Останься наедине с Богом - гл. 24

 
романа-сценария «Опавшие листья».
                Эпиграф: Костер давно догорел, но воздух все еще пахнет сгоревшей
                листвой…
                Примечание авторов: Не все персонажи произведения вымышлены, совпадения с
                реальными людьми - не случайны.

Россия, 1910, семья Зудерманн…

Каких-то специальных молитв, обрядов, икон у меннонитов не было.  «Имей Бога в сердце своем» – одно лишь условие, и это  знал каждый из Зудерманнов. Религию они считали формой веры в Бога, Всесильного и Непостижимого и Создателя всего живущего. Увидеть Его невозможно, а услышать Его  просто: Его голос  - это внутренний голос самого человека.
Бог справедлив и милостив, и относится к человеку всегда с добром, как родной отец, даже когда наказывает.

Испытываешь ли затруднения, страдаешь ли от злых людей, мучаешься ли от собственной вины – останься наедине с Богом, войди в комнату, затвори за собой дверь, стань на колени, скажи: «Господи! Вот я весь перед тобой!» и поведай Ему обо всем. Господь рассудит, научит, утешит, даст силы для дальнейшей  жизни. Жить с Богом радостно, а бремя  Его – легко и приятно.

С такими понятиями  росли Зудерманновские дети. Росли и вырастали, и создавали свои семьи и покидали  родительский дом. Старшая дочь Мария после замужества жила с семьей в Хортице, старший сын Гейнрих с женой и детьми  жил в своем доме в Мелитополе, недалеко от магазина своего отца.

Старшим детям в родительском  доме всегда отводились отдельные комнаты, младшие размещались в двух детских, одна для мальчиков, другая для девочек.  Начало каждого учебного года сопровождалось  радостным, шумным переездом детей из комнаты в комнату. 

Сейчас на правах старших Яков и Вилли  занимали две отдельные комнаты, расположенные рядом. Яков слышал, как за стеной ворочался в постели Вильгельм.
 
- Видно, жара мешает ему уснуть, - подумал Яков и ошибся.

Вилли мешали уснуть его взбудораженные мысли. Он понимал, почему некоторые русские считали меннонитов сектантами, и был согласен с ними.

 Меннонитство является одной из религиозных деноминаций.

               *** Деномина;ция (от лат. denomin;tio — «переименова;ние») — понятие в
               религиоведении, обозначающее разновидность религиозной организации,
               находящейся в стадии становления, религиозного оформления. В зависимости
               от характера образования и тенденции эволюции деноминация занимает
               промежуточное положение между церквью и сектой. Деноминация признаёт иные
               религии и верования и находится в положительных отношениях с обществом.

               Меннониты, с самого водворения в России, разделились на два толка:
               фламандский и фрисландский. Принадлежащие к последнему отличаются меньшей
               строгостью в соблюдении обрядов.

               В 1855 г. в колонии Эйнлаге (Хортицкого округа) появились сектанты —
               Hupfer’ы, державшиеся буквы Святого Писания, и вскоре после того
               «иерусалимские братья» — прогрессисты. Первые в 1860 г. образовали особую
               церковную общину и отвергли власть конвента, ведавшего делами духовного
               призрения и церковного благочиния. Отлученные за это конвентом от церкви,
               они составили, вместе с иерусалимскими братьями, главный контингент
               меннонитов, выселившихся на Кавказ в 1864—66 гг. (в числе 200 с лишним
               семейств).***

Обучаясь в Санкт-Петербурге, Вильгельм неоднократно сталкивался с сектантами подобного типа, среди которых были и пиетисты.

               *** Пиетизм – деноминация, изначально возникшая внутри лютеранства,
               характеризующаяся приданием особой значимости личному благочестию,
               религиозным переживаниям верующих, ощущению живого общения с Богом, а
               также ощущению постоянного нахождения под строгим и бдительным «Божьим
               оком». Пиетизм во время своего возникновения (XVII век)
               противопоставлялся лютеранской ортодоксии, акцент в которой делался на
               догматику, которая далеко не всегда была понятна прихожанам.

               Пиетисты — этим именем впервые стали называться в Лейпциге последователи
               Шпенера, молодые магистры, читавшие в 1689 г. поучительные лекции
               (collegia philobiblica). Они придавали большее значение внутреннему
               благочестию, деятельной любви, нравственному усовершенствованию и
               искреннему раскаянию, чем неуклонному соблюдению церковных правил и
               предписаний. Обновление и возрождение считались ими признаком
               спасительной веры; духовное служение Богу всех верующих
               противопоставлялось, как нечто высшее, власти пасторов. Для возбуждения и
               насаждения благочестия они советовали устраивать поучительные сходки по
               домам (collegia pietatis), которые сам Шпенер ввел впервые во Франкфурте-
               на-Майне.

               Шпенера волновало ослабление нравственности среди его современников. Он
               призывал христиан к личной святости, проповедовал «самодисциплину,
               которая включает в себя удаление от карт [что ассоциировалось с азартными
               играми], танцев и театра, умеренность в еде, питье и одежде». Он особо
               предупреждал против ношения ювелирных изделий, изысканных одежд и
               пьянства и говорил, что отличительным знаком пиетистов является желание
               «отказаться от свободы в спорных ситуациях». Пиетисты в целом носили
               простую одежду и удалялись от мирских развлечений, клятв, войн и судебных
               разбирательств.
               Определённое влияние пиетизм оказал на российскую культурную элиту первой
               половины XVIII в., обучавшуюся в Германии, в частности, на украинца
               Симона Тодорского, проповедника и учителя Екатерины II, переведшего в
               Галле на русский пиетистский трактат Иоганна Арндта.

               В России пиетизм еще со времен Александра I был распространен в
               придворных кругах, где уживался с крайними проявлениями фанатичности,
               тиранства и «злонравия». Поэтому самое слово «пиетизм» становилось
               синонимом ханжества.
 
               В России пиетизм имел распространение среди немецких колонистов
               лютеранского и реформатского исповеданий. Многие члены пиетических общин
               Германии прибывали в Российскую империю, где продолжали придерживаться
               своих традиций. Из числа проповедников пиетизма в России наиболее
               известны реформатский пастор Иоганн Бонекемпер, его сын Карл Бонекемпер и
               лютеранский пастор Эдуард Вюст. Распространение пиетизма наблюдалось, в
               частности, в колониях Новый и Старый Данциг, Рорбах, Вормс.

               Если до середины XIX века пиетические кружки были замкнуты в рамках
               немецкой диаспоры и не оказывали существенного влияния на религиозные
               воззрения окружающего их русского и украинского сельского населения, то в
               50-е годы на основе ряда пиетических и новопиетических общин формируется
               штундистское движение. Данное течение, благодаря своей активной
               миссионерской деятельности, получило распространение среди славянского
               населения и стало одним из предшественников современного баптизма,
               пятидесятничества и евангельского христианства, в целом, в России, на
               Украине, в Белоруссии и некоторых других государствах, образованных на
               территории бывшей Российской империи.***

По своим убеждениям Вильгельм был далек от тех и других. Он имел простые и ясные представления о мироустройстве: Бог создал человека и наделил его верой. Бог дал человеку Заповеди, т.е. правила проживания на земле. Люди же в своей гордыне изобрели религию, т.е. придуманную ими систему догм и обрядов – своего рода театральные зрелища, которые никакого отношения к Богу не имеют. Различные конфессии лишь порождают вражду между людьми.

«Имей Бога в сердце своем, живи по заповедям Господним – и будешь счастлив» - считал Вилли .  Его больше интересовала мирская сторона жизни, и в этом он был совершенно похож на своего ровесника  Фридриха  Байера из Рюссельхайма. 

В результате размышлений Вилли, наконец,  вернул себе умиротворенное состояние духа и спокойно заснул.

*** материалы из Википедии - http://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница


Рецензии