Фокус с мандаринами

По пути из школы домой я часто делал крюк, чтобы навестить дядю Сашу. Он был моложе моего отца, погибшего на войне, и, по мнению многих, внешне был на него похож. Здесь меня ждало что-нибудь вкусненькое, чего не бывало дома или очень редко.

В один зимний день дядя угостил меня сразу тремя мандаринами, сопроводив словами: «Ешь и не стесняйся». При его молчаливом одобрении я съел один, а два других взял с собой для мамы и сестры.

В голодное послевоенное время было не до деликатесов, к которым по праву относились мандарины. В зимнее время они были единственными свежими плодами, если не считать подпорченных яблок. Стоили они дорого, а потому покупали их в малых количествах, в основном, для детей. В детский новогодний подарок помимо конфет и печенья непременно входил мандарин. Как правило, этот экзотический южный фрукт продавали грузины.

На другой день к моему удивлению дядя вновь презентовал меня мандарином. Но мне пришлось удивиться ещё раз, когда цитрусовое лакомство ждало меня вновь. Это было нечто новое, так как раньше дядя подобной щедрости не проявлял. И тогда я узнал, что он сдал свой сарай для хранения мандаринов грузинам, которые торгуют ими на рынке.

- Значит, грузины вас угощают мандаринами? – поинтересовался я. - Слышал, что они гостеприимный и щедрый народ.

- Не знаю, как насчёт гостеприимства, но щедрыми тех торговцев не назовёшь. Не угостили ни одним мандарином.

- В таком случае, вы у них покупаете?

- Если я у них буду покупать, то ничего не заработаю на аренде сарая. Я у них понемногу беру.

- Дядя, так вы воруете мандарины?

- Как некрасиво, племяш, ты выразился. Дядя и ворует. Взять от многого немножко – это не грабёж, а делёжка. А вообще, крадут все, даже честные люди. Вот ты, Игорёк, неужели ничто и никогда не украл?

- Честно сказать, было дело. Но это было мелочью.

- Но и мандарины тоже мелочь. Они никак не стоят тех денег, что оседают в карманах торгашей. Ты ещё мало понимаешь в жизни. Беря у них мандарины, я как бы устанавливаю для них налог на сверхприбыль. Так нас учил Карл Маркс. От себя добавлю, что беру понемногу, потому и незаметно.

- А как же вы попадаете в закрытый сарай?

- Вот в этом и весь фокус. Но раскрывать его секрет я тебе не буду, по крайней мере, до тех пор, пока мандарины хранятся в моём сарае.

До конца января грузины продавали свой деликатесный товар. Всё это время у дяди не переставали водиться мандарины. Мне он выдавал по два мандарина – для меня и сестры. Съедали мы их вместе, по дольке, стараясь растянуть удовольствие. А потом торговцы уехали, пообещав вернуться.

- А теперь, Игорёк, я готов раскрыть тебе секрет моего фокуса, - сказал дядя Саша, когда я в очередной раз зашёл к нему.

- Прежде чем взять в аренду мой сарай, кавказцы тщательно его осмотрели, словно собрались в нём хранить не мандарины, а золотые слитки. Остались довольны кирпичными стенами, бетонным полом и шиферной крышей. Эта осторожность и подозрительность меня и взбесили. И тогда я вспомнил про Гарри Гудини, великого фокусника, мага и волшебника. В своём деле до сих пор он остаётся непревзойдённым, и его называли человеком, проходящим сквозь стены. Мне, конечно, до него далеко, как до Луны пешком, но и я кое-что могу. Поэтому, когда грузины завезли мандарины, я успел подготовиться. Они сняли старый замок и повесили новый с контролькой. Если кто-либо попытается его открыть, будет заметно. А теперь отгадай, Игорь, как я попадал в закрытый сарай.

Я зашёл внутрь сарая. Пустые полки, пустой шкаф, массивная дверь и ни единого окна. Никаких люков или лазов.

- Ну, что, малыш, заметил что-нибудь подозрительное? – осведомился дядя.

- Нет. Всё чисто.

- Тогда оставайся здесь, а я выйду.

Меньше чем через полминуты дядя вышел из пустого шкафа.

- Как, впечатляет? – улыбнулся дядя.

- Даже очень, - засмеялся я. – Так в чём же фокус?

Дядя подошёл к раскрытому шкафу и постучал по его задней стенке.

- Это не то, о чём ты подумал, - расплылся он в улыбке. – Это дверца в пристройку к сараю. Через неё я и заходил, когда мне было нужно. Ну, как тебе понравился такой фокус?

- Бесподобно, дядюшка! – произнёс я, не скрывая восхищения. – У волшебника Гарри Гудини появился способный ученик!

- Ну, скорее не ученик, а только последователь, - скромно возразил дядя.


Спустя годы в начале декабря я побывал в Сухуми. Мне захотелось посетить известный дендрарий, в котором произрастают удивительные субтропические деревья и растения. В тот выходной день дендрарий был закрыт для посетителей. За небольшую плату сторож впустил меня, предупредив, чтобы я не ходил по аллее направо: там убирают мандарины. Именно туда я и пошёл в первую очередь. Из чистого любопытства, а не для того, чтобы тырить. Мне захотелось посмотреть, как в природных условиях растут мандарины, оставившие неизгладимый след от вкуса далёкого детства.

Яркие оранжевые плоды обильно усыпали деревья, словно волшебные игрушки на праздничной ёлке.


Рецензии
Вот так дети учились у взрослых, ЧЕМУ учил Карл Маркс:-))

Анна Шустерман   05.01.2018 16:35     Заявить о нарушении
Я тоже учился по Карлу Марксу, прочтя в юности его "Капитал"... три страницы:)
Всего Вам хорошего!

Олег Маляренко   07.01.2018 14:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.