения в том, что свои неудачи они переживают очень болезненно. Горечь поражения сильнее даже чем радость победы…
Решение проблемы
Как вытащить бегемота из болота?
1. Снизить планку требований. Это не значит вседозволенность, но это значит нормально относиться к ошибкам и медленнее повышать эту самую планку.
2. Постепенно снизить количество требований. Особенно в отношении навыков самообслуживания и занятий, которые сами по себе должны приносить радость и удовольствие.
3. Создайте для ребенка такие условия, чтобы ему было выгоднее решить и сделать самому, чем сбрасывать ответственность на родителей.
4. Находите плюсы ребенка и говорите ему о них. Чаще хвалите. Научитесь замечать любое положительное изменение в его поведении. Если не за что хвалить – придумайте какой-нибудь повод.
5. Поощряйте инициативу. Например, чаще советуйтесь с ребенком, спрашивайте его мнение. Ведь наверняка есть что-то, в чем он разбирается лучше вас.
6. Научите ребенка проще относиться к ошибкам. Например, рассказывайте о своих ошибках. Пусть он поймет, что ошибаться – это нормально. Ошибки дают нам ценный опыт в жизни.
7. Жизненный девиз «ты сможешь», «попробуй – результат будет», «я верю в тебя».
8. Чаще напоминайте ребенку о его прошлых и настоящих успехах.
9. Еще один способ «оживить» ребенка – записать его на тренинг. Тренинги для детей и подростков помогают найти стержень в ребенке, помогают ему понять и принять себя, а как следствие, окружающих. Выбирая тренинг, важно понимать, что не каждый специалист сможет найти подход к вашему сыну или дочери, и лучше обратиться в проверенный центр с высококвалифицированными специалистами. В России крупнейшим тренинговым центром является Центр Синтон, аДетско-юношеское направление Синтона - одно из наиболее эффективных с точки зрения достижения целей родителями и интересных с точки зрения подростка. Рекомендуем.


Безволие (юноша)
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/bezvolie_yunosha
Примеры из жизни
Паралич воли?
Сын... Способный, мягкий, добрый... Лжет, подворовывает... Учился через пень-колоду, но в последний год учебы напрягся моими увещеваниями и получил пятерки по физике и математике и сам поступил в университет. Первую сессию завалил - просто не ходил на зачеты, причем все время врал, что все замечательно. Ощущение, что у него не хватает жизненных сил, воли, чувства ответственности. Не может довести до конца ни одного дела, будь то чтение книги, регулярное занятие спортом и т.д.
Не знаю, что делать, на словах не хочет меня огорчать, поэтому и врет. На деле (на мой взгляд) завяз в неспособности совершать осмысленные поступки (понимаю, что звучит жестко по отношению к ребенку) Паралич воли? Это корректируется?
«Пропал»
Не могу повлиять на сына, и принять его образ жизни тоже. Ему уже (или только?..)16, а он твердит лишь одно "Пропал". Пока идёт полным ходом саморазрушение: учёба заброшена (только числится в 11-ом классе), и радости лишь от сна, еды и компьютерных игр. С его "знаниями" уже сомневаюсь в окончании школы, не говоря о дальнейшей учёбе.
Мнение
Когда мне говорят, что сын не хочет делать ничего, я думаю: доучили... Значит, так в школе старался, так ему дома кричали про уроки, так гнали еще и в музыкальную школу, что парень не успел найти себе любимое занятие, любимую работу. Не успел дойти в этой работе до удовольствия. Не успел превратить это удовольствие в потребность.
Осталось только одно любимое дело: не делать ничего. Самое легкое дело и самое легкое удовольствие. Получился ненормальный человек.
Мой брат Александр с детства любил все живое, в лесу становился другим человеком — умелым, ловким, неустающим. Был бы отличный егерь, лесник. Но в школе и дома в него пихали — с руганью — алгебру, историю, немецкий язык. Птичьему языку в школах не учат. И к четырнадцати годам его любимым делом стало ничегонеделание. Кто виноват?
Почему мы так ежедневно заботимся об успехах детской учебы и не заботимся об успехах детской души? Когда говорят: главное, чтобы мой ребенок был счастливым, я хочу уточнить: счастливым или "как все"?


Рецензии