Шах и Мат
- Что значит, сколько ходов у меня осталось?
- То оно и значит - сколько еще раз ты должен сходить, что бы одержать победу?
- Ты думаешь, я ходы считаю!?
Он неловко улыбнулся и почесал затылок, после чего передвинул коня еще на две клетки. Ситуация обострялась. Интересно, о чем он думал на тот момент? Наверное, это ужасно приятно, когда давишь на соперника позиционно, словно душишь его изо всех сил... Или, например, проводишь удачную искрометную комбинацию. Это я привык называть чувством превосходства над соперником, который решает, на каком ходу ему сдаваться. Неповторимое пред победное ощущение.
- Ты должен… - тихим тоном произнес он, не отрывая взгляда от доски.
Четыре пешки на поле, король в осаде, недалеко ферзь и ладья где-то вдалеке. Ситуация в ноль, конечно же… Рокировка? Нет, думаю, не поможет.
- Слишком долго мыслишь, друг мой…
Да, знаю…
Шахматы - модель жизни. Индусы ведь то же не дураками были в свое время, придумав такую модель две тысячи лет назад. Казалось бы, кто знал, что двое гадов-соперников сейчас, спустя века будут сидеть на солнечной лужайке, впопыхах высчитывая комбинации.
- Блесни своим интеллектом уже, наконец – Старик ворчал все чаще – ведь интеллект - умение мыслить. Это, так сказать, своя экзотика, не имеющая аналогов. Чувствуешь себя игроком, военачальником и даже Всевышним, в одно и то же время. Вот, ты кто из них? Как думаешь?
Молчание. Рассуждение. Четыре пешки. Пешка ходит со взятием по диагонали на одно поле вперёд, а без взятия - по вертикали на одно поле вперёд. Король – идти нельзя, помрем. Ладья… однозначно – удачная позиция! Осталось решить – вертикаль? Горизонталь? Думай, думай, думай…
- Молчишь… А я говорю, что нравятся мне шахматы. Хотя, играю-то я на бытовом уровне, то есть умею правильно расставить фигуры, знаю как они ходят, плюс ряд терминов: «рокировка», «шах» и «мат». А на этом знания заканчиваются – старик снова засмеялся - Дальше начинается сплошная импровизация. Очень мило, когда удается предугадать ходы соперника или отвлечь его так, чтобы он не смог разгадать мои, а потом БАЦ! Я убил твою ладью… - Снова смех…
Как!? Как ты это сделал!?
- Открою тебе секрет, друг мой – старик оторвал руку от пешки и принялся чесать подбородок, по видимому обдумывая будущий ход - Шахматы, как и многие игры, это в большей степени психологический поединок, дающий простор для применения всяких хитростей и уловок. Этим они мне нравятся еще больше. Интересно наблюдать за поведением соперника во время игры, его реакцией на проигрыш – шахматы в этом случае превращаются в еще один способ узнать человека. Для этого, конечно, лучше чтобы противники играли примерно на одном уровне. Чего я не могу сказать о тебе.
Взгляд медленно перекосился исподлобья на меня. Ты что-то задумал… я вижу это по твоим хитрым глазам. Ну, давай же, что ты будешь делать? Снова убьешь меня? Да, снова убил… три пешки, король и ферзь. Болтливый старикашка напротив. Игрок бытового уровня, как же…
Думай, думай, думай… думай!
- Итак, сколько ходов у тебя осталось?
…
- Ну?
…
- Не знаешь. Тогда вот тебе второй секрет. У тебя сердитый взгляд. Оно и не случайно, ведь для меня тоже - это самая сложная, загадочная и неповторимая игра на свете! Недаром все ещё не решен спор: "Шахматы - это спорт, искусство или просто игра?". Вот, ты как думаешь?
- Игра.
- Игра… тогда почему о ней до сих пор говорят? Разве о простой игре можно говорить десятками, сотнями, тысячами лет напролет? Нет, это нечто большее. Это что-то такое, что можно обнаружить во взгляде каждого “играющего”. Это та самая искра, которая ведет человека к победе на протяжении всей битвы. Она либо слабая, либо нет. А может, ее и вовсе нет? Вот, ты, например, понимаешь суть всего этого разговора?
Три пешки… три хода, два в тупике. Болтливый старик… и воля к победе…
- Понимаю.
- А если следовать твоей логике, то об этой игре, вскоре просто забудут, как и о поколении, которое выросло, играя в нее…
Свидетельство о публикации №212081201558