К счастливой жизни на Земле

Интернет-проект Международной Академии Информационных Технологий

А все-таки счастье на Земле возможно!

Примечание, сделанное в мае 2012 г .: Под таким названием этот текст в 2002 г. был размещен по-английски на Форуме Get Involved Римского клуба, сразу же после сделанного мной в тот же год там же приглашения Подключайтесь к Всемирному проекту «Счастье на планете Земля». Теперь, десять лет спустя, мне хотелось бы выразить свое несогласие с некоторыми своими же собственными мыслями и сделать дополнения.

Есть в Беларуси Международная академия информационных технологий (МAИT), которая на своем последнем годичном Общем собрании (март 2003 г.) поддержала замысел проекта « К счастливой жизни на планете Земля», предложенный Институтом интеллектуальных технологий (ИнтелТех) при МАИТ. Была выражена также уверенность, что такой проект мог бы разрабатываться под эгидой ООН; посему в ООН было отправлено соответствующее обращение Президиума МАИТ.

Итак, есть повод сказать несколько слов об этом проекте.

На первый взгляд он может показаться наивным, смешным и, разумеется, нереализуемым. В самом деле, как можно говорить о чем-то таком, если войны, основной источник несчастий, обычны между людьми?

Люди в каком-то смысле правы, говоря так, поскольку не плохая экология, не истощение природных ресурсов, не ухудшение здоровья людей являются основными препятствиями на пути к счастливой жизни, а наше конфликтное и агрессивное поведение -- межличностное, межнациональное и межгосударственное.

Я вижу теперь свою задачу в том, чтобы показать, что этот замысел все же имеет некоторые шансы быть реализованным. Эта задача включает в себя две вспомогательные задачи:
A) представить аргументы, что мы и наши потомки могут продвигаться к счастливой жизни на Земле;
B) обосновать тезис, что потенциальный проект имеет базу, которая может рассматриваться как первый шаг в этом направлении.

Прежде всего, не думаете ли вы, что вся масса препятствий на пути к счастью размещается в наших головах? Такое препятствие, например, как особенности человеческого менталитета, который принято рассматривать как некую данность. Вот почему считается, что агрессивность, как самое заметное качество нашей натуры, обуздать никак нельзя.
Конрад Лоренц когда-то написал: “У нас есть веские основания считать внутривидовую агрессию наиболее серьезной опасностью, какая грозит человечеству в современных условиях культурно-исторического и технического развития. Но перспектива побороть эту опасность отнюдь не улучшится, если мы будем относиться к ней как к чему-то метафизическому и неотвратимому; если же попытаться проследить цепь естественных причин ее возникновения - это может помочь. Всякий раз, когда человек обретал способность преднамеренно изменять какие-либо явления природы в нужном ему направлении, он был обязан этим своему пониманию причинно-следственных связей, определяющих это явление”.

Можно сказать, что наши страсти и слишком прагматически понятые интересы вновь и вновь побеждают наши умы. Итак, вопрос выживания человечества состоит в том, как обратить эту ситуацию.

Есть основания думать, что дело не безнадежно. В самом деле, известно, что образование снижает уровень агрессивности (*). Почему не допустить, что специальным образом подобранные методики обучения смогут снизить ее до нормального, цивилизованного уровня? Предположительно, путь для этого - развитие панорамного мышления (ПМ), и педагогическая наука вполне в этом деле способна помочь.
________________________
(*) Спорное утверждение. Да, малообразованные люди обладают более низкой культурой межличностных взаимоотношений (чаще используют кулаки), но войны, как правило, развязывают вполне образованные люди.

Просматриваются причинно-следственные связи

1) Агрессивность - это человеческое качество, сформировавшееся в доисторические времена, поскольку оно обеспечивало преимущество в индивидуальном выживании.

2) Из-за достаточно высокого давления отбора на Земле (вызванного опасными условиями существования наших предков) оперативное поле сознания человека, как и других животных, сужено. Другими словами, мы эволюционно отягощены быть «узкоумными». Именно из-за такой нашей особенности человеческий мозг является машиной последовательного действия, логика мышления максимально простая - бинарная; люди привержены к простым и понятным решениям; для человека более привычно и легко генерировать аналитические, чем синтетические идеи, а системное мышление является в человеческом обществе скорее исключением, чем правилом.

3) Агрессивность и узость оперативного поля сознания коррелятивно связаны: одно обусловливает другое.

4) Эта пара сопряжена не только эволюционной предысторией: хорошо известно, что при агрессии поле сознания становится еще более узким, даже предельно узким (в медицине такое состояние называется ‘делириум'). Все спонтанные, неподготовленные убийства происходят как раз в таких состояниях и называются ‘убийствами в состоянии аффекта'.
5) Когда люди направляют агрессию против самих себя, происходит суицид, физиологически характеризующийся тоже предельно суженным полем сознания.

Цивилизации брошен вызов

Для современного человека уже нет оснований быть «узкоумным»; наоборот, наши гораздо более сложные условия существования (это довод) и, как правило, гораздо более безопасное существование (а это -- отсутствие контр-доводов) требуют все более широкого поля сознания. Можно даже утверждать, что «быть или не быть» для Человечества означает развивать или не развивать такое новое качество, как панорамное мышление.
Проблема счастья включает в себя все другие проблемы, стоящие перед человечеством: военные конфликты, терроризм, рост бедности, истощение ресурсов, загрязнение окружающей среды. Вот почему поставить проблему счастья означает не витать в фантазиях, а реализовывать во всей сложности императив выживания человечества.

Итак, панорамное мышление -- это новый вызов Человечеству. Покончить с войнами, военными конфликтами, терроризмом, выйти на путь устойчивого развития станет возможным лишь тогда, когда человечество глобально «поумнеет» и сможет преодолевать эволюционную отягощенность своего мышления(**) даже при разрешении глобальных проблем. Кроме того, избежать техногенных катастроф тоже возможно лишь тогда, когда люди научатся думать, принимая в расчет гораздо большую сложность мира, т.е. научатся мыслить панорамно.

Подытожим: агрессивно реагирующий и оперативно действующий «узкий ум» - это было условие выживания доисторических индивидуумов ; спокойный, панорамный ум становится теперь condition sine qua non выживания всего Человечества.

(**) Можно высказать здесь дополнительный довод в пользу преодоления дефицита панорамного мышления. Ведь кроме «наших» есть и «другие», есть отчужденность, и, расширив панораму своего мышления, расширив панораму своего мышления до понимания забот, проблем и интересов других, люди получат больше возможностей не быть вовлеченными в опасные конфликты. Это значит, что у панорамно мыслящих людей произойдет «демилитаризация духа», так необходимая в условиях, когда уже можно предупреждать:
"Сегодня наступает последний день из оставшихся дней жизни цивилизации”.

Заключительные замечания

Интеллектуальный ресурс Земли может быть использован много более полно, когда будут созданы условия реализовать главный талант Homo sapiens - его способность к обучению и творчеству.

Заметим, уменьшить количество несчастий и увеличить массу счастья -- это значит двигаться в одном и том же направлении.

Русский писатель Лев Толстой когда-то сказал: «Необходимо верить в возможность счастья, чтобы быть счастливым».

Предположим, что есть страна, в которой ПМ получает все большее распространение. Тогда можно предсказать 2 группы последствий этого - анти-негативные и позитивные.

Анти-негативные:
1) уменьшение случаев самоубийств;
2) снижение числа убийств, совершенных в состоянии аффектва;
3) снижение процента разводов;
4) прекращение или ослабление межэтнических, межконфессиональных и других конфликтов;
5) преодоление разобщенности различных наук благодаря появлению объединяющих идей большой общности;
6) прекращение использования людей в антигуманных целях (из-за их возросшей способности сопротивляться зомбированию).

Позитивные:
1) улучшение и умиротворение межличностных отношений;
2) повышение законодательной активности в количественном и качественном отношениях;
3) повышение изобретательской и инновационной активности;
4) рост ВВП на душу населения (благодаря росту человеческого капитала организаций, предприятий, компаний и т.д.).
5) улучшение качества отдыха из-за большего удовольствия, получаемого людьми благодаря их более совершенному инструменту мысли , снабженному ПМ.

Как выясняется, такое мышление, когда поле сознания эффективно расширено, вполне возможно. Например, цирковой артист, делающий в полете множество сложных и скоординированныз движений руками и ногами, головой и туловищем, мыслит панорамно. Юморист, бросающий блестящую реплику на совершенно серьезное заявление, совершает акт панорамного мышления, так же как и те, кто его слышит и воспринимает.. Дирижер, ведущий десятки партий оркестра, слушая то, что звучит, и корректируя звучащее, выдерживая темпы, сохраняя в памяти общий план исполнения и соотнося звуковой результат с ним - служит, может быть, самым выразительным аргументом, что панорамному мышлению можно научиться.

Итак, панорамное мышление (объединяющее понятия творческого, латерального, нестандартного, многотрекового, системного мышления) -- это новый вызов человечеству. Избежать войн, военных конфликтов, убийств и других преступлений можно только тогда, когда панорамное мышление станет достояние большинства людей.

 О проекте

Мы рассматриваем такой проект как адекватный ответ на вызов нового века -- что нужно сделать человечеству, чтобы разрешить нарастающую массу проблем. Мы готовы сделать первый шаг.
«Мы» -- это группа исследователей и педагогов, входящих в МАИТ.
В связи со сказанным, цели проекта в области развития ПМ:
1) показать масштаб проблемы дефицит панорамного мышления (ДПМ) как имеющей многообразные проявления повсюду;
2) установить причинно-следственные связи между ДПМ и негативными явлениями жизни;
3) показать, что ДПМ может эффективно преодолеваться образовательными средствами;
4) выяснить особенности проявлений ПМ для различных возрастов;
5) понять, каковы различия в будущих образовательных программах для дошкольного, школьного и студенческого возрастов;
6) дать рекомендации составителям школьных образовательных программ.

Почему сейчас?

Сейчас подходящее время, чтобы поставить такую проблему, поскольку “мировая паутина” вот-вот, в ближайшие десятилетия даст практически для всех неограниченные возможности для установления межперсональных контактов, когда массы людей смогут объединяться для обсуждения какой-то проблемы в онлайновом режиме. Т.е. человечество приблизится к состоянию единого (в информационном смысле) социального организма. Но ни в одном живом организме почки и печень не враждуют, так что можно ожидать умиротворения в человеческом сообществе.

Предпосылки для этого создаются не только из-за распространения Интернета, но и из-за роста числа международных организаций.

Итак, имеются веские основания думать, что мы и наши потомки могут достаточно успешно идти по пути к счастливой жизни. Мы надеемся, что этот потенциальный проект может рассматриваться как первый шаг в этом направлении.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Обращение в Секцию НГО ДОИ/ООН

 МАИТ Международная академия информационных технологий IAIT
 Ассоциативный член Департамента Общественной Информации ООН


Проф. Геральд Г. Маньшин
 Президент МАИТ,
 Минск, Беларусь
 mait@tut.by

Г-ну Полу Хёффелу,
 Главе Сектора НГО
 Департамента Общественной Информации ООН,
 Нью-Йорк, США

5 декабря 2005 г.

Уважаемый г-н Хёффел,

К сожалению, произошла задержка с ответом на Ваше письмо от 31 мaя 2005 г., касающееся проектного предложения “А все-таки счастье на Земле возможно”, продвигаемого МАИТ по инициативе Института интеллектуальных технологий. Из того, что ниже, станет понятно, почему задержка произошла..

Увы, я имею некоторые основания думать: если бы Вы получили подобное предложение из другой страны, не из Беларуси, Ваш ответ, возможно, был бы другим, более заинтересованным в обсуждаемом вопросе и даже более стимулирующим инициаторов. Во всяком случае, Ваше резюме – “Я действительно надеюсь, что вы сможете развивать свой проект таким образом, чтобы он больше соответствовал целям и задачам ООН” – не помогло нам получить хотя бы минимальную техническую поддержку (дизайн, программное обеспечение, время доступа в Интернет) даже от IATP (Программа тренинга и расширения доступа в Интернет), хотя она и выполняется под контролем ПРООН в Беларуси.

 Благодарю Вас за признание важности нашей инициативы. Но Вы написали, что “она слишком обширна, чтобы развиваться как инициатива ООН”. Возможно, есть наша вина в том, что в нашем письме был представлен лишь обший набросок проекта (Вы правы, очень масштабного, рассчитанного на несколько поколений) и не была представлена его самая первая, начальная фаза (впрочем, она представлена на сайтах “ИнтелТеха” по-русски). Эта первая фаза, по нашему замыслу, заключается в создании интернет-ресурсов по этой проблеме, с форумами и гостиными, с целью выяснить, что интересно людям, каковы причины их несчастий, кто готов быть активным творческим участником обогащения ресурса, и т.д. Я думаю, что при таком понимании у нас не было бы необходимости “изменять предложение так, чтобы оно больше отвечало деятельности ООН”. Вы согласны?

Кстати, в офисе ПРООН в Минске, во время дискуссии по проекту меня спросили: “Изучали ли Вы вопрос, сколько людей могло бы быть заинтересовано в посещении такого сайта?” Разумеется, мы не делали этого, поскольку для этого нужно широкомасштабное социологическое исследование, но такой сайт, будучи организован, дал бы ответ и на этот вопрос тоже.

Теперь я могу сказать, прочему произошла задержка с ответом. У нас был период разочарования в ООН. Думалось: если даже там не могут увидеть проблему, a priori напрямую их касающуюся, то на кого мы можем рассчитывать? Но, может быть, это письмо с объяснением поможет?

Это как мечта: Вы направляете письмо г-же. Джихан Султанаглу, представитею ПРООН в Минске, прося ее каким-то образом поддержать инициативу МАИТ – например, как пилотный региональный интернет-проект (для стран с русским языком) под девизом “БУДЕМ ДУМАТЬ О СЧАСТЬЕ ВМЕСТЕ!” Я уверен, это сдвинуло бы дело с мертвой точки.*)
Заранее Вам благодарный, искренне Ваш

 Геральд Маньшин

*) Замечание 2013 г.
Ни этого, ни других щагов не последовало. Императивная необходимость овладеть мышлением, способным преодолевать нашу эволюционно-унаследованную отсталость, не была осознана, и десятилетие нового века было потеряно. Увы, не исключено, что у цивилизации нет уже необходимого времени и ресурсов, чтобы справиться с глобальными проблемами, угрожающе нависающими над миром, и уже приходится допускать варианты, таящие экзистенциальные угрозы для всей цивилизации. Правда, в 2012 г. ООН учредила международный день счастья. Но -- это не может стать тем общечеловеческим диалогом о счастье-несчастье, который предлагался от имени МАИТ. (См. об этом: "Международный день счастья. Что дальше?").   


Рецензии