Проблема счастья как научно-практическая проблема

Известен методологический принцип внешнего дополнения: любая проблема может быть разрешена при включении ее в более широкий понятийный контекст. Станислав Лем в «Сумме технологии» приводит пример: мечта человека летать как птицы осуществилась, только когда он смог – интеллектуально и технологически – переформулировать ее более широко на новой технико-технологической базе.

Поставим для обсуждения такой вопрос: может быть, пришла пора включить в более широкий контекст вообще всю массу проблем, стоящих перед человечеством -- болезни и насилие, загрязнение окружающей среды и истощение невосполняемых ресурсов, -- объединив их в одну единственную проблему – проблему человеческого счастья? Время для этого наступило подходящее -- именно потому, что человечество вплотную приблизилось к своему уничтожению. Т.е. эта проблема, возможно, не только актуальна, но – императив выживания человечества.

Будем ориентироваться на факт из эволюционной предистории: когда наступило великое оледенение, ветвь гуманоидов – пралюди – вполне могла прекратиться, окажись их представители менее способны использовать свой мыслительный аппарат для нахождения решений, имевших, как оказалось позднее, стратегическое значение.

 Сходство проблемных ситуаций позволяет думать, что и их разрешение тоже должно быть сходным, т.е. и во втором случае спасительный рычаг, подымающий эволюционный процесс на более высокий уровень, должен приводиться в движение силой интеллекта.

 Отметим различие в ситуациях: великое оледенение, начавшееся в плейстоцене почти 2 млн. лет назад, обострило процесс индивидуального выживания предков человека, сопровождавшийся их массовой элиминацией, что и привело к образованию нового вида – Homo sapiens. В теперешней же стадии антропогена для судьбы этого вида индивидуальное выживание мало что значит (нас больше 7 млрд.), зато приобретает исключительное значение выживание человечества в целом. Соответственно, не похоже на то, что механизм отбора человеческих особей только по силе интеллекта когда-нибудь получит несомненные преимущества в выживании. Т.е. выживание человечества не связано (по крайней мере на теперешней стадии) с массовой депопуляцией и появлением некоего вида Homo super sapiens. Учтя все это, мы приходим к выводу: выживание человечества напрямую зависит от развития социального интеллекта в той или иной его форме.

 Благодаря Интернету и мобильным средствам связи ВПЕРВЫЕ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ИСТОРИИ появилась (точнее, появляется) возможность подключить коллективный ум к разрешению всей массы проблем человеческого существования на Земле, подступиться даже к разрешению проблемы счастья. Подобно тому, как в онтогенезе человека его мозг, от рождения представляющий лишь “форму для наполнения”, в процессе разнообразной деятельности “наполняется содержанием”, приобретает разнообразные функции, так и Интернет-ресурс, отведенный “под общечеловеческий социальный мозг”, приняв на себя всю массу проблем, стоящих перед человечеством, получил бы мощный толчок к развитию, в т.ч. и к формированию новых форм проблеморазрешения, установлению регламентов коллективного обсуждения и диалога, выработке методов принятия решений, в т.ч. и в особенности социально значимых, и тем самым оказался способным бы решать и проблемы общецивилизационного развития, одной из которых, по-видимому, самой важной, и является проблема счастливой жизни на Земле.

A propos – Виктор ПЕЛЕВИН:
 «Счастье» -- это термин, который объясняет сам себя. Возможно, это народная этимология, но «счастье» – это от слова «сейчас».*) Что это значит? Вот рисунок из журнала – три картинки рядом. Человек сидит за компьютером, а думает о гольфе. Человек играет в гольф, а думает о сексе. Человек занимается сексом, а думает о компьютере. Замкнутый круг. Так вот, счастье – это когда ты целиком в сейчас, а не где-то еще. Если отбросить физическую боль, все наши страдания сфабрикованы умом из мыслей о прошлом и будущем. Но там всегда будет достаточно материала, чтобы сделать нас несчастными, потому что в будущем -- смерть, а в прошлом – все то, что сделало ее неизбежной. Несчастье – «не-сейчас-стье» – это состояние ума, констатирующего, что жизнь не удалась вчера и вряд ли удастся завтра. Если забыть про это, оказаться там, где ты есть и, как выразился Набоков, «узнать свой сегодняшний миг» – это и есть счастье, которое практически всегда доступно. Такое счастье ни от кого не зависит и его никто не может отнять».**)

---------
 Прим. В.Т.
 *) … которое произносится как «счас».
 **) Гипотеза В.Пелевина находит подтверждение. Так, во французском языке bonheur – это усеченный bonne heure, т.е. «хороший час», а в английском happiness «счастье» присутствует староанглийское to hap и современноанглийское to happen «случаться, происходить», т.е. также просматривается смысл «сейчасности».

Но безусловно, что многообразие человеческих представлений о счастье, о счастливой жизни таким толкованием не исчерпывается.

ПРИЛОЖЕНИЕ: Как быть счастливым -- этому уже учат:

Уроки счастья

В новом учебном году в программу Веллингтон-колледжа введены «уроки счастья». Школьников учат тому, как обрести счастье в жизни

 Британские специалисты в области образования решили, что настало время от создания разного рода утопических теорий построения счастья для всех перейти к созданию счастливых людей по одиночке.

Новую научную дисциплину назвали позитивной психологией. Создавшие ее специалисты (а среди них – ученые-педагоги и психологи Кембриджского университета) обобщили достижения европейской педагогики, философии и психологии начиная с античных времен и кончая современными опытами по манипулированию эмоциональными состояниями. В качестве экспериментальной базы была выбрана одна из самых престижных средних школ страны – Веллингтон-колледж. Эта частная школа, основанная в 1853 году, получила свое название в честь герцога Веллингтонского — победителя Наполеона в битве при Ватерлоо.

Начиная с этого учебного года школьников от 14 до 16 лет будут учить быть счастливыми. В будущем году эти уроки планируется проводить для учащихся 11 — 18 лет. Уроки счастья теперь стали такой же обязательной частью школьной программы, как физика, литература и физкультура.

Немалую роль в этой "школьной революции" сыграл директор Веллингтон-колледжа известный британский историк Энтони Селдон. Его биографии Уинстона Черчилля и Маргарет Тэтчер были удостоены литературных премий. Недавно опубликованная им биография Тони Блэра вызвала в Англии оживленную дискуссию.

Энтони Селдон дает счастью такое определение: "Быть счастливым означает возможность реализовать свой потенциал, а также способность жить в гармонии с окружающими вас людьми". Если следовать этому определению счастья, то многих людей в мире не назовешь счастливыми — им не удается реализовать свои надежды и дарования, и они не способны создать гармоничные и бесконфликтные отношения с окружающими.

Эту ситуацию можно изменить, полагает наш собеседник: "Уроки счастья во многом посвящены практическим вещам: тому, как правильно ухаживать за своим телом и следить за здоровьем, как правильно расслабиться после напряжения, как правильно есть и спать. Как говорится, в здоровом теле — здоровый дух. Замечено, что страдающие от депрессий и гневливые люди обычно пренебрегают своим телом и здоровьем; слишком много пьют, придерживаются нездоровой диеты, не умеют отдыхать и расслабляться.

На этих уроках дети будут учиться также тому, как завязывать и сохранять хорошие oтношения с окружающими. Ничто в нашей жизни так не способствует ощущению счастья, как хорошие отношения с людьми. На уроках будет делаться акцент и на самопознании. Прискорбно, что в школах всего мира детей не учат понимать самого важного в жизни – самого себя. Огромное число людей, будь то в Америке, России или Китае, практически ничего не знают о себе. Невозможно реализовать собственный потенциал, если не знаешь, что ты собой представляешь. Все это можно сделать и должно быть сделано уже в школьные годы".

Наталья ГОЛИЦЫНА («Народная воля», 14.09.06).


Рецензии
Здравствуйте, Владимир. Понравилась краткая статья о проблеме счастья Натальи Голицыной. Благодарю.
Вы мне напомнили, в Новосибирском Ак. Городке, в 1965 году приобрёл монографию: "О счастье".
Трудно найти её среди книг в моей библиотеке.
Со временем, поищу.
С уважением, Виктор из Омска

Виктор Перепёлкин   12.08.2012 17:13     Заявить о нарушении
Спасибо, Виктор, что проявили интерес к проблеме счастья. Я только что пополнил проект "К счастливой жизни" двумя высказываниями очень по сути, надеюсь, они Вам понравятся:

Оттого и несчастливы люди, что стремятся не к общему, а к отдельному счастью.
Л.Н. Толстой.

Давать лругим счастье -- в этом величайшая мудрость, это самый верный путь к собственному счастью.
Эмиль Золя.
К сему --
Владимир.

Уладзимир Траццякоу   12.08.2012 17:39   Заявить о нарушении
Благодарю!
С уважением, Виктор из Омска

Виктор Перепёлкин   12.08.2012 20:25   Заявить о нарушении