Древний Киев

(КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК).

1. Первые славянские государственные образования.
Возникновение Киевской Руси.

       В современной историографии, под понятием «Киевская Русь» обозначают раннефеодальное государство восточных славян IX–XIII веков, возникшее на территории, прилегающей к водной магистрали пути «из варяг в греки». Сложилось оно в результате объединения двух восточнославянских государственных объединений: – «Куявы» (политический союз племен полян, северян и вятичей, центр – Киев), и «Славии»:– (чудь, словене, меря, кривичи, центр – Новгород.
       В древних летописях Киевская Русь известна под названием «Руска земля», «Русь», но первоначально в IX веке, так назывались только земли славянских племен Среднего Поднепровья («Куява»), которыми управляли «каганы» («хаканы») руссов – Аскольд и Дир. Позже, после завоевания в 882 году новгородским князем Олегом (Вещим) Киева(?), и объявления его столицей («мати градом руских»), т.е. после объединения «Куявы» и «Славии», название «Руска земля», «Русь» постепенно распространяется на всю территорию объединенных земель.
       Когда же возник сам город на Днепре?.. Вопрос из вопросов. Сторонники «норманнской теории» (крупные историки XIX века, как Н.П. Дашкевич, А.А. Шахматов, Д.И. Багалей и др.) считают, что Киев возник не ранее 862 года, т.е. с приходом, как предполагается Аскольда и Дира. Известный дипломат XVI века, историк, юрист и доверенный секретарь королей Речи Посполитой, Стефана и Сигизмунда III, Р. Гейнденштейн, в работе о польской истории поместил следующие строки о Киеве: «Когда он (Киев) возник, как давно существует, не достигает ли, может быть, времен Колхиды и Энея, неизвестно».
       В эпоху Высокого Средневековья Киев называли «…одним из древнейших городов европейских…». Польский историк XVIII века Стрийковский, считает датой основания Киева – 430-е годы, а одна из рукописей того же XVIII века, указывает на 334 год.
       Ещё больше разногласий возникает в вопросе о том, кто основатель Киева? Противоречивая информация в летописях позволяет трактовать этот вопрос по-разному. Даже смысл одних и тех же слов, историки объясняют каждый по-своему. Известный русский историк Татищев писал: «Кий, Щек, Хорив и Либедь имена не славянские, но сарматские». Название Киев, или Кивы, он считает исключительно сарматским, а, сообщение летописца об основании города князем Кием, вымышленным. По его гипотезе, Киев относится ко времени до «пришествия Христова». Известный историк князь М.М. Щербатов полагал, что основателем Киева были гунны. Покорив алан, гунны, по его мнению, дошли до места, где ныне расположен Киев. Против этой теории, бывшей в центре внимания почти весь XIX век, выступил известный историк И.М. Болтин. Он указывал, что ни один источник, известный историкам до сего времени, не подтверждает пребывание гуннов в этой местности. Болтин поддерживает теорию Татищева, об основании города Киева  сарматами, до покорения их славянами.
       Историки немецкого происхождения, в частности Г.З. Байер, отождествляли Кия с готским королем Книве, и полагали, что основателем Киева были готы. Теория готского происхождения настолько понравилась  историкам Европы, что полемика вокруг этого, также велась в научном мире  весь XIX век. Эта же версия прослеживается и в одной из опубликованных в 1850 – 1852 годах, саг: «Hervarsaga», в которой говорится, что внебрачный сын готского короля Гейдрека царствовал в Рейдготии, а столицей имел Днепровский город (Данпарстад). На этом основании А.А. Куник высказал предположение, что Днепровский город готов, может быть отождествлен с Киевом. Сторонником этой версии выступил исландец Г. Вигфуссон. В Киеве он видел центр готской империи и столицу Эрманариха. Но находки готской утвари, элементов украшений одежды (фибулы, пряжки в виде головв орла, льва, лягушки, бусы, ожерелья, кольца и т.д.) и довольно большое количество захоронений по всему Поднепровью, с тенденцией увеличения в Крыму, не подтверждает эту гипотезу. Логичнее предположить, что центр готской империи был расположен на Крымском полуострове. Против готской версии выступал и Н.П. Дашекевич, профессор Киевского университета.
       О славянском происхождении Киева пишет в летописи монах Нестор. После рассказа об основании Киева летописец отмечает:
       «И бяху мужи (братья) мудри и смыслени нарицахуся поляне, от них же есть поляне в Киеве и до сего дне».
       Известно, что поляне славянское племя, жившие в Приднепровье. Название племени «поляне» – возникло от слова «поле». О славянском происхождении основателей Киева свидетельствует не только «Повесть временных лет», но и другие летописные источники. Пользуясь какими-то древнерусскими летописями, не дошедшими до нас, средневековые авторы Длугош и Стрийковский писали не только о славянском происхождении Кия, но и о том, что именно он был родоначальником княжеской династии, прекратившей свое существование после убийства Аскольда и Дира норманнами. Прямыми потомками Кия, считали Аскольда и Дира и авторы «Синопсиса».
       К какому времени можно предположительно отнести даты правления первого славянского князя Кия? Наверное, к началу VI века, когда произошло первое вторжение славян в пределы Византийской империи. Согласно свидетельству Прокопия Кессарийского, славяне (склавины и анты) почти ежегодно совершали набеги на Византию, иногда достигая предместий Константинополя. В один из набегов, они едва его не захватили. Империя в борьбе с нашествием нового противника и для привлечения на свою сторону новой серьезной военной силы, использовала любые методы Славяне принимались на военную службу, достигая высоких воинских постов в государстве. Известный исследователь истории Византийской империи Ф.И. Успенский, в своих трудах отводил славянам значительное место во влиянии на ее развитие. Он писал:
       «… Не может быть одинакового по важности вопроса в составе истории Византии, как вопрос славянский. И по своему безотносительному значению и, по продолжительности воздействия на все стороны жизни византийского государства, и, наконец, по взаимодействию государственных, правовых и культурных начал славяне занимали большое место в истории Византии…».
       Вожди славянских племенных союзов неоднократно посещали Константинополь, получая дары от византийского императора. Наконец, император выступал даже в урегулировании споров между племенами. Предположительно, первый славянский вождь (князь) Кий, посетил Константинополь при Юстиниане I (518-527 гг.). К этому периоду, возможно, и следует отнести налаживания дипломатических отношений империи со славянскими племенами, хотя не исключено, что такие попытки предпринимались и ранее.
       Характеризуя раннеславянский период, Успенский указывает на отсутствие у славян первоначально организационных процессов, способных собрать их в единое целое и создать силу. Эти процессы возникли у славянских племен при конкретном общении с империей. Византии было выгодно первоначальное состояние огромной массы варваров, которых они нанимали на защиту границ государства.
       «Таким образом, подчеркивает Успенский, в недрах империи зародились ранние процессы становления государственности славян и появились первые князья-собиратели государств моравов, чехов, поляков и руссов.
       Византия, используя, вначале неорганизованную силу славян, формировала, сама того не подозревая, воинские объединения, не раз впоследствии, ставившие под угрозу существование самой империи. И если, возникновение первой государственности у германцев в Центральной Европе получило название романского периода, то, те же процессы у славян в Восточной Европе, можно назвать византийским периодом. Такая формулировка логично объясняет, весь последующий период развития государств, вплоть до конца XV века, и остаётся периодом наибольшего влияния на политику всей Центральной, Восточной и, в определенной мере, Западной Европы. Монеты этого и более позднего периодов, неоднократно находили при археологических изысканиях на Старо-киевской горе. Её исследования в последние годы, дали богатый материал, подтверждающий присутствие здесь славян в VI – VII веках. Целые комплексы: жилища с печами, хозяйственные сооружения, ямы, и т.д., обнаруженные на Замковой горе, указывают на существование  серьёзного государственного образования, каким был Киев. Ну, а обнаруженные на территории Киева (от Кирилловской церкви на севере до Печерского монастыря на юге) материалы, так называемых зарубинецкой и черняховской культур с многочисленным количеством римских монет II – I веков до нашей эры, свидетельствуют об очень древнем происхождении «Матери городов русских». Следовательно, если началом истории Киева считать поселения зарубинецкого времени, то он насчитывает не 2000, а 2100 – 2300 лет.
       Существует немало и других версий, как, например, предположение, что славяне имеют прямое отношение к арийской расе. Здесь, следует согласиться с известным историком П.П. Толочко, что в  поисках исторических фактов и в погоне за сенсационными, весьма сомнительными подтверждениями древности того или иного народа, происходит самовозвеличивание, что ведет к крайне опасным тенденциям, не раз ставившим мир на грань катастрофы. Автор этих строк далек от такого подхода к восточнославянской народности и преследует цель кратко, насколько позволяет это исследование, ознакомить читателя с мнением известных историков, о возникновении одного из древнейших и красивейших городов Европы – Киева.
       Как и многие другие государства, Киевская Русь IX–X веков, не представляла собой монолитного целого, а являлась механическим соединением земель с разным уровнем экономического и культурного развития. В большинстве из них, сохранились местные княжеские династии: у древлян до середины X века, у вятичей и радимичей – до начала XI века. Сохраняла самобытность и независимость Полоцкая земля. Если увязывать исторические процессы, влияющие на формирование государственных образований в Западной и Восточной Европе, заметна закономерность племенного правления с вождями во главе из пришлых племен периода переселения народов (готы, гунны, аланы и т.д.). Захватившие огромные территории Западной Европы, варвары, ассимилировавшись с местным населением, создали ряд княжеств, объединенных позднее первыми Меровингами в королевства, а ещё позднее Карлом Великим – в империю, управляемую Каролингами.
       Великое переселение народов из необъятных просторов Азии, прокатилось через Восточную Европу, не сумев надолго задержаться. Теснимое сарматами, а затем славянами, оно выплеснулось в западные регионы европейского континента. Поэтому самобытность, культура и традиции местного населения, управляемого князьями не претерпели такого существенного изменения и имели крепкие корни, сохранившиеся до X века, т.е. периода объединения княжеств вокруг Киева. Объединение происходило на добровольных началах, а не по принуждению. Оно четко определяло взаимную выгоду между князьями, вырабатывая в ходе совместных действий, определенный статус и кодекс поведения. На начальном этапе, в VI-VIII веках, это были военные союзы. В VIII-X веках – уже военно-политические объединения, которые, позднее превращаются в единое политико-экономическое государственное образование со своей дружиной (воинскими формированиями). Вот таким образом, возникло Древнерусское государство во главе с киевским князем.
       В Западной Европе эти процессы протекали значительно быстрее и несколько по иному пути. Основным фактором образования ранних государств, служила разрушенная и уничтоженная модель античных государств, в частности, Древнеримской империи. Захватив западноевропейские территории, варвары столкнулись с мощными государственными военно-политическими институтами. Неся первое время им службу, они явились и могильщиками античной эпохи. Но, уничтожив отживающий строй, варвары, соприкасаясь с римской империей, научились создавать свои государственные объединения. Социальное расслоение в варварском мире произошло в момент соприкосновения с роскошью и богатством империи. На раннем этапе выходцы из пришлых народов сыграли немаловажную роль в развитии римского государства, занимая разные ответственные посты в управлении, вплоть до императора войск и даже правителя. Движущей силой в развитии западных стран Раннего Средневековья, явилось христианство. Оно собрало под лозунгами единой веры, разные по обычаям, культуре и самобытности народы и государства, стирая различия в варварском мире.
       Этого не произошло у славян с языческой верой, что сохранило независимое отношение к формирующейся, на тот момент, центральной власти. Каждый князь – господин в своём княжестве. В него входят несколько племен, или даже целый народ, поклоняющийся своим богам, имеющий свои культурные традиции и обычаи. Таким конгломератом нескольких больших народностей: полян, древлян, северян, тиверцев, улебов, кривичей, и ряда мелких племен и народов, была Киевская Русь в X веке.

2. Великий князь и дружина.

       Во главе Древнерусского государства стоял великий киевский князь. От его имени заключались договора Руси с другими странами, его власть признавалась верховной. Из договоров с греками следует, что «под рукою» Великого князя  находились «светлые и великие князья», сидевшие в крупных городах Киевской Руси, и «великие бояре». Местные князья подобно киевскому князю, имели свои дворы, свои дружины, посылали своих послов в составе государственных делегаций для заключения договоров с иностранными державами. Предположительно, в составе Киевской Руси могло быть от 25 до 50 местных князей. Они и местная землевладельческая знать, в соединении с высшим слоем княжеской дружины, составляли ту среду, которая вместе с князем управляла государством.
       Борясь за укрепление своей власти, киевские князья стремились отстранить от управления отдельными областями местное «княжье» и заменить их своими ставленниками. В «Повести временных лет» летописец указывает на решительный шаг в этом направлении, со стороны великой княгиня Ольги, вдовы киевского князя Игоря. Из источников видим, что она ликвидировала племенные княжения и насадила везде свою администрацию. Но не будем делать поспешных выводов: в этих фактах есть немало белых пятен. Интересно, что в договоре упоминаемом в той же «Повести временных лет», составленном Святославом с греками, уже нет «светлых и великих князей», сидящих «под рукою» киевского князя. В нём говорится лишь о боярах: «иже суть подо мною Русь, боляре и прочии». Вопрос этот имеет ряд существенных поправок: поговорим о них в последующих главах. Напомню читателю, что первоначально освещается классическая версия правления киевских князей X века, которую мы привыкли читать в учебниках по истории, столь любезно предоставляемых нам на протяжении последних трех столетий российской имперской системой. На некоторых уточнениях в истории развития русского государства, остановимся позднее.
       При великом князе Киевском, Владимире Святославовиче, в крупных центрах Руси в качестве подручных сидели сыновья. Это значительно укрепляло внутренние связи Древнерусского государства. Главную роль при князе играла дружина. С нею он ходил в походы, захватывал и делил добычу, подчинял своей власти новые земли. Из этой среды выходили слуги и помощники князя, по управлению его хозяйством и государством. Дружина делилась на две части (слоя): старшую дружину – бояре, княжеские мужи и младшую – гриди, отроки, детские. Старшая дружина состояла из наиболее родовитых представителей знати и выдвинувшихся дружинников, и являлась ближайшим окружением князя. Важнейшие дела: военные и внутренние – киевский князь решал в совете со старшей дружиной. В случае разногласия с князем, дружина могла отказаться от участия в том или ином предприятии князя. В IX–XI веках, дружинники не имели собственной земли и за свою службу получали от князя оплату. В то время дружина в большинстве состояла из варягов. По крайней мере, так утверждают историки, сторонники «норманнской теории» происхождения Киевской Руси. Трудно предположить, что варяги полностью составляли дружину князя.
       Известно, что под ударами славянских воинов, в VI веке содрогнулась вся Византийская империя. Вплоть до IX века, то есть до появления первых варягов в 862 году, это воинство за свою храбрость и доблесть, считалось одним из лучших в Восточной Европе. Если, даже предположить, что дружина князя состояла преимущественно из варягов, то напрашивается вопрос: куда исчезли воинственные и бесстрашные славянские воины, да ещё и в таком количестве? Ответ, на мой взгляд, достаточно прост. Варяги не были основной частью княжеской дружины. Наемники несли княжескую службу вместе с дружинниками славянского происхождения. Не исключено, что ключевые посты по управлению дружиной великий князь отдал в руки варягов, но основная масса воинов состояла из русичей.
       Известно: Древнерусское государство располагало большими военными силами. Они состояли с одной стороны, из профессионального войска – дружины князя и дружин его вассалов, с другой, – из народного ополчения воев. Армия Древнерусского государства делилась на тысячи, сотни, десятки. Командиры подразделений носили соответствующие звания: десятские, сотские, тысяцкие. Имелся и большой флот, который при необходимости, как указывается в летописи, мог выставить до 10000 кораблей. Главой всех военных сил государства, являлся великий князь Киевский. Позднее обратим особое внимание на правдивость сведениий из летописей, в частности, «Повести временных лет», монаха Нестора. Но сейчас подчеркну: информация о 10000 кораблях сильно преувеличены. Если взять за основу суда викингов, в несколько раз больших чем славянские, и учесть, что в каждом размещалось от 45 до 60 человек, то даже с разницей в количестве, число полученное простейшим арифметическим способом составит: 150 – 200 тысяч человек. Такого войска не знало общество ни Раннего, ни Позднего Средневековья, античные времена мы не ставим в пример. Но всё же факт наличия довольно большого флота у великого князя, – ставить под сомнение я не хочу.

3. Первые князья Древнерусского государства

       Древнерусское государство формировалось в беспрерывных внутренних и внешних конфликтах. Само начало Киевской Руси основано на завоевании. В конце IX века, киевским престолом овладел Олег, по летописи – родич Рюрика, правивший после него в Новгороде за малолетнего Игоря Рюриковича. Противоречий в «норманнской» теории возникновения киевского государства, множество. В предыдущей главе упоминалось о государственных образованиях на территории полян, в частности, Киева. Московским князьям была выгодна версия захвата власти в Киеве выходцами из Новгорода, так как этот город-республика, был ближе всех к Москве и мог даже считаться московской вотчиной. Никто тогда не брал в расчет, что сама столица Московии, заложена Великим Киевским князем Юрием Долгоруким в 1147 году, а князь похоронен в Киеве. Понятно, что подрывая авторитет Киева постоянными акциями, направленными на дискредитацию деятельности исконных его правителей, преследовалась цель: доказать решающую роль в образовании Киевской Руси именно пришлых князей. Местные князья из самого крупного племени полян, низводились до уровня вождей варваров. «Высококультурные» норманны, которых вся полуварварская христианская Западная Европа считала варварами, вдруг, в среде восточных славян, приобрели статус цивилизованных воителей, а их предводитель Рюрик, милостиво согласившийся возглавить враждующие между собой племена, стал родоначальником династии Рюриковичей. Впоследствии, принадлежность к этой династии стала родовым символом великих князей Киевской Руси, уравненной с королевской властью. Между тем, археологи при раскопках Новгорода, строений ранее 953 года не нашли, а, в летописях Новгород, впервые упоминается в 6370 (862) году. Многие историки задают вопрос: Если существует Новый город, то где же Старый? Новгородская земля не изобиловала городами. Несколько городов, в том числе и Старая Руса, не могли быть старше Новгорода, что доказывают, все те же археологические раскопки. Откуда появились жители Нового города? Загадка, которую Московия никогда не старалась разгадать.
       В 882 году Олег во главе с воинами-варягами и дружинами словен, кривичей, чуди, мери и веси, направился походом на юг и взял Смоленск и Любеч. После чего, пришел к Киеву, где, согласно летописи, правили Аскольд и Дир. Выдав себя за гостя (купца), идущего с товарами в Византию, Олег коварным образом убил их и сделал Киев центром объединенного государства. Интересная и очень неправдоподобная версия летописца, не объясняет ровным счетом ничего, а, лишь больше запутывает и без того сложную версию. Летописец упоминает о северных народах, при помощи которых был захвачен Киев, указывая, между прочим, что именно они, затем и платили дань стольному граду. По-разному можно трактовать эту летопись. Учитывая неправдоподобность множества фактов, можно, не греша против истины, предложить еще одну версию, такого же свойства. Хотя… как знать? Предположим, что Олег был вовсе не брат Рюрика, а киевский князь, потомок легендарного Кия. Эта версия не новая, и высказывания на ее счёт имеются, как положительные, так и отрицательные. Допустим, что он мог убить Аскольда и Дира в борьбе за власть в Киеве. Возможно, их даже никто не убивал, а жили они и благополучно померли, еще задолго до прихода к власти Олега. Или, предположим, что Олег и есть тот князь, который послал своего брата Рюрика основать Новый город, тогда Старым городом вполне логично было бы назвать сам Киев. Не исключено, что и сам Олег участвовал в походе из Киева на Новгород, и все завоеванные Олегом земли произошли в обратном порядке, а не так, как указывается в «Повести временных лет».
       Сама личность Олега настолько загадочна, что факт его существования довольно долгое время вообще стоял под вопросом, так же, как, собственно, и его родство с Рюриком. Захват власти в Киеве напоминает одну из многочисленных легенд, существовавших в XI–XIV веках в фольклоре греческого, римского, арабского, итальянского, германского и других народов. Более того, даже не в столь давней истории русского государства, при взятии Азова донскими казаками в 1637 году, как описывает «Сказочная» повесть, упоминается точно такая же военная хитрость. В таком случае, не оригинальность летописца очевидна. Увязывая легенды и факты, он, исполняя волю князя, складывал по кусочкам из всего, что было под рукой, историю возникновения государства. Можно ли к его версии относиться серьезно? Вряд ли! Поэтому необходимо понимать, что рукописи, на которых строятся исторические обоснования эпох, это фантастические произведения, грешащие не только личностным и заказным отношением летописца к происходившим событиям, но, и явно надуманным изложением фактов, то бишь – вымысле. Они далеки от объективности и действительности. Даже используя существовавшие в то время источники, не дошедшие до нас, монахи, не владея ни знаниями, ни опытом историографии, как науки, при анализе исторических событий, зачастую делали выводы ошибочные, несоответствующие действительности. Одни и те же исторические личности могли описываться в разных странах, в разное время – по-разному. Искажались не только имена героев событий, но и сами события. Возникали, зачастую, легендарные, никогда не существовавшие исторические лица, недостаток сведений о которых, создавал им ореол таинственности, а переписываемые события не происходили вовсе. История становления Киевского древнерусского государства – яркий тому пример.
       В этой связи, не следует забывать самодержавную политику правителей разных земель, по распоряжению которых, монахи-летописцы освещали только события, прославляющие их деятельность, но никак не деятельность соседнего князя. Огромный вред в науку историографии внесла деятельность московских князей. Создавая миф о возникновении и становлении Московского государства, его правители в разное время подвергли уничтожению многочисленных архивов, хранивших исторические документы минувших эпох, но неугодных великошовинистским интересам создаваемой супер державы. Рукописи переписывались или правились, искажая реальную действительность политико-общественной жизни государственных образований у «братских», как принято считать, славянских народов. Позднее, будет запущена очень удобная версия о том, что почти все рукописное наследие XI-XIV веков погибло в огне пожарищ монголо-татарского нашествия. Да возможно! Но лишь на процентов 10 – 20. Тем более, что само монголо-татарское нашествие, поставлено под сомнение. Не кривя душой добавим, что основная масса рукописного наследия, была уничтожена по указанию московских князей переписавших историю. По их приказу, само значение Киевской Руси, начиная с недостоверных описаний политики Андрея Боголюбского, год за годом, век за веком занижалось, а роль Москвы в становлении русского государства, неоправданно возвеличивалась. Таким образом Киев, как политично-культурный центр славянских народов, со временем был дискредитирован, а украинский народ, правопреемник наследия мощной киевской культуры, ошельмован и сведен до уровня второстепенного «младшего» брата. Произошёл нонсенс: истинные росы, иначе руссы или, точнее, русичи, стали «малороссами», а, народы с окраин Киевской державы: угро-фины, мордва, чуваши, буряты и вся Великая Сибирь, – стали «великороссами». Чтобы не утомлять читателя долгой полемикой с учёными современности, дословно приведу один из абзацев фундаментального труда под названием: «История летописания XI-XV веков», известного исследователя Приселкова М.Д., изданного в 1996 г. в Санкт-Петербурге. Он пишет:
       «Москва начинает переработку (с момента установления власти московских князей, – Э.Л.) летописных материалов в духе торжествующего московского единодержавия, предназначая уже теперь это чтение для политического воспитания подданных. Переработка эта, любопытная для характеристики политических взглядов и вкусов своего времени, но гибельная для точности передачи старых летописных текстов, захватывает не только великокняжеское летописание, но и летописание всех других феодальных центров. Нет никакого сомнения, что при поглощении Москвою того, или иного княжества, в числе прочих унизительных подробностей этого поглощения, как срытие крепостей, увоз в Москву исторических и культурных ценностей, было пресечение местного летописания, как признака самостоятельной политической жизни и уничтожение официальных экземпляров летописания».
       Эта политика продолжается и в наше время. Проникнув во все сферы независимой Украины, агенты московских служб, используя различные методы: от подкупа до откровенного запугивания и ошельмования жизнедеятельности патриотов государства, – русифицируют культуру страны, экономически закабаляя культурные институты и саму экономику. Извращая историю, великодержавные «братья» делают попытки переписать набело факты, которые сложно подтасовать и опошлить. Если нет возможности снести Киев, как памятник исторического прошлого Украины, необходимо доказать, что украинского народа вовсе не существовало. Для этого необходима самая малость: – уничтожить оставшихся украинцев, около 40 миллионов, и заселить «великороссами», которые не прочь прибрать к рукам плодородные земли Украины и разграбить её богатые недра. Даже памятник письменности, ставший непререкаемой догмой и истиной для становления истории славянских народов, «Повесть временных лет», дошёл до нашего времени неоднократно переписанным и правленым. И это только потому, что в нём достаточно тенденциозно поданна концепция правления первых князей, подрывающая лживую «собственную» версию московских самодержцев, о развитии славянских народов.
       Не следует забывать и тот факт, что погружаясь в изучение летописей, мы попадаем в иной мир, нам неведомый. Многое, мы воспринимаем сообразно с развитием, интеллектом и мышлением, характерным современной эпохе, а это, к сожалению, не одно и то же. Киевская Русь – это другое время, иная культура и совсем иная цивилизация. Не имея четкого представления, что происходит в соседнем городе в наше время, в век электронной связи, мобильных телефонов и всех СМИ, мы, естественно, не можем знать, что же происходило в седой древности. Эпоха того времени для нас иная цивилизация. И все же пытливый ум человека, всегда стремился объять необъятное, изведать неведомое, История – это фантастика, лишь изредка, переходящая в реальность, подтверждаемую фактами. Последующее описание Киевской Руси первых русских князей – попытка не вводить читателя в, продолжающееся уже несколько веков, заблуждение, а осветить некоторые исторические события с новой точки зрения. Она высказана рядом известных историков-исследователей и аналитиков, давших принципиально противоположную трактовку многим событиям прошлого. 
       Если верить, опять-таки летописцу, то, сев в Киеве, Олег, прежде всего, укрепил свою власть строительством целого ряда крепостей – многие из которых, стали впоследствии городами. Завоевательная политика тоже интенсивно продолжалась. К Киеву были присоединены и обложены данью северяне, древляне, радимичи. При нём началось, а, следующем князе Игоре, завершилось – покорение племен тиверцев и уличей. Укрепляя Киевское государство изнутри, Олег, а затем Игорь предприняли ряд походов на Константинополь.
       Первый, в 907 году нанес стремительный удар, причем такой силы, что византийский император был вынужден выплатить контрибуцию и предоставить купцам руссов торговые привилегии. По тем временам, это был прецедент, равного которому не было. По свидетельству летописцев, пришедшие в стан Олега константинопольские послы, вынуждены были просить пощады:
       « Не погубляй града, дадим тебе дань, яко же хощеши… И повеси щит свой на вратах в знак победы, и поиде от Царьграда».
       В 911 году был подписан новый договор с Византией, укрепивший и возвысивший престиж Руси.
       Страна росла и крепла, а вместе с ней росла и столица. Сотни языческих курганов, большое количество арабских и византийских монет найденных во время археологических изысканий в Киеве, указывают на то, что столица Киевской Руси – была крупнейшим городским центром Восточной Европы. По свидетельству арабского писателя Истархи, Киев в первой половине X века, был больше Булгара.
       «Русы состоят из трех племен, из которых одно ближе к Булгару, царь его живет в городе, что называется Куяба (арабское название Киева.—Э.Л.), который больше Булгара».
       Около 913 года, Олег, совершив грандиозный поход на Каспийское море, разграбил Азербайджан. На обратном пути на войско, отягощенное военной добычей и ослабленное походом, напали мусульмане состоявшие на службе у хазар, и перебили большую часть. Есть предположение, что в этом сражении погиб и Олег. В летописях смерть Олега описывается по-разному. В легендах есть различные тому пояснения, но вышеуказанный факт наиболее реален.
       Преемник Олега, князь Игорь (912–945 гг.), продолжил расширение власти Киева над восточнославянскими племенами. Особенное внимание Игорь уделял борьбе за соблюдение торговых и политических интересов древнерусского государства, в отношениях с другими странами. Формирование Древнерусского государства было непростой задачей. Объединение восточнославянских племен вокруг Киева являлось непрочным и держалось исключительно на силе оружия. При переходе власти от одного князя к другому, отдельные племена, как правило, отказывались повиноваться новому князю, и их снова приходилось завоевывать. Так, после смерти Олега восстали древляне, и Игорю пришлось снова покорять их, наложив дань «больши Олеговы». Племя древлян – злой рок князя Игоря. В 945 году при сборе очередной дани, древляне захватили Игоря и казнили. Справедливости ради следует отметить, что, идя на уступки требованиям дружины, воины которой желали увеличения поступлений дани, Игорь решил собрать с древлян дань дважды, за что и поплатился. Князь Игорь проводил интенсивную политику по укреплению, начатых Олегом, международных отношений с другими государствами. Используя дипломатию и военную силу, он способствовал росту авторитета Киевской Руси. На нарушение торговых привилегий Византией, Игорь ответил военным походом.
       В 941 году 10000 судов (?!) высадили воинов на побережье Босфора. В этом походе удача отвернулась от Киевского князя, и он потерпел поражение. Флот руссов был сожжен «греческим огнем». Но уже в 944 году, Игорь вновь двинулся на Константинополь. Византийский император не стал испытывать судьбу второй раз, и встретил Игоря с дружиной в устье Днепра с предложением выплаты дани, большей, чем брал Олег. Здесь же было предложено заключить «Вечный мир». Между Византией и Киевской Русью в 945 г. был заключен договор – «на все лета дондеже солнце сияет и весь мир стоит». Обе стороны обязывались помогать друг другу против общих врагов. Впервые, не на словах, а на бумаге, скреплялся военный союз двух государств! «… И оттоле узнают ины страны, каку любовь имеют греки с Русью», – так многообещающе и грозно заканчивалась статья о военном союзе. Есть предположение, что в результате этого договора Игорю удалось утвердиться в Восточном Крыму и на Тамани. Он осуществил ряд удачных походов на Закавказье, в богатые страны Южного и Западного Прикаспия. Столь славные деяния закончились для Игоря, как указывалось выше, трагически – он погиб в землях непокорных древлян.
        Вдова Игоря, княгиня Ольга (945–957 гг.) жестоко отомстила древлянам за смерть мужа. Племенная древлянская знать, была перебита вместе с их князем Малом. Уничтожен и племенной центр древлян Искоростень. Древлянское княжество, было ликвидировано и полностью подчинено Киеву.
       Мудрая правительница, княгиня Ольга, продолжала политику начатую Олегом и Игорем. Сурово управляя своевольными князьями, она обратила свой взор на запад. Договор 944 года с Византией оставался в силе. Русские воины исправно несли союзническую службу в составе императорских войск. Их гарнизоны размещались в пограничных с Арабским Халифатом областях. Немало достигли предшественники Ольги, но гордой, властной, удивительно умной и дальновидной княгине, хотелось достичь большего.
       И вот, в середине лета 957 года, русская флотилия вошла в Константинопольскую бухту, Золотой Рог – русские называли ее Суд. На кораблях прибыли около тысячи человек, включая охрану и челядь. В списке посольства, вторым после Ольги, значился человек, родственник Ольги, о котором я пока умолчу.
       С императорским приёмом было не всё гладко. Уступая воинской силе руссов, Византия, совсем недавно подписала с ними «Вечный мир», но постоянно нарушала условия договора. Даже статус гостеприимства, византийским императором не соблюдался. Это происходило отнюдь не из-за отсутствия правил хорошего тона, а, наоборот, от его избытка. Свято оберегая традиции, веками выработанные дворцовым этикетом, император не мог нарушить эти правила и, прежде, чем встретиться с иностранными государями, должен был чётко определить статус гостя. От этого зависел характер приёма и знаки внимания, которые оказывали византийские цари иноземным правителям. Чтобы не утомлять читателя сообщу: встреча императора с Ольгой состоялась два месяца спустя с момента приезда княгини в Константинополь. После улаживания формальностей, обиженная Ольга не сразу приняла приглашение во дворец. Она выждала пока не будет изменён церемониал императорского приёма, и только после повторного приглашения, прибыла на императорскую аудиенцию.
       Не всё нравилось княжне и соответствовало нормам дипломатии русской стороны, но, как бы ни было, приём всё же состоялся. Этикет был изменеён. В летописи указанно: на приёме княгиня Ольга не пала ниц перед императором, как того требовалось, а, по свидетельству самого императора Константина VII, приветствовала её легким кивком. Константин предложил Ольге сесть, хотя по правилам этикета, сидеть в присутствии императора строго запрещалось. Беседа велась в основном о русских воинах. Что хотела получить княжна взамен? Разгадка заключалась в том, что вторым человеком в посольстве после Ольги, был её сын, молодой Святослав Игоревич. Рассудительная княгиня понимала, что немалые успехи русского государства, необходимо было закрепить династическим браком с византийским императорским домом. Это значительно возвысило бы международное положение Киевской Руси. Понимал это и Константин VII, но допустить усиление столь опасного соседа, которому не раз выплачивал дань, не входило в его планы.
       Была еще одна причина невозможности такого брака – это, всё тот же статус. Русь еще не стала мировой державой. Более того, Русь – страна языческих богов, и это было не на пользу жениха. Император отказал Ольге в сватовстве. Трудно представить, что пережил молодой, самолюбивый и гордый Святослав. Последующее его правление было, как бы местью Византии за пережитое унижение, а, в его лице – и всей Руси. Именно в это время завязался сложнейший узел в опасном противостоянии Святослава с Византией, но об этом в следующей главе. Ольга всё же совершила в Константинополе очень важный политический шаг – она приняла христианскую веру, и положила начало христианству на Руси. Святослав не понял поступка матери и осудил его. Пока Ольга была жива, он терпел христиан, но после её смерти начал преследовать их.

4. Укрепление Киевской Руси при князе Святославе.

       Святослав, сын Игоря (957–972 гг.) и княгини Ольги, добился наибольших успехов в укреплении Киевского государства. Пожалуй, это был первый князь, который сумел соединить в одном лице талант выдающегося полководца и крупного политического деятеля. Жизнь человека-легенды – сплошной военный поход. В период его княжения Русь значительно расширила свои территории и вступила в полосу военного противостояния с Византийской империей. Описание внешности Святослава оставил византийский историк Лев Диакон в X веке. Он писал:
       «Умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны её свисал клок волос – признак знатности рода, крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмеримые… В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом, обрамленным двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближенных только чистотой».
       В результате успешных боевых походов, Киев подчинил вятичей, Волжскую Болгарию, разгромил Хазарский каганат, расширил и укрепил свои владения на Северном Кавказе и в Крыму. На Нижнем Дону и Северном Кавказе появились поселения руссов. Связи Киева с Востоком, таким образом, были обеспечены. Умный, деятельный политик, Святослав, используя разногласия в болгаро-византийских отношениях, задумал грандиозный план по укреплению Киевской Руси на Балканах и созданию огромного русско-болгарского государства с перенесением столицы на берег Дуная. Вскоре представился удобный случай для осуществления плана. Неудовольствие императора Византии Никифора Фоки, самостоятельной политикой Болгарского царя Петра в отношении венгров, достигло критической отметки. Император договаривается с киевским князем о военном походе против болгар, пообещав Святославу большое денежное вознаграждение за услугу.
       Весной 968 года войско руссов на судах вошло в Дунай. За очень короткий период были захвачены многие города Болгарии. Часть болгар покорилась Святославу, другая часть пошла на соглашение с руссами, направленное, по свидетельству Льва Диакона, против Византии. Надо отдать должное Императору Фоке, он неоднократно предлагал Святославу выполнить договор, и, получив оплату, вернуться в Киев. Но князь киевский думал иначе. Уязвленное самолюбие Святослава, после отказа ему и матери в сватовстве к принцессе императором Константином VII; мечта о создании мощного славяно-болгарского государства, пересилили робкие советы ближайших соратников, не ввязываться в длительный конфликт с империей. Княгиня Ольга настоятельно советовала сыну соизмерять свои возможности с реалиями и не вступать в  противостояние с императором, но тщетно. Успехи в военных походах, притупили у Святослава чувства реальности и негативно повлияли на объективную оценку политической обстановки в Восточной Европе и Средиземноморье.
       Овладев всей Мизией, Святослав возвел на царский престол Болгарии, сына умершего царя Петра, Бориса.

 
Приезд Святослава в Киев во время набега печенегов.

       В это же время печенеги, воспользовавшись отсутствием Святослава, напали на Киев и осадили город. С небольшой дружиной князь спешно отправляется к столице Древнерусского государства. Кочевников удалось разгромить быстро. Собственно, заслышав о приближении князя Киевского, они сняли осаду и ушли в степь. Въехав в Киев, Святослав выслушал от матери много горьких слов. Княгиня Ольга настаивала на прекращении войны с Византией и решения сложившейся ситуации дипломатическим путем, в крайнем случае – короткой военной кампанией. Затрагивать кровные интересы Империи на Балканах и вести с ней изнурительную и долгосрочную войну, сил было недостаточно. Споры с сыном привели к тому, что княгиня Ольга занемогла и, вскорости, скончалась. Утрата для Древнерусского государства – невосполнимая. При княгине Ольге Русь впервые повернулась к христианскому миру лицом. При ней же, Западная Европа впервые услышала о существовании мощного славянского государства. Похоронили Ольгу по христианскому обряду, но сын её был язычник и веры матери не признал.
       Со смертью Великой княгини Ольги, в Древнерусском государстве начинаются гонения на христиан. Разгромив в нескольких стычках печенегов и отогнав их далеко в степь, Святослав возвращается в Болгарию. Там его встречает недружественный прием царя Бориса с войском в Переяславце, столице Болгарии. Без труда разбив его, Святослав во главе русской дружины перешел через Балканский хребет и, захватив Преславу, Филипполь и Адрианополь, направился к Царьграду.
       Там к власти в это время пришел полководец Цимисхий, свергнувший прежнего императора Фоку. Новый правитель империи был более решительно настроен против Святослава, чем его предшественник. С переменным успехом, одно за другим, произошли ряд кровопролитных сражений. Побед больше одержал Святослав, но силы русского войска таяли. Пополнять их было нечем. Исполнялись предостережения княгини Ольги – Империю и ее воинский потенциал победить сложно. Князь Киевский в своих бедах обвинил христиан. Принесены были в жертву языческим богам, первые христианские мученики. Упорство князя в противостоянии Цимисхию теряло смысл и грозило полным уничтожением русского войска. Святослав, наконец-то понял, что измотанная в непрерывных боях дружина, не в состоянии противостоять Византии. Выдержав длительную осаду в Доростоле, он заключает почетный для себя мир: с правом уйти на Русь, получив, при этом, от византийцев провиант, на дорогу. Святослав привел на Балканы около 60 тысяч воинов: назад вернулось не более 20 тысяч человек, которых вел воевода Свенельд. Сам киевский князь в 972 году, по дороге домой с малой дружиной, попал в засаду печенегов на днепровских порогах и был убит. Так закончилась жизнь одного из легендарных правителей Киевской Руси.
       Множество версий гибели Святослава и его дружины, не дают возможности определить, каким же образом опытный полководец позволил заманить себя в ловушку. Существовало предположение, что византийский император вступил в сговор с печенежским ханом Курей, заплатив тому немалые деньги за это нападение. Эта версия была основной, и до поры до времени не оспаривалась. Но существует еще одна, не очень популярное предположение, которое не приветствуется православной церковью. Оно достаточно простое и тоже претендует на реальность. Христианская часть дружины, возглавляемая Свенельдом, двинулась на Родину иным путем, потому что, кое-кто из христианского окружения знал о готовящейся засаде, скорее всего сам Свенельд. Более того, зная, что Святослав в своих неудачах склонен был обвинить христиан и готовил расправу над христианским населением в Киеве и других городах, воевода даже приложил к этому руку. Становится понятным, почему, именно христиане, движимые чувством самозащиты, могли договориться с печенежским ханом об убийстве князя и его приближённых дружинников. По всей вероятности, время Святослава вышло. Ошибки Великого Киевского князя свели на нет результаты его завоеваний. Русь после поражения на Балканах довольно продолжительное время восстанавливала свой военный потенциал и значительно утратила международный авторитет. Преемнику Святослава, Владимиру, пришлось многое начинать сначала.

5. Князь Владимир и крещение Киевской Руси.

       Отправляясь во второй поход в Болгарию, Святослав посадил старшего сына Ярополка в Киеве, среднего, Олега – в древлянской земле, и младшего, Владимира – в Новгороде. После гибели отца между братьями началась кровавая усобица, которую начал Ярополк. В 977 году в битве с ним, пал древлянский князь Олег. Вскоре и сам Ярополк был разбит и погиб в сражении с дружиной Владимира.
       При Владимире, под властью Киева было завершено полное объединение всех восточнославянских земель. Для защиты от внешнего врага, были значительно укреплены южные границы Руси. Кочевые племена являлись настоящим бичом для древнерусского государства, в особенности, тюркские племена – печенеги. С IX и почти до середины XI века, они наносили огромный ущерб экономическому и культурному развитию страны, разоряя города, сёла, угоняя население в рабство. Строительство приграничных городов по Остру, Трубежу, Суле, Стугне – стали серьезным препятствием для кочевников.
       Древнерусское Киевское государство требовало для своего сплочения единой религии. Эта религия должна была освятить власть великого князя. Владимир Святославовича. С этим именем и связано введение христианства на Руси. Время пришло – Русь вышла на международную арену. Правитель понимал, что языческая вера, с древними духами, присущими родовому обустройству, давно ушла в прошлое и не могла быть основой единения Руси. Общение с Византийской империей, еще при Игоре, давало возможность русским правителям ознакомиться с канонами новой веры – христианской. А княгиню Ольгу, первым византийским миссионерам удалось даже крестить. Без всякого сомнения в середине IX века в Киеве, уже была небольшая церковь и христианская община. Часть дружины при подписании Игорем договора с греками, клялась в верности на Перуновой горе, другая – в христианском храме Св. Ильи. Тонкий дипломат, Владимир вынудил византийского императора Василия выдать свою сестру Анну, дочь Романа II, себе в жёны. Правда, одной дипломатичности князя было недостаточно, так как Роман II воспротивился выдавать дочь замуж за славянского князя. Пришлось взять штурмом колонию Византии Херсонес (Корсунь). Падение Херсонеса и угроза похода на Царьград возымели действие. Был заключён договор, по которому Владимир возвращал Херсонес Византии, как вено (выкуп) за невесту, а, прибывшая в Киев Анна, становилась его женой.
       До заключения договора Великий князь сам крестился в Херсонесе, крестились и наиболее видные дружинники. По возвращении в Киев Владимир приказал уничтожить всех идолов, а затем, согнал киевлян к Днепру, где их крестили, прибывшие с Владимиром греческие святители. Произошло это в 988 году, как указывает летопись «Повесть временных лет».
       Распространение христианской веры, не было мирным процессом и встречало упорное сопротивление. Особенно сложно происходило принятие христианства в Новгороде. Князь Глеб столкнулся с сопротивлением волхвов, в результате чего, было пролито много крови. Летописец свидетельствует, что только при Ярославе «нача вера христианская плодиться и расширяться». О Ярославе Владимировиче, прозванным «Мудрым», пойдет дальнейшая речь.

6. Расцвет Киевской Руси при
Ярославе Владимировиче (Мудром).

       Родился Ярослав в 980 году. Сын киевского князя Владимира и полоцкой княжны Рогнеды, которую Владимир, убив её отца полоцкого князя, силой взял в жены, он с раннего возраста был приобщен к управлению государством. Отметим, что крещен Ярослав был под именем Юрий (Георгий), и зачастую в иноземных хрониках под этим именем и упоминается. В 10 лет он уже был поставлен отцом на наместничество в Ростово–Суздальской земле, в Поволжье. Понятно, что к Ярославу были приставлены, для помощи в управлении земель воеводы, но произошло одно событие, которое подчеркивает, что Владимир весьма высоко ценил способности своего сына. После внезапной смерти новгородского князя Вышеслава, старшего сына Владимира, Великий князь ставит управлять Новгородом не Изяслава, старшего по возрасту, а Ярослава. Четверть века Ярослав, набираясь мудрости и государственного опыта, правил очень непростым Новгородом. Княжение в вольнолюбивом городе, как и сами новгородцы, помогли ему впоследствии занять престол Великого Киевского княжества и получить от современников прозвище Мудрый.
       Политическая обстановка, накануне правления Ярослава Мудрого сложилась на Руси непростая.
       Рост феодального землевладения, усиление феодальной эксплуатации и классовой борьбы, рост городов, превращающихся в экономические и политические центры: – все это не могло не создать особенностей, влиявших на внутри и внешне политическое развитие Киевской Руси. Особенности эти характеризуются, нарастающим стремлением окрепших местных феодалов во главе со своими местными князьями к отделению от Киева. Сохранить государственное единство становилось всё труднее.
       После смерти Владимира, киевский престол занял самый нелюбимый из 12 сыновей – Святополк. Стремясь к единовластию, он не остановился даже перед убийством своих братьев Бориса, Глеба Муромского и Святослава Древлянского. Более открытый подход, к скрываемым ранее источникам, позволяет многим ученым утверждать, что Борис и Глеб были убиты по приказу самого Ярослава. Не буду отбрасывать эту версию и я, но вернусь к ней позже.
       Святополк в народе получил прозвище «Окаянный». «Изобью братию мою и приму власть русскую един», – пишет летописец о замыслах Святополка. Однако, Ярослав расстроил его планы. Поддерживаемый новгородской дружиной, он во главе 4000 воев, двинулся на Киев. Близ Любеча произошла битва, в которой полки Святополка потерпели поражение. Он бежал в Польшу к своему тестю – польскому королю Болеславу. Польский король оказал зятю военную помощь, в результате чего, ему удалось вернуть киевский трон. Ярослав недолго мирился с этим и, при поддержке новгородцев, набрав новую дружину, изгнал Святополка из Киева, теперь уже в степи к печенегам. В союзе с печенежским ханом Святополк, в 1019 году сделал последнюю попытку вернуть Киевский престол, но, потерпев поражение на реке Альте, окончательно его утратил. Ярослав утвердился в Киеве.
       Вся деятельность Ярослава Мудрого, была направлена на укрепление власти киевского князя, внутреннее сплочение земель, расширение и укрепление международного положения Киевской Руси. В условиях пробудившегося феодального сепаратизма и обострения классовой борьбы, разрешение столь непростых вопросов, было связано с большими трудностями. Разные были ситуации. Приходилось действовать, когда добрым словом, когда жестоко и вероломно, но, тем не менее, время Ярослава Мудрого принято считать одной из ярчайших страниц древнерусской истории.
       После победы над Святополком, у Ярослава появился новый соперник – родной брат Мстислав, князь Тмутаракани. В сражении при Листвене (возле Чернигова), победил Мстислав. Результатом битвы явился раздел государства на две части. Правобережье Днепра, с Киевом и Новгородом оставались за Ярославом, а, земли к востоку от Днепра, переходили к Мстиславу. Следует отметить, что мудрость Ярослава и дальновидность Мстислава, не позволили втянуть Древнерусское государство в долголетний кровопролитный конфликт. Мстислав признал старшинство Ярослава. Заключив между собой договор, братья нанесли ряд сокрушительных ударов по Польше, отобрав, захваченную Болеславом Храбрым, Червонную Русь. После смерти Мстислава (1036 г.) обе части Древнерусского государства вновь объединились под властью Ярослава. В результате победных походов на Чудь (1030 г.), Ятвягов (1038 г.) и Литву (1042 г.), были раздвинуты западные и северо-западные границы Киевской Руси. В 1036 году печенеги опять подошли к Киеву. Собрав значительные силы, Ярослав наголову разбил орды кочевников, после чего, они навсегда ушли с русского порубежья.
       В конце 30-х годов XI века Киевская Русь достигла наивысшего могущества. Владения Великого киевского князя простирались от Финского залива, Ладоги и Онеги – до Черного и Азовского морей; от Карпат и Нижнего Дуная – до Средней Волги и Верховьев Северной Двины. Территория превышала по размерам многие европейские государства, уступая лишь Византийской и Священной Римской империям. Племенные объединения Восточной Прибалтики, проживавшие на территориях современных государств Литвы, Латвии, Эстонии, признали зависимость от Киевской Руси. Для защиты Киева с юга, Ярослав велел рубить по реке Рось новые крепости – Юрьев, Торческ, Корсунь, Треполь и др.

7. Ярослав Мудрый – созидатель и просветитель.

       Расширив и укрепив границы Древнерусского государства, князь Ярослав занялся внутренними делами. С конца 30-х и до середины  40-х годов, ведутся работы по созданию монументальных сооружений. В 1037 году завершается начатое князем Владимиром строительство нового кольца оборонных сооружений вокруг Киева, который, к тому времени, значительно разросся. Кроме валов, рвов и оборонительных стен они включали в себя башни и ворота. Валы в некоторых местах достигали 25 метров высоты, и завершались толстыми деревянными стенами из бревен. Главными из ворот считались «Золотые ворота», построенные по подобию «Золотых ворот» в Константинополе. Их остатки сохранились в Киеве до наших дней. В 1982 году ворота были полностью реставрированы и восстановлены в первоначальном виде. Первый русский митрополит Киевский в своем труде «Слово о законе и благодати», называет их Великими. Это неслучайно. Возводя портал, Ярослав придал им великолепие и величие.
Современники рассказывали, что створы ворот были изготовлены из золота. В XVI веке их описывали как позлащенные. Учёные мужи весьма осторожно и с известной долей скептицизма относятся к этим сведениям, но факт есть факт – великолепие налицо. Длина мощных каменных стен около 25 метров с аркой, которая служила и проезжей частью. Ширина – 6,5 метра. Вверху ярус заканчивался площадкой, служившей оборонительной башней. Венчала ворота  церковь Благовещенья Пресвятой Богородицы. Другие ворота: Львовские, Угорские, Польские, Печерские и Софиевские – открывали город для потока горожан, ремесленного люда и богатых купеческих караванов
 Столица Древнерусского государства считалась одним из крупнейших городов. Ярослав чеканил монету – признак финансовой стабильности в государстве. Адам Бременский (около 1040 – 1075 гг.), из окружения епископа Гамбургского (Бременского?), о жизни которого мало что известно, в сочинении «О деяниях святителей Гамбургской церкви» в 4-х книгах, пишет о Киеве:
       «…Из Юмны, следуя далее, через 14 дней высаживаются на берег в Острогарде в Руции (Руси), где главный город Киве (Киев), соперник константинопольского скипетра, одно из великолепнейших украшений Греции (то есть Руси)».
       Титмар Мерзебургский назвал Киев городом 400 храмов и 8 рынков с несчетным количеством населения. Представим Киев того времени:
       Софийский собор, гордость Ярослава, был построен в честь полного разгрома печенегов в 1036 году. Заложили его недалеко от Золотых ворот, в месте, где произошло кровопролитное сражение. Неизвестный русский зодчий, осуществивший постройку Софии Киевской, видимо, не раз бывал в Константинополе и хорошо был знаком с византийской архитектурой. Он объединил лучшие традиции византийского зодчества с самобытностью и своеобразием древнерусских культурных традиций. Построенный по подобию Софии в Константинополе, храм уступал по размерам (высота купола в Константинополе – 55 м., в Киеве – 28 м.), но по внешнему великолепию, воздушности, внутреннему убранству и отделке – превосходил. Многие историки утверждают о существовании в Киеве своей школы зодчества, возникшей, вероятнее всего, еще в X веке, когда в столице стали возводиться первые каменные постройки. Лучшие каменотесы творили это монументальное архитектурное чудо, как считают одни исследователи: 25-купольным; другие – 13-купольным – из розовой плинфы. Собор облегчённый открытыми галереями, которые, как бы связывая храм с окружающим пространством и природой, не «давил» своей массой, становясь доступней и человечней. Фасады воздушного сооружения, были украшены орнаментами из кирпичей, поставленных на ребро и «утопленных» в кладку здания, а также фресковыми росписями. Покрытые листовым свинцом тринадцать центральных куполов храма, символизировали Иисуса Христа и двенадцать апостолов. Пережив лихолетья, неоднократно перестроенная София Киевская, сумела сохранить внутренне пространство храма, и до сих пор, радует своей красотой наших современников.
 
        Предназначение главного христианского храма – символизировать грандиозность и мощь Киевской Руси. Яркая мозаика, выложенная знаменитыми греческими мастерами на внутренних стенах собора, изображала сцены на библейские темы. Софийский собор стал главным кафедральным собором и культурно-духовным центром Киевской Руси.
       Являясь символом начала христианской Руси, большое значение имела и Десятинная церковь Пресвятой Богородицы. Фактически построенная при Владимире Святославовиче, она окончательно была достроена и освящена уже при Ярославе Мудром.
       Печерский монастырь, ставший центром христианской православной веры, был заложен в конце 50-х годов. В годы правления Ярослава  построены и монастыри Георгия и Ирины, церковь Св. Василия. Таким образом, мы видим, откуда идут корни православной христианской веры и, что явилось ее оплотом. Позднее, Московское княжество (Московия) воспользуется тяжелым положением Украины-Руси и отнимет ее первенство в христианском православном мире. За 120 соболиный шкурок и 200 золотых монет, патриарх Константинопольский Дионисий, в 1686 году продал право автономии православной церкви Руси-Украины, Московии и учредил московский патриархат. Как дёшево стоит вера – не правда ли?.. Уже в следующем году, за этот вопиющий акт нарушения прав Церкви Руси-Украины, продажный служитель был лишён сана патриарха, но дело было сделано. С этого момента, Московия стала уничтожать культурное наследие своей соперницы Украины, отказывая ей не только в первородности русского государства, но и в самой вере. Чего стоит вера Московии добытая таким путём? Её диктат тяжелым ярмом, ляжет на плечи украинского народа – правопреемника Киевской Руси. Такие святыни, как Киевская Печерская лавра будут захвачены московским патриархатом, а, любые попытки восстановления Украинской Православной Поместной Церкви, будут ошельмовываться циничными комментариями о некой второстепенности и недоразвитости народов, ныне заселяющих эту благословенную землю.
       Древний Киев славился обширной торговлей и богатыми торговыми рядами. В стольный град торговые гости съезжались со всех уголков света. Выгодное расположение в центре торговых путей Восточного и Западного миров, делало Киев чрезвычайно привлекательным для иноземцев. В те времена ни один торговый центр в Европе, не мог сравниться с древней столицей Руси. Самобытный и своеобразный славянский мир, предлагал пушнину, деготь, воск, мед, изделия из дерева и металла, ювелирные украшения, хмельные напитки и разную живность, охотно покупая взамен, диковинный товар из заморских стран. Драгоценные камни из Индии, жемчуга и ювелирные изделия Востока, китайские шелка и расписные вазы, восточные пряности, сладости, благовония и уйма восточных диковинок: от всего этого разбегались глаза.

 
Реконструкция Киева XI в.

       При археологических раскопках старой части Киева (Замковой горы и других мест), как уже упоминалось, было найдено большое количество монет фактически всех государств того времени.
       Роль Ярослава Мудрого в развитие древнерусской культуры и науки, исключительна. Особенно преуспел он в просвещении. Ярослав и сам любил книги. Ипатевская летопись отмечает:
     – «Как если некто землю разорит (вспашет), другой же засеет, иные же пожинают и едят пищу неоскудевающую: так и сей. Ибо отец его Владимир землю вспахал и умягчил, то есть крещением просветив, а сей великий князь Ярослав сын Владимиров, засея книжными словесами серца верующих людей, а ми пожинаем учение приемля книжное».
       Об этом с уважением пишет монах Нестор в своих летописях. Князь с упоением читал книги в дневное, и в ночное время, прививая и всячески поощряя к чтению свое окружение. Сыновьям своим и дочерям он говаривал: «Книжные словеса суть реки, напояющие вселенную».
       отметим, что многие государи в Западной Европе, вообще не умели читать и писать и, под государственными грамотами и документами ставили крест.
       Заботясь о воспитании государственных грамотных мужей, князь открыл в Новгороде и Киеве несколько школ для обучения детей знати. Ярослав собрал возле себя лучших переписчиков и переводчиков. Книги переводились с разных языков, но в основном с греческого и латинского. Разумеется, увлечение книжным делом для Великого князя не являлось самоцелью, это было составной частью его усилий, направленных на освобождение от византийской церковной опеки. Даже, отбирая материал для переводов, обращались не к современной им византийской литературе, а преимущественно к авторам IV–VIII века, греческой церковной классике. Помощник и друг Ярослава Илларион, первый митрополит Киевский русского происхождения, поставленный князем в противовес ставленникам восточной христианской (православной) церкви из Царьграда, создал при Софии Киевской своеобразную академию любителей книг, которые не только переписывали, но и создавали свои литературные произведения. Сам Илларион являлся автором знаменитого «Слова о законе и благодати». По некоторым летописным источникам число книг, находящихся в постоянном пользовании просвещенных обитателей Софии Киевской и княжеского окружения, достигала 950 экземпляров. В последующие века, в постоянной борьбе за киевский престол, Киев неоднократно опустошался очередным князем, претендентом на княжение, который, возвращаясь восвояси, вывозил с собой книги и иконы.
       Особенно страшный удар по Киеву был нанесён князем Андреем Боголюбским. Движимый ревнивыми меркантильными интересами, он, чтобы отобрать пальму первенства у старейшего города Древнерусского государства, в 1168 году разграбил древнюю столицу. Много книг было им вывезено во Владимир, еще больше погибло в дыму пожарищ. Вывез он и святыню киевскую – Икону Пресвятой Богородицы. Теперь в России ее именуют Чудотворной Иконой Пресвятой Богородицы Владимирской, хотя точное ее название: «Чудотворная Икона Пресвятой Богородицы Киевской». Не гнушались православные отцы будущей Московии, откровенным воровством святынь, переименовывая их под свои нужды. Если верить, икона не утратила свои чудотворные качества. Непонятно только и берёт сомнение, как после столь кровавых деяний, которыми сопровождалось её водворение во Владимир, её можно назвать Чудотворной – язык не поворачивается.
       В итоге варварских нашествий некоторых князей, Киев с его златоглавыми соборами, служившими первоначальными центрами культурно-просветительской деятельности и созданию первых летописных произведений, остались почти вовсе без книг. Но вернемся к великокняжеской семье.
       Дети Ярослава Мудрого: семь сыновей и три дочери, хорошо знали грамоту и тоже любили книги. Этого же, князь требовал и от семей приближенных бояр и дружинников. Книги стали обычным явлением во многих богатых семьях. Сам Ярослав сумел собрать, как говорится в летописи, и положить в Софии Киевской определенное количество книг и рукописей, что породило в народе легенду, имеющюю веское основание – быть реальностью. Погибла ли эта библиотека в годы монголо-татарского нашествия хана Батыя в 1240 году, когда София Киевская очень пострадала, была ли вывезена в последующие века лихолетий, – остается загадкой. Существует предположение, что большая часть книг была вывезена в Печерский монастырь и, к сожалению, погибла при сильном пожаре в Киеве в 1718 году. Пожар был не случайным. Согласно указа петровского сената, Московия переименовывалась в Россию. Возник вопрос, что делать с Украиной-Русью, которая единственная имела право называться русским государством. Петр решил всё просто и жестоко. Украина-Русь была названа Малороссией, а монголо-татаро-башкирское государство и народы с угро-финскими корнями, названы русскими. Чтобы нельзя было доказать приоритетное положение Украины-Руси, во многих монастырях были варварски истреблены книжные рукописные фонды, отображающие реальную историю развития государственности на нынешних территориях Украины.
       Не избежала этой печальной участи и богатейшая библиотека Киевского Печерского монастыря. Но патриоты страны, оптимисты, как и я, не теряем надежду: настанет счастливый момент, когда мы увидим рукописи и книги из библиотеки Ярослава Мудрого. Тем более, что совсем недавно возникло предположение, что монахи Печерского монастыря успели вывезти библиотеку Ярослава Мудрого в Межигорский монастырь. Сейчас, правда останки монастыря и всё Межигорье, захвачено диктатором страны, нынешним президентом, На развалинах ведутся таинственные исследования. Любая обнаруженная простыми рабочими кладка старинной стены, мгновенно исследуется кем-то вроде «зондер-команды», и что там находится? – тайна за семью засками. А то, что там находится много раритетов прошлого – вне всякого сомнения. Говорят даже, что в 1939 году при реконструкции дачи большевитского лидера Постышева, рухнула стена и за ней обнаружено множество бесценных книг. Большевики, уничтожая всё связанное с религией, книги не уничтожили, но и возиться не стали. Их опять замуровали. Неужели это библиотека отца Анны Ярославны? Время даст ответ и мы надеемся, что власть особей, хозяничающих в святая святых украинского народа – не вечна. И тогда настанет момент, когда многие белые пятна истории Киевской Руси и других европейских государств будут устранены. Логично предположить: наши «братья великороссы» в этом не заинтересованы.
       Набожность Великого князя Киевского была примером для его окружения. По крайней мере, так пишется в летописях. В вере князь видел мощную поддержку в укреплении государства и духовную объединяющую силу, способную поднять Киевскую Русь до уровня мировых держав. Строительство храмов и церквей, которых при Ярославе Мудром было построено больше, чем за несколько столетий его последователями, указывает на значение, придаваемое Великим князем духовности народов, входивших в состав Киевской Руси. Соблюдение канонов христианской веры, выходит при нём на первостепенное значение и возводится на уровень государственных. Он даже приобщает к христианскому миру и поминовению, своих родственников после их смерти. Вскрыв захоронения братьев своего отца Владимира, язычников Олега и Ярополка, Ярослав провел обряд крещения и положил их в Киевской церкви Св. Богородицы.
       Христианское благочестие князя сочеталось с любовью к искусству. При строительстве Софийского собора, не считаясь с материальными затратами, использовались передовые технологии и новые веяния в градостроительстве и искусстве. Нанимались лучшие греческие мастера. Мозаика, выложенная в те далекие годы, до сих пор радует взор наших современников, великолепием и реалистичностью. Известный русский историк Карамзин Н.М. пишет в своей «Истории государства Российского»:
       «Стараясь о благолепии храмов, приятном для глаз, Великий Князь желал, чтобы и слух молящихся находил там удовольствие: пишут, что около половины XI столетия выехали к нам певцы Греческие, научившие Российских церковников согласному Демественному пению».

8. Наследие Ярослава Мудрого.

       Одной из основных заслуг Ярослава Мудрого в укреплении Древнерусского государства, является писаный закон – первый «Судебник», точнее свод законов, регулирующих социальные и экономические отношения между различными слоями населения Киевской Руси. Он вошёл в историю как «Русская правда». Ярославу удалось собрать в единое целое все законодательные акты, имеющиеся в государстве середины XI века. «Русская Правда» устанавливала правила суда и наказания за убийство, оскорбление и кражу. В ней определялся порядок сбора налогов и право наследования имуществом. Отныне, Древнерусское государство жило по утвержденным правовым нормам общего законодательного свода, который оказал существенное влияние на общественную жизнь Руси, и определил, в том числе, семейно-бытовые отношения раннего феодализма. Этот памятник права утвердил нормы христианской морали, согласованной с нормами феодального законодательства. Он осветил вопросы свадебной обрядности, развития семейных традиций, формы прекращения и расторжения брака, взаимоотношений родителей и детей.
       Мудрость Ярослава, его независимость в поступках и мощь Киевской Руси, позволяли Великому князю без боязни помогать изгнанникам королевских домов других государств, предоставляя им убежище.
       Так сложилось в XI веке, что в борьбе за престол многие наследные принцы, были в своих королевствах не в ладах с законом. Ещё прежде Харальда, о котором речь пойдёт позже, норвежский король Олав Святой, лишившись трона попросил убежища и защиты у правителя Древнерусского государства. Ярослав принял его дружелюбно. Через некоторое время Олав вернул себе трон, но оставил у князя на воспитание сына Магнуса, позднее, короля в Скандинавии. Дети доблестного короля Английского – Эдвин и Эдвард, изгнанные королем Норвегии Кнутом; принц венгерский Андрей (Эндре), вместе с братом Левенте – искали безопасный приют в Киевском государстве, и находили его. Князя варяжского, Симона, Ярослав принял на свою службу. Симон, верой и правдой служа князю, стал знатным вельможей при сыне Ярослава, Всеволоде. Он снискал уважение как благородный, добропорядочный, благонравный и умный человек.
       Последние годы Ярослава протекали в целом спокойно, без войн и потрясений. Русь за тридцать пять лет его правления разительно изменилась. Ярослав, как умный, дальновидный политик, беспокоился не только об укреплении и благоустройстве стольного града, но и других городов государства. По выражению западного хрониста, «белой ризой» церквей украсились города Руси. Возведенные города Ярославль на Волге, Юрьев в Чудской земле, Юрьев на Роси и, многие другие, построенные ранее и превращенные в неприступные твердыни – надежно защищали границы  Киевской Руси.
       Почувствовав приближение кончины, Ярослав созвал сыновей и благоразумным наставлением предупредил всякую распрю между ними. Как пишет Карамзин в своей «Истории…»:
       «Скоро не будет меня на свете» – говорит он, – «вы дети одного отца и матери, должны не только называться братьями, но и сердечно любить друг друга. Знайте, что междоусобие, бедственное лично для вас, погубит славу и величие Государства, основанного счастливыми трудами ваших отцов и дедов. Мир и согласие ваше утвердят его славу и могущество».
      Изяславу в управление, передавались Киев и Новгород. Святослав получил Черниговскую землю с Тмутараканью, а Всеволод – Переяславскую и Ростово–Суздальские земли. Двум младшим сыновьям: Вячеславу и Игорю, передавались Волынь и Смоленская земля. В Полоцке остался племянник великого князя Брячеслав Изяславович, Прикарпатье (будущая Галицкая земля) переходило внуку Ростиславу, сыну умершего Владимира Ярославича. Отметим, что передачу земель в управление отдельным лицам не следует считать раздробленностью Древнерусского государства. Раздел земель между членами правящего дома по принципам старшинства был традицией того времени. Сюзереном всей Руси считался Великий князь, владевший Киевом. Младшие братья, сыновья и племянники выступали в роли своеобразных генерал-губернаторов отдельных земель-княжеств. Государственное единство Руси продержалось до 30-х годов XII века.
       Ярослав Мудрый умер 20 февраля 1054 года, в своей резиденции под Киевом в Вышгороде. В последние часы с ним был любимый сын Всеволод, который перевез тело отца в Киев, где сыновья и внуки похоронили покойного в Софии Киевской в мраморном гробу.
       Правление Ярослава Мудрого, было одним из самых блестящих периодов в развитии Древнерусского государства. Если, Игорь и Святослав утвердили Древнерусское государство, как основную силу Восточной Европы, а Ольга и Владимир – ввели христианскую веру на Руси, присоединив ее к православному миру, то Ярослав, обновив государственное единство, после смут и усобиц вызванных смертью Владимира, посвятил остаток жизни мирному созидательному процессу. Именно в эти годы, были заложены культурные традиции Древнерусского государства, проявившиеся в строительстве величественных архитектурных сооружений, искусстве, просвещении гражданской мысли. Ну, а «Русская правда» – главное творение Великого князя Киевского государства – позволили современникам, единодушно назвать Ярослава: «славянским Карлом Великим». Для нас же он навсегда останется Ярославом Мудрым, мудрейшим из князей Древнерусского государства
(Из книги: !Анна Ярославна - королева франков")






 


Рецензии
Интересно, Эдуард. Спасибо))

Амандин Ле Бёф   11.08.2012 12:46     Заявить о нарушении
Благодарю за оценку! Всего доброго!

Эдуард Лощицкий   11.08.2012 22:15   Заявить о нарушении