Верю... Внучка Ксения

После того, как вы обругали ребёнка, в воспитательных целях его обязательно надо похвалить.  Например: руки у тебя корявые. Зато мозги гладкие!
Юмор
 
В моё стародавнее время понятия – ты должна учиться, не было. Это само собой разумелось. Конечно, даже в те времена начала цивилизации игры были предпочтительней. И их хватало. Даже в деревне, куда только провели электричество. Детство найдёт себе развлечение везде. И не всем, как мне, учиться было интересно. Родители много и трудно работали им не хватало боков, чтобы участвовать одним из них в моём обучении. Короче, не участвовали никаким боком. Они верили в меня, и я окончила школу с медалью.

Моя дочь тоже удалась. Сначала я старательно, двумя боками, контролировала учёбу, аж до второго класса. Потом, проверяя наспех арифметику, сделала две ошибки, и дочь перестала доверять мне. Ура. Кое в чём я помогала, конечно, но больше простодушно верила, что дочь пробьётся к вершинам сама. Золотая медаль была наградой через восемь лет. Или просто удачный ребёнок…

Внучка вообще не подпускает меня к тетрадям, так требует учительница. Пока все вместе выдерживаем единый подход, что вселяет надежду… Только заглянув в тетради тайком, пришлось пить успокоительное. И бок у меня один здоровый. Но очень хочется плюнуть на приказ и вмешаться самым жёстким способом - больным боком. Оcтанавливаю себя на рубеже атаки, так как помню, что рушить авторитет учителя – гадить под стены монастыря.

Мне повезло, дочь не надо было заинтересовывать учёбой. Сегодня надо искать мотивации, чтобы оторвать детей от видеоигр, компьютера, телевизора и несметного количества игрушек. Моя дочка играла с коробками от спичек. И как играла!
- Дети не хотят читать! – классика жанра жалоб большинства бабушек.
Они забыли, что читать стали потому, что не было всего того, что есть у внуков. Весь мир, как и мир детства, меняется стремительно. Но стал ли ребёнок меньше фантазировать, если ему все фантазии показывают уже готовыми? Нет, о чём ниже поведаю.

Сегодня у меня есть опыт работы с детьми. Работы. Только я сама стараюсь сделать из неё развлечение. Иначе скучно мне самой. И всё-таки это работа, подчас непосильная, потому что надо придумать такое, чтобы переплюнуть в занимательности телепрограммы, виде- и компьютерные игры. Труд адов. Легче всего сказать ребёнку - ты должен! А если он не осознаёт это должное, тогда он олух царя небесного, неуклюжий, криворукий и ни к чему не годный. Мы не умеем бранить, мы сразу бьём по самооценке, по только-только проклюнувшейся личности.

Смешно вспоминать курс школьной психологии в институте. Слов на определение сего не могу даже подобрать. На практике приходилось пользоваться интуицией. Настоящая психология придёт в страну ещё лет через двадцать и откроет глаза на простые истины.

Мы требуем от детей беспрекословного послушания. А надо ли? Ведь творчество и послушание – две полярности.
Оказывается можно сказать ребёнку - «Ты умный, но ошибся, и ошибку можно исправить, давай подумаем как…», но до сих пор ещё это для многих новость воспитания. Чаще – делай так, как я сказал, и точка. Ещё легче наподдать и заставить слушаться. 

Ты должен! -  ребёнку. А вот взрослые никому ничего не должны, особенно соответствовать званию родителя, учителя. Вы должны, дорогие, учиться до самой старости. Ужасссс! Правда?
Правда и в том, что из послушных деток вырастает скучный стандарт, который всем мил - им легче управлять. Стандарт нужен власти, он её порождение. А нужен ли он нашим детям? Пора задуматься. Пора набраться терпения и слушать бесконечные фантазии внуков, включаться в них и деликатно уводить в нужное нам русло.

- Ксения, ты врёшь снова! – кричу от возмущения я, автор этих строк. – Когда это ты скакала на жеребце?
- Это мне приснилось, бабушка! – вспомнила она мою просьбу все свои фантазии рассказывать, как сон.
- Это другое дело, и что случилось дальше?  - Конечно, случилось, иначе это не из внучкиного сна.
- А Вика врёт! Никто не будет с ней дружить… - говорит Ксения, закончив свой коротенький рассказ о совершенном подвиге. – Правда?
- Правда, абсолютная, - ввожу новое слова в лексикон. А вот «между прочим и кстати» пора выводить,подумала я мельком и продолжила, - эту тему мы уже обсуждали.

 – А чудеса есть! – почему-то в укор мне заявила вдруг Ксения. Она научилась увиливать от неприятных тем и переключать разговор на свои любимые и муссировать их до бесконечности.
- Есть, - отвечаю я устало, зная, что она в десятый раз попытается разогнать тучи или вызвать дождь, только один раз посмотрев по ТВ фокусы экстрасенсов.
- Вот смотри! Я взмахну рукой, и ветер стихнет! Веришь? – она подозрительно посмотрела в мои глаза.
- Верю! – ответила я, не моргнув.
Ксения замахала руками, как пропеллером, скорее вызывая, чем утихомиривая стихию воздуха.
- Утих! – возопила внучка. А ветер как на зло сорвал лёгкий берет с её головы.
- Утих, а потом я перестала махать, и он снова подул! – нашла она оправдание.
- Вот я знаю чудо, дома покажу! – заявила я.
- Какое?!

Дома я заставила Ксению вымыть туфельки, начистить их кремом. Внучка всё сделала с энтузиазмом в ожидании чуда. Я поставила туфельки на стул и сказала:
- Вот это и есть чудо. Были старые и грязные, стали чистые блестящие, как новые. И это чудо совершила ты, своими руками.
Ксения оторопела. Бабушка снова её надула? Или нет...? Я читала мелькнувшие сомнения на её личике. Сомнения - это развитие. Пора делать такую прививку простодушному ребёнку с абсолютной слепой верой, она только укрепит её психологическую защиту от более серьёзных разочарований.  Через мгновение сомнение сменилось подобием восторга, отказаться от собственноручно совершённого чуда не хватило сил. Мне было весело и немного грустно.
- Это было простое обыкновенное чудо? Ты согласна?
- Да! А необыкновенное?!- глаза внучки вспыхнули ожиданием.
- Необыкновенное... - я задумалась. Хотелось воспарить под потолок и удивить любимое чадо. Очень хотелось, но "не шмогла". И я таинственно прошептала на ушко Ксении, - А сейчас совершиться почти  чудо... - и уже громко объявила: - Куклы, садитесь в зрительный зал. Сейчас Ксения сыграет вам этюд, ноты которого увидит в первый раз!
Я с тревогой посмотрела на Ксению, -  Сможешь?
- Смогу! – огонёк в глазах не погас, оптимизму ребёнка не было предела. Она верила в себя. С этой верой она когда-нибудь проскачет галопом и на жеребце.   

А вот верю ли в Ксению я? Трудный вопрос. Внучка категорически не согласна, что должна хорошо учиться. Её не пугает даже работа дворником. Второй раз, уже ужОссс! Ксения совсем не похожа на меня и на маму. Что делать? Надо напружиниться и … верить. Она уже переплюнула нас обеих – поверила в себя. Вот вам! Личность зародилась. Осталось возбудить инициативу и критическое отношение. Стоп. А кто первым критически посмотрел на меня, когда... Принц был почти на пороге нашей квартиры!

Итак. Чаще всего главной мотивацией для уборки игрушек и наведению порядка в комнате был Принц, который ходил в гости к девочкам и выбирал среди них самую аккуратную, умную и вежливую.
- Ксюша, заканчивай уборку, - говорила я внучке, Принц уже в соседней квартире, скоро к нам постучится… - и для верности выглядывала в  общий коридор. – Уже к соседям зашёл… - Всегда срабатывало, и вдруг...
- Что-то мне не верится, - ответил ребёнок, которому исполнилось только три года и три месяца. Она пока верила, но уже сомневалась.

Всё, подумала я, пора с такими мотивациями покончить. Ах, Принц, почему ты не зашёл к нам в гости? Один раз всего, а мы бы ещё долго ждали второго пришествия и убирали комнату к твоему появлению.
Как быстро вырос ребёнок!? Жаль… Хотя надо радоваться критическому росточку в её сознании. Ай, да Ксения!

С тех пор прошло почти три года, мне пришлось придумать много маленьких историй уже про Ксюшу и Нюшу. Каждая история на злобу дня. Этих злоб было... и не сосчитать. Они свирепствовали на каждом шагу - тянули в грязь и лужи, ненавидели мыло, бросали одежду, прятали носки, звали выглянуть в окно с двенадцатого этажа... Но Ксения с ними справлялась! В отличие от Нюши...
Потом всем стало жалко Нюшу, даже родителям, и мы с Ксенией стали учить её уму разуму, превратив в младшую сестрёнку.

Ксения росла и выбивала из моих рук пристреленное оружие воспитания. Пришли на помощь любимые детские писатели... 

Продолжение следует.

 Тина Вальен.


Рецензии
Автор права в том, что от нас многое скрывали и продолжают скрывать...
И мы продолжаем плохо понимать - что такое...
Врать и лгать - это совершенно разные, хотя они видом похожи.
"Ложь и враньё - это передача информации, не соответствующей реальности".
Суть лжи - сводится к тому, что человек верит или думает одно, а в общении сознательно выражает другое. Ложь как сознательное искажение известной истины с целью ввести в заблуждение собеседника. Цель лгущего - передать ложное сообщение с помощью различных средств (голосом, письменно, намеком и т.д.).
Пристрастие ко лжи - это сигнал о душевной болезни, в результате застоя и деградации нравственного развития человека. Следует помнить о различии и сходстве лжи, обмана и неправды. Слово "лгать" обозначает: делать неверное заявление... особенно с намерением обмануть, производить ошибочное или вводящее в заблуждение впечатление.
Суть вранья - сводится к тому, что человек и верит и думает, и в общении отражает возникающие в его воображении фантазии. Фантазии являются частью действительности, но которая ещё не способна проявиться в реальности.
Пристрастие к вранью - это свидетельство развивающегося воображения, которому, к сожалению, часто ломают крылья. В частности, родители.
Тоже самое относится и к слову и явлению веры, которые мы путаем с установками, убеждениями..., но которые к вере не имеют отношения.

Солнца Г.И.   07.02.2013 19:07     Заявить о нарушении
Спасибо. Очень рада была прочесть ваше мнение. Я не против детских фантазий, пусть себе развивает воображение, сочиняя сказку, но не собственные подвиги...воображаемые подвиги по сути - ложь...)))

Тина Вальен   08.02.2013 11:42   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.