Ян Колтунов. О марсианской экспедиции и картографи

Я.И. Колтунов. О марсианской экспедиции и картографировании Марса. 2012

(по поводу статьи Генри Купера о полёте на Марс, Космогеологическом Атласе Марса, составленном Геннадием Николаевичем Каттерфельдом, комментариях Я.И. Колтунова на статью
и его ответе на реакцию одного из пользователей сайта "Соратники", предлагающего "выбить из голов" по крайней мере, россиян мысли о полёте на Марс)
Статья Генри Куртиса:
 
Узнать это мы могли бы уже в 2002 году. Именно тогда предполагалось осуществить крупнейший космический проект конца XX столетия - экспедицию на Марс и высадку трех землян на его поверхность, На его реализацию было предусмотрено 25 миллиардов долларов, и даже уже был определен персональный состав экипажа из русских и американских астронавтов. Однако этот совместный с США проект был сорван беловежским преда¬тельством и разрушением СССР 8 декабря 1991 г. А в результате последовавшей вслед за этим ликвидации Министерства геоло¬гии СССР, которое в последние годы финансировало масштаб¬ный ленинградский проект составления «Космогеологического Атласа Марса», были сорваны также завершение этого (к тому времени - четверть¬векового) труда и его издание. На картах этого уникального «Ат¬ласа», составленного профессором Г.Н.Каттерфельдом, были оп¬ределены наиболее оптимальные места посадок человека на Крас¬ной планете. Это находящиеся недалеко от экватора ДОЛИНА ТИУ, КАНЬОНЫ КАНДОР И ГАНГА. Они интересны тем, что, как предполагают ученые Комиссии планетологии СССР (штаб-квартира которой уже 57 лет находится в Ленинграде), здесь не¬давно был выход воды на поверхность. Об этом свидетельствуют не только теоретические соображения, но и закартированные в этих районах флювиальные и флювиогляциальные отложения (песчано-глинистые осадки, вынесенные талыми водами вечномерзлотного происхождения и отложенные на днищах долин и кань¬онов Марса). Они могут включать довольно широкий спектр по¬род разного возраста и происхождения - эоловых, озерных и вул¬канических. 12 лет назад вероятность существования прими¬тивных форм жизни на Марсе оценивалась в 50%, наличия воды - в 70%. Сегодня эти прогнозные оценки выросли, соответствен¬но, до 70 и 80%.
В 1998 году этот эпохальный марсианский проект был реани¬мирован, и сейчас в нем наряду с зарубежными экспертами рабо¬тают около 80 российских ученых и конструкторов, представля¬ющие наши крупнейшие космические фирмы: РКК «Энергия», Исследовательский центр имени М.В.Келдыша, Институты медико-биологических проблем, космических исследований и другие отечественные КБ и НИИ.
На данном этапе работы осуществляются при финансовой под¬держке Международного научно-технического центра, В создан¬ном полтора года назад Международном комитете по управлению марсианским проектом 21 человек: 8 сотрудников НАСА (Национальное управление США по авиации и космическим исследова¬ниям), 8 российских .ученых и 5 представителей Европейского космического агентства. В январе 2001.г. в Голландии состоялась ус¬пешная защита готового аванпроекта, содержащего 13 томов.

Сде¬лан первый конкретный шаг на пути к Марсу. Если в ближайшие несколько лет не произойдет каких-нибудь новых форс-мажорных событий, подобных Беловежскому преступлению, то полет шести землян к далекой Красной планете состоится в 2015 году.
В общих чертах принятая схема полета выглядит так. К Марсу будут  отправлены  два корабля  - пилотируемый  и  грузовой.  Каждый из них будет собираться на околоземной орбите из отдель¬ных модулей, изготовленных в основном в России. Масса пило¬тируемого корабля 585 тонн, грузового - 143 тонны (т.е. при¬мерно такая же, как у нашей
космической станции «Мир», 23 марта прошлого года преступно погубленной «четырьмя К» ; Коптевым, Клебановым, Кудриным и Касьяновым, при полном попустительстве этому преступлению со стороны президента эРэФии).
Для запуска модулей намечается использовать паши ракеты «Энергия-М» или «Ангару», способные выводить на орбиту 35 тонн полезного груза. Сборка пятимодульного «грузовика» зай¬мет 3-4 месяца. Он доставит на марсианскую орбиту два огром¬ных аппарата для посадки на Красную планету и взлета с неё. Длина каждого - 22 метра. Полетит «грузовик» на электричес¬ких ионных двигателях, питаемых от солнечных батарей, об¬щий размах которых - почти полкилометра (!). площадь - 60 тысяч квадратных метров. Полёт продлится почти 16 месяцев, а именно 474 суток. Хотя грузовой корабль будет отправлен к Марсу на 9 месяцев раньше пилотируемого, но к цели они прибудут почти одновременно.
А на чем же полетит к далекой планете экипаж? Для него к течение 10 месяцев на орбите будет собран целый «космический дом», состоящий из 23 модулей. В составе экспедиции бу¬дут 6 человек: командир, пилот, бортинженер, геолог, биолог и врач. Возраст - от 40 до 50 лет. Именно в этом возрасте сопро¬тивляемость организма при облучении (а оно при полете на Марс составит до 50 бэр) наиболее высока. Для старта с около¬земной орбиты будут использованы жидкостные ракетные дви¬гатели, поэтому и скорость планетолета будет намного выше, чем у грузового, и полёт до Красной планеты займет не 16 месяцев, а  всего полгода с небольшим (191 сутки).
После выхода обоих кораблей на запланированные марсиан¬ские орбиты планетолет будет совершать облеты Марса на вы¬сотах от 1000 до 20 тыс. км., «грузовики» же - существенно ниже - на расстоянии -100 км от поверхности. Далее командир экспедиции, бортинженер и врач останутся в планетолете, а пилот и двое ученых в «космическом такси» отправятся на гру¬зовой корабль. Для них он станет промежуточной остановкой перед посадкой. От «грузовика» вначале отправится первый 22-метровый спускаемый аппарат, который без людей сядет в за¬данном районе Марса. Затем настанет кульминационный мо¬мент программы: во втором спускаемом аппарате нилот вместе с учеными - геологом и биологом - совершат мягкую посадку в том же районе Красной планеты.
- Эти трое первых землян проведут в чужом, неведомом мире чуть больше месяца, совершая ближние и дальние поездки на марсоходе, который уже сейчас создается в НПО имени Лавоч¬кина. Геолог будет изучать особенности рельефа, стратигра¬фию, возраст, вещественный и химический состав пород и вес¬ти поиск воды, а биолог - поиск живых организмов или следов их пребывания на Марсе.
Через 34 дня отважная тройка на одном из аппаратов вернет¬ся в курсирующий на марсианской орбите корабль. Второй же аппарат останется на поверхности Марса до следующей экспе¬диции. Такое дублирование абсолютно необходимо по конст¬руктивным соображениям, для повышения надежности и со¬блюдения правил безопасности.
На обратный путь до Земли уйдет вдвое больше времени, чем на полет к Марсу: вместо 191 суток - 390. В общей сложности пилотируемый полет «Земля-Марс-Земля» продлится 615 суток. Принятые конструктивные решения обеспечат высокую надеж¬ность столь необычного путешествия. Вероятность катастрофы в течение всей экспедиции оценивается в 1%, риск аварии - 0,1%.
Высадка на Красную планету будет означать прорыв в совер¬шенно новый мир, в новую область планетологических и астро-биологических знаний. Эта задача достойна XXI века. Но для ее решения совершенно необходимы геологические, геолого-морфологические и инженерно-геологические карты Марса. Ко¬миссия планетологии СССР имеет уже 40-летний опыт работ в этой области, и игнорировать и не использовать его было бы в высшей степени неразумно. Более того - преступно.
Генри  КУРТИС               
ОТ РЕДАКЦИИ.  Ленинград - родина советской планетологии. В нём работали такие всемирно известные ученые, как профессоры В.В.Шаронов, Н.Н.Сытинская, Н.А.Козырев, А.В.Хабаков, академик Г.А.Тихое, много сделавший для изучения возможности существования жизни на Марсе. Но Комиссия планетологии СССР уже несколько лет не может издать столь необходимый ученым «Космогеологический Атлас Марса», составленный Г.Н.Каттерфельдом по данным ВСЕХ космических съемок Красной планеты - как советских, так и американских. По степени подробности он не имеет себе равных в мире, и всё ещё по крайней мере на 5 лет опережает аналогичные разработки в США. Нам кажется, что в год 55-летия начала Космической эры и в преддверии 310-летнего юбилея С.-Петербурга, администрации нашего города надо обязательно попытаться изыскать небольшую сумму ; порядка полумиллиона рублей, необходимую для завершения и издания этого уникального труда, на создание которого уже затрачено 36 лет – более трети века! Просим губернатора и председателя ЗакСа считать это официальным нашим ОБРАЩЕНИЕМ и дать на него КОНСТРУКТИВНЫЙ ответ.

На снимке: Марс и его спутник Фобос с метеоритными кратерами.


Комментарии Я.И. Колтунова к статье Генри Куртиса и материалу "От редакции".

Пилотируемый полёт на Марс, посещение, изучение и освоение этой во многом ещё загадочной планеты и её спутников Фобоса и Деймоса марсианской экспедицией астронавтов, учёных, строителей, наряду с применением автоматических космических аппаратов, посадочно-взлётных средств, марсоходов, исследовательских лабораторий, баз и возможно, производств, астрофизические наблюдения, наземные эксперименты по моделированию жизни и деятельности космонавтов входят в число очередных задач космонавтики.

Некоторые из этих технических задач, решение связанных с ними астрономических, инженерных, производственных, марсологических (взамен термина геологических - для Земли), технологических, биологических, психофизических, социальных, правовых, философских и многих других проблем представлены в отечественных и зарубежных национальных и коллективных международных программах, проектных материалах, опытных образцах, моделях рассматриваются, обсуждаются и осуществляются в мировой науке и технике.

Практическое осуществление автоматических и пилотируемых  марсианских исследований, экспедиций, полётов нуждается в продолжении систематических работ по детальному картографированию Марса, особенно в преддверии предстоящего очередного "великого противостояния". Поэтому издание «Космогеологического Атласа Марса», составленного Г.Н. Каттерфельдом по данным ВСЕХ космических съемок Красной планеты - как советских, так и американских, является полезным и необходимым.

    Искусственное свёртывание в России марсианских проектов и разработок космических программ, особенно на фоне вложения неконтролируемыми российскими олигархами, частными и "государственными" чиновниками награбленных ими у народа огромных средств в свои прихоти (вывоз российских капиталов за границу, покупка футбольных команд, дворцов, вилл, шахт, предприятий, территорий, футболистов, СМИ, обеспечение выезда на футбольные матчи субсидируемых болельщиков, появление в России огромного числа сверхвысокооплачиваемых предпринимателей, миллиардеров и т.п.) является на мой взгляд явной недоработкой нынешней социально-экономической системы и отечественной научно-технической политики, свидетельством недалёкости имеющихся прогнозов перспектив развития прогресса. Потери огромных народных средств с "Фобосом", многочисленными другими космическими аппаратами, свидетельствует  о совершенно недостаточном внимании системы управления к контроля за разработками, о низком качестве и ответственности нынешних руководителей  стратегических направлений развития отечественной космонавтики, науки и техники.               



|  Поддержи первым

Поделитесь с друзьями
0
 
Комментарии(2):   Добавить
Сортировка ;


Реакция пользователя Александра Дмитриевича 11.08.2012 на статью Генри Куртиса и комментарии Я.И. Колтунова и материалу "От редакции" к ней в блоге Яна Колтунова на сайте "Соратники"





Прежде чем летать на Марсы, надо научиться жить на Земле.
 Это касается нас в первую очередь. Американцы могут себе позволить и такие экспедиции. А нам надо подумать о своем народе, а не о марсианах. Советский максимализм надо выбить из голов некоторых космических мечтателей.
Александр Дмитриевич в 11.08.2012 9:29:34    Ответить    Удалить
|  Поддержи первым





На сайте
Цитата:
Прежде чем летать на Марсы, надо научиться жить на Земле.
 Это касается нас в первую очередь. Американцы могут себе позволить и такие экспедиции. А нам надо подумать о своем народе, а не о марсианах. Советский максимализм надо выбить из голов некоторых космических мечтателей.

 
Уважаемый Александр Дмитриевич, здравствуйте!
Нужно думать не только о себе, но и о своих детях, потомках. Хотя, конечно, и на Земле надо научиться жить. Но не на основе недостаточного знания или невежества.
Земных средств энергетики  (нефть, газ, уголь) по существующим прогнозам хватит лишь на несколько десятков лет. На Луне и планетах обнаружены вещества (например, гелий 3), доставка которых на Землю даже в небольших количествах может продлить энергетические ресурсы всего человечества на сотни лет. Поэтому всё больше развитых стран (не только США, но и Китай, Япония, Индия и др.) проявляют всё больший практический интерес к Луне и Марсу."Советский максимализм", марсиане, космические мечтания здесь ни причём. Думаю, что Вы напрасно предлагаете "выбить из голов"(видимо, трафаретными ежовскими методами) разумное и вечное. Ведь думать об освоении Луны, Марса и др. - это и значит уже сейчас серьёзно думать о будущем своёго народе,о  потомках, причём  не только на ближайшие годы Вашей жизни, а на многие десятилетия, столетия и тысячелетия.
Выброшенные или присвоенные олигархами у народа средства в своих личных интересах целесообразно государственно контролировать. Даже их небольшая часть может быть результативно направлена на решение главной стратегической проблемы человечества - энергетической проблемы.
Или Вы хотите, чтобы застолбившие территории, ископаемые и прочие космические ресурсы других планет зарубежные "умельцы" продавали их нашим детям, превращая их в своих рабов и наёмников?
Обоснованные нашей легендарной Группой Михаила Клавдиевича Тихонравова, созданные в ОКБ С.П. Королёва, а затем и в КБ М.К. Янгеля, В.Н. Челомея ракетные пакеты, межконтинентальные и космические ракеты, искусственные спутники Земли, их наземное оборудование, стартовые, технические, измерительные комплексы, испытательные стенды, полигоны создавались как первоочередная государственная задача для создания ракетно-космического вооружения (РКВ). Это позволило в трудное послевоенное время в условиях недостатка средств создать надёжный ракетно-космический щит и предотвратить уничтожение нашей страны самолётами с атомными бомбами, размещёнными на базах НАТО вокруг границ нашей Родины, предотвращать гибельную для Земли новую мировую войну уже более 55 лет.
Энергетический кризис не менее опасен для наших потомков, чем бездумное мещанское по незнанию или вследствие амбиций отрицание дальнейшего развитиея космонавтики. Энергетически направленная космонавтика - это прежде всего наши актуальные земные дела, наши дети, наши потомки, сохранение независимости и равноправности страны в мировом сообществе.
В ОКБ  известного  всем С.П. Королёва, а также в ряде других организаций с нашим участием разрабатывались не только ракетные комплексы для РКВ, но и ракетные комплексы  для исследования и освоения Марса (Н-1), для создания крупных орбитальных станций, для создания баз на Луне и Марсе, для задач РКВ.
Аналогичного направления космические разработки осуществлялись ОКБ С.П. Королёва (Н-1), в ОКБ В.Н. Челомея (УР-700), в КБ М.К. Янгеля (Р-56), в ГСКБ Спкцмаш В.П. Бармина (база на Луне) и др. Об этом имеются многие публикации в отечественной литературе.
В подразделении  М.К. Тихонравова - заместителя С.П. Королёва был разработан проект тяжёлого марсианского кора*** Энтузиасты присвоили ему  имя ТМК  по инициалам М.К. Тихонравова - конструктора первой летавшей отечественной ракеты на комбинированном топливе ГИРД-09.
 Многие разработки были свёрнуты в связи с отставанием от США, противостоянием и недоработками организаций -участников, а также в связи с перекраской страны с коммунистического социалистического направления на рыночное, бездуховное капиталистическое, часто у нас живущее интересами лишь сегодняшнего дня.
Всё же кое что удалось сохранить и развивать, в частности проект РК "Ангара".
Постепенно наступает прозрение и у наших деятелей   безоглядного бизнеса.
Конечно, космонавтика, Луна, Марс необходима не только для решения энергетических проблем(гелий 3, гелиостанции, производство, опасные технологии, предупреждение и предотвращение астероидной опасности в космосе. В ней весь комплекс проблем жизни на Земле и недооценивать её значимость и перспективы может привести к трагическим ошибкам для землян.
 Если найдёте время, посетите, пожалуйста, мой сайт koltunov.ru, на нём помещен ряд моих опубликованных книг, статей, разработок по ракетной технике, космонавтике, мировоззрению, программам, методикам космического самопрограммирования и саморазвития человека и общества, России и Мира, отзывы на эти работы
Всего Доброго!

Участник работ первого состава Группы М.К. Тихонравова , боевых
расчётов при подготовке и пусках ракет-носителей 17 типов
и многих последующих  работ по ракетной технике и космонавтике
Ян Иванович Колтунов
11.августа 2012 года.


Рецензии