В поисках ноу хау
Наивный человек. Я думал, что это так просто, как дважды два, или как одесситу на «привозе» получить ответ на вопрос- Шо там новенького в нашем отечестве?
Потраченный день в поисках показал, что это не так то просто, как мне думалось. Хотя вывески на рекламных щитах города зазывали, обещали и интриговали.
Самый первый заход был к моему старинному другу президенту компании «Стройактив» Александру Волкову. Известен в народе, как пропагандист и внедренец новых технологий по сооружению очень быстрых свайных полей для строительства малоэтажных строений. Ну, берете вы сверло шнекоподобного вида с расчетным шагом и нержавеющего материала, вворачиваете его в самую, что ни на есть матушку землю на глубину промерзания и, даже больше, не нарушая естественного слоя тверди. И таким образом ваше сверло- шнек будет вам сопротивляться при нагрузке в 5 тонн Если учитывать, что затраты и время на эту процедуру составляют всего каких то 3-4 часа, а служит гарантированно такое свайное поле более 50 лет, овчинка выделки стоит. В восхищении, я уже готов был аплодировать и бросать в воздух чепчик. Однако, мелкими буквочками, постскриптум глагольствовал, что это совсем не наша технология, а финская. Просто к нам долго шла и, за неимением лучшего прижилась. И была бы востребована и массово применяема, если бы не цена. А она прямо таки кусается. Пять таких карандашей стоят около тридцати тысяч наших рубчиков. Впрочем, людей, готовых платить за такое новшество, находится немало. Но у них все деньги начинаются со ста тысяч долларов. И фактор доступности для них не имеет никакого значения.
Показывая характер и осведомленность, намекаю Александру, что, дескать, есть технологии в Канаде, где за 72 часа строители сдают с нуля целый пятиэтажный дом под ключ. Работа идет в четыре смены в сутки. Все элементы конструкции и наполнения дома изготавливаются на заводе и согласовываются с заказчиком заранее. Самой большой проблемой является доставка всех элементов точно по графику. Принцип сборки элементов конструкции известен даже в детских игрушках Лего. Однако, мой собеседник просит реально посмотреть на состояние дел. Строительство сегодня, пожалуй, самая прибыльная часть из всех отраслей. Показываемые статистикой проценты прибыли в этой отрасли очень далеки от реальных, и уменьшены кратно. Начнем с того, что наша промышленность на сегодня просто не имеет тяжелого машиностроения-производства станков для производства самих станков. Мы просто их покупаем. Причем, этот процесс устойчив во всех сферах капиталистического хозяйствования. Рентгеновские аппараты и медицинское оборудование, деревообрабатывающие станки, тяжелая техника для лесной промышленности- это все, к сожалению, не произведенное в нашей стране. А в самом процессе приобретения свой интерес нашли и чиновники. Сколько уже реализовано уголовных дел за покупку оборудования по увеличенным закупочным ценам? Формально все процедуры приобретения тех же томографов соблюдаются, но на конечном этапе выясняется , что интерес на этом действии имели все причастные. Как сказал директор института рынка Вадим Заусаев, система у нас деструктивная. «На неэффективность расходования государственных средств в прошлом году обратил внимание Дмитрий Медведев: из пяти триллионов, потраченных ведомствами на закупки товаров и услуг, неэффективно израсходован целый триллион. По мнению экспертов, беда с эффективностью и у многих коммерческих компаний с государственным участием на покупку товаров и услуг они вместе тратят даже больше чем государство. Часто речь идет о банальном воровстве государственных и корпоративных средств, «откатах и распилах».Газета Аргументы и факты.
Показательный пример с крушением нового нашего совместного детища авиационной промышленности - самолета «Суперджет 100».Общественное мнение и выявленные подробности в социальных сетях по производству этого самолета заставило сделать однозначный вывод. Не самолет потерпел крушение, а сама система создания нового воздушного аппарата. В основе самого принципа совместного создания лежит конкуренция. Было бы наивным считать, что американцы сильно заинтересованы в создании дешевого, надежного, экономичного самолета, где-то в России. Поэтому, не удивительно, что они, консультируя наших производственников ,так настаивали на применении фрезерованных элементов конструкций вместо штампованных. Хотя сами используют как раз эти технологии. А стоимость двух входных люков по цене одного центроплана, которые наши добрые американцы продают для совместного детища, увеличивает выходную цену в разы. И какие предпочтения будут у покупателя этого самолета? Он, несомненно, купит американский аналог.
Вернемся к саммиту. Строительство моста по идее должно оказать самое неизгладимое впечатление на участников экономического форума. Убедить их в экономической состоятельности нашей отечественной промышленности и, в итоге, поставить «забугорных» олигархов в очередь для вложения денежек в нашу промышленность. (Тогда почему наши бизнесмены так торопятся вывести свои капиталы в оффшоры и не вкладывают их в отчество?)
Но если мост рассматривать не как достижение, а сточки зрения технологий и экономики, то меня сразу посещает чувство уныния и разочарования. Несомненно, мост впечатляет. Но ведь себестоимость моста, завышенная при согласованиях в несколько раз выше расчетной, была увеличена при строительстве в 28 раз! Куда делись эти бюджетные деньги? А случай с разрушением подъездной дороги, еще не сданного моста, это свидетельство порочности системы оплаты труда простого рабочего. Нельзя строить качественно за одну похлебку. Мой знакомый крановщик рассказывал (поехал с надеждой заработать), что из обещанных ему 45 тысяч, он за три месяца не получил ни копейки. Двенадцати часовый рабочий день, нечеловеческие условия проживания (общежитие- хуже лесной землянки), он выдержал только три месяца. Правду искать по судам было настолько наивно, как и бесперспективно. В таком повальном воровстве рабочие нашли выход. Они начали продавать все, что продавалось на сумму обещанной ставки оплаты.
Я внимательно изучаю фотографию, укрепленной камнем и скрепленной сеткой вертикальной стенки. Там видны уже выпирающие участки. И не могу согласиться с утверждениями прессы, что причиной обрушения являются не достроенные по забывчивости ливневые отводы. С такими новшествами конструкция крепления вертикального откоса должна обрушиться при самой минимальной нагрузке на дорожное полотно.
Сегодня строительство самая темная, самая прибыльная и самая «мутная» тема. Включая все этапы- от покупки земли, строительства, контроля, до последнего акта-сдачи объекта. Когда-то ходил анекдот-Студента спрашивали на экзамене-«С чего начинается строительство?». С туалета!. Сейчас это утверждение неправильно в корне. Оно начинается со сметы. Это самое важное и хитрое новшество. Законодательная база и используемые нормативы, настолько резиновые и не точные, что позволяют создать сметную стоимость объекта от минимума до максимума. Если необходимо показать минимум- это на конкурс выиграть тендер. Ну, а максимум- это получить побольше денежек с заказчика (дольщика).Далее идет процесс строительства по факту. Причем, зачастую используются материалы, не имеющие к смете никакого отношения или вторичного применения. Контролировать ход строительства, дольщик по законодательной базе возможности не имеет. Вот и получается, что новые технологии в нашей промышленности применяются только с одной целью- в интересах своего кармана.
Я долго не мог сесть за написание материала по заданной теме, переписывал пару раз черновики. Даже делового перечисления наших достижений не получалось. Я все время приходил к утверждению маститого строителя о сдаче дома от нулевого цикла до ключа через семьдесят два часа- Так не дадут же построить производственную базу! Каждый раз возвращался к мысли- Это надо же было так разрушить страну.
И в выборе вариантов объяснений причин: это так кому-то надо или это всем все равно. Почему-то склонялся к первому.
Все же я нашел один положительный пример. Месяца три назад, из любопытства , посетил краевой конкурс молодых ученых, организованный Правительством Хабаровского края. Обратила на себя внимание первая премия кандидату медицинских наук Шевченко Александру. После награждения я взял у него интервью и выяснил в чем суть его новшества.
Официально зарегистрировано как изобретение и удостоверено патентом. С его слов я легко представил, что костный скелет человека при хирургическом вмешательстве, мягко говоря, нарушается. Во время операции на сердце и легких часто вскрывается грудная клетка для обеспечения операционного пространства. Лапероскопический метод не всегда применяется. При удалении легкого вырезается и пять ребер, часть их смещается. После операционный период достаточно тяжелый, длительный и болезненный. Место удаленного легкого заполняется жидкостью , удерживать стройность и прямоту тела проблематично. Полноценной жизни от такой операции ждать не приходится. Испытать на себе все это- врагу не пожелаешь.
Его предложение было простым и добротным. При операции удалять только одно ребро, а объем удаленного легкого замещать мышечной тканью, взятой со спины.
Проведенные операции на более чем тридцати больных и их успешная реабилитация показали, что этот метод имеет право на успех. С чем я от души и поздравил молодого ученого.
В поисках новых технологий я еще потратил полдня. Без успешно. Но в духе нашего времени строительства «новых Васюков», рекламных вывесок свидетельствовавших ,что они существуют, было достаточно. Вывеска «Нано мойка» сулила для автомобиля невероятную чистоту на молекулярном уровне. В ответ на мою дотошность, менеджер хитровато поведал, что получили шампунь от другого поставщика по другой цене.
А вот другой рекламный щит, свидетельствующий, что у нас даже есть «Центр инновационных технологий». Правда, дозвониться по засвеченному контактному телефону оказалось не просто. Щиты были размещены рядышком с вывеской магазин «Ветеран»,что и подвигло меня на мысль обратиться к администратору. Кто-то же заключал договор на размещение рекламы с этой фирмой. При первом же контакте выяснилось, что сам магазин- это детище Центра. Инновационного в нем я, кроме выше рыночных цен, нечего не нашел. А Центр оказался, почти, засекречен и администратору было запрещено давать какую либо информацию. Ну, и чем он отличается от «Наномойки» для автомобилей?
Свидетельство о публикации №212081200663