Ярмарка времен

                Ярмарка времен

           Однажды, очень давно, где-то между Индией и Китаем проезжал один торговец, имя которого было Ахкмет.
 У Ахкмета не было дома и семьи, и всю свою жизнь он занимался одним делом  – возил свою телегу по всему миру и торговал тем, что у него есть. А единственным товаром в его старой телеге, которую вёз огромный чёрный бык, было время. Ахкмет был  торговцем, но продавал он свой товар не за деньги, а за воспоминания людей. К нему мог прийти человек и попросить вернуть ему молодость, и тогда Ахкмет просил рассказать ему всю его жизнь с того момента, с которого покупатель хочет начать всё заново. И если Ахкмет считал, что покупатель достоин времени, то он  рылся в своей телеге и находил маленькую бутылочку с прозрачной жидкостью без вкуса и запаха и давал её покупателю. Так шла его торговля. Но если Ахкмет считал, что покупатель врет ему или недоговаривает что-то, то давал ему другую жидкость, выпив которую человек закрывал глаза и  видел всю прелесть жизни и чувствовал радость настолько сильную, что тонул в эйфории и наслаждении, это было высшее блаженство – чувство полёта и нирваны. Но чувство это длилось ровно миг, и когда покупатель открывал глаза, ни Ахкмета, ни его телеги не было рядом. И эти покупатели впадали в отчаянье, потому что хотели повторить то чувство, которое испытали, когда попробовали напиток, доставшийся им от Ахкмета. Они готовы были рассказывать ему вечность - все, что он захочет услышать, лишь бы он дал ещё один разок глотнуть этот напиток. Но Ахкмета и след простыл, и кого бы эти бедолаги ни спрашивали о нём – никто не слышал такого имени «Ахкмет», хотя они сами узнавали о торговце времен из той же толпы, к которой они бегали в надежде разузнать, куда поехал Ахкмет. Так Ахкмет карал глупцов и обманщиков – главные причины неудач в жизни любого человека по его мнению. Истории жизни людей, которые приходили к нему с чистыми намерениями и говорили лишь правду, Ахкмет слушал и наслаждался, так как давно понял, что самое интересное существо на свете – это человек, а самое интересное занятие на свете – это слушать рассказы людей, которые пережали испытания или хотят пережить их заново.
Ахкмет был человек среднего роста, с большими сильными руками и бородой, кожа его была черного цвета, как уголь, а на бороде уже были седые волосы. Он сам говорил, что ему шестьдесят лет, но ходила молва, что еще деды дедов многих стран частенько видели Ахкмета на своей телеге, запруженной черным быком, который медленно ехал из одного края света в другой. Говорили, что он заключил сделку с нечистыми духами и они дали ему время как товар, а он должен был каждую ночь, когда духи к нему являлись, пересказывать им истории жизни людей, которым он продал время, чтобы они знали, кого можно выбрать в жертву. Иначе, зачем ему слушать истории простых людей?  Многие боялись Ахкмета, потому что считали, что те, кто не возвращается после того, как решат спросить у него время, умирают. Но многие относились к нему с уважением, так как Ахкмет был очень мудрый и умный человек. Много городов приглашали его в гости, а некоторые даже предлагали ему стать их правителем. Но Ахкмет лишь говорил: «Знающий не говорит, говорящий не знает». Никто не понимал, что он хочет сказать этим, но никто не смел оспаривать его слова.
     Ахкмет никогда не продавал время императорам и султанам, визирям и фараонам, жрецам и авгурам. Он не продавал его за золото и драгоценности. Это были единственные принципы его торговли. Время – это не игрушка. Его нельзя давать кому попало. Его заслуживают лишь те, кто доказал своей жизнью, своими делами, что он настоящий человек. Время в руках глупца становится оружием, в руках жадного человека - средством, в руках  убийцы – ножом, а в руках игрока – попыткой. Ну а счастливым людям время и вовсе не нужно. Так что Ахкмет  никогда не совершал ошибок в выборе нужного времени для достойного человека.
     Несчастные после встречи с ним говорили, что он проклятие; счастливые после встречи с ним говорили, что он друг божий на земле. Ахкмета любили и ненавидели, боялись и тянулись  к нему. А он просто слушал и переживал новую жизнь, рассказанную ему незнакомцем, как свою собственную. Эти истории давали ему силы, и он был бессмертен, пока люди говорили с ним о себе, а он слушал и решал – достойны они второго шанса или нет.
     Так и в этот раз, когда Ахкмет направлялся к Джомолунгме, он решил заехать в одну горную деревушку, в которой жил его старый друг, купец по имени Гарат, который покупал человеческие грёзы.
     Ахкмет приехал в деревушку утром и сразу же заметил своего друга, сидящим на земле в позе лотоса у самого въезда в селение. В руках Гарата был мешок с золотом, откуда любой человек мог взять сто монет, если расскажет Гарату свои самые невыполнимые мечты и фантазии. Но если пытались обмануть старика, то стоило им только дотронуться до золота, как они заболевали, и на следующий день умирали. Поэтому старого тощего старика никто, никогда не грабил.
- Гарат, мой старый друг, сколько лет мы не виделись: триста? Четыреста? – Сказал с улыбкой Ахкмет.
- А, это ты старый обманщик, Ахкмет. – Ответил ему Гарат, только повернув голову в его сторону.
 - Почему ты называешь меня обманщиком?
- Потому что мы не виделись с тех пор, как Александр Македонский просил у тебя время, а ты ему безжалостно отказал. С тех пор прошло уже лет пятьсот. Поэтому ты обманщик.
- Я немного ошибся на какие-то сто-двести лет. А, я понял, ты просто все еще злишься на меня потому, что я отказал Македонскому императору. 
- Если бы ты дал ему время, он все бы исправил.
- Гарат, дружище, я не спорю с тем, что его мечты были для тебя столь же прекрасны, как его жизнь для меня, но ты знаешь закон – я не могу его нарушить, я не могу продавать время тем, кого люди ставят выше себя.
- Ты это уже делал, мой друг.
- Один раз.
- Зато какой.
- Да…много времени прошло.
- Да. Много, – ответил Гарат и замолчал. - Ахкмет, зачем ты приехал?
- Проезжал рядом и решил тебя навестить, мой старый друг.
- Да? Приятно. Меня  давно никто не навещал. Сколько нас осталось таких, кто торгует не вещами?
- Мало, мой друг, - ответил Ахкмет и улыбнулся, - мало. Люди больше любят сейчас вещи.
- Да, это правда. Надеюсь, Господь когда-нибудь это исправит.
- Ты забыл, Гарат, что он никогда не вмешивается.
- Да, ты прав, иначе было бы не интересно.
- Много сегодня купил фантазий?
- Ты смеешься? Люди разучились мечтать. Ни одной интересной мечты. Всем надо лишь деньги, любовь, приключения и деньги после того, как  приключения кончатся. А все приключения из-за любви. Скука смертная. А у тебя как дела?
- А у меня, друг мой, все идет хорошо. Люди всегда хотят изменить будущее, поменяв прошлое. Но ты прав, они разучились мечтать. – Ахкмет засмеялся.
- Почему ты смеешься? - спросил Гарат.
- Потому что при нашей прошлой встрече мы говорили друг другу те же жалобы, какие говорим и сейчас.
     Ахкмет продолжил смеяться, а Гарат повернул голову прямо, немного помолчал с открытым ртом, а потом залился таким же громким смехом, как и его друг.
     Гарат провел своего друга в свою маленькую, старую лачугу. Они всю ночь сидели и вспоминали все, что с ними случилось за последние пятьсот лет.
- Что там слышно про Рим? – спрашивал Гарат. – Ты же постоянно куда-то едешь, ты должен знать все, что творится в мире.
- Рим? Я, кстати, направляюсь в Рим. О, говорят, что сейчас Рим велик как никогда. Он огромен. Там живет где-то четверть миллиона человек. А империя Рима раскинулась от Испании до Армении. Она больше, чем империя Дария Великого. – Отвечал Ахкмет.
- Больше, чем у Дария? Да, Дарий был бы очень не доволен, если бы узнал, что потомки сделали с его детищем, - серьезно и тихо произнес Гарат. Он начал гладить свою бороду и уткнулся глазами в пол. Ахкмет понял, что его друг задумался о чем-то масштабном.
- Слушай, Гарат, почему ты все время сидишь в этой деревушке. Ты уже тут сколько?
- Двести лет.
- Может, поедешь со мной? Тебе тут скучно, ты сам говорил. А в мире еще много стран и городов, в которых много людей.
- Нет, друг мой. Ты же прекрасно понимаешь, что я намного старше тебя и что мне жить осталось немного. Я буду сидеть тут, и пусть люди считают, что я святой. Ты тоже мог бы стать святым в какой-нибудь религии. Но ты вечно путешествуешь, поэтому ты станешь легендой, историей, которую будут рассказывать старики своим внукам. А я уже сейчас считаюсь за святого, еще при жизни. Иногда в деревню приходят, чтобы меня увидеть, дотронуться до меня. Они даже не хотят золота, не хотят рассказывать свои мечты, а только стоят и молятся. А я молчу. Сижу и молчу. Пусть молятся. А ты представляешь, что будет, когда я умру. Наверняка тут построят какой-нибудь храм. Если хочешь, останься.
- Нет, друг мой, ты же знаешь, я не умею сидеть на месте, - ответил Ахкмет. - Тем более, что в мире становится все интереснее.
- А что там за океаном творится? Как там эти люди?
- Гарат, я был там два раза за последние сто лет, и за все это время ничего не изменилось. Они так же изучают звезды и регулярно совершают жертвоприношение. Ничего нового. Ты бы там и дня не прожил.
- Расскажи еще что-нибудь, Ахкмед. Ты даже не представляешь, как мне тут скучно.
- Представляю, друг. Я могу рассказать тебе, что учения того молодого еврея, который говорил, что он сын божий, живет и процветает. Его последователи распространились по все империи Рима. Я могу рассказать тебе, что греки стали совсем скудны на ум. Могу рассказать, что в Китае все воюют, так же как и в Индии…
- Постой, - перебил его Гарат, - ты сказал, что учение того еврея живет и процветает?
- Да.
- Боже, если это так, то скоро любой человек сможет сотворить себе Бога.
- Ты прав, друг мой, ты прав. Когда же они перестанут придумывать истории про богов и начнут верить в себя?
- Ахкмет, ты ли это? Ты ли критикуешь людей? Ты всегда был их ярым защитником.
    Ахкмет рассмеялся. Гарат тоже начал смеяться, но не так сильно, как его друг. После того, как друзья перестали смеяться, их разговор о религии молодого еврея возобновился.
- Все-таки, - говорил Гарат, -  не могу до конца понять: если взять человека и поставить пред ним другого человека, и пускай первый начнет говорить, что он -  единородный сын божий, что он сам бог, что он в каждом и каждый в нём – то тот человек, которому это говорят, никогда не поверит в это, а лишь посчитает, что его собеседник не сын божий, а сумасшедший. Но стоит собрать сто человек и начать говорить то же самое, то обязательно найдутся те, кто ему поверит.
- Он обещал всем праведникам жизнь после смерти.
- То есть жизнь, после жизни.
- Но в его словах есть смысл. И он отдал свою жизнь ради того, что считал правильным, – очень уверенно сказал Ахкмет.
- Тогда это будет религия мира.
- Говорят, что он сын Гая, из рода Юлиев, который был Цезарем.
- Ты не знаешь наверняка, Ахкмет?
- Нет, друг мой, я, в то время как происходили все эти события, был очень далеко от Рима и Иудеи.
- Если он научит людей мечтать, то я за него, - с улыбкой сказал Гарат.
- И если он научит людей ценить время, то и я за него. – Оба друга рассмеялись.
     На следующий день Ахкмет попрощался со своим другом, возможно в последний раз, так как Гарат был очень стар, и поехал своей дорогой. А дорогу продавец времени держал в Рим. Путь был долгий. И на этом пути Ахкмету встречались много тех, кто хотел изменить время, и много тех, кто хотел обмануть его. Первым – награда, вторым – проклятье. Годы шли. Ахкмет был уже в пустынях на севере Аравийского полуострова.
     И в один солнечный день Ахкмет увидел, как к нему направляется юноша. Торговец времени приостановил своего черного быка. Юноша подошел и начал говорить:
- Старик, я знаю, что ты торгуешь временем. Дай мне его.
- А зачем оно тебе нужно? - спросил Ахкмет.
- Я хочу изменить жизнь.
- Расскажи мне свою жизнь.
- Нет. Дай мне время, и я уйду.
- Я не могу дать тебе время. Расскажи мне все, что ты хочешь изменить, и тогда  я отдам тебе…
- Нет, старик, отдай мне время. Его у меня сейчас очень мало.
- Расскажи, иначе ничего не получишь.
- Я обещал убить тысячу человек из тысячи народов, но моя жизнь слишком коротка и я этого не успею сделать, так что мне нужно время, много времени, чтобы осуществить свое обещание.
     Ахкмет понял, что юноша не врет, но он не давал время тем, кто тратил его на убийство, поскольку считал, что жизнь человек священна.
- Я не дам тебе время. Я не даю время тем, кто хочет отнимать жизнь. Ты…
     Ахкмет не успел договорить то, что хотел, потому что юноша набросился на него и скинул с телеги, а сам начал в ней рыться и сразу нашел бутылочку с прозрачной жидкостью.
- Стой, - крикнул Ахкмет, - это не та…это проклятие, если ты его выпьешь, то  ты будешь всю жизнь искать удовольствий, которые никогда не найдешь…
- Это лучше, чем умереть таким, какой я сейчас есть…- ответил юноша и убежал.
    Ахкмет хотел обмануть юношу, так как он взял правильный напиток, но не смог. Это его очень озадачило, потому что, выпив содержимое бутылки, юноша сможет растянуть свою жизнь  на многие годы и этого времени хватит, чтобы выполнить свое обещание. Но Ахкмет никогда не вмешивался в дела людей, он лишь продавал им время в разной форме. Ему ничего не оставалась, как пойти по следам этого юноши и отнять у него украденное. Так он и сделал. Но поиски ни к чему не приводили. Юноша исчез. Ахкмет разочаровался. Он потратил столетия, чтобы отыскать вора, но никто не слышал о нем, ни слова, да и сам Ахкмет не знал ни как его зовут, ни из какого он племени. Но больше всего удивляло то, что никто не слышал об убийце, который обещал истребить тысячу человек.
     Торговец времен уже был стар. С тех пор, как юноша украл у него время, он не слушал ни одного рассказа и не продал ни одной бутылки с жидкостью. Все силы уходили на поиски…но Ахкмет ничего не мог найти. И в один день Ахкмет разочаровался. Он устал. Его поиски ни к чему не привели. Он решил, что пора перестать искать юношу, тем более что на дворе был уже двадцатый век по грегорианскому календарю и Ахкмет находился в стране, которую называли Канадой.
     Ахкмет решил никуда больше не идти. Он решил устроиться там, где находился, в городе под названием Квебек. В Квебеке он открыл маленький магазин « Ярмарка Времен», в котором торговал антиквариатом. Магазин не пользовался славой, но старый торговец временем был доволен, так как у него появилось много интересов, которые он не успевал замечать из-за своей погони за неуловимым вором. Ахкмет пристрастился к чтению, к музыке, он любил сидеть с людьми «своего возраста» и разговаривать о том, что они повидали. Он носил репутацию прекрасного слушателя, но еще больше его прославило умение повествовать всевозможные истории, которые все считали выдумкой, но сам Ахкмет говорил, что все это случалось с ним на самом деле: и то, как он участвовал при осаде Трои, и как виделся с Конфуцием, и то, как отказал в одной просьбе самому Александру Великому, и многое, многое другое. Так пролетали дни и ночи. Жизнь Ахкмета стала медленной и приятной.
    Но в один солнечный день к нему в магазин зашел мужчина с черной бородой. Ахкмет рассмотрел его.
- Вы не мусульманин? – спросил хозяин магазина.
- Да, я мусульманин, – ответил покупатель. Его голос показался Ахкмету знакомым. - Старик, я знаю, что ты торгуешь временем, - продолжил посетитель, - но не пришло ли твое время?   
    Ахкмет понял, что тот, кого он так долго искал и разуверился найти, сам пришел к нему.
- Что тебе нужно, грабитель?
- Мне нужен ты.
-У меня больше нет времени.
- Я сказал, что мне нужен ты, а не твое время. Помнишь, как ты хотел меня обмануть? – я поверил, но все-таки выпил напиток без вкуса и запаха. И вот я перед тобой.
- И ты исполнил свое обещание? – нетерпеливо спросил Ахкмет.
- Зови меня  Мухаммед.
- Ты исполнил свое обещание, Мухаммед?
- Не до конца.
- Что это значит?
- А это значит то, старик, что мне осталось убить лишь одного человека. Я убил девятьсот девяносто девять человек из девятисот девяноста девяти племен. И я мог бы убить тысячного, но тысячным мне попался сам пророк Мухаммед. И его слова изменили меня. Он посвятил меня во всю святость веры, и я понял, что такое жизнь, и я понял, что был грешен и грешен я был потому, что есть ты, старик, да, потому что есть ты. Ты – тот, кто сделал меня таким, потому что у тебя было оружие. Время. У тебя было время. И ты сделал так, что такие люди, как я, могли у тебя его взять. Ты, а не я убил всех этих людей. И я пообещал, что найду тебя и убью и тем самым искуплю свою вину перед Богом и исполню свое обещание перед самим собой.
    Ахкмет понял, что пришло его время, и что он ничего не может исправить. Уже поздно.
    Когда один из друзей старого торговца  шел к нему в магазин, чтобы купить приятную безделушку на день рождения своего сына, то он увидел, как из «Ярмарки времен» выходит мужчина, но не придал этому никакого значения. Но когда он вошел в магазин, то Ахкмета там не было. Это было очень странно. Ахкмет никогда не уходил из магазина в рабочее время. Ни следа, ни записки, ничего, словно он исчез. Словно Ахкмет растворился во времени.


Рецензии
когда работа оставляет впечатление, хочется оставить исключительную рецензию, чтобы рядом с произведением были особенные слова...
Мне очень понравилась эта история.
"Особенно" - не получилось. Но ведь в жизни не всегда получается то, что хочется...

Крайнова   20.02.2014 23:59     Заявить о нарушении