Останься наедине с Богом - гл. 24
романа-сценария «Опавшие листья».
Эпиграф: Костер давно догорел, но воздух все еще пахнет сгоревшей
листвой…
Примечание авторов: Не все персонажи произведения вымышлены, совпадения с
реальными людьми - не случайны.
Россия, 1910, семья Зудерманн…
Каких-то специальных молитв, обрядов, икон у меннонитов не было. «Имей Бога в сердце своем» – одно лишь условие, и это знал каждый из Зудерманнов. Религию они считали формой веры в Бога, Всесильного и Непостижимого и Создателя всего живущего. Увидеть Его невозможно, а услышать Его просто: Его голос - это внутренний голос самого человека.
Бог справедлив и милостив, и относится к человеку всегда с добром, как родной отец, даже когда наказывает.
Испытываешь ли затруднения, страдаешь ли от злых людей, мучаешься ли от собственной вины – останься наедине с Богом, войди в комнату, затвори за собой дверь, стань на колени, скажи: «Господи! Вот я весь перед тобой!» и поведай Ему обо всем. Господь рассудит, научит, утешит, даст силы для дальнейшей жизни. Жить с Богом радостно, а бремя Его – легко и приятно.
С такими понятиями росли Зудерманновские дети. Росли и вырастали, и создавали свои семьи и покидали родительский дом. Старшая дочь Мария после замужества жила с семьей в Хортице, старший сын Гейнрих с женой и детьми жил в своем доме в Мелитополе, недалеко от магазина своего отца.
Старшим детям в родительском доме всегда отводились отдельные комнаты, младшие размещались в двух детских, одна для мальчиков, другая для девочек. Начало каждого учебного года сопровождалось радостным, шумным переездом детей из комнаты в комнату.
Сейчас на правах старших Яков и Вилли занимали две отдельные комнаты, расположенные рядом. Яков слышал, как за стеной ворочался в постели Вильгельм.
- Видно, жара мешает ему уснуть, - подумал Яков и ошибся.
Вилли мешали уснуть его взбудораженные мысли. Он понимал, почему некоторые русские считали меннонитов сектантами, и был согласен с ними.
Меннонитство является одной из религиозных деноминаций.
*** Деномина;ция (от лат. denomin;tio — «переименова;ние») — понятие в
религиоведении, обозначающее разновидность религиозной организации,
находящейся в стадии становления, религиозного оформления. В зависимости
от характера образования и тенденции эволюции деноминация занимает
промежуточное положение между церквью и сектой. Деноминация признаёт иные
религии и верования и находится в положительных отношениях с обществом.
Меннониты, с самого водворения в России, разделились на два толка:
фламандский и фрисландский. Принадлежащие к последнему отличаются меньшей
строгостью в соблюдении обрядов.
В 1855 г. в колонии Эйнлаге (Хортицкого округа) появились сектанты —
Hupfer’ы, державшиеся буквы Святого Писания, и вскоре после того
«иерусалимские братья» — прогрессисты. Первые в 1860 г. образовали особую
церковную общину и отвергли власть конвента, ведавшего делами духовного
призрения и церковного благочиния. Отлученные за это конвентом от церкви,
они составили, вместе с иерусалимскими братьями, главный контингент
меннонитов, выселившихся на Кавказ в 1864—66 гг. (в числе 200 с лишним
семейств).***
Обучаясь в Санкт-Петербурге, Вильгельм неоднократно сталкивался с сектантами подобного типа, среди которых были и пиетисты.
*** Пиетизм – деноминация, изначально возникшая внутри лютеранства,
характеризующаяся приданием особой значимости личному благочестию,
религиозным переживаниям верующих, ощущению живого общения с Богом, а
также ощущению постоянного нахождения под строгим и бдительным «Божьим
оком». Пиетизм во время своего возникновения (XVII век)
противопоставлялся лютеранской ортодоксии, акцент в которой делался на
догматику, которая далеко не всегда была понятна прихожанам.
Пиетисты — этим именем впервые стали называться в Лейпциге последователи
Шпенера, молодые магистры, читавшие в 1689 г. поучительные лекции
(collegia philobiblica). Они придавали большее значение внутреннему
благочестию, деятельной любви, нравственному усовершенствованию и
искреннему раскаянию, чем неуклонному соблюдению церковных правил и
предписаний. Обновление и возрождение считались ими признаком
спасительной веры; духовное служение Богу всех верующих
противопоставлялось, как нечто высшее, власти пасторов. Для возбуждения и
насаждения благочестия они советовали устраивать поучительные сходки по
домам (collegia pietatis), которые сам Шпенер ввел впервые во Франкфурте-
на-Майне.
Шпенера волновало ослабление нравственности среди его современников. Он
призывал христиан к личной святости, проповедовал «самодисциплину,
которая включает в себя удаление от карт [что ассоциировалось с азартными
играми], танцев и театра, умеренность в еде, питье и одежде». Он особо
предупреждал против ношения ювелирных изделий, изысканных одежд и
пьянства и говорил, что отличительным знаком пиетистов является желание
«отказаться от свободы в спорных ситуациях». Пиетисты в целом носили
простую одежду и удалялись от мирских развлечений, клятв, войн и судебных
разбирательств.
Определённое влияние пиетизм оказал на российскую культурную элиту первой
половины XVIII в., обучавшуюся в Германии, в частности, на украинца
Симона Тодорского, проповедника и учителя Екатерины II, переведшего в
Галле на русский пиетистский трактат Иоганна Арндта.
В России пиетизм еще со времен Александра I был распространен в
придворных кругах, где уживался с крайними проявлениями фанатичности,
тиранства и «злонравия». Поэтому самое слово «пиетизм» становилось
синонимом ханжества.
В России пиетизм имел распространение среди немецких колонистов
лютеранского и реформатского исповеданий. Многие члены пиетических общин
Германии прибывали в Российскую империю, где продолжали придерживаться
своих традиций. Из числа проповедников пиетизма в России наиболее
известны реформатский пастор Иоганн Бонекемпер, его сын Карл Бонекемпер и
лютеранский пастор Эдуард Вюст. Распространение пиетизма наблюдалось, в
частности, в колониях Новый и Старый Данциг, Рорбах, Вормс.
Если до середины XIX века пиетические кружки были замкнуты в рамках
немецкой диаспоры и не оказывали существенного влияния на религиозные
воззрения окружающего их русского и украинского сельского населения, то в
50-е годы на основе ряда пиетических и новопиетических общин формируется
штундистское движение. Данное течение, благодаря своей активной
миссионерской деятельности, получило распространение среди славянского
населения и стало одним из предшественников современного баптизма,
пятидесятничества и евангельского христианства, в целом, в России, на
Украине, в Белоруссии и некоторых других государствах, образованных на
территории бывшей Российской империи.***
По своим убеждениям Вильгельм был далек от тех и других. Он имел простые и ясные представления о мироустройстве: Бог создал человека и наделил его верой. Бог дал человеку Заповеди, т.е. правила проживания на земле. Люди же в своей гордыне изобрели религию, т.е. придуманную ими систему догм и обрядов – своего рода театральные зрелища, которые никакого отношения к Богу не имеют. Различные конфессии лишь порождают вражду между людьми.
«Имей Бога в сердце своем, живи по заповедям Господним – и будешь счастлив» - считал Вилли . Его больше интересовала мирская сторона жизни, и в этом он был совершенно похож на своего ровесника Фридриха Байера из Рюссельхайма.
В результате размышлений Вилли, наконец, вернул себе умиротворенное состояние духа и спокойно заснул.
*** материалы из Википедии - http://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница
Свидетельство о публикации №212081000887