Люпен III Замок Калиостро

«Отчего у этого Люпена III, такое неблагородное, прямо таки не джентльменское лицо?!
-Вероятно, всему виной обезьяний удар, нанесенный ему в глубоком детстве!»

(из неопубликованного интервью  Манки Панча)


История Люпена вышедшая в 1979 году при непосредственном, и надо сказать, активном участии Миядзаки, он тут выступил и как режиссер, и автор сценария, и дизайнер ряда персонажей, получилась во многом отличной от Люпена классического, воссозданного до «Замка Калиостро» и после него, вплоть до наших дней.

Наверно все дело в том, что не мог Хайяо на то время, равно как и поныне делать главным героем своего фильма, пусть обаятельного, но прохвоста, без того, чтоб не облагородить сей образ шармом и галантностью присущей оригинальному французскому Люпену, вору и джентльмену.

Уже к моменту выхода «Замка Калиостро» Люпен был своего рода брендом, торговой маркой трюковой авантюрной комедии. В которой много чего было по намешено и в сериальной и полнометражной версиях: и гротеска и карикатуры на те же самые приключенческие боевики и западные детективы. Абсурдность и сознательная ирония над этими жанрами стала визитной карточной произведений о японском внуке знаменитого Арсена Люпена.

А не только скажем, фирменные приборчики, обезьянья ловкость и стрижка под мартышку главного героя. А так пародия не нуждается ни в точном исполнении, ни внимании к деталям, т.к шарж вовсе не фоторобот, то персонажи и окружающий их мир новизной и качеством проработки до этого не блистали.

Люпен с мимикой Джима Кэрри, как бритый орангутанг прежде был проворен, похотлив и периодически смешон., т.е комичный образ если не сверхгероя, то уж точно выдающегося вора получился популярным и изрядно растиражирован в дальнейшем.

Его знали и любили именно за то, что он был гораздо смешнее Джеймса Бонда и куда ближе и понятнее Супермена. Гоэмон по-самурайски выдержан, сосредоточен, с катаной в опытной руке. Дзигэн вечно в шляпе и постоянно при оружии, а Дзенигата неизменно весь в раскоряку и маниакально  одержим поимкой Люпена в любой точке Земли.

Отражая склонности режиссера и подчас впадая в противоречие со своим привычным образом не особо щепетильного жулика, Люпен в исполнении Миядзаки вернулся к благородству деда. И не только в способности вовремя ввернуть в разговор розу, но и в потенциале помочь без всякой задней скабрезной мысли и меркантильного камня за пазухой.
 
Внешность Люпена, его физиономия, ужимки и гримасы были предопределены мангой, зато Кларисса и главный злодей-фальшивомонетчик граф Калиостро, - уже, несомненно, герои Миядзаки и по внешности по складу характера. Не растеряв всего ранее отработочного и ценного в Люпене, главный герой Хайяо стал человечнее и как-то глубже, впрочем не утратив специфической энергичности и непробиваемого оптимизма.

Рука мастера чувствуется и в бешеном развитии сюжета, с многочисленными погонями, перестрелками, схватками в декорациях почти сказочного европейского замка с многочисленными тайными ходами, ловушками, башнями и бастионами, сокрытыми казематами и гигантскими башенными часами. Вместо примитивистского минимализма пародии, тщательно пририсованные детали мира героев авантюрных похождений пронырливого сорвиголовы и его верной братии.

Пожалуй, именно по «Замку Калиостро» можно понять, откуда же у Спайка Шпигеля потом взялись эти странные башмаки, сигаретка в зубах, руки в карманах и голова в бинтах. Если пристально, с лупой присмотреться, то можно увидеть в бородатом Дзигэне бибоповского Джэта Блэка, а в неотразимой красотке Фудзико саму Фэйн Валентайн.

«Замок Калиостро» - фильм классический не только оттого, что из него многое было взято, похищено и присвоено в других аниме, но и потому, как и спустя не один десяток лет после выхода он оставляет огромное число современных аниме далеко позади себя по драйву, напору и безбашенности происходящего.

Нечто похожие наблюдалось и до «Замка Калиостро», и вместе с тем не было такой доскональности в мелочах, красоты момента, экспрессивности в сочетании с убойным юмором и ядовитым сарказмом. У Миядзаки вышла не пародия, а один из достойнейших представителей жанра.

Не удивительно, после этой работы, об авторе впервые заговорила широкая публика. А в опросе, проведенном журналом «Анимэйдж», Кларисса была признана лучшей аниме героиней года. Конечно, в то время, еще не было Наусики, зато прекрасно чувствуется, что своих любимых принцесс маэстро отрабатывал не на кошках.


Рецензии