Новый взгляд на систему образования ч. 4

Глава 4
Главная проблема образования

Вы хоть раз замечали, как учителя заставляли выучить правило, а не получалось, да и вообще какое-то это правило непонятное? Конечно, пока вещь не поймёшь, её и не выучишь. Главная проблема школы в том, что больше приходится зубрить, чем понимать своим умом. Человек учится, пытаясь самим понять что-либо. В школе же почти не учат думать, а всего лишь выдают шаблоны решения тех или иных задач и ситуаций. Это сложно понять, но приведу пример. Человеку можно выдать много мяса, столько, сколько надо. Действительно, человек сможет есть это мясо и будет сыт. Но пройдёт какое-то время, и мясо кончится, его просто не будет хватать или оно испортится. Человеку грозит смерть от голода. Но если же этому человеку дать ружьё и научить его охотиться, он сможет сам себя обеспечить мясом, которое никогда не закончится.
Так и со школой. Школа кормит знаниями, которых когда-либо не хватит или они устареют, «испортятся». Вместо этого следовало бы научить детей добывать знания самим. Дети, как я говорила раньше, могут познавать мир сами, им лишь следует в этом помочь, наставить на верный путь.
Учёба предусматривает также совершение ошибок. Например, как научишься плавать, пару раз не пойдя ко дну? В школах же за каждое неверное движение предусматривается наказание (плохая оценка). Так что, судя по школьной программе, ребёнку следует с первого же раза плыть на уровне профессионала. Причём плавать ты не можешь, пока не вызубришь целую кучу теории про удержание тела на плаву, формулу ускорения и прочее. Конечно, всё это я говорю образно, но ведь любой школьный урок выглядит именно так.
Ещё расскажу подробнее о феномене списывания. Естественно, в школе списывание означает буквально «выдавание чужих знаний и умений за свои». Но можно ведь организовать работу так: каждый имеет право поделиться тем, что знает и в то же время принять чьи-то знания. Ведь каждый что-либо знает, а что-либо – нет. Таким образом, можно обмениваться опытом.
И ещё одно новшество, которое следовало бы внести в процесс обучения. Учителя должны быть, но быть на равных со всеми. Они должны являться членом коллектива. Это может показаться нелепым, но в коллективе учителя тоже смогли бы чему-то научиться.
Между прочим, коллективы следовало бы формировать вне зависимости от возраста. Ведь, как я уже говорила, способности у всех разные, и возраст совершенно ничего не означает. Это было бы всё равно, что подбирать коллективы по цвету глаз, форме носа или росту. Кстати, у разновозрастных коллективов есть ещё один плюс. Всегда есть те, кто усвоит что-то быстрее, и он сможет помочь тем, кто ещё не понял. Такие уроки развивают навыки общения и взаимовыручки. Возможно, при введении таких занятий уменьшилось количество жестоких людей и, вследствие, упал бы рост преступности. Причиной, по которой не вводят подобные новшества, является банальная потребность в оценках. Хотя, если разобраться, оценки не так уж и нужны, как кажется. Ведь результатом уроков должны быть приобретённые навыки, а не просто цифра-балл.


Рецензии